ТОП 10:

СМК как система знаний о реальном функционировании института прессы в современной обществе.



Укажем предпосылки, которые позволили социологии массовой коммуникации рассматривать социальный институт прессы в качестве такового:

* функционирование прессы и на полюсе производства информации, и на полюсе ее потребления приобретает все более массовый характер;

* со стратификацией общества деятельность по производству и потреблению информации в разных его социальных группах и слоях становится все более разнообразной;

* усложнение политической структуры и экономического потенциала общества предоставляют индивиду все большие возможности для выбора в информационной деятельности;

* с развитием демократии в обществе самостоятельная роль института прессы становится все более отчетливой; соответственно, степень этой самостоятельности и/или зависимость ее от других социальных институтов представляет все больший интерес для социологии;

* характер поведения индивидов в информационном пространстве увеличивает значение субъективного фактора — социально-демографических характеристик индивида в этом виде деятельности;

* наконец, вышеперечисленные обстоятельства делают самого индивида необходимым, а иногда единственным источником информации о коммуникационных процессах, т. е. источником получения нового знания об этом сегменте общества.

Печать в системе массовых коммуникаций

Печатная продукция включает в себя различные типы изданий — газеты, журналы, альманахи, книги. Однако не все это является продуктом массово-коммуникативной деятельности средств массовой коммуникации. В строгом смысле слова таковыми могут быть названы газеты, еженедельники, журналы.

Носителем информации, распространяемой по каналам прессы, является отпечатанный текст. Это определяет некоторые особенности его воздействия и восприятия массовой аудиторией.

Фиксированность информационного текста на материальном носителе определяет ряд преимуществ такого способа подачи информации.

Во-первых, читателю представляется возможность обзорного знакомства сразу со всем номером газеты или журнала, что позволяет ему определить приоритетность чтения того или иного материала. Наиболее важные публикации читатель имеет возможность сохранить. Это позволяет ему создавать собственную базу тех или иных данных, собирать материал по интересующим его тем или иным тематическим направлениям.

Во-вторых, к печатному изданию можно вернуться для повторного чтения, для более глубокого анализа прочитанного ранее.

В-третьих, газету или журнал всегда можно взять с собой или купить в киосках, реализующих печатные издания, что способствует возможности чтения в перерывах, в транспорте, иными словами, не выделяя для этого специальное время досуга.

Наконец, в-четвертых, пресса создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, ибо читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, к его ритму и последовательности.

Однако при всех положительных сторонах печати существует и ряд свойственных ей недостатков, среди которых выделим следующие:

♦ недостаточная для современности оперативность прессы. Этот недостаток обусловлен особенностями технологического процесса производства печатной продукции, а также ее доставкой, от которой нередко зависит своевременность получения читателями той или иной информации;

♦ чтение, а тем более понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня грамотности. В противном случае издание не вызовет должного интереса у читателей. Именно это определяет тематическую и социальную разнонаправленность прессы, рассчитанной на аудиторию с различным уровнем грамотности (кроме, естественно, совсем безграмотной, которая вообще не может быть включена в информационное поле прессы);

♦ ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, ибо пресса не имеет возможности воздействовать на аудиовизуальные (слух и зрение) каналы восприятия информации, в то время как они являются основными сенсорными каналами человека. Именно поэтому пресса любого уровня (даже так называемая «бульварная») рассчитана, прежде всего, на аналитическое восприятие информации.

 

 


Массовая коммуникация и ее отличие от межличностной и специальной коммуникации.

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания посредством средств массовой коммуникации — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Массовая коммуникация как раздел исследований изучает всё многообразие воздействия массовой коммуникации на аудиторию СМИ, на человека и общество в целом, в том числе его социально-психологические аспекты.

Межличностные коммуникации

В межличностных коммуникациях как отправителем, так и получателем выступают отдельные индивиды. Межличностные коммуникации реализуются путем непосредственных контактов между субъектами общения. Для такой коммуникации характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двухстороннее сообщение.

Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией. Получив какую-либо значимую для них информацию, некоторые люди проверяют ее восприятие в межличностном общении, в результате чего могут укрепиться в своем мнении или в корне изменить отношение к рекламируемому товару или политическому имиджу лидера.

Социальным основанием мотивов являются общественные отношения, выступающие их системообразующим фактором. В социальной коммуникации главным принципом является мотивационный сущность и функции межличностных взаимодействий, в рамках которых реализуется межличностная коммуникация раскрывают мотивационные теории. Их можно разделить на мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей.

Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный (лицом к лицу) контакт людей в отличие от массовой коммуникации — процесса распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств (печать, телевидение, радио, кино и т.д.), в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Межличностная коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания.

Отличия массовой коммуникации от межличностной коммуникации проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса. Источником сообщения в межличностной коммуникации является семья, соседи и т.п. В массовой же коммуникации - некий институт. Канал распространения межличностной коммуникации можно назвать “лицом к лицу”. Массовый канал предполагает наличие технологий распространения. Время передачи в межличностной коммуникации - непосредственное, расстояние минимальное, замкнутое; в массовой - время передачи непосредственное или с задержкой во времени, расстояние - значительное, или даже неограниченное. Приемником в межличностной коммуникации является семья, соседи, т.е. непосредственное окружение; в массовой - анонимная разнородная аудитория. При межличностной коммуникации имеется возможность непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации реакция преимущественно “отложенная” (в некоторых случаях - прямая). Характер регулирования межличностной коммуникации - личный, индивидуальный; массовой - с использованием систем правил и контроля.

Специализированные коммуникации. (Коммуникация в организациях.)

Свою специфику имеют коммуникации в малых группах. В отличие от массовых коммуникаций члены малой группы имеют возможность высказывать собственные суждения, что повышает возможность раскрытия потенциальных способностей. При обсуждении информации в малой группе руководитель в целях повышения эффективности коммуникации должен поощрять аргументированные высказывания и ценные предложения, добиваться точности и объективности информации. Критикуя идеи и утверждения нельзя переносить критику на личности, тем более обсуждать их личные качества, нужно уважать мнения других лиц, а также групп, если они содержат ценные предложения и рекомендации. Руководитель должен учитывать настроенность как своей, так и противоположной стороны, взаимные ожидания, уметь сопереживать. Чем выше ранг руководителя, тем больше информации проходит через него. Однако руководитель должен обеспечить прохождение информации и в те звенья коммуникативных цепей, которые нуждаются в этой информации. Руководителю важно владеть психотехникой общения, обращая внимание на мимику, жест, интонацию, свой внешний облик. Особо важно уметь сочетать навыки и умения внушать, убеждать, просить, приказывать.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.007 с.)