Личность в системе коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в системе коммуникации



Особое значение в изучении роли личности в процессах формирования речи, механизмов экспрес­сивности, особенностей индивидуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспринимать речевые тексты, называются отдельными авторами «языковой личностью». Так Ю. Н. Караулов по языковой личностью подразумевает «совокуп­ность способностей и характеристик человека, обусловливаю­щих создание и восприятие им речевых произведений (текс­тов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действитель­ности, в) определенной целевой направленностью». Караулов модели язы­ковой личности выделяются три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. По мнению В. П. Конецкой такая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках вербально-семантической, когнитивной и прагматической характеристик.

Вербально-семантическая, т.е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуни­кации. При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференци­ации и вариативности, функционально-стилистической ценнос­ти и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произно­шения.

Когнитивная(познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. У каждого сознании индиви­дуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Личность проявляет себя и через использовании своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и за­дачи коммуникации, интере­сы, мотивы и коммуникативные установки. Прагматическая характеристика определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных пот­ребностей» личности. Попытки определения типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагматической характеристики личности Тем не менее обоснование модели языковой личности явля­ется значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации.

В теории коммуникации важно определение корреляции понятия языковой личности с понятием личности как члена различных социальных структур. Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуника­ции, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятель­ности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятель­ности.

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуника­тивная личность имеет свои особенности. Прояв­ления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуаль­ных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когни­тивными и функциональными параметрами. Вполне понятно, что ряд характерис­тик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре языковой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности. В иерархии личностных потребностей, обоснованной американским психологом А. Маслоу (1908-1970), обосновываются и мотивы, способствующие личностному росту, и мотивы, обусловливающие коммуникативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникатив­ная потребность определяется необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в процессе жизнедеятельности. Потребность взаимосвязана с ком­муникативной установкой. Мотивом коммуни­кации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуни­кативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивированность через определенные механизмы влияет на коммуникативную дея­тельность.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта ин­дивида. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации, и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию. Способность воспринимать свое «языковое сознания», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазона партнера являются основными характеристиками комму­никативной личности. Когнитивный параметр как бы связывает мотивационные и функциональные параметры.

Функциональный параметр характеризует коммуникативную ком­петентность. Владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными сред­ствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дис­курсов в соответствии с нормами избранного коммуникативно­го кода и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности.

Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен. Для выполнения таких со­циально значимых функций как взаимодействие и воздействие коммуникативная личность должна обладает це­лым рядом индивидуальных характеристик (коммуникабельность, харизма и др.). Понятие «коммуникабель­ный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообща­ющийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуаль­ными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решитель­ность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую личность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информа­ции по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, драмати­ческий, аргументативный, спокой­ный, внимательный, открытый и пр. По социальной значимости функций можно выделить два типа коммуникативной личности: доми­нантный и демократичный.

К коммуникатору предъявляются высокие требования в профес­сионализме, включающему коммуникативные умения­ми, а также личностные качества. Коммуникатор, включенный в систему устного общения должен иметь хорошую дикцию, приятный тембр голоса, хорошо вла­деть фонационными коммуникативными средствами, передаю­щими тональность сообщения и экспрессию.

Возможности установления и поддержания контакта обуслов­лены взаимодействием различных (пространственных, временных, психоло­гических, социальных) условий общения. Основой как в межличностной, так и в массовой коммуникации являются социальные условия коммуникации, прежде всего социологическая доминанта, определяющая наличие или отсутствие контакта между комму­никантами, ценностные ориентации, предполагающие оценочное отноше­ние к участникам коммуникации.

Коммуникатив­ная компетентность оценивается целым рядом когнитивных факторов: знаниями об окружающем мире, соци­альных ценностях, способностью адекват­ного восприятия информации. Коммуникативная компетентность актуализируется с учетом конкретных социальных условий коммуникации. Она является составным компонентом социального статуса. Можно выделить некоторые признаки социального статуса индивида по уровню его коммуникативной компетентности. Существенными когнитивными характеристиками коммуникативной компетентности являются: способность к обобщению и систематиза­ции многомерного восприятия окружающего; способность к адекватной оценке "статуса языка";) способность к пониманию смысловой и оценочной информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Как формируется личность?

2. Дайте определение «языковой личности»?

3. Назовите основные характеристики теоретико-гносеологи­ческой модели языковой личности?

4. Назовите общие признаки, характеризующие языковую и коммуникативной личности и их различия

5. Перечислите основные параметры коммуникативной личности?

6. Что такое мотивационный параметр коммуникатив­ной личности?

7. Определите главные когнитивные характеристики коммуникативной личности?

8. Какие характеристики определяют функциональный пара­метр коммуникативной личности?

9. Назовите критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена?

10. Определите типы коммуникативной личности и их роль в системе социальной коммуникации.

Основная литература

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М,, 1987.

Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса)//Язык и личность

/Отв. ред.Д. Н. Шмелев. М., 1989.

Уфимцева Н.В. Мотивация в речевом воздействии: проблемы и концепции//Оптимизация речевого воздействия

/Отв. ред. Р. Г. Котов, М. 1990.

 

Дополнительная литература

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М,, 1956.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность//Избранные пси­хологические произведения. М., 1983. Т. 1,

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.. 1982.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Конрад Н.И. О языковом существовании//Японский лингвистичес­кий сборник, М,, 1959.

Кули Ч. Социальная самость//Америка некая социологическая мысль/Пер, с англ.; Ред. В. И. Добреньков. М,: Изд-во Моск. ун-та, 1994,

Мид Дж. Аз и Я//Там же.

Маркузе Г. Одномерный человек//Там же,

Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессив­ности. М., 1991.

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности //Серия «Общество и личность. М.: Знание, 1989.

Глава 5. Содержание, средства и язык коммуникации

Содержание и средства речевой коммуникации

Символьная коммуникация определяется как использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения информации об объекте или событии. Такое широкое определение, включает в себя ряд составляющих понятий: семантика коммуникаций указывает значение слов и символов; синтаксис коммуникаций относится к на взаимосвязи между используемыми символами; прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность при достижении определенных целей.

Символы являются посредниками между сущностью явлений, смыслом и его образом, идеями, находящихся за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Некоторые ученые склонны рассматривать знак как одностороннюю сущность, только в плане выражения, формы (В.М. Солнцев, А.А. Ветров и др.). Австрийский ученый-пози­тивист Р. Карнап развил логико-математическое направление в семиотике.

Типологии знаков строятся на разных осно­ваниях. В соответствии с пониманием общей теории знака. Ч. Пирс различает три типа знаков:

1) иконический, действие которого основано на фак­тическом подобии означающего и означаемого (рисунок чело­века и сам человек),

2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и Означаемого (дым является индексом огня, бледность лица — индексом недомогания или страха),

3) и символ, действие которого основано на условной, установленной "по соглашению" связи означающего и означа­емого (кивок головой, как правило, обозначает утвердительный ответ, но у болгар это движение обозначает отрицательный ответ). Символ, скорее всего, обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи.

Самым простым знаком является иконический; сам по себе он не может передавать информацию и принадлежит прошлому опыту. Индекс по своей природе существует в настоящем опыте и способен передавать информацию. Ни иконические знаки, ни индексы не могут утверждать что-либо. Лишь символы благодаря своему общему значению, способны образовать суждение и, следовательно, могут воздействовать на мысли и поведение партнера, программируя таким образом будущее (действие, реакцию и т.п.).

Важнейшая функция социальной коммуникации - прагматическую. Знак актуализирует содержание в со­отнесенности с подобными себе элементами и в том случае, если он представляет социально установленную (принятую, понятную в данном коллективе) интерпретацию содержания. Или иначе - знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации.

Пражская лингвисти­ческая школа занималась теоретической разработкой проблемы социальной обуслов­ленности знака. Здесь знак рассматривается как со­циальную сущность, служащую посредником между членами данного сообщества и обеспечивающую понимание только на основе всей системы значимостей, принятой данным сообщес­твом. Изучением социальных проблем в их сим­волическом представлении занимается символический интеракционнзм. В современной науке вопросы социальной обусловленности знака изучаются как в гносеологическом, так и в общемето­дологическом плане, главным образом в области языка, теории прозы и поэтики, различных видов искусства.

Социологами социальный знак рассматривается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе, В социальной психологии к символам относят различные условные знаки, например, эмблемы, ордена, значки, кольца, сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе. Знак, составленный из слова и обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, и в этой функции он. отражает социальные ценности общества. Социальная ин­терпретация знака в различных обществах может не совпадать (например, понимание автомобиля как социального символа с нашем и американском обществах).

В качестве социальных символов могут выступают жесты или действия, которые "сигнализируют", сообщают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. Социальными символами становятся даже рационально не осознаваемые, но важные для общества события, например, рождение и смерть. В повседневной деятельности человека в качестве символов выступают высшие социальные ценности общества, такие как свобода, истина, справедливость, добро, любовь.

Семи­отика выдвигает постулат о знаке как о материально-идеальном образовании, способном репрезентировать информацию. Ею рассматривается лишь с содержательным аспектом знака - представление его в виде обобщенного концепта (добро — зло, главный — неглавный). Ю.С. Степанов, анализируя современное состояние семиотики, дает объяснение, почему "принцип знака" был заменен "принци­пом -высказывания". Это позволило разграничить системы, в которых име­ются только знаки, но отсутствуют высказывания, как, например, в системе коммуникативных сигналов животных или в системе архитектурных символов, и системы, в которых есть высказыва­ния. Это в то же время приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом Проблема заключается в том, как следует понимать выска­зывание? Являются ли высказываниями, например, знак "череп и скрещенные кости" или предписывающие и запрещающие Дорожные знаки, или актуализированное в речи слово "Бе­регись!" Конечно, данные знаки не отвечают определению высказывания как семиотической "ячейки", абстрагированной на основе так называемой пропозициональной функции и включающей объективные постоянные компоненты и субъек­тивные переменные компоненты. К первым компонентам относится сама информация, ко вторым — отношение к дей­ствительности, оценка достоверности информации, коммуни­кативная установка, эмоциональное отношение говорящего к информации. обществе и позволило вычленить специальную область семиотического исследования - язык и литературу - как вербальные коммуникативные системы.

Под речевой коммуникацией понимается разговорное общение. Общение обозначает и процесс обмена мыслями, информацией, эмоциональным переживанием собесед­ников. Социология рассматривает общение как социально обусловленный вид деятельности людей. Психология исследует процесс установления и развития контактов между людьми с целью обмена информацией. Лингвис­ты процесс общения представляют как актуализацию коммуникативной функции языка в тех или иных речевых ситуациях. Главным элементом речевой коммуникации является механизм, с помощью которого осуществляется перевод про­цесса передачи и восприятия информации в социально значи­мый результат персонального и массового воздействия. В социолингвистическом аспекте необходимо изучать прежде всего особенности функционирова­ния языка в условиях массовой социальной коммуникации.

Особенности стилей изложения в периодической печати (В. Г. Костома­ров, А. Л. Швейцер, В. П. Мурат и др.), радио- и телепередач (Т. З. Адамьянц, Н. Н. Богомолова, С. В, Светана, М.В.Зарва,). Выбор стиля зависит и от предмета речи, и от общей обстановки, в которой происходит общение. Для привычной, повседневной обстановки характерен нейтральный стиль, для торжественно-приподнятых ситуаций - высокий стиль, в непринужденно-дружеской обстановке применяется чаще сниженный стиль. Единицами языка передаются кроме основного и дополнительные значения:

a) о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое значение);

b) о типах ситуаций, в которых эти единицы чаще всего употребляются (экспрессивно-стилистическое значение);

c) об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистское значение).

Выявлению механизмов взаимодействия социальных и лингвистических факторов, обусловливающих социальные функции языка в условиях массовой коммуникации рассматривал Шарль Балли - выдающийся швейцарский лингвист, писавший на французском языке. Он чситал, что одной из основных задач стилистики является исследование распределения языковых средств по сферам или средам общения и изучение различных эмоциональных окрасок речи, выражающих различные состояния и чувства людей. Он описал три источника выразительных, эмоционально окрашенных средств языка:

а) характеризующих эмоциональный оттенок (например, применение слова щуплый вместо худой);

б) имеющих социальную окраску (например, использование выражений я накрылся, мне хана, вместо общеязыкового - я пропал).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.052 с.)