Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 теория организации и ее место в системе научных знаний

Поиск

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Краткий лекционный курс для студентов специальности

«Менеджмент организации» всех форм обучения

Автор-составитель - доц. каф. МиМ С.К. Арсланова

Выписка из Государственного стандарта специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»

  ОПД   ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ  
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент    
  ОПД.Ф.04 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.    

 

Содержание

1 Теория организации и ее место в системе научных знаний 1. Объект и предмет теории организации. 2. Функции теории организации как науки. Методология теории организации. 3. Организация как система. Типы систем. Понятие производственной системы. 4. Теория жизненного цикла организации.
2 Эволюция взглядов на организацию 1.Классическая теория управления. Ее основные направления. 2.Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер. 3. А.Богданов «Тектология». 4.Современный взгляд организацию (Р.Лайкерт, Г.Саймон, теория Гласиер, Г.Минтцберг, И.Ансофф, Д.Норт)
3 Внутренняя и внешняя среда организации 1. Миссия и цели организации. 2. Внутренние переменные организации. Ресурсный приоритет.3.Факторы внешней среды. Их влияние на различные стороны деятельности организации.4.Сложность и подвижность внешней среды. Сущность неопределенности, ее уровни. 5.Стили взаимодействия организации с внешней средой.
4 Законы организации 1.Понятия зависимости и закономерности. 2. Законы организации - основные (первого уровня): закон синергии, самосохранения, развития. 3. Законы второго уровня: информационной упорядоченности, единства анализа и синтеза, законы композиции и пропорциональности.4. Специфические законы социальной организации.
5 Социальная и хозяйственная организация 1.Понятие социальной организации. Уровни развития социальной организации. 2.Классификация социальных организаций. 3. Групповые коммуникации как основа социальной системы. 4.Особенности социально-экономических организаций. 5.Типы хозяйственных организаций.
6 Организация и управление 1.Природа и сущность управления организацией как сложной системой. 2. Структура элементов управления организацией, принципы формирования функционального типового звена управления. 3.Самоорганизация и самоуправление. 4.Организованность и управляемость.
7 Организационная структура. Понятие, типы организационных структур 1.Разделение труда. Шаблонная работа. 2.Понятие охвата контролем и модели охвата контролем. 3.Понятие департаментализации. 4. Централизация и децентрализация. Делегирование полномочий. 5.Структуры организационного управления.
8 Организационное проектирование 1. Системный подход в проектировании организационных систем. 2.Методология организационного проектирования. 3. Критерии эффективности организационных структур. Анализ оргструктур. 4.Организационное моделирование (типизация, теория систем, теория хаоса, синергетика, кибернетика)
9 Организационная культура 1.Понятие организационной культуры фирмы. 2. Организационная культура как система, ее элементы. 3. Доминирующая и субкультура. 4. Сильная и слабая оргкльтура.5.Управление оргкультурой.6. Кросснациональный аспект рассмотрения оргкультуры.7.Модели национальных деловых культур (Клукона-Стродбека, Хофстеде, Хэмпдэна-Тернера—Тромпенаарса, Лефевра)
10 Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли 1.Основные функции развития и совершенствования организации. 2.Виды контроля. 3.Организационный аудит и его принципы. 4.Современные тенденции развития организаций

Организация как система

Один из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный подход. Он эффективен при решении сложных управленческих проблем, так как позволяет рассматривать производственные процессы в виде сложных систем, выделять подсистемы, рассматривать связи и взаимодействия элементов в системе и с внешним окружением, на основе чего делаются выводы о тенденциях развития системы в целом и определяются оптимальные условия функционирования системы.

Система (от греческого «целое, состоящее из частей») - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (см. рисунок 1). Система состоит хотя бы из двух элементов и обладает качествами, не присущими ни одному из них в отдельности.

Внешняя среда организации

  Внутренняя среда организации  
вход системы   выход системы
Субъект управления
  прямые связи     Управляющее воздействие     обратные связи
Объект управления
  Внутренние возмущения   Ресурсы организации

Внешние возмущения


Политическая система Экономическая система Технологическая система Ресурсная система Социальная система
-конституционные основы, - формы собственности, - особенности законодательства, - политическая стабильность - уровень жизни, - капитал, - поставщики, - потребители, - конъюнктура, - цены - развитие науки, - развитие технологий - рабочая сила, - природные ресурсы, - инфраструктура, - территориальное положение - социальные нормы, - социальные воззрения, - этические нормы

Рисунок 1 - Организация как система [1]

Элементы системы – объекты, составляющие систему, которые рассматриваются как неделимые части.

Подсистема – объект системы, который можно представить в виде самостоятельной системы, состоящей из элементов и обладающей определенной целостностью.

Вход системы – совокупность условий организации и функционирования системы (управленческая информация, инвестиции, ресурсы, нормы и нормативы, трудовые ресурсы, сырье, комплектующие, информация…)

Выход системы – результат функционирования системы (ассортимент, объем продаж, качество продукции или услуги, информация об организации….).

Внутренние и внешние возмущения – воздействия, дестабилизирующие систему, нарушающие ее функционирование (например: брак продукции, поломка оборудования, конфликты в коллективе… – относятся к внутренним возмущениям; неритмичность поставок, действия конкурентов, экономические кризисы…. – относятся к внешним возмущениям).

Связи – устойчивые взаимодействия между элементами системы, а также между системой и внешней средой.

Внешняя среда – окружающее систему пространство, не являющееся ее составной частью, но оказывающее воздействие на элементы и связи системы (это рынки сбыта, поставщики, конкуренты, экономическая политика, национальные традиции…..).

Внутренняя среда – ресурсы организации, ее внутренние переменные.

Управляющее воздействие – целенаправленное изменение элементов входа и связей в системе для получения заранее запланированного выхода системы.

Субъект управления – источник управляющего воздействия (это руководители различных уровней, функциональные органы управления, разрабатывающие и принимающие управленческие решения).

Объект управления – объект приложения управляющего воздействия (это производственные подразделения, исполнители принятых к реализации управленческих решений).

Не любая совокупность элементов является системой. Система должна обладать рядом свойств.

1. Система состоит из двух и более элементов и обладает способностью к какой-либо деятельности. Деятельность системы называется функционированием.

2. Система обладает свойствами интегративности и способностью образования новых свойств, отсутствующих у ее элементов.

3. Система обладает структурой (строение, взаиморасположение элементов, их соподчинение) и организацией (взаимодействие, связи между элементами системы, динамичность).

4. Элементы системы должны находиться в постоянном взаимодействии. Между ними существуют следующие связи: вещественные, энергетические, информационные, внутренние, внешние, вертикальные, горизонтальные.

Теперь мы можем обозначить определение понятия организация, которым будем пользоваться. Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Социально координируемое – означает управление организацией. Социальное образование – организаций состоит из людей или групп, находящихся во взаимодействии.

 

Типы систем

Для характеристики типов производственных систем важно рассмотреть простые и сложные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, глобальные и локальные системы.

Простая система состоит только из элементов. Сложная – содержит подсистемы.

Различают системы открытые и закрыты е. Понятие закрытой системы возникло в физике. Главная характеристика закрытой системы – игнорирование эффекта воздействия внешней среды. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Примером системы такого типа может служить натуральное хозяйство.

Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром, осуществляет обмен с внешней средой различными формами связи: вещественными, энергетическими, информационными.

Детерминированные системы – системы, в которых при известных исходных параметрах (известном входе) можно абсолютно точно прогнозировать результат функционирования (выход). В детерминированных системах элементы однозначно взаимодействуют друг с другом.

Вероятные (стохастические) системы – системы, в которых при наличии известного входа прогнозировать выход можно лишь с известной степенью вероятности. Их элементы находятся под влиянием столь большого числа воздействий, что взаимодействие всех элементов не может быть точно описано и становится в каком-то отношении неопределенным.

Глобальная система включает все элементы и связи, влияющие на ее функционирование и развитие. Можно считать глобальную систему индифферентной к влиянию внешней среды. Примером глобальной системы может служить мировая экономика.

Любая организация, сколь крупной она бы ни была, является локальной системой.

Для того, чтобы существовать и поддерживать внутренний и внешний баланс, система нуждается в управлении. Различают иерархический и гетерархический принципы управления. Для первого характерно управление из единого центра, занимающего вершину в иерархии компонентов системы. Второй принцип управления состоит в множественности центров управления, находящихся на разных этажах системы. Управляемые таким образом системы более гибки и активны. Среди организаций таковыми являются матричные и свободные организации.

Рисунок 2 - Жизненный цикл организации

(1) Предпринимательская стадия. Характеризуется нечеткими целями, высокими творческими возможностями. Формируется жизненный цикл продукции. Организация на 1-й стадии своего ЖЦ неформальна и антибюрократична. Рабочий день длится до бесконечности. Контроль осуществляется лично самим хозяином-основателем компании. Рост осуществляется на основе товара (-ов) или услуг рыночной новизны.

Кризис 1-й стадии отражает потребность в лидерстве. По мере роста организации растет и число ее сотрудников, что начинает вызывать проблемы. Креативный образ мышления основателей, их ориентация на технические стороны деятельности сталкивается с необходимостью решать проблемы управления, хотя их больше всего интересуют вопросы производства и продажи продукции. Причиной кризиса 1-й стадии становится неготовность основателей (отсутствие у них навыков и/или интереса) заниматься управленческой деятельностью. Чтобы преодолеть кризис 1-й стадии, нужен сильный менеджер, способный применить эффективные техники управления.

(2) Стадия коллективизма – характеризуется неформальным общением и структурой, высокими обязательствами. Если кризис лидерства удалось снять, и в компании появился сильный руководитель-лидер, то организация приступает к формированию четких целей и задач, равно как и направления деятельности. Проводится разбивка на подразделения, устанавливается иерархия власти, проектируются рабочие места, закладываются основы разделения труда. Сотрудники проникаются организационной миссией и не жалеют времени и сил ради ее успеха. Все чувствуют себя частью единого коллектива; коммуникации и контроль носят преимущественно неформальный характер (хотя и начинают появляться некоторые формальные системы).

Кризис 2-й стадии выражает организационную потребность в делегировании полномочий. Если новая команда высшего руководства функционировала успешно, то постепенно нижестоящий персонал начинает все больше сталкиваться с ограничениями и давлением со стороны сильного централизованного лидерства. При этом менеджеры низших звеньев, по мере укрепления своих позиций на порученных им функциональных участках деятельности, выступают с требованиями большей самостоятельности. Кризис автономии происходит, когда топ-менеджеры, добившиеся успехов на основе жесткого стиля лидерства и централизации власти, не желают расставаться со всей полнотой своей власти и ответственности. Высшее руководство продолжает видеть свою главную задачу в жесткой координации внутриорганизационной деятельности и объединении ее частей в единое целое. На этой стадии требуется найти механизмы контроля и координации деятельности орг. подразделений без прямого вмешательства в эти процессы менеджеров высшего звена.

(3) Стадия формализации и управления – формализация правил, стабильная структура, упор на эффективность. Стабилизируется структура организации, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководства. Процесс принятия решений становится более взвешенным и консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.Коммуникации становятся не такими частыми, как прежде, и более формальными. Чаще всего производится дополнительный наем инженерного состава, специалистов по персоналу и некоторых других специалистов. Высшее руководство преимущественно занимается вопросами стратегического планирования, оставляя внутриорганизационные операции менеджерам среднего звена. Для укрепления координации формируются децентрализованные производственные единицы, типа групп по продуктам. Вводятся системы поощрения труда на основе получаемой прибыли, чтобы обеспечить работу менеджеров на благо компании в целом. При должной эффективности новые системы координации и контроля способствуют дальнейшему росту организации, установив связующие механизмы между высшим руководством и производственными подразделениями.

Кризис 3-ей стадии – кризис чрезмерных ограничений, связан с тем, что распространение новых систем контроля и координации начинает «душить» менеджеров среднего звена. Организация начинает резко бюрократизироваться. Менеджеры среднего уровня начинают восставать против вмешательства в свои дела персонала по контролю и координации внутриорганизационной деятельности. Инновации получают все меньшее распространение. Крупные и сложные орг. структуры, как показывает кризис 3-ей стадии, не могут эффективно управляться только на основе формальных регулирующих правил и официальных процедур.

(4) Стадия уточнения – этап выработки структуры. Усложнение структуры, децентрализация, диверсифицированные рынки. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Организационная структура становится более комплексной, отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. Общественный контроль и самодисциплина сокращают потребность в дополнительных системах формального контроля. Менеджеры учатся работать в рамках прежней бюрократической системы, не наращивая ее. Для развития внутриорганизационного сотрудничества могут быть созданы рабочие группы (межфункциональные и/или – со специалистами из различных организационных подразделений компании). Организация может подразделиться на множество единиц, чтобы возродить образ мышления мелкого бизнеса. Официальные системы упрощаются и частично заменяются на рабочие группы менеджеров и целевые организационные подразделения.

Кризис 4-ой стадии обусловлен необходимостью возродить жизнеспособность организации. По достижении зрелости организация время от времени переживает периоды спада.

(5) Стадия упадка - в результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Эта стадия не наступила бы, если бы руководство не игнорировало обновление (конкуренция, система мотивации, громоздкость систему управления организацией, неприменение новых идей – проблемы этого периода). Организация должна либо измениться, либо разрушиться. Таким образом, организация опускается на низший период развития и начинается снова ее выживание.

Если организация не способна успешно разрешить проблемы, возникающие на каждой стадии ее жизненного цикла, то она будет подвержена либо тотальному упадку (и погибнет), либо будет переживать ограниченный рост и станет менее конкурентоспособной.

 

Рисунок 5 - Модель фирмы при применении динамического подхода

По Ансоффу, основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее – к изменению ее организационных характеристик, и потом – к преобразованию структуры (см. рисунок 6).

Изменение внешних условий Изменение стратегии фирмы Изменение организационных характеристик и преобразование структуры

Рисунок 6 – Взаимосвязь внешнего влияния и изменения организационной структуры

В условиях относительно постоянных внешних связей основной стратегией фирм было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Наиболее эффективной в этих условиях была функциональная структура управления предприятием (1910-1920).

Увеличение размера компаний и выход на несколько рынков с различными продуктами – дивизиональная структура (функциональная, повторенная несколько раз, по Ансоффу).

Выделяет такое понятие как организационный потенциал (руководители, структура, информация, системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностей и ориентации, организационный потенциал). Основу организационного потенциала составляет культура фирмы (совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур – совокупности строго документированных приемов и методов решения проблем управления: составление планов, проведение учебы, осуществление контроля …). Культура фирмы подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы. Небольшое изменение стратегии может потребовать полной перестройки культуры организации. Чаще всего изменения стратегии связаны с изменениями организационного потенциала. Очевидно влияние жизненного цикла продукции на стратегию изменения организационного потенциала. Продукт может двигаться в направлении морального устаревания или являться нововведением.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Все ресурсы обычно подразделяют на природные и экономические.

1.Природные ресурсы — это компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов: минеральные, биологические, земельные, климатические, водные. Природные ресурсы бывают также исчерпаемые, в том числе, возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновляемые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды).

2.Экономические ресурсы в самом общем плане — это источники и средства обеспечения производства.

Организационные ресурсы относятся к экономическим, их можно рассматривать как источники и средства обеспечения организационной деятельности и достижения ею эффективных результатов. В их состав включают: человеческие ресурсы (трудовые, людские); финансовые ресурсы (денежный капитал); материальные ресурсы (сырье, материалы, физический капитал); информационные ресурсы.

Иногда в этот перечень включают технологические ресурсы, но в нашем случае технология рассматривается не как ресурс, а как подсистема организации, «отвечающая» за преобразование ресурсов.

В современной теории и практике управления люди рассматриваются как ключевой элемент организации и наиболее ценный ресурс организации; управление ими превращается в одну из стратегий; развитие персонала превращается в статью инвестиций, а не затрат.

Внешняя среда организации

Факторы деловой среды

Потребители — это индивиды и компании, приобретающие товары и/или услуги организации. Взаимодействие с потребителями в конечном итоге и определяет успешность деятельности современной организации.

Партнеры — это те, кто обеспечивает поступление необходимых для производства сырья и материалов, а также ресурсов, необходимых для нормального функционирования организации — поставщики. К партнерам относятся также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях (вместе производят какой-то товар или предоставляют услугу) или сотрудничает с целью защиты общих интересов.

Регуляторы — это, как правило, государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации. Это, например, министерство, выдающее лицензию, налоговая инспекция, органы пожарного и санитарного надзора и т.д. Это влияние может быть как стимулирующим, так и тормозящим деятельность и развитие компании. Классическим примером действия этого фактора является количество инстанций, которое необходимо пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать компанию или открыть новый бизнес в уже действующей компании.

Конкуренты — это организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации. Конкуренция — один из важнейших факторов развития современного бизнеса, оказывающий определяющее влияние на практически все стороны деятельности организации.

Профсоюзы. В странах с развитой экономикой фактическое (а не декларируемое) влияние профсоюзов является довольно мощным. Принято считать, что профсоюзы оказывают определяющее влияние на социальную политику организации. Но во многих случаях оно затрагивает и другие аспекты деятельности компании — разработку стратегий, планирование и организацию работ, формирование и развитие структуры, реструктуризацию и т.д.

Факторы общей среды

Культура — история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация. Трудовая культура, отношение к меньшинствам, гендерные отношения, отношение к труду, деньгам, другим людям.

Экономика — степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков. Уровень жизни и покупательная способность населения. Способ организации экономической жизни, степень государственного регулирования. Фискальная политика, развитие банковского сектора, экономическая инфраструктура. Валютное регулирование, инвестиционный климат; занятость и безработица, инфляция, цены, доступ к ресурсам и др.

Социум (социальные факторы) — демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура страны, в которой функционирует организация. К важным социально-демографическим факторам относятся также старение населения в развитых странах, географическое распределение и плотность населения, его динамика и мобильность, а также степень развития образовательной системы и образовательный уровень людей.

Законы — общая легальная система страны, в которой оперирует организация. Конституция, гражданское законодательство, законодательное обеспечение инвестиций и вложения капитала. Трудовое законодательство; финансовое и налоговое законодательство.

Политика — распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в стране, в которой оперирует организация. Сюда же можно отнести наличие и силу так называемых групп влияния — борцы за права потребителей, за здоровый образ и безопасность жизни, экологические движения и т.д.

Факторы глобальной среды

Технологическая среда — знания, информация, развитие науки и техники. Отражает степень развития производительных сил в целом. Важнейшие технологические изменения, оказывающие влияние на бизнес во всех странах — это технический прогресс, ведущий к появлению новых материалов и технологий, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Международная среда — это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества. Сюда же можно отнести возможности для развития бизнеса компании в других странах. Указанные тенденции находят свое отражение, как в международных договоренностях, так и в политике и стратегии организаций.

Все перечисленные факторы следует рассматривать в комплексной связи. Все они взаимозависимы. Действие факторов деловой среды — это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды — производное от глобальной, и действие всех их — производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной (фактор деловой среды) борьбе — особенно в современной России — невозможен без учета политических факторов (общая среда) и использования современных технологий (глобальная среда). Вся система факторов ВС пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.

Комплексное воздействие всех факторов внешней организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы (совокупность теорий) и философии управления, можно отнести следующие:

-структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;

-усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;

-«горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;

-инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;

-стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;

-управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.

Свойства внешней среды

Внешняя среда обладает рядом свойств, среди которых, с точки зрения воздействия на организацию, самыми важными являются сложность, подвижность и неопределенность.

1. Сложность — статический параметр — мера количества и разнообразия факторов ВС, влияющих на организацию.

2. Подвижность (изменчивость) — динамический параметр — степень изменения самих факторов и силы их воздействия.

3. Неопределенность — это свойство, имеющее двоякую природу.

С одной стороны, неопределенность — производное от сложности и подвижности. Разные их соотношения приводят к возникновению разных степеней неопределенности, что показано в таблице 11.2.

С другой стороны, неопределенность — это субъективный параметр, отражающий степень понимания менеджерами и членами организации того, что происходит в ВС.

Неопределенность связана, с одной стороны, с фактическим недостатком информации, с другой — с осознанием менеджерами потребности в информации (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Взаимосвязь свойств внешней среды

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность: · большое число факторов · они не похожи друг на друга · они в основном не меняются Высокая неопределенность: · большое число факторов · они не похожи друг на друга · они постоянно изменяются
Низкая Низкая неопределенность: · небольшое число факторов · факторы достаточно схожи · они в основном не меняются Умеренно высокая неопределенность: · небольшое число факторов · факторы достаточно схожи · они постоянно изменяются

Для менеджера, не видящего и не понимающего, что вокруг его организации что-то происходит, степень неопределенности внешней среды будет минимальна. И наоборот, можно в простых ситуациях и действиях контрагентов видеть (пытаться видеть) какой-то скрытый смысл и т.д.

В этом случае для человека, пытающегося расшифровать эти смыслы, степень неопределенности внешнего окружения будет высокой. Эта связь показана в таблице 6.

 

Таблица 6 - Связь между свойствами внешней среды и информацией

Сложность Подвижность
Низкая Высокая
Высокая Умеренно низкая неопределенность Информационная перегрузка Высокая неопределенность Неизвестно, какая информация нужна
Низкая Низкая неопределенность Известен источник нужной информации, она доступна Умеренно высокая неопределенность Постоянная потребность в новой информации

Тема 4 Законы организации

1.Понятия зависимости и закономерности.

2. Законы организации - основные (первого уровня): закон синергии, самосохранения, развития.

3. Законы второго уровня: информационной упорядоченности, единства анализа и синтеза, законы композиции и пропорциональности.

4. Специфические законы социальной организации.

Все в мире подчиняется определенным законам и закономерностям. Констатация законов в определенной области реальности является обязательной характеристикой теоретических основ науки. Это касается и теории организации. Закон - объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества и действием законов организации и управления.

Упорядочивание организационных процессов подчиняется определенным законам. Основными законами теории организации, имеющими внешнюю и внутреннюю направленность, являются: 1) закон синергии; 2) закон самосохранения; 3) закон развития или онтогенеза; 4) закон информационной упорядоченности (организованности); 5) закон единства анализа и синтеза, 6) закон композиции и пропорциональности.

Рассмотрим законы организации первого уровня.

Закон синергии. Синергия (в переводе с гр.) – взаимодействие, сотрудничество. Понятие синергии описал в своей монографии А.Богданов («Тектология») Сущность синергии: конечные результаты функционирования системы не равны сумме результатов индивидуального функционирования отдельных составных структурных элементов. Действие закона синергии направлено на эффективность организации. Общие (совокупные) результаты функционирования системы, как правило, выше или ниже суммы индивидуальных действий функционирования, т.е. как правило, в процессе функционирования любой системы возникает синергетический эффект, он может быть положительным или отрицательным. Природа этого эффекта – взаимодействие отдельных частей структурных элементов усиливает (ослабляет) индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы.

Такое неодинаковое влияние взаимодействия структурных элементов системы на результативность функционирования каждого элемента зависит от соответствия, адекватности взаимодействия элементов системы.

Если элементы не соответствуют друг другу, то возникает отрицательный синергетический эффект. Если же полное соответствие – то возникает положительный синергетический эффект.

Любой закон – это постоянная устойчивая связь. Пример синергетического эффекта – очень



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.193 (0.02 с.)