Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности современной детской субкультуры↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Человек и культура Культура - внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облег чающий жизнь человека в мире. Субкультура - совокупность культурных ценностей какой либо этнической или социальной группы, существующих независимо от культуры общества в целом. Инкультурация - усвоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Понятие «культура» появилось впервые в Древнем Риме, где под этим словом (cultura) понимали возделывание земли. В XVIII в. для европейцев это понятие приобрело духовный, а точнее сказать, аристократический смысл. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах и поведении. До сих пор слово «культура» у нас ассоциируется с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром, хорошим воспитанием. Но антропологи XX в. придали слову другое значение. Оно стало обозначать систему норм и ценностей, выраженную через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется поведение и взаимодействие людей. В настоящее время количество определений культуры в различных научных отраслях уже не поддается учету. В вопросе о функциональном назначении культуры в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой функции культуры сводятся к следующим: • нормативная - формирование соответствующих средств • и способов организации коллективной жизни; инструментальная - создание и преобразование окружающей среды для жизнедеятельности человека; • инкультурационная - усвоение индивидом общечеловеческой культуры и преобразование самого человека; • сигнификативная (знаковая) - формирование названий всем предметам и явлениям объективного мира; • познавательная - создание картины мира в виде систематизированных и упорядоченных знаний; • коммуникативная - обеспечение передачи этнокультурной информации как в диахронном (между поколениями), так и в синхронном (одновременном для всех поколений) срезах. Традиционное самоопределение педагогики направлено на рассмотрение культуры как сущности человека, как сферы предельного. Культура здесь является самоценной, а человек по отношению к ней выступает абсолютной функцией нормы. Существует определенная антропологическая парадигма: «Культура овладевает человеком». Такая схема отношений в системе «человек-культура» предполагает появление программирующей позиции, способной для себя задавать среды различной природы, в которых возможно проектирование способов (траекторий) познания культуры как реализации идеи собственного пути. Самоосуществление человека в его деятельности - это образование личности в мире культуры, создаваемой людьми в совместных действиях и взаимных коммуникациях. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев рассматривают развитие индивида через присвоение материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала. Н.А. Бердяев пишет: «Я переживаю не только трагический конфликт личности и истории, я переживаю историю также как мою личную судьбу, я беру внутрь себя весь мир, все человечество, всю культуру». Х.Л. Борхес был убежден, что в самой заурядной, затерянной во времени судьбе воплощается вся полнота истории и человеческой культуры. В современной науке разграничивают процесс усвоения социального опыта индивидом и процесс усвоения культурного опыта. Многие исследователи считают, что одновременно с социализацией протекает еще один процесс - инкультурация. Впервые понятие инкультурации введено М. Херсковцем. В процессе ин-культурации можно выделить две стадии - первичную (детскую) и вторичную (взрослую). Первичная (детская) стадия начинается в раннем детстве с освоения ребенком общественно-распространенных, необходимых элементов своей культуры. Во всех культурах существуют специальные формы и методы воспитания, которые обеспечивают передачу детям нужного объема знаний и навыков, необходимых для их повседневной жизни. Наиболее известным примером такой первичной формы инкультурации является игра. В зависимости от характера осваиваемых навыков различают следующие игры: 1. физические игры, в которых развивается и тренируется физическая активность; 2. стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность достижения этих результатов; 3. стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к представлению о риске и к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами; А. ролевые игры, в которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку ее основным содержанием является воспроизведение уже имеющихся образцов. На вторичной стадии взрослый четник симпп1!........................................... творчески и избирательно осваивает социокультурной чЩЦ 11 отдельные фрагменты культуры - идеи, открытии, ияибри Эта стадия дает возможность носителям культуры экспериМвИ IИ ровать в культуре, вносить в нее изменения разного магии.им Гармоничное и последовательное развитие обеих стадий инками, турации завершается формированием менталитета личности. Менталитет - совокупность установок и предрасположенностей индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В ходе развития ребенка и его социализации осуществляется сложное взаимодействие индивидуальных и культурных процессов. У. Бронфенбреннер предложил экологическую модель развития ребенка. Экологическая среда развития ребенка состоит из 4 систем, между которыми существуют гибкие прямые и обратные связи: 1. микросистема или первый уровень имеет отношение к занятиям, ролям., отражает взаимодействие ребенка с его ближайшим окружением (семья, детский сад, школа); 2. мезосистема или второй уровень образуется взаимосвязями двух или более микросистем. На развитие ребенка оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой, школой и группой сверстников; 3. экзосистема имеет отношение к уровням социальной среды, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта ребенка, влияют на него (место работы родителей, друзья родителей); макросистема - внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, включает законы культуры, жизненные ценности, традиции, общества, в котором живет ребенок Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский (1896-1934). Он считал, что культурное развитие ребенка или «процесс врастания ребенка в культуру» представляет особый вид развития, имеющий свои закономерности, свои внутренние рамки и стадии. Культурное развитие представляет собой особый тип развития, отличный от биологического и интеллектуального. Полноценное развитие психики ребенка обеспечивается через освоение общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания. В этом состоит специфический человеческий путь. Две важнейшие стороны культурного развития по своему содержанию представляют развитие личности ребенка и его мировоззрения. Выдающийся отечественный психолог ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность не врождена, это понятие социальное, историческое, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Автор не понимает под мировоззрением логически оформленную и осознанную систему взглядов на мир. Для него мировоззрение - это то, что характеризует поведение ребенка в целом, это культурное отношение ребенка к внешнему миру. По мысли Выготского, мир идеальных (высших форм), мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы обнаруживаются, сравниваются с собственными действиями ребенка, это сравнение и есть источник развития. Для А. Гелена (1904-1976) человек - культурно обусловленное существо. Он создает культуру - «вторую природу» для компенсации биологической «недостаточности». Культура освобождает человека от необходимости каждый раз принимать решения в типических и уникальных ситуациях, так как задает готовые определенные модели поведения. Культура выступает как интегральный механизм поддержания и стабильности общества. А человек выступает и как творец общественных структур, культуры, и как продукт, детерминируемый обществом, культурой и подчиненный их воздействию. М. Ландман полагает, что человек в своих действиях, нравах и нормах поведения зависим от собственного самоистолкования и самопонимания. Нормы поведения не обезличены, они становятся интериорйзированными нормами, внутренними ориентирами человеческой субъективности. Поведение человека мотивировано теми смыслами, которые он придает тем или иным актам. Образ собственного Я человека неразрывно связан с мировоззрением, с той картиной мира, которая формируется в культуре. Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму собственных убеждений, представлений, стереотипов собственной культуры. Однако это односторонний подход. Он должен быть дополнен противоположным процессом - попыткой увидеть себя глазами других. Это возможно в том случае, когда человек понимает уникальность образа жизни других, глубинное различие духовныхЪснов своей и чужой культуры. Литература ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ Тема 11. ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
Образование - всеобщая форма развития личности и общества
Связь образования и культуры Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В настоящее время - это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Образование как система Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
С этих позиций образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом:
Тенденции развития современного образования Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А.Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века.
Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Это следующие основные принципы:
Существенно, что эти принципы реформирования образования, судя по материалам ЮНЕСКО, соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества. К этим направлениям были отнесены:
Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Проблемы для обсуждения: Образование как единство обучения, воспитания и развития
Соотношение процессов воспитания и образования Понятие "образование" есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Во многих учебниках, энциклопедиях и справочниках понятие " образование " трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием "обучение". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как процесс и как результат Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: Образование в первобытном обществе и Древнем мире В первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Можно сказать, что воспитывала сама жизнь, так как опыт взрослых был сравнительно невелик. Обучение и воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимых знаний и умений. На этом этапе развития общества инициация выступила первой формой передачи культурного опыта.
Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В Древней Греции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первых сформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. Образование в Средние века и в эпоху Возрождения В период Средневековья происходит смена педагогического идеала. Мы говорили о нем, когда разбирали вопрос об этимологии слова "образование". Так, по мнению одного из отцов церкви - Августина Блаженного, цель воспитания - слияние с богом. Основу воспитательного идеала составил воспитательный идеал Нового Завета с его проповедью любви, кротости, богобоязни. Основной упор в воспитании делался на религиозно-духовном развитии человека. Тело, телесное представлялось источником греха, с которым необходимо бороться. Идеал гармонично развитого человека был утрачен, ему на смену пришел идеал аскета, ищущего в боге избавление от страданий земной жизни. Представление об изначальной греховности человека и попытке воспитателя наставить на путь истинный сказалось и на методах воспитания в средневековье: принуждение, наказание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.021 с.) |