Системный подход к управлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к управлению



Учения об управлении условно можно разбить на две группы: одномерные и синтетические. Одномерные учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Таковы учения Тейлора, Файоля, Вебера. Синтетические учения рассматривают управление организацией как многоплановое, комплексное и динамичное явление, призванное обеспечить взаимосвязь внутренней среды организации с ее внешним окружением.

К началу 60-х гг. ХХ в. путь поиска научного подхода к процессу управления привел к зарождению количественной школы менеджмента, который характеризует системный подход к менеджменту. Он начался с развития так называемой «теории общих систем». Термин «теории общих систем» был выдвинут Людвигом фон Берталанфи (1901-1972 гг.), который поставил задачу разработать системный теоретический каркас для описания любых отношений, существующих в реальном мире.

Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем – самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Любая организационная форма отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие – система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов – затрат (сырье, машины, люди) – в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, с которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Система включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связана с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она в конечном счете повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Значение системного подхода заключает в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального менеджера, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Работы Берталанфи были использованы Норбертом Винером (1894-1964), который основал науку кибернетику. Кибернетика показала, что все системы могут быть сформированы так, чтобы контролировать себя с помощью коммуникаций. Винер пытался понять механизм взаимоотношений между человеком и машиной. Он определил кибернетику как науку об управлении и связи в живых организмах, в машинах и обществе. В кибернетических системах управления широко используются законы и принципы: обратной связи, иерархичности управления, соответствия управляющей и управляемой подсистем, внешнего дополнения, «черного ящика» и др.

Кибернетический подход к управлению позволяет формализовать управленческий процесс, включить в него систему электронно-вычислительной техники, в миллионы раз ускорить переработку информации, выработку исходных данных для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.

Отличия системного подхода от прежнего, процессного, основанного на понимании управленческой деятельности как функционально обусловленных, вытекающих один из другого элементов, в следующем:

1) в управленческой деятельности стало учитываться влияние и взаимодействие множества факторов, находящихся как внутри организации, так и вне нее;

2) было обращено внимание на то, что в организациях наблюдается синергетический эффект, показывающий, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей;

3) в соответствии с системным подходом элементы, образующие управленческую деятельность, не просто функционально вытекают один из другого, но все без исключения связаны друг с другом. В результате изменения в одном из элементов неизбежно ведут к изменениям в других и, соответственно, во всей системе управления в целом. Следовательно, любые проблемы организации – большие и малые, простые и сложные, должны решаться комплексно.

Одним из наиболее последовательных представителей системного подхода можно считать Питера Дракера (род. 1909 г.). Самое известное положение, выдвинутое им – концепция управления по целям, согласно которой управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса.

Теория «7S»

Теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос) говорит о том, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Вот эти составляющие (рис. 1.1):

 
 

 


Рис. 1.1. Система «7S»

 

– стратегия организации (strategy) – планы и направления действий, которые определяют распределение ресурсов, указывают осуществление определенных процессов во времени для решения поставленных задач и достижения целей организации;

– структура организации (structure) – внутреннее строение организации, отражающее иерархические отношения подразделений и распределение власти и ответственности между ними;

– процессы организации (sistems) – процедуры и ежедневные процессы, протекающие в организации;

– штаты организации (states) – состав работников, трудящихся в подразделении организации и отличающихся между собой по возрасту, полу, образованию, навыкам и т.д.;

– стиль руководства (style) – способ управления организацией ее лидером, руководителем. В определение стиля входят также понятия «организационная культура», «имидж»;

– квалификация персонала (sum of expertise) – сумма навыков, возможностей, умений работников, трудящихся в подразделениях организации;

– совместные ценности (significance) – миссия, смысл и содержание основных направлений деятельности организации.

В соответствии с теорией «7-S»эффективно могут функционировать и развиваться только те организации, в которых система, состоящая из семи составляющих, находится в гармонии, и, соответственно, задача менеджмента такой организации – гармонизация этих семи составляющих.

Теория Гласиер

В конце 40-х гг. Уилфредом Б.Д. Брауном и Эллиоттом Джеквестом, исследователями Тавистокского института человеческих отношений (Великобритания), была предложена универсальная теория формирования организаций – теория Гласиер (по имени металлической компании в Лондоне). Согласно этой теории в каждой организации существует, по крайней мере, четыре подсистемы, каждая из которых выполняет свои специфические функции, но в то же время эти функции частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом.

1. Исполнительная подсистема – это структура, состоящая из функции, исполнители которых должны удовлетворять определенным требованиям. Функции образуют иерархию, или цепь команд, а оптимальное количество уровней определяется с помощью требуемой нагрузки времени для каждой функции. Концепция нагрузки времени – ключевая в теории Гласиер. Она определяет уровень нагрузки для выполнения работы. Характер работы меняется, если двигаться вверх по иерархической лестнице и, соответственно, работа в организации предъявляет разные требования к тем, кто занимается различными вертикальными функциями в организации. Работа на нижнем уровне требует необходимости отчета за короткий период. Чем выше поднимается по иерархии функция, тем больший промежуток времени требуется для очередного отчета. При оптимальной исполнительной структуре работа анализируется на каждом уровне для определения нагрузки времени.

2. Апелляционная подсистема подразумевает, что каждый член организации имеет право обжаловать любое решение своего руководителя на более высоком уровне управления, вплоть до самого верхнего. В исключительных случаях он может обратиться в апелляционный суд, состоящий из представителей администрации, рабочего совета и независимого председателя суда. Обращающийся в суд может обратиться за консультацией к адвокату, который может давать рекомендации также и противоположной стороне. Суд, рассматривающий жалобу, принимает решение, исходя из политики организации, «установленного порядка» и прецедента.

3. Представительская подсистема – это рабочий совет, состоящий из представителей рабочей среды и администрации. Представители доводят до сведения руководителей жалобы членов организации, которые могут относиться к любому аспекту работы или управления. Эта подсистема функционирует на основе принятых законов.

4. Законодательная подсистема занимается выработкой политики организации. Представители рабочего совета совместно с администрацией вырабатывают «установленный порядок», организационную культуру организации, что позволяет руководителям действовать в широких рамках, принимать решения о найме рабочей силы, распределении работ во времени, правилах и инструкциях и т.д.

Теоретики Гласиер выявили существование двух систем в организации – производственной и социальной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.011 с.)