Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные средства (не технические средства коммуникации)

Поиск

Принято коммуникативные средства подразделять на:

1) несловесные персональные;

2) словесные устные;

3) письменные персональные;

4) письменные групповые.

Коммуникативный (коммуникационный) процесс -процесс взаимодействия в пределах и посредством коммуникативной системы между различными субъектами коммуникации при котором осуществляется обмен информацией.

Коммуникативные методы выработки решений - методы взаимодействия ведущего (коммуникатора) с группой (формальной, неформальной, искусственно созданной, экспертной и т. д.) с целью коллективной выработки решений по обсуждаемой проблеме. К наиболее распространенным методам выработки решений в процессе осуществления интенсивных коммуникаций в группе являются мозговой штурм, групповая динамика, взаимная интерпретация, групповая саморефлексия, синектика, конференция идей, модерация, фасилитация, работа по содержанию, игровые методы, метод социодрамы.

Коммуникативные субъектно-объектные отношения -инициируемое активным субъектом отношений действие, на которое пассивно среагировал объект. При активизации объекта отмеченные отношения могут превратиться в субъектно-субъектные.

Коммуникатор (communicator) -инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения.

Коммуникациивнешние - система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института).

Коммуникации случайные (стихийные). Часто происходит случайный обмен информацией между людьми. При случайных встречах осуждают деловые вопросы, принимают решения и это случайные коммуникации превращает в элемент самоорганизации системы.

Коммуникационная система -система, включающая как технические, так и другие средства, и обеспечивающая коммуникативный процесс в заданном алгоритме.

Коммуникационное пространство (авт.) - сфера в которой осуществляется информационный обмен посредством коммуникаций.

Коммуникационные технические средства -материально-вещественные элементы, специально созданные для помощи в осуществления коммуникаций между людьми.

Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) - в широком смысле рассматривается как процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать раз­нообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Социологическое направление рассматривает коммуникабельность информационных средств межличностных, межгрупповых, международных общений.

Коммуникация активная (авт.) -деятельное, энергичное взаимодействие сторон.

Коммуникация групповая (множественная) -коммуникация между тремя и более сторонами (множеством сторон), не составляющими устойчивую группу (иначе такая коммуникация превращается во внутригрупповую).

Коммуникация дистанционная - взаимодействие осуществляемая на расстоянии с помощью рупора, динамика, радио-, теле-, компьютерных средств коммуникации.

Коммуникация вербальная - словесноевзаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах, соответствующих объективным реалиям.

Коммуникация визуальная -взаимодействие с помощью видимых символов. В отличие от вербальной, визуальная коммуникация не обладает заранее установленными, лексически выделенными единицами. В ней существуют лишь предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Визуальная коммуникация несет в себе значительно большее количество вариантов чтения. Например, в системе связей с общественностью, осуществляемой с помощью телевидения в прямом эфире появляется дополнительная (незапланированная) информация, которая «черпается» из контекста ситуации, расстановки действующих лиц, их поз, жестов и мимики, динамики процесса и др.

Коммуникация внутригрупповая -взаимодействие внутри структурированных групп. В малых социальных группах «теснота» и интенсивность общения велика. С увеличением размеров группы коммуникации все более обезличиваются.

Коммуникация внутриличностная -коммуникация, возникающая внутри индивидуума. Это ситуация, когда индивидуум «говорит сам с собой", вбирая в себя роли и коммуникатора и реципиента. Выводы, сделанные человеком в результате «внутреннего диалога» служат при этом элементом обратной связи.

Коммуникация кризисная - взаимодействие между субъектами коммуникации в условиях резкого изменения течения коммуникативного процесса, вызвавшего затруднения в привычном обмене сообщениями между элементами коммуникативной системы. Кризисная ситуация в развитии общественных систем вызывает нарушения, которые активный субъект коммуникации стремится преодолеть с помощью механизмов, технологий и инструментов связи с общественностью (см. Кризисные коммуникации в связях с общественностью).

Коммуникация культурно-духовная - согласно концепции Джорджа Гербнера коммуникативистика должна изучать не любые связи, а лишь те, которые складываются в ходе обмена информацией о событиях, имеющих культурное значение для обменивающихся сторон. Эта концепция достаточно близка концепции коммуникации во имя комьюнити (communication for community)m Уилбура Шрамма, который говорит о гуманном предназначении информационных связей между людьми, объединяющих их в человеческое сообщество. В литературе можно встретить и понимание культурно-духовной коммуникации как взаимодействие в культурно-духовной сфере.

Коммуникация локальная - взаимодействие осуществляемой в малой формализованной группе (внутрисемейная, триадная - общение трех лиц, образующих неразрывный треугольник связей и др.).

Коммуникация массовая* (mass communication) -разновидность коммуникации, охватывающей большие и средние по размеру сообщества людей, способствующей «глобализации» процесса передачи информации посредством включения обратной связи в процесс взаимодействия между людьми. Осуществляется посредством СМИ (прессы, радио, телевидения, Интернета). Массовая коммуникация, вовлекающая сообщества среднего размера, может возникать на шествиях, демонстрациях, митингах, сборах, церемониях и пресс-конференциях. Выделяется пять основных особенностей процесса связи и передачи информации большой группе людей:

«1) массовость аудитории;

2) ее гетерогенность;

3) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации;

4) быстрое распространение сообщений;

5) относительно небольшая потребительская стоимость информации » (Указ. источник. - С. 118).

Представляется, что несмотря на бесспорность влияния этих признаков на формирование массовой коммуникации, не обязательно все вместе эти особенности характеризуют массовую коммуникацию. Формирующим массовую коммуникацию признаком все же является не столько массовость и большая пропускная способность и низкая цена каналов коммуникации, и не столько разнородность массовой аудитории, а массовость аудитории, охваченной системой коммуникации.

Коммуникация межгрупповая -может осуществляться как между различными группами, входящими в одну организацию, между организацией (группа более высокого порядка) и его образованиями (группами), так и группами, функционирующими вне общей организации.

Коммуникация международная -система взаимосвязей, осуществляемых между представителями различных стран.

Коммуникация межкультурная -коммуникация, осуществляемая между представителями различных культур или культурных сообществ.

Коммуникация межличностная -взаимодействие (коммуникация) между различными лицами при непосредственном контакте или взаимодействии, организованном с помощью интерактивных аудиовизуальных технических средств, в процессе которого происходит обмен информацией и передача сведений между отдельными людьми.

Коммуникация моментальная (instantaneous communication) - передача информации с большой скоростью с помощью телеграфа, различных компьютерных сетей и пр.

Коммуникация научная -установление познавательных, а также социальных отношений в научном сообществе или других заинтересованных субъектов с ним в целях производства, развития и применения научного знания, обмена информацией и ее наращивания, организации и оценки научного труда.

Коммуникация непосредственная -коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Коммуникация опосредованная -коммуникация, осуществляемая через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц - посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

Коммуникация офисная (авт.) -взаимодействие, осуществляемое внутри офиса и посредством офисных средств (вводится в научный оборот автором впервые).

Коммуникация партисипарная (participatory communication) -коммуникации, включающие различных участников (participants) коммуникативного процесса в содержание и форму передаваемой информации в зависимости от их общественного положения, профессии, возраста, пола и других культурно-демографических факторов.

Коммуникация пассивная (авт.) -взаимодействие, характеризующеесябезучастным, безразличным отношением сторон (или одной из сторон) как к содержанию передаваемой информации, так и самому процессу коммуникации.

Коммуникация производственная -взаимодействие в производственной сфере. Включает в себя множество количество видов взаимодействия в сфере производства материальных и духовных благ.

Коммуникация протестная (авт.) -коммуникация, осуществляемая с целью выразить протест тем или иным действиям органов власти, руководства или руководителям, лидерам, затронувшим интересы людей, пришедших в соответствии с этим в состояние напряженности.

Коммуникация рекреационная (авт.) -коммуникации, осуществляемые в сфере, основной целью которой является восстановление физических и моральных сил.

Коммуникация семиотическая -в семиотических коммуникациях принято рассматривать три аспекта по характеру соотнесения знаков: синтактику - отношения между знаками в речевой цепи - в высказывании или дискурсе; семантику - отношения между знаками (как формы) и обозначаемым объектом действительности и прагматику - отношения между знаком и говорящим и/или слушающим.

Коммуникация социологическая -взаимодействие, осуществляемое с помощью социологических методов (интервью, анкетирования, наблюдения и др.).

Коммуникация среднего уровня -взаимодействие осуществляемое в рамках социальных групп и организаций

Коммуникация уличная (авт.) -взаимодействие (коммуникация) между различными лицами и группами при непосредственном контакте на улице. Уличные коммуникации в виде демонстраций, митингов, шествий, сборов, уличных концертов, как правило, приобретают массовую форму. Обратная связь достаточно слаба и проявляет себя в специфической форме в виде «эффекта присутствия»

Коммуникация учебная -взаимодействие с целью получения знаний, навыков и умений, осуществляемое в большинстве своем через систему образования.

Коммуникация художественная -взаимодействие, осуществляемое посредством художественных образов, символов, знаков.

Коммуникограмма -диаграмма, отражающая систему связей между структурными элементами в организации или любой другой социальной системе. Она позволяет составить структурные сети организации, проследить динамику связей между составляющими компонентами в процессе обмена информацией, выявить возможные изменения в системе коммуникации.

Компиляционная коммуникация (compilation communication) (авт.)- взаимодействие, осуществляемое с помощью комбинации различных заимствованных информационных фрагментов, представляемых в различной форме (текст, рисунок, видеокадр и пр.)

Компьютеризация *(computerization) -процесс развития компьютерной техники и ее внедрения в различные сферы общественной жизни.

Комьюнити (community) -различные виды коммуникабельной общности, объединения их в группах, сообществах, содружествах для совместной жизнедеятельности в определенной сфере.

Конвенция -международный договор по специальному вопросу, устанавливающий взаимные права договаривающихся сторон.

Коннотация -(ср.-век. лат. connotatio, от лат. con - вместе и noto - отмечаю,обозначаю) в языкознании дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы или категории. Например, ассоциации, связанные с визуальным текстом, несут дополнительное значение.

Консенсус -общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое в процессе разрешения противоречий без процедуры голосования.

Контекст -относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить (установить) щначение и употребление входящих в него слов и словосочетаний.

Континуум* (continuum). В журналистике и коммуникативистике - непрерывность процесса и неразрывность связей между явлениями в кинофильме, непрекращающееся вещание по радио и телевидению и др. В более широком понимании - обоснование информационных связей в качестве постоянного атрибута коммуникабельности гуманитарных ценностей и культурных достижений человечества.

Контрагент -каждая из сторон, участвующих в двустороннем или многостороннем договоре (контракте).

Контркоммуникация -коммуникация, сформированная для противодействия какой-либо уже существующей коммуникации.

Концепции коммуникаций -концепция технологического детерминизма Г. М. Маклуэна о влиянии технических способов коммуникации на всемирную историю и др.

Концепция структурного функционализма -раскрытие системных связей как внутри процесса массовой коммуникации, так и между ее различными средствами.

Конвергенция символьная глобальная (авт.) -понятиевведено автором в оборот и применяется сегодня для обозначения процесса интенсивного увеличения числа символьных коммуникативных элементов (слов, знаков, символов и пр.) общих для всех коммуникаций, используемых во всемирном масштабе.

Конфиденциальный -сугубо личный, доверительный, секретный, не подлежащий огласке.

Конформность -способность человека изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, вырабатывало стремление приспособит его к их требованиям.

Корпоративная культура -система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения членов данной корпорации, отличающихся стилем поведения, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, степенью идентификации корпоративных членов с целями корпораций. Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Корпоративный имидж -это образ корпорации, формирующийся под воздействием СМИ, рекламы в масс медиа, а также с помощью профессиональной деятельности имиджмейкеров с использованием опознавательного элемента (рисунка, эмблемы, логотипа) или визуальных средств (плакаты, униформа, оформленные корпоративной атрибутикой транспортные средства, техника, продукция, фирменные бланки, конверты и пр.

Креатура -создание, творение; креативный - способный творить.

Критический анализ дискурса. Учение возникло на теоретической основе так называемой критичес­кой лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70—80 годов, трактует язык как один из видов "социальной практики" (Р. Фаулер, Г. Кресс ). Дискурс (позднелат. discursus "рассуждение, довод"), определяется как цельный текст, актуализация которого обусловлена множественными фактора­ми, в том числе и социальными. «Критический анализ дискурса» исходит из того факта, что тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации. Отношения коммуникатора и реципиента обычно отражают разные модели социальных отношений людей. Коммуникативные средства на любом уровне функци­онирования также социально обусловлены.

Ксенофобия -наавязчивый страх, боязнь чужих, нетерпимое отношение к людям иной веры, культуры и вему непривычному.

Кумулятивный эффект (cumulative effect) -результат, полученный от одновременного влияния СМИ на сознание, психологию и образ жизни массовой аудитории, в виде сформированных стереотипов и мифов массовой культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.240 (0.008 с.)