Подпрограмма 1. Сохранение наследия традиционной народной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подпрограмма 1. Сохранение наследия традиционной народной культуры



РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

- выработать единую Федеральную государственную политику по отношению к традиционным культурам народов России с закреплением ее в Федеральном Законе «О культуре”, исключив подход к культуре как к сфере только досуговой деятельности;

- в силу непреходящего значения традиционных культур народов России для мировой культуры, ратифицировать Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО 17.10.2003 г. и принять Закон о сохранении нематериального культурного наследия;

- сформировать Федеральную и региональные целевые Программы сохранения и поддержки традиционных культур народов России с учетом интересов и возможностей как государственных, так и общественных структур: академических научных фонограммархивов и вузовских подразделений, хранящих документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, отражающих культурные традиции народов; отделений и факультетов в вузах, работающих по программам подготовки специалистов в сфере народоведения; научно-исследовательских, учебных и творческих коллективов, составляющих основу культурно-патриотического фольклорного движения, в том числе членов РФС;

- субъектам РФ выявить и оказать содействие широкому распространению успешных этнокультурных проектов вне зависимости от их государственного или общественного статуса, организовать мониторинг состояния народной традиционной культуры во всех российских регионах с последующей разработкой стратегий и конкретных мер использования этнокультурного потенциала в социально-экономическом развитии регионов, закрепив региональную культурную политику в соответствующих законах;

- создать систему непрерывного образования в сфере народной традиционной культуры: разработать и утвердить государственные стандарты, открыть в начальных, средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры), создать разветвленную сеть детских учреждений народной традиционной культуры в сфере дополнительного образования;

- развернуть и законодательно закрепить политику системного представления традиционных культур народов России в центральных и региональных СМИ.

- включить в систему работы по программам сохранения и поддержки народной традиционной культуры, нематериального культурного наследия Российский фольклорный союз.

- разработать систему мер для продвижения в сферу музыкальной индустрии репертуара популярной народной традиционной музыки, с помощью специалистов обеспечить утверждение приоритетов в этой сфере;

- включить репертуар популярной народной традиционной музыки в социокультурную и образовательную сферу, в том числе ввести освоение регионального популярного материала в программы предмета «музыка» общеобразовательных школ.

Создание системы хранения и использования фондов фольклорно-этнографических материалов на трех различных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном.

Особенно остро стоит вопрос о придании государственного статуса собраниям документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам и коллекциям фольклорно-этнографических материалов). Материалы, находящиеся на хранении как в организациях науки, культуры и образования, так и в частных коллекциях, имеют важное, ничем не заменимое духовно-мировоззренческое и историко-культурное значение. Учитывая стратегическую значимость традиционных культур, в целях страхования от утраты документальных материалов, отражающих национальные культурные традиции, скорейшего включения их в научный и культурный оборот крайне необходимо:

- доработать концепцию формируемого в настоящее время Минкультуры России Государственного Каталога нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с привлечением к этой работе специалистов ГИИ и экспертов РФС;

- учесть фонды и коллекции в специальном разделе Каталога объектов нематериального культурного наследия;

- выделить по программам или грантам целевые средства на обеспечение сохранности и широкого доступа к имеющимся фондам и коллекциям: реставрацию, научное описание, оцифровку материалов.

КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Создать отдел народной традиционной культуры в Минкультуры РФ.

2. В качестве организационной общероссийской структуры для работы в данной области использовать систему Домов народного творчества, частично перепрофилировав их деятельность под соответствующие задачи.

3. Разработать систему критериев (показателей) результативности деятельности ДНТ в области народной традиционной культуры;

4. ДНТ должны сохранить функции научно-методических центров в области народной традиционной культуры и современных форм народного творчества.

5. Работа областных ДНТ могла бы опираться на опыт Вологодского ОНМЦК и ПК, при создании в них определенных условий:

- создание в структуре ДНТ отделов народной традиционной культуры;

- привлечение в ДНТ специалистов в данной области: этномузыкологов, фольклористов, этнографов (необходимы также специалисты в области компьютерных технологий и менеджмента этнокультурной деятельности);

- привлечение к практической и методической работе по реконструкции и воссозданию народных традиций региона базовых коллективов фольклорно-этнографического направления (РФС). Во многих регионах имеются таковые, на высоком уровне активно участвующие в экспедиционно-собирательской деятельности совместно с учеными;

- создание при ДНТ системы подготовки и переподготовки областных, городских и районных кадров, ориентированных на данную работу;

- создание системы районных и сельских Домов народной традиционной культуры в результате переподготовки кадров;

- определение уровня сохранности НТК в регионе на основе постоянного мониторинга.

ДНТ обязаны создавать региональные фольклорно-этнографические архивы (РФЭА). ДНТ обязаны юридически, методически, организационно, финансово содействовать развитию российского фольклорного движения. Это обязательство должно быть прописано в показателях результативности деятельности ДНТ.

Для примера приведены две взаимосвязанные подпрограммы Вологодского центра, которые являются основой работы по сохранению, поддержке и развитию НТК – базовой программе Российского фольклорного союза. В данном регионе работа поставлена на государственные «рельсы», поэтому ее эффективность многократно выше.

Подпрограмма 1. Сохранение наследия традиционной народной культуры

Разделы:

1. Научные исследования в области традиционной народной культуры

2. Формирование Централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов

3. Реконструкция и воссоздание народных традиций

 

Подпрограмма 2. Народные традиции в пространстве современной культуры

Разделы:

1. Пропаганда и популяризация традиционной народной культуры

2. Поддержка современного народного творчества

3. Преемники традиций

4. Повышение квалификации специалистов в сфере традиционной народной культуры

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ:

Подпрограмма 1.

Раздел 1. Научные исследования в области традиционной народной культуры

Название мероприятий
Поддержка научно-исследовательских проектов по изучению региональной культуры
Организация и проведение комплексных научных фольклорно-этнографических экспедиций
Организация и проведение фольклорно-этнографических и историко-краеведческих экспедиций
Организация и проведение конференций, отчетно-экспедиционных сессий
Издание научной литературы по традиционной народной культуре
Издание научной литературы по проблемам региональной культуры

Подпрограмма 2. Народные традиции в пространстве современной культуры

Издание журнала «Живая традиция» 2 раза в год.

Журнал посвящен проблемам сохранения и поддержки народной традиционной культуры, широкому кругу вопросов экспедиционной, исполнительской практики, реконструкции традиционной региональной культуры. (Последний выпуск – 2008 год). Его восстановление крайне важно, поскольку он являлся площадкой, объединяющей специалистов и любителей разного уровня, всероссийского обсуждения животрепещущих вопросов по данной теме. Необходимо создавать также Интернет-версию журнала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

- выработать единую Федеральную государственную политику по отношению к традиционным культурам народов России с закреплением ее в Федеральном Законе «О культуре”, исключив подход к культуре как к сфере только досуговой деятельности;

- в силу непреходящего значения традиционных культур народов России для мировой культуры, ратифицировать Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО 17.10.2003 г. и принять Закон о сохранении нематериального культурного наследия;

- сформировать Федеральную и региональные целевые Программы сохранения и поддержки традиционных культур народов России с учетом интересов и возможностей как государственных, так и общественных структур: академических научных фонограммархивов и вузовских подразделений, хранящих документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, отражающих культурные традиции народов; отделений и факультетов в вузах, работающих по программам подготовки специалистов в сфере народоведения; научно-исследовательских, учебных и творческих коллективов, составляющих основу культурно-патриотического фольклорного движения, в том числе членов РФС;

- субъектам РФ выявить и оказать содействие широкому распространению успешных этнокультурных проектов вне зависимости от их государственного или общественного статуса, организовать мониторинг состояния народной традиционной культуры во всех российских регионах с последующей разработкой стратегий и конкретных мер использования этнокультурного потенциала в социально-экономическом развитии регионов, закрепив региональную культурную политику в соответствующих законах;

- создать систему непрерывного образования в сфере народной традиционной культуры: разработать и утвердить государственные стандарты, открыть в начальных, средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры), создать разветвленную сеть детских учреждений народной традиционной культуры в сфере дополнительного образования;

- развернуть и законодательно закрепить политику системного представления традиционных культур народов России в центральных и региональных СМИ.

- включить в систему работы по программам сохранения и поддержки народной традиционной культуры, нематериального культурного наследия Российский фольклорный союз.

- разработать систему мер для продвижения в сферу музыкальной индустрии репертуара популярной народной традиционной музыки, с помощью специалистов обеспечить утверждение приоритетов в этой сфере;

- включить репертуар популярной народной традиционной музыки в социокультурную и образовательную сферу, в том числе ввести освоение регионального популярного материала в программы предмета «музыка» общеобразовательных школ.

Создание системы хранения и использования фондов фольклорно-этнографических материалов на трех различных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном.

Особенно остро стоит вопрос о придании государственного статуса собраниям документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам и коллекциям фольклорно-этнографических материалов). Материалы, находящиеся на хранении как в организациях науки, культуры и образования, так и в частных коллекциях, имеют важное, ничем не заменимое духовно-мировоззренческое и историко-культурное значение. Учитывая стратегическую значимость традиционных культур, в целях страхования от утраты документальных материалов, отражающих национальные культурные традиции, скорейшего включения их в научный и культурный оборот крайне необходимо:

- доработать концепцию формируемого в настоящее время Минкультуры России Государственного Каталога нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с привлечением к этой работе специалистов ГИИ и экспертов РФС;

- учесть фонды и коллекции в специальном разделе Каталога объектов нематериального культурного наследия;

- выделить по программам или грантам целевые средства на обеспечение сохранности и широкого доступа к имеющимся фондам и коллекциям: реставрацию, научное описание, оцифровку материалов.

КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Создать отдел народной традиционной культуры в Минкультуры РФ.

2. В качестве организационной общероссийской структуры для работы в данной области использовать систему Домов народного творчества, частично перепрофилировав их деятельность под соответствующие задачи.

3. Разработать систему критериев (показателей) результативности деятельности ДНТ в области народной традиционной культуры;

4. ДНТ должны сохранить функции научно-методических центров в области народной традиционной культуры и современных форм народного творчества.

5. Работа областных ДНТ могла бы опираться на опыт Вологодского ОНМЦК и ПК, при создании в них определенных условий:

- создание в структуре ДНТ отделов народной традиционной культуры;

- привлечение в ДНТ специалистов в данной области: этномузыкологов, фольклористов, этнографов (необходимы также специалисты в области компьютерных технологий и менеджмента этнокультурной деятельности);

- привлечение к практической и методической работе по реконструкции и воссозданию народных традиций региона базовых коллективов фольклорно-этнографического направления (РФС). Во многих регионах имеются таковые, на высоком уровне активно участвующие в экспедиционно-собирательской деятельности совместно с учеными;

- создание при ДНТ системы подготовки и переподготовки областных, городских и районных кадров, ориентированных на данную работу;

- создание системы районных и сельских Домов народной традиционной культуры в результате переподготовки кадров;

- определение уровня сохранности НТК в регионе на основе постоянного мониторинга.

ДНТ обязаны создавать региональные фольклорно-этнографические архивы (РФЭА). ДНТ обязаны юридически, методически, организационно, финансово содействовать развитию российского фольклорного движения. Это обязательство должно быть прописано в показателях результативности деятельности ДНТ.

Для примера приведены две взаимосвязанные подпрограммы Вологодского центра, которые являются основой работы по сохранению, поддержке и развитию НТК – базовой программе Российского фольклорного союза. В данном регионе работа поставлена на государственные «рельсы», поэтому ее эффективность многократно выше.

Подпрограмма 1. Сохранение наследия традиционной народной культуры

Разделы:

1. Научные исследования в области традиционной народной культуры

2. Формирование Централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов

3. Реконструкция и воссоздание народных традиций

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.024 с.)