Формы передачи организационной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы передачи организационной культуры



Организационная культура передается работникам в различных формах. Это истории и легенды, ритуалы, символы могущества. Почти в каждой организации существуют истории об основателях организации, о фактах пересмотра установленных правил и процедур, создающих прецедент, легенды отражают историю и наследие предприятия. Их можно разделить по темам, лежащим в их основе:

Босс тоже человек. Эта тема раскрывается в легендах, в которых член высшего руководства попадает в житейскую ситуацию с простым работником. Если босс преодолевает разницу в статусах, например, первым начинает разговор, то он считается нормальным человеком. Если же он сохраняет иерархическую дистанцию, держится неприступно, то у сотрудников появляются сомнения в его человеческих качествах.

Простой сотрудник становится членом высшего руководства. В легендах такого типа перечисляются критерии, которые способствуют продвижению по службе, подчеркивая, насколько оно зависит от результатов работы и способности и насколько от протекции и формального образования.

Легенды перечисленных типов отражают неравенство в статусе. Через подобные легенды разрешаются конфликты, связанные с иерархичностью структуры организации – ведь босс тоже человек и своего положения он достиг благодаря личной отдаче. Если же легенды заканчиваются поражением сотрудника, то это неравенство только усиливается.

Увольнение. Наиболее волнующие легенды концентрируют внимание на причинах и обстоятельствах увольнения, что позволяет распознать стиль работы предприятия.

Реакция шефа на ошибки. Шеф может либо простить, либо наказать. Однако возможен вариант, когда за ошибку сотрудник наказывается, но в результате его действия приведут к успеху и он поощряется.

Счастливый конец данных легенд означает, что организация принимает во внимание потребность работников в безопасности, которая является обязательным условием хорошей работы многих людей и старается ее удовлетворить. Несчастливый конец, напротив, показывает, что руководство озабочено в первую очередь своими интересами.

Последствия катастрофы. В основу легенды данного типа положены чрезвычайные обстоятельства как вызванные внешними силами (пожар, ограбление и т.п.), так и ошибками сотрудников (провал плана по продажам). В таких легендах выясняется, насколько предприятие готово к неожиданностям. Позитивные версии укрепляют веру в то, что организация настолько сильна, что справится с любыми трудностями и найдет выход из создавшегося положения. Негативные версии усиливают ощущение бесполезности и неверия в способность руководства эффективно действовать в экстремальных ситуациях.

Организационная обрядность, т.е. стандартные и повторяющиеся мероприятия, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Нередко на предприятиях совершаются обряды перехода – представление вышестоящим руководителем человека, переведенного на новую должность, его новому коллективу, визиты вежливости коллег-смежников и т.д.

На многих фирмах систематически (раз в месяц, раз в неделю) проводятся совместные обеды, в которых принимают участие высшее руководство фирмы и специально приглашенные рабочие, специалисты.

Обряд единения, суть которого – признание существующего положения удовлетворительным. Цель этого обряда – поддерживать чувство общности, объединяющее работников. Формой реализации этого обряда являются ежегодные приемы, в которых участвуют высшее руководство, основные держатели акций, некоторые сотрудники, главные клиенты, представители местного сообщества.

Символы могущества. Размер и расположение офисов, престижная меблировка, стиль одежды и презентабельность сотрудников, наличие корпоративных автомобилей, предоставляемых своим работникам, оплата транспортных расходов и выдача дотаций на отдых служащим и членам их семей – материальные символы, олицетворяющие могущество организации. Они показывают что и как именно оценивается высшим руководством, определяют стиль и тип поведения, которые ожидаются от работника и указывают положение каждого члена в организации.

Язык. Для успешной реализации организационной структуры многие организации используют свой уникальный язык, разрабатывая специальные термины, описывающие оборудование, сотрудников, поставщиков, продукцию, т.е. все то, что имеет непосредственное отношение к деятельности организации. Новичков приобщают к этому жаргону, своеобразному языку данного предприятия.

Рассматривая организационную культуру, нельзя не отметить важность создания имиджа предприятия – его образа, впечатления от его деятельности. Образ создают люди. От их квалификации, опыта, ответственности, умения работать с партнерами и клиентами зависит успех и процветание организации.

Большое воздействие на поддержание и формирование организационной культуры оказывает руководитель-лидер, который заявляет фундаментальные ценности организации и воодушевляет работников претворять их в жизнь. Это предполагает наличие искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. Такими лидерами являются основатели компании, а также менеджеры, которые принесли фирме наибольший успех. Кроме них в мифологии предприятий используются и другие типы героев, которых наделяют различными достоинствами: неповторимый экспериментатор, неутомимый труженик, подвижник-новатор и т.п.

Важность организационной культуры для успешного функционирования предприятия является общепризнанной во всем цивилизованном мире. Все преуспевающие организации создали и поддерживают у себя ярко выраженные организационные культуры, наиболее соответствующие целям и ценностям предприятия и четко отличающие одну организацию от другой.

Контрольные вопросы

1. Что Вы понимаете под термином «организационная культура»?

2. Назовите функции организационной культуры.

3. Назовите руководящий принцип японского менеджмента.

4. Каким образом принимаются управленческие решения в японских организациях?

5. Как действует система пожизненного найма в Японии?

6. В чем сущность системы синьоризма?

7. Каким образом осуществляется система оплаты труда на Японских предприятиях, практикующих систему пожизненного найма?

8. Как в Японии работают кружки качества?

9. Как поддерживается организационная культура?

10. Как передается организационная культура?

11. Какие основные темы лежат в основе легенд, отражающих историю и наследие предприятия?

12. Что такое имидж организации?

 

Виды организаций

Классификация организаций

Организации классифицируются в зависимости от признаков, положенных в основу их классификации. Это могут быть размеры, формы собственности, источники финансирования, функции, цели, виды деятельности и т.д.

Согласно классификации Э. А. Смирнова, организации могут быть:

– правительственные и неправительственные;

– коммерческие и некоммерческие;

– бюджетные и небюджетные;

– формальные и неформальные;

– общественные и хозяйственные.

Кроме того, различают организации по:

– отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, заготовительные и т.д.);

– самостоятельности принятия решений (головные, материнские, дочерние, зависимые).

К правительственным относятся организации, которые создаются непосредственно при правительстве с целью осуществления его политики. Это различные фонды, комиссии и комитеты, созданные, например, для поддержки малого бизнеса, развития предпринимательства и т.д. На них распространяются различные привилегии, льготы, но налагаются жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не имеют права вкладывать свои средства в акции приватизированных предприятий, а чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры.

К неправительственным организациям относятся независимые инициативные общественные организации в виде союзов, центров, фондов, ассоциаций, объединений, партий. Например, союз ветеранов спорта, Горбачев-фонд, Центр общественного развития.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, которые не стремятся извлекать и распределять полученную прибыль между участниками. Однако они также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и покрытию текущих расходов. Основная цель некоммерческих организаций состоит в удовлетворении общественных потребностей, и вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения. Но при этом все деньги расходуются на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и т.д. К некоммерческим организациям относятся различные благотворительные фонды, союзы и ассоциации.

К бюджетным организациям относят те, основным источником финансирования которых являются средства государственного или местного бюджета. Они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Не бюджетные организации имеют другие источники формирования финансовых средств. Однако в определенных случаях они могут получать из бюджета средства, направленные для финансирования государственных или региональных программ, заказов, проектов.

Формальная организация – это официально зарегистрированная организация, действующая на основе существующего законодательства и установленных регламентов (устав, положение, учредительный договор и т.д.) и выступающая как юридическое или не юридическое лицо. Такие организации имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации.

Главный признак формальной организации – это запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Она требует от своих членов наличия высокого уровня знаний, опыта, квалификации, активного участия в своих делах, исполнительности, ответственности, дисциплинированности. Члены организации возлагают на нее определенные надежды: получить престижную, интересную и высокооплачиваемую работу, самостоятельность, права, власть, информацию, иметь определенные гарантии безопасности и социальной защищенности. Если надежды не оправдываются, в рамках формальной организации возникает неформальная группа, с помощью которой люди пытаются удовлетворить потребности, оставшиеся неудовлетворенными, прежде всего в поддержке, защите, решении личных проблем, общении. Эти группы создаются в соответствии с взаимными интересами, симпатиями, одинаковыми увлечениями, привычками. Обычно они имеют свои неписаные, неформальные правила, нормы поведения. Люди хорошо знают, кто входит в неформальную организацию, а кто – нет. В неформальных организациях складывается распределение ролей и позиций. Неформальные группы существуют во всех организациях. И хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, в ее структуре, они могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры.

Таким образом, неформальная организация – это объединение людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и т.п., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.

К общественным организациям относятся политические партии, союзы, блоки, церковь, организации науки, культуры и спорта; экологические, правозащитные и другие организации, осуществляющие добровольную общественную деятельность. Они предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. К хозяйственным относятся те организации, которые работают в сфере производства, услуг и научно-технической сфере и предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Например, гаражный кооператив является общественной организацией, т.к. все поступающие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов, а ВАЗ – хозяйственная организация, выпускающая автомобили для широкой продажи.

Контрольные вопросы

1. Приведите классификацию организаций.

2. В чем преимущества правительственных организаций над неправительственными?

3. В чем состоит основная цель деятельности некоммерческих организаций?

4. Причины возникновения неформальных организаций.

5. Основное отличие общественных организаций от хозяйственных.

Виды организаций

Хозяйственные организации

Хозяйственные организации создаются на основе соглашения юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и распределения её между участниками. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. По данным Московской Регистрационной Палаты, за 1998 г. из 540 тыс. организаций, зарегистрированных в Москве, 80 % – хозяйственные. Хозяйственные организации существуют в виде обществ и товариществ. Различие между ними в том, что товарищество рассматривается законом как объединение лиц, а общество – как объединение капиталов. Хозяйственные товарищества и общества бывают следующие:

– полное товарищество;

– товарищество на вере;

– общество с ограниченной ответственностью;

– общество с дополнительной ответственностью;

– акционерное общество открытого типа;

– акционерное общество закрытого типа;

– дочерние и зависимые общества.

Полное товарищество – это коммерческая организация. Её уставной капитал состоит из долей (вкладов) учредителей, которые в соответствии с заключенным между ними договором от имени товарищества занимаются предпринимательской деятельностью и несут при недостаточности имущества товарищества солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом, в том числе и личным. Участники полного товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени и в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Если в полном товариществе появляется новый участник – учредитель, то он отвечает по обязанностям полного товарищества, даже возникшим до его вступления. Все члены полного товарищества обязаны непосредственно участвовать в его делах и управлении им, которое обычно осуществляется по общему согласию. Решения принимаются путем голосования, где каждый имеет один голос. Полное товарищество отличается двумя основными признаками:

1) предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам участники отвечают всем имуществом;

2) товарищества основаны на личных доверительных отношениях участников, поэтому они появились и развивались как форма семейного предпринимательства;

Договор простого товарищества, известный под названием договора о совместной деятельности, является многосторонней сделкой. Именно то обстоятельство, что его участники преследуют совместные цели и обычно не выступают по отношению друг к другу в роли должников и кредиторов, как участники других договоров, составляет главную особенность данной сделки. Общность целей и совместный (скоординированный) характер деятельности позволяют характеризовать участников этого договора в качестве товарищей, а сам договор называть товарищеским.

Товарищества на вере (коммандитные) представляют собой объединения, где наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов. Коммандисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, но имеют право знакомиться с финансовой деятельностью товарищества. Таким образом, в товариществе на вере допускается использование капитала сторонних лиц (вкладчиков), т.е. появляется возможность привлечения дополнительных средств не только за счет имущества полных товарищей. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере.

Закрытые товарищества с ограниченной ответственностью – коммандитные и открытые акционерные общества вообще являются первыми предпринимательскими объединениями. В 1555 г. в Лондоне было основано первое в истории акционерное общество открытого типа для торговли по Балтике – «Moscow Company». В 1566 г. создана «Royal Exchange» – Лондонская товарная биржа. Для средиземноморской торговли организуется сразу несколько акционерных обществ: Восточная компания в 1579 г., Левантийская компания – в 1581 г. и Марокканская – в 1585 г. И, наконец, в 1599 г. была создана знаменитая Ост-Индийская компания.

Товарищества были широко распространены в дореволюционной России. Много их и в современной Западной Европе. В Германии, например, они составляют около 90 % всех предпринимательских объединений. Причина популярности товариществ, прежде всего, в том, что их прибыль не облагается налогами. Лишь после её распределения члены товарищества платят подоходный налог, как любые другие граждане. Устранение двойного налогообложения, под гнётом которого находятся другие участники других видов предпринимательских объединений, является своего рода компенсацией за повышенный риск, связанный с несением неограниченной ответственности. Однако поскольку в товариществе объединяются лица, которые хорошо знают и доверяют друг другу, на практике этот риск оказывается не таким уж значительным. На Западе существует большое количество разновидностей товариществ. Встречаются, например, негласные товарищества, отдельные члены которых выступают анонимно, предоставляя партнёрам в пользование денежные суммы за отдельную часть прибыли. Иногда в качестве единственного полного товарища (комплиментария) выступает организация, ответственность которой в соответствии с уставом является ограниченной, а в качестве коммандистов с ограниченной ответственностью – физические лица.

Наиболее простым и распространенным предпринимательским объединением является общество с ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Уставной капитал общества разделяется на доли, определённые в учредительном договоре. Участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Это удобно, т.к. можно более свободно, чем в товариществе, осуществлять хозяйственную деятельность и не бояться риска. Участники в этом случае не отвечают по долгам общества, а только несут риск убытков. Число участников ООО не должно быть более 50. Такое ограничение предполагает, что эта структура является структурой малого бизнеса. Высшая власть в обществах подобного типа принадлежит общему собранию участников, в полномочия которого входит определение основных направлений деятельности общества; изменение устава; изменение размера уставного капитала; внесение изменений в учредительные договора; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов; распределение прибыли и убытков. Текущее управление осуществляется либо исполнительным органом, либо единоличным руководителем. Но в любом случае они выбираются общим собранием.

Создание в ООО совета директоров (наблюдательного совета) повышает управляемость, а заодно защищает их участников от возможных злоупотреблений руководства. Члены общества могут продать, уступить, завещать свою долю в уставном капитале другим лицам, в том числе и посторонним. По письменному заявлению она выдаётся им либо в натуре, либо в денежном эквиваленте.

Общество может открывать филиалы и представительства, которые должны быть расположены вне места нахождения общества. Они не имеют собственного расчетного счета и права принимать самостоятельные решения, а ответственность по их обязательствам несет ООО.

Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица. В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-Ф3 от 8.02.1998 г. особое внимание обращается на порядок осуществления обществом крупных сделок. Сделка считается крупной, если ее стоимость превосходит 25 % стоимости имущественного комплекса общества. Решение о реализации крупной сделки принимается не исполнительным директором общества, а общим собранием учредителей.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это разновидность ООО. Отличие между ними в том, что участники ОДО солидарно несут ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропорционально вкладам.

Основным видом организации предпринимательства является акционерное общество (АО) – хозяйственное объединение, уставный капитал которого разделен на одинаковые доли. Каждая из них выражена акцией. Обладатели акций – акционеры – не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Преимущества предприятий акционерного типа в способности привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций; в ограничении ответственности партнеров - акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе; в снижении предпринимательских рисков; в облегчении перелива капиталов из отрасли в отрасль.

Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Открытое акционерное общество проводит открытую подписку на свои акции и осуществляет их свободную продажу неограниченному кругу лиц. ЗАО распределяет свои акции только между учредителями или иным, заранее определенным кругом лиц. Акции в любом случае продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке после продажи по рыночным ценам. ОАО представляют собой одну из наиболее распространенных и цивилизованных организаций коллективного бизнеса. Эта форма дает реальную возможность приобщиться к собственности предприятий миллионам рядовых граждан. ОАО отличается от ЗАО по числу акционеров. В открытом АО число акционеров не ограничено, в закрытом – число участников должно быть не более 50. Акционерное общество, подобно обществам с ограниченной ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций общества.

Высшим органом управления АО является общее собрание его членов. Текущей деятельностью общества руководит исполнительный орган, подчиненный совету директоров и общему собранию. Этот орган может быть представлен как одним лицом (директором или президентом), так и группой лиц (дирекция или правление). ОАО обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Каждое общество как юридическое лицо является формально самостоятельной организацией. Однако фактически на практике часто является дочерним или зависимым. Общество считается дочерним, если другое общество или товарищество на основании заключенного договора или преобладания в его уставном капитале имеет возможность в той или иной степени диктовать ему свои решения. Компания, контролирующая деятельность других фирм, в том числе и дочерних обществ, обычно называется материнской, или головной.

В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчиненности фирм, находящихся в сфере влияния головной компании, их можно разделить на филиалы (branch) и дочерние компании (subsidiary). Филиал не пользуется хозяйственной самодеятельностью. Он не имеет собственного баланса, устава, действует от имени и по поручению материнской компании, обычно имеет с ней одинаковое наименование. Материнской же компании принадлежит почти весь акционерный капитал филиала.

Дочерние компании юридически самостоятельны. Заключения сделок и вся документация ведутся отдельно от материнской компании. Однако головная компания осуществляет строгий контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, который обеспечивается владением контрольным пакетом акций. Этот контроль состоит не только в наблюдении и координации хозяйственной деятельности, но и в определении состава правления, назначения директоров, которые, в свою очередь, обязаны принимать указания от контролирующей компании и отчитываться перед ней.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного. Но последнее в соответствии с российским законодательством отвечает солидарно с дочерним по сделкам, заключенным в соответствии с его указаниями. Если же такие сделки привели к банкротству дочернего общества, то и субсидиарно по его долгам. Дочерние компании могут владеть акциями других компаний, которые по отношению к головной являются внучатами.

Общество является зависимым, если другое общество или товарищество, называемое преобладающим или участвующим, держит более 20 % его акций или уставного капитала, что вполне достаточно для влияния на хозяйственные процессы или контроля за ними. Участвующее общество в обязательном порядке должно опубликовать сведения о зависимых хозяйственных обществах.

Если товарищества и общества могут основываться на применении как наемного, так и собственного труда, то производственные кооперативы (артели) допускают использование только личного совместного труда их членов на основе принадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов. При этом часть может составлять неделимый фонд. Совместная деятельность ведется в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т. д. Членов кооператива должно быть не менее пяти, каждый из которых, независимо от величины пая, имеет один голос при принятии решения общим собранием. Прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально паям, а в соответствии с их трудовым вкладом.

В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива, после удовлетворения претензий кредиторов. Производственные кооперативы не вправе выпускать акции. Учредительным документом является устав кооператива. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации. В форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности. Это означает, что коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие осуществляет по отношению к этому имуществу право хозяйственного ведения, или оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается государственным или местным органом управления, а его имущество является государственной или муниципальной собственностью. Государственный (муниципальный) орган решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определения целей его деятельности и контроля за сохранностью и использованием имущества, назначает руководителя предприятия, утверждает устав, имеет право на получение части прибыли, но не отвечает по обязательствам предприятия. Унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, может создавать дочернее предприятие путем передачи ему части имущества.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается по решению Правительства Российской Федерации. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по правительственному решению. Предприятие владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности. Однако распоряжается им лишь с согласия собственника, который утверждает устав и назначает руководителя. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Однако при недостаточности последнего субсидиарную ответственность несет Российская Федерация.

Общественные организации

В состав таких организаций входят общественные и религиозные организации и объединения, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы, союзы и общества, фонды и учреждения, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не ставят в качестве основной цели получение прибыли.

Фонд – это организация, создаваемая на основе добровольных взносов организаций и граждан для осуществления благотворительной, образовательной, культурной и другой общественной деятельности. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач он может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждения создаются для осуществления управленческих социально-культурных и других целей и полностью или частично финансируются теми организациями, которые являются их собственниками. Эта организационная форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения организаций.

Общественные и религиозные организации представляют собой добровольные объединения граждан для осуществления совместной деятельности на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Участники не имеют прав на имущество организации, в том числе и на свои взносы. Они не отвечают по обязательствам организации и ее участников.

Потребительский кооператив (общество, союз) создается как добровольное объединение граждан и организаций для удовлетворения их материальных и иных потребностей. Имущество потребительского кооператива составляют паевые взносы его участников. Участники несут субсидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Ассоциации и союзы – это добровольные объединения различных организаций, создаваемых с целью оказания помощи, поддержки, содействия и защиты их интересов. Ассоциации (союзы) могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Деятельность ассоциации (союза) направлена на налаживание взаимодействия, координацию организаций – членов ассоциации (союза), оказание информационных, маркетинговых услуг, повышение профессионального уровня, защиту их прав и интересов в законодательных, исполнительных, правоохранительных органах. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, предусмотренном учредительными документами.

Контрольные вопросы

1. Перечислите виды хозяйственных организаций.

2. Кто такие «коммандисты»?

3. Чем привлекательны хозяйственные товарищества?

4. Что такое ОДО и чем оно отличается от ООО?

5. В чем отличие ОАО от ЗАО?

6. Дайте определение материнской компании.

7. В чем отличие филиалов от дочерних компаний?

8. В каком случае общество считается зависимым?

9. В чем особенность унитарных предприятий?

10. В чем отличия производственных кооперативов от товариществ и обществ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.051 с.)