Мониторинг воздействия сми на массовую аудиторию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг воздействия сми на массовую аудиторию



Для эффективной организации этой работы необходимо:

· ü осуществление всех мероприятий мониторинга в комплексе;

· ü сочетание мониторинга с другими методами сбора данных;

· ü учет правовых аспектов свободы средств массовой информации;

· ü учет точек критического состояния массовой аудитории при проведении мониторинга, определение пороговых величин значений социальных индикаторов;

· ü учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга.

Для проведения мониторинга воздействия СМИ на массовую аудиторию необходимо реализовать ряд этапов. На первом этапе ставятся задачи, связанные с необходимостью уточнения предмета исследования, а также с разработкой инструментария, который с требуемой разрешающей способностью может обеспечить сбор и анализ информации. Для конкретизации предмета мониторингового исследования применяется метод экспертных оценок, в ходе реализации которого нужно дать ответы на следующие вопросы, касающиеся определения:

· характера СМИ, их политической ориентации, отношения к региональным и местным органам власти и к различным социальным институтам;

· электорального поведения различных слоев населения;

· последствий от проводимых крупных акций средствами массовой информации;

· доверия массовой аудитории тем или иным СМИ;

· приоритетах СМИ различной ориентации;

· изменениях в электоральном поведении людей под воздействием электронных и печатных СМИ.

Эксперты, кроме ответа на формализованные вопросы, дают общую оценку воздействия конкретных СМИ на характер поведения различных слоев населения. Объективность экспертной оценки зависит от качества предложенного инструментария, который должен быть достаточно полным, глубоким и одновременно кратким. Кроме того, инструментарий должен иметь возможность измерять изменения структуры мнения населения во времени. Для этого логика и инструментарий должны фиксировать тренды; не вносить в результаты измерений возмущений, которые могли бы неправильно интерпретироваться.

Наиболее уязвимый вопрос- подбор экспертов. При их отборе используются достаточно распространенные критерии:

· широкая информированность по предмету экспертизы;

· наличие фундаментальных знаний в области СМИ и социального управления;

· наличие собственных оригинальных идей и концепций;

· умение занять четкую гражданскую позицию.

Экспертам, кроме ответа на отмеченные ранее вопросы, предлагается дать неформализованный ответ влияния СМИ на характер поведения массовой аудитории и на скорость протекающих изменений в поведении, оценках людей тех или иных социальных явлений и процессов. Такая информация позволяет уточнить предмет исследования, а также служить в качестве гипотезы и предварительной информации об изучаемом объекте.

Неосведомленность населения по многим политическим вопросам восполняется в определенной степени средствами массовой информации. В условиях сохранения на достаточно большом уровне доверия населения к тем или иным СМИ реакция населения на общественно-политическое состояние в обществе и различные общественно-политические акции зависит во многом от объективности отражения протекающих процессах в средствах массовой информации.

«Вся беда наших СМИ в том, что они влачатся с жизнью, слепо копируют её, а не стремятся взять на себя труд опережающего отражения. … Вызывает тревогу деятельность средств массовой информации, когда распространение духовных ценностей всё более подменяется безудержным рекламированием культа наживы, культа доллара, грязных способов добычи богатства. Информация в значительной степени определяется нравственными законами и не может существовать без моральной основы. Когда из неё уходит нравственность, это самым трагическим образом сказывается на жизни общества. Информация о насилии завоевала сегодня весь мир, захлестываемый воинствующим аморализмом. А вектор напряженности направляет всю умственную и эмоциональную деятельность человека то к добру, то к злу, то к любви, то к ненависти … Мир полон непримиримости, жестокости, жажды мщения. Смакуя это на телеэкране, в прессе и в книгах, информация насаждает зло и, главное, убеждает в его неизбежности.. А это очень опасно для духовно-нравственного здоровья человека». «Безудержное рекламирование СМИ сцен насилия, культа наживы, убийств и пр. ведёт к тотальному разрушению личности. Необходим заслон этому грязному потоку информации, если мы хотим спасти культуру. Прогресс, как в природе, так и в социуме осуществляется путём целенаправленного отбора и интегрирования полезной информации, способствующей стабильности системы и возрастанию уровня её организации».

Средства массовой информации оказывают влияние и на политиков. «Социологические опросы, проведённые автором среди политиков также подтверждают вывод о том, что на них оказывают воздействие средства массовой информации. 91 процент опрошенных в 1996 году работников посольств различных стран высказывались с подтверждением наличия такой взаимосвязи. При этом ими отмечался ряд функций СМИ. … Для участников внешнеполитических решений указанные функции масс-медиа могут быть благоприятствующими для принятия решений. Возрастание роли масс-медиа в международной политике обусловлено также увеличением расходов политических деятелей на услуги СМИ. Сегодня имеется огромный набор воздействия СМИ на политиков политиками для создания соответствующего общественного мнения.

Информационное общество постоянно нуждается в различной информации. «Сегодня это сообщество характеризуется особенно интенсивным использованием информационной и коммуникативной техники вообще и «Интернета» в особенности». Средства массовой информации приобрели ещё одно средство доставки информации до потребителя – Интернет. Если в начале были сомнения в необходимости Интернета – слишком мало обозримости, полезной информации и много анархии, - то теперь развилась собственная динамика, приведшая к тому, что правительства, промышленные предприятия, объединения, университеты, научные учреждения и даже не в последнюю очередь классические средства массовой информации не могут себе позволить быть не представленными в Интернете. Тем самым, Интернет достиг нового качества системы коммуникации, направленность развития которого ещё трудно оценить. Во всяком случае эта система уже в значительной мере обеспечила открытие национального и международного обмена информацией. В странах, где активно используются компьютерные информационные системы они превратились в средства массовой информации. Пока ещё ни в одном законе и ни в одной стране мира электронные компьютерные информационные сети не отнесены к СМИ. Это, однако, лишь констатирует отставание правовых основ информатизации от технических, а не игнорирование этих систем в структуре Mass-media.

Теория коммуникации

Тесты

Тест 1.

1. Типы коммуникации классифицируются по признакам:

А. По масштабности процесса

Б. По степени организации

В. По количеству вовлеченных СМИ

2. Массовая коммункация представляет собой:

А. Систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, социального статуса.

Б. Систему взаимосвязей, позволяюшую получить ограниченный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, социального статуса.

В. Систему взаимосвязей, позволяющую получить доступ к социально значимым сообщениям небольшому числу людей в зависимости от места расположения, социального статуса.

3. Внешние коммуникации – это:

А. Связи любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее.

Б. Связи выбранной социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют внутри ее.

В. Связи любой социальной системы с внешними и внутренними социальными образованиями, которые существуют вне ее.

4. Внутригрупповая коммуникация отличается:

А. Структурированностью канала прямой связи.

Б. Неструктурированностью канала прямой связи.

В. Отсутствием канала прямой связи.

5. В межличностной коммуникации участвуют:

А. 2 человека.

Б. 3-4 человека.

В. Более 5 человек.

6. Внутриличностная коммуникация возникает:

А. Внутри индивидуума, если человек обсуждает проблемы сам с собой.

Б. Внутри индивидуума, если человек обсуждает проблемы с руководством.

В. Внутри индивидуума, если человек обсуждает проблемы с группой.

7. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся:

А. На активные и пассивные.

Б. На активные.

В. На пассивные.

8. По степения организованности коммуникации подразделяются на:

А. Случайные и неслучайные.

Б. Случайные.

В. Неслучайные.

9. В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на:

А. Горизонтальные и вертикальные.

Б. Горизонтальные.

В. Вертикальные.

Тест 2.

1. К формам коммуникации относятся:

А. Диалог

Б. Монолог

. В. Статьи.

2. Переговоры представляют собой:

А. Обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.

Б. Обмен мнениями с целью принятия решения.

В. Обмен мнениями с целью выяснения точки зрения сторон.

3. Пресс-конференция – это:

А. Эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации и распространения, с раскрытием ее источника или без.

Б. Экслюзивное изложение информации без права ее публикации и распространения.

В. Эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации.

4. Брифинг – это:

А. Специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов.

Б. Специально подготовленная встреча с журналистами.

В. Стихийная встреча с журналистами.

5. Презентация – это:

А. официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, товара кругу приглашенных лиц.

Б. Неофициальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, товара кругу приглашенных лиц.

В. Представление вновь созданного предприятия, фирмы, товара широкому кругу приглашенных.

6. Беседа – это:

А. Вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью.

Б. Вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем без определенной цели.

В. Вопросно-ответная коллективная форма обсуждения одного конкретного вопроса без определенной цели.

7. Прием по личным вопросам ведется руководителями с целью:

А. Выяснения неслужебных вопросов, возникающих у работников.

Б. Выяснения служебных вопросов, возникающих у работников.

В. Выяснения различных вопросов, возникающих у журналистов.

8. Реклама является:

А. Моделью, видом и каналом коммуникации.

Б. Моделью коммуникации.

В. Каналом коммуникации.

9. Массовая аудитория обладает:

А. Определенной общей ценностной ориентацией.

Б. Различной ценностной ориентацией.

В. Единой структурой.

10. Социальная значимость информации способствует:

А. Возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации.

Б. Возникновению функционирования массовой коммуникации.

В. Распространению функционирования массовой коммуникации.

Глоссарий

А

Аббревиатура (abbreviature; итал. abbreviatura от лат. brevis -краткий)* -слово, образованное из названий начальных букв или звуков слов.

Авантажный -производящий благоприятное впечатление, привлекательный.

Активное чтение* (active reading) - считывание, корректирование, изменение и дополнение текстов, транслируемых с помощью электронно-дисплейных средств связи.

алгоритм (algorithm) -порядок выполнения операций. В коммуникативистике используется при анализе способов моделирования текстов или программ из стереотипных компонентов.

Альтернативные коммуникации* (alternative communications) -коммуникации противоположные по идейной направленности стандартным моделям монополизированной информационно-развлекательной индустрии. Охватывает альтернативные СМИ, популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки, митинги.

Амимия -отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры.

Анонс (тизер) (teaser - от слова tease - дразнить, надоедать) - броское объявление, предваряющее сводки новостей.

Апелляция -обращение за поддержкой к общественному мнению.

Арго -речь социально замкнутых групп.

Аргументация - приведение доказательств.

Архетип - (от греч. arhe - начало и tyros - образ) -прообраз, идея. В коммуникативистике - засвидетельствованная языковая форма, исходная для позднейших продолжений, последующего развития.

Аттракция -возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Атрибуция* (attribution) -установление авторства или источника информации.

Аудиметр (audimeter) -прибор, датчик для фиксации принимаемых вещательных программ, применяемых для учета включенных приемников через компьютерные коммуникационные сети.

Аудиовизуальный -основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.

Аудитория -1) помещение для чтения лекций;

2) слушатели лекции, доклада и др.; группа читателей, слушателей и зрителей, принимающая информацию от одного источника.

Аудитория массовая (mass audience) -потребители информации распространяемой средствами массовой коммуникации.

Б

Барьеры коммуникации помехи, мешающие осуществлению контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений

в процессе осуществления коммуникативных связей.

Безопасность массовой информации. Обеспечение безопасности массовой информации включает решение как частных задач, так и принятия комплекса мер по единой программе, а также интеграцию различных подсистем безопасности в единую систему на основе общности методологических и методических подходов. Наиболее эффективен и надёжен интегральный подход обеспечения информационной безопасности. Он предполагает обязательную непрерывность процесса обеспечения безопасности массовой информации, как во времени, так и в пространстве. Интегральный подход к этой проблеме к тому же является наиболее перспективным, однако его применение невозможно без развитой инфраструктуры, значительных материальных и интеллектуальных затрат и высокого уровня технических средств.

Бестселлер (bestseller) -книга, пользующаяся наибольшим спросом в течение какого-то времени у большого количества читателей.

Бихевиоризм (behaviorism) -направление психологических исследований, изучающее поведение людей как совокупности ответных реакций на действие внешней среды. В основе коммуникации считается не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада (Д. Уотсон).

Брейнсторминг -«мозговая атака» - методика стимуляции творческой активности и продуктивности.

Брифинг (briefing от brief - краткий) -специально подготовленнаявстреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.

Буфер (англ. buffer, - от buff -смягчать толчки, приспособление для смягчения ударов). В коммуникативистике автор понятием «коммуникативный буфер» (авт.)обозначает промежуточное звено, смягчающее сложности передачи информации от одного звена к другому нестыкующемуся или разнородному звену.

В

Валидность (лат. validus - сильный, крепкий) - обоснованность и адекватность исследовательских инструментов. По отношению к информации (валидность информации) представляет собой ее способность отражать фактическое состояние объекта.

Вербальный -устный, словесный.

Взаимная интерпретация - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью активизации коллективного мышления или выработки коллективного решения. Коммуникатор просит проинтерпретировать (истолковать, объяснить) одного из коммуникантов высказывание другого, который после чего комментирует данную интерпретацию.

Вербальные коммуникативные средства -устное словесное взаимодействие сторон (беседа).

Верификация (verification) -проверка достоверности информации.

Вертикальная передача информации (vertical transfer of information) -однолинейный процесс информационного обмена от коммуникатора к реципиенту с тенденцией к монополизации роли отправителя информации.

Видеоконференция* (videoconference) - в отличие от интерактивного телевидения видеоконференция имеет возможность трансляции образов и звуков одновременно в обоих направлениях, что дает возможность с помощью экрана соединять участников коммуникативного процесса по подобию зала конференции.

Виды вербальной коммуникации (виды общения) -специалисты в сфере общения различают познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное и ритуальное общение. Познавательное общение осуществляется с целью освоение новой информации и применения ее в практической деятельности. Убеждающее общение ставит цель вызвать у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником. Экспрессивное общение осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию. Суггестивное общение ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций. Ритуальное общение ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.

Визави -напротив, друг против друга.

Возражение -довод, мнение против чего-нибудь, выражение несогласия с чем-нибудь.

Вторичная социализация -освоение социальных норм не исходя из жизненного опыта, а посредством с помощью телевизионных новостей с их собственными кодами, временем и пространство. Вторичной социализации могут подвергаться люди, не имеющие прочного опыта, минуя первичную социализацию

Г

Глобальная деревня* (global village) -глобальныеинтерактивная телесеть икоммуникационные системы, применяющие двустороннюю связь с передачей образа и звука в обоих направлениях формируют ощущение многомерности чувственного восприятия уже не только ближайших собеседников, но и общины планетарного масштаба

Глобальная информационная безопасность - (information security). В условиях глобализации информационных обменов (коммуникаций) необходимо искать новые пути, формы и средства за сохранение культурных, экономических и других общественных ресурсов и ценностей.

Глобальная коммуникация -коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру.. В качестве одной из систем глобальной коммуникации выступает Internet.

Глобальные проблемы распространения информации - проблемы, связанные с распространением массовой информации, и вызывающие нарушения как в работе крупных информационных систем, так и в общественном сознании. Проблему «культурного империализма» разработал Х. Шиллер, нового информационного порядка Т. Варис, К. Норденстренг.

Гомогенная модель строится в соответствии с классическим индивидуализмом. Средства массовой коммуникации поставляют аудитории определенную информацию, сформированную в виде определенных посылок. Далее в системе внутриличностной и межличностных коммуникаций эта посылка принимается или отвергается. Дискретность в гомогенной модели обозначает наличие атомической структуры, в виде составляющих (индивидуумов), не нарушающих однако однородность массы в плане выражения своего мнения по поводу чего-либо.

Горизонтальная передача информации* (horizontal transfer of information) -равноправное участие получателей (реципиентов) и отправителей информации (коммуникаторов) в многоканальных интерактивных информационных обменах.

Горячая линия * (hot-line) -прямая связь с места событий для передачи самых свежих «горячих» новостей и сведений из первых рук (hot tip).

Групповая динамика - лабораторный метод осуществления коммуникации с целью выработки решений в котором коммуникатор-психолог (социальный) выступает как активный член группы или же в качестве внешнего эксперта, одновременно организующего коллективную дискуссию по определенным правилам и ролевым распределениям.

Групповая саморефлексия -осознание социальными группами своих действий, а также того, как они выглядят со стороны, в процессе взаимодействия с представителями других групп или индивидами.

Д

Дайджест* (digest) - краткое изложение содержания информации

Двухступенчатая модель коммуникации впервые была обоснована в 1940 году во время проведения избирательной кампании в штате Огайо (США), а более подробно разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения в г. Декатуре (штат Иллинойс) в 1955 году. Исследования подтвердили предположение о том, что при усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться прежде всего к тем, кто для их окружения является наиболее влиятельным и компетентным. Такими лидерами чаще являлись неформальные лидеры. Определенное суждение, предлагаемое аудитории средствами массовой информации, приводится в конкретное действие, чаще всего, посредством механизма межличностных коммуникаций. Причем наибольшее влияние на принятие решение оказывают лидеры.

Декодировать -раскрыть, отменить систему условных команд.

Дескриптор (descriptor) -слово или словосочетание, используемое в качестве индекса для поиска в информационно-поисковых системах или при проведении контент-анализа текстовой информации.

Дилемма -затруднительный выбор между двумя возможностями.

Дискурс (позднелат. discursus "рассуждение, довод"), определяется как цельный текст, актуализация которого обусловлена множественными фактора­ми, в том числе и социальными. Дискурс является видом речевой коммуникации, ориентированной на осуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников. «Критический анализ дискурса» исходит из того факта, что тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации. Отношения коммуникатора и реципиента обычно отражают разные модели социальных отношений людей. Коммуникативные средства на любом уровне функци­онирования также социально обусловлены. Рассмотрение дискурса как логически целостной, опосредованной, социально обусловленной единицы коммуникации дает возможность представителям этого направления "неречевые языки" (например, язык рекламы, мимики и жестов) рассматривать во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа коммуникации между людьми. Это создает основу для формирования целостной теории социальной коммуникации, включающей рассмотрение как вербальных, так и невербальных коммуникативных средств.

Джойнеровая коммуникативная сеть (joiner от слов to join - присоединяться) - (авт.) неформализованная самоформирующаяся информационная система. Образовывается активными членами общества, являющимися членами многих клубов и обществ, участвующими в значимых массовых мероприятиях, выборах и таким образом становящимися активными «переносчиками» информации, вносящими в коммуникативную сеть свое субъективное начало. Создавая ощущение представительности (репрезентативности) для значительно большего сообщества (порой даже и для всего сообщества, в которые они входят), чем они представляют, джойнеровые сообщества как бы формируют ее вторую (параллельную) модель. Попадая в выборку большинство опросов, активно выступая во многих представительных форумах от имени сообществ, которые они инициативно представляют, участвуя во всех выборах, джойнеры и их сеть значительно искажает онтологическую сущность сообществ, поскольку они начинают обнаруживать себя, чаще всего, исключительно посредством коммуникативных действий джойнеровых сетей. Представляется, что и в средствах массовой коммуникации, включая СМИ, джойнеровые сети являясь доминирующими, формируют во многом искаженную информацию, подверженную экспертной корректировке джойнерами. Таким образом, и все информационное общество становится джойнеровым, проявляющим свою гносеологическую сущность посредством джойнеровой коммуникативной сети.

Диагностика (от греч. diagnosticos - способный распознавать) - набор методов и принципов постановки диагноза о состоянии какого-либо организма.

Диагностика социальная - диагностика объектов, относящихся к социальной сфере (социальных общностей и институтов, социальных организаций, массовых социальных действий, движений, жизнедеятельности и отдельных индивидов во взаимодействии с социальной средой, условиями и образом жизни масс.

Диагностика социологическая -основанная на теоретических идеях и исследовательских методах, выработанной социологической наукой, технология комплексного анализа состояния социальных объектов и социальных аспектов других общественных систем, главное назначение которой заключается в информационном обеспечении управления соответствующими объектами.

Диалог (dialogue). В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс медиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

Диверсификация (diversification). В коммуникативистике - образование многоотраслевых коммуникативных комплексов, а также вложение средств в различные сферы информационной индустрии.

Дигитализация (digitalization) - перевод информации в цифровую форму.

Дискурс (лат. discourse - рассуждение, довод) -обозначает коммуникабельность текста как ткани, фактуры, структуры многообразных языков информации;разновидность речевой коммуникации, в которой обсуждаются и обосновываются любые значимые аспекты действий, мнений, высказываний ее участников. При этом предполагается разумное дистанцирование от объективной реальности, исключаются позитивистское приятие существующих норм и ценностей, притязания отдельных субъектов и организовывается рациональное непредвзятое обсуждение. Считается, что в идеальной речевой коммуникации в виде дискурса отсутствуют внешнее давление на процесс коммуникации и внутренние притязательные мотивы, порождаемые собственными структурами коммуникации.

Дистанционные коммуникации -обмен информацией, осуществляемый на расстоянии с помощью технических средств

Диффамация (defamation) -публичное распространение как имеющих место фактов, так и ложных сведений, порочащих кого-либо.

Доказательство -установление истинности высказывания, суждения, теории.

Е

Естественный язык -язык, сложившийся в ходе общественной практики у того или иного народа, и выступающий важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания между людьми.

Ж

Желтая пресса (yellow press) -«бульварно-массовая» печать, насыщенная крикливыми сенсациями. «жареными Фактами», сплетнями, инсинуациями, ориентированная на малообразованных читателей, а также на людей с низменными интересами и вкусами.

З

Защита коммуникационных систем -комплекс мер, ставящих задачу исключить несанкционированный доступ в коммуникативную систему.

Зиппинг (zipping) -ускоренное прокручивание рекламных клипов.

И

Избирательность информации (канала) (selectivity) -индивидуальный выбор читателем, слушателем, зрителем интересующий их информации в соответствии с устоявшимися взглядами.

Имидж* (image) (изображение, отражение, копия, подобие, образ). В коммуникативистике имидж - это образ реального факта, события, явления, лица, формирующийся под воздействием СМИ, рекламы в масс медиа, а также с помощью профессиональной деятельности имиджмейкеров.

Имиджмейкер (imagemaker) -специалист по созданию имиджей, организации пропагандистских кампаний и рекламы нуждающихся в этом лиц, организаций, партий и др.

Инвариантность (invariability). В коммуникативистике - сохранность, повторяемость тех или иных структур, архетипов, образов, отношений, языко-дискурсных единиц или формул общений и связей.

Инверсия* (inversion) - прием подхода к работе с текстом, помогающий раскрыть плюрализм их значений путем перестановки отношений между персонажами, событиями и фактами и изменения сюжетных линий, обычного порядка слов в предложении..

Инициатор сообщения (message originator) -в коммуникативистике то же самое, что и коммуникатор.

Инновация -нововедение.

Инсайдер* (insider) - коммуникант, входящий во влиятельные структуры и имеющий доступ к закрытой информации.

Инсайт - внезапное озарение.

Инсинуация -злостный замысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить, что-либо или кого-либо.

Интенсивность коммуникации -частота обмена информацией.

Интерактивное телевидение (interactive television) -телевидение, позволяющее по запросу абонента передавать текстовую, графическую и другую информацию и выводить ее на экран.

Интернет* (Internet) -всемирная компьютерная коммуникативная сеть, к которой подключены миллионы пользователей со всего мира. Превратившись в глобальную сеть, интернет продолжает развиваться, став доступной для более обширной аудитории, обеспечивая ее такими видами сервисных услуг, как электронные почтовые и банковские операции, видеоконференции, телешоппинг, программы на заказ и пр.

Интерпретация (от лат. interpretatio) - истолкование, объяснение, раскрытие смысла, перевод на более понятный язык.

Интерфейс (interface) -граница, раздел. В коммуникативистике - соединительное звено в виде комплекса технических и программных средств, объединяющих различные части системы.

Интранет (Intranet) - сеть внутренних связей между информационными компаниями.

Информационная система -

Информация* (information от лат. informatia - разъяснение, изложение) -сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом. В коммуникативистике это понятие распространяется на обмены сведениями между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также и на сигнальные связи в животном и растительном мире. Автор книги склоняется к идее о том, что информация наряду с коммуникацией - одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими атрибутами как движение, время, пространство.

Информатика - как область научных знаний, связанных с получением, хранением, преобразованием, передачей и использованием информации.

Информациология - наука, которая изучает закономерности образования, передачи и накопления информации, ее свойства, структуру, роль в проявлении фундаментальных законов окружающего нас мира.

Информационная безопасность -способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищённые информационные ресурсы и потоки для поддержания жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития соответствующего структурного образования. Обеспечение информационной безопасности предполагает противостояние негативному воздействию на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации.

Информационная среда* (information environment). В информатике - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, обеспечивающих заданный режим работы и условия выполнения ее задач. В коммуникативистике применяется и в более широком значении - как реальность, в которую погружаются люди, находящиеся в постоянном соприкосновении со СМИ и другими средствами коммуникации.

Информационное общество (information society). Термин применяется для обозначения особого вида общественной формации поздних разновидностей постиндустриального общества, новой эры развития человеческой цивилизации. Наиболее яркими представителями этого направления являются А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский и др. (Франция), М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. (Германия, М. Мак-Люэн, Д. Белл. А. Тоффлер и др. (США), Д. Масунда (Япония) и др. В качестве основного условия формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, действующие в глобальных масштабах. Информация рассматривается как специфический товар, основная социальная ценность общества. Новая трактовка коммуникаций выходит за рамки рассмотрения коммуникации как технических средств связи и информационного обмена и сосредотачивает свое внимание как новых средств и форм человеческих контактов и обмена информацией, особенно на поиске форм активного духовного общения людей в диалогах.

Информационное пространство (information space) -сфера общества с достаточно развитой сетью информационных коммуникаций

Информационный обмен -взаимная передача информации друг другу несколькими субъектами.

Искусственный язык -язык который строится по сформированным заранее правилам и предназначен для решения каких-либо конкретных задач.

Истеблишмент* (establishment) -доминантная система государственных, экономических идеологических отношений, организаций, учреждений и других структур, обладающих властным влиянием на общество. В сферу истеблишмента включают и масс медиа, с помощью которых формируется сознание массовой аудитории, формируется ее жизненный стиль.

К

Каналы коммуникации (коммуникационные каналы) (communication channel) –

1. комплекс средств связи между источником и приемником информации: телефонных, радиовещательных, телетрансляционных, компьютерных и др.;

2. специально сформированная среда, через которую передается информация от коммуникатора к реципиенту.

Таким каналом может быть и рекламный п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.23.89 (0.097 с.)