Классификация хозяйственных организаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация хозяйственных организаций



К хозяйственным организациям относятся:

- юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.

- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формысобственности:

- государственную,

- муниципальную,

- общественную,

- арендную.

- частную,

- групповую,

- смешанные формы собственности.

Примером хозяйственной организации со смешанной формой собственности являются акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам – юридическим и физическим.

Хозяйственные организации разделяются на 4 группы:

- микро,

- малые,

- средние,

- крупные.

Критериями такого разделения могут служить:

- численность персонала,

- стоимость имущественного комплекса,

- значение выпускаемой продукции,

- доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации, удовлетворяющие следующим критериям:

- доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые предприятия от дочерних.)

- значение среднесписочной численности работников не должно превышать (без совместителей и договорников) следующих пределов (таблица 9).

Таблица 9 - Ограничение среднесписочного числа работников

Сфера деятельности малого предприятия Предельные значения среднесписочной численности работников
Промышленность, строительство, транспорт
Сельское хозяйство, инновационная деятельность
Наука и научное обслуживание, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание  
Оптовая торговля, остальные отрасли и другие виды деятельности  

 

Хозяйственные организации с численностью, существенно меньшей, чем у малых предприятий, относят к микроорганизациям, например, аудиторская фирма с численностью персонала шесть человек.

Крупные предприятияопределяют экономическую и техническую мощь страны. В целях сомосохранения тяготеют к интеграции в международном масштабе. В результате чего теряют национальную привязку и могут действовать в ущерб национальным экономическим интересам.

Помимо общественно-правовых аспектов, отношения к собственности и величины персонала хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

------по времени действия:

- срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация);

- бессрочные.

-------по сезону активного действия:

- летние,

- зимние и т. п.

Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок.

---------по масштабу производства:

- единичное производство;

- серийное производство;

- массовое производство.

----------по специализации производства:

- специализированное производство;

- универсальное производство.

-----------по номенкоатуре выпуска продукции:

- монономенклатурное производство;

- многономенклатурное производство.

Организационно правовые формы хозяйственных предприятий представлены на рисунке 7.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 7 - Организационно-правовые формы хозяйственных организаций

 

 

Тема 6 Организация и управление

1.Природа и сущность управления организацией как сложной системой.

2. Структура элементов управления организацией, принципы формирования функционального типового звена управления.

3.Самоорганизация и самоуправление.

4.Организованность и управляемость.

На эффективность функционирования любой организации огромное влияние оказывает система управления. Система управления – это достаточно сложный элемент организации. Включает в себя субъект управления, объект управления, управляющее воздействие.

В её составе СУ можно выделить 4 подсистемы по функциональному признаку:

Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности
Методология управления В её составе выделяют: законы (закон функционирования организации) закономерности; принципы организации; методы управления организацией; цели функционирования; технология управления; стадии управления
Сам процесс управления Подготовка, разработка управленческих решений; реализация управленческих решений; информационные связи
Эти 2 подсистемы образуют механизм управления
Структура управления Структура организации (по функциональным и др.признакам); схема характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные)
Техника управления Т.е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях

Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива).

В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные элементы (закон – самый консервативный, чтобы его изменить, нужно изменить характер многих факторов).

Система управления должна постоянно совершенствоваться.

В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деятельность проявляется в выполнении управленческих функций.

Управленческая функция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих функций. Эти группы отражают 3 уровня управления:

1. Производственные функции – это функции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.

2. Функция управления производственными функциями – среднее звено (бригадир, нач. цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.

3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.

Работники каждого уровня выполняют соответствующие функции. Функция – это одна из основных составляющих управленческого процесса на любом её уровне, т.к. в функции отражено само содержание управления. Функция как элемент тоже имеет своё строение, структуру, т.е. это не последняя неделимая составляющая. В её составе выделяют: процедуры и операции. Они имеют свои свойства и инструменты измерения этих свойств.

Выделяют 3 параметра функции:

Трудоёмкость (функций, процедур, операций) - измеряется в единицах времени (часы/дни, часы, минуты)
Сложность (функций, процедур, операций) - 4 уровня сложности (высший, средний, нижний, нулевой). Критерии этих уровней: нижний – отражает наиболее простой характер процедур операций (технические функции); средний – функции логического характера; высший – функции содержат элемент творчества. Требования этих уровней отражены в нормативных документах
Стоимость (функций, процедур, операций) - это параметр, в котором отражен объём затрат на выполнение затрат всех видов ресурсов, которые могут быть выражены в денежной форме - ЗП

В ТО используется соответствующая классификация функций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация функций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение).

В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы функций:

- конкретные функции управления

- общие функции управления

Каждая группа состоит из подгрупп однородных функций:

Конкретные функции - управление производством
- управление финансами
- управление оплатой труда
- управление трудом
- управление маркетингом
- управление техническим развитием
- управление техникой безопасности
- управление охраной окружающей среды
- управление качеством… и т.д.
Общие функции - организация
- планирование
- контроль
- мотивация
- регулирование
- прогнозирование… и т.д.

Эти функции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной функции, и они определяют и образуют состав этих конкретных функций, т.е. например, управление производством, но её реализация посредством функций.

В любой организации выполнение функций всех видов (т.е. сам управленческий процесс) – это регламентированная управленческая работа, т.е. она осуществляется на основе соответствующих нормативных документов, правил. Но параллельно с регламентированными действиями имеют место и нерегламентированные, т.е. осуществляемые не на основе правил, норм. Это и есть самоорганизация, самоуправление, т.е. в условиях самоорганизации субъекты и объекты организации совпадают. Организационно управленческие действия осуществляются самостоятельно организацией как системой либо отдельными её частями, или отдельными работниками.

Самоуправление не очень заметно, но всегда присутствует в любой организации, в различных пропорциях с регламентированным управлением.

В условиях рыночных отношений роль самоуправления значительно повысилась, т.к. рыночный механизм по своей природе предусматривает более высокую самостоятельность.

Следует иметь в виду, что роль и доля самоуправления может зависеть от отраслевого фактора (есть отрасли – благоприятные для проявления самоуправления, а есть - неблагоприятные). В определённых ситуациях самоуправление оказывается более эффективным.

В ТО различают следующие основные формы самоорганизации:

1) самообучение

2) самовоспитание

3) самообразование

4) самоконтроль

5) изобретательская и рационализаторская деятельность

Самообучение и самообразование – относится как к организации в целом, так и к каждому работнику. Формирование поколений знаний, т.е. формирование таких параметров, которые были бы максимально адекватны современным требованиям. Осуществляется через учебные заведения, либо через индивидуальное самообразование. В современных рыночных условиях роль самообразования возрастает, т.к. имеет место быстрое устаревание знаний. В современных условиях всё более остро стоит проблема квалификации. Самообразование – более гибкое понятие, чем образование в учебных заведениях.

Самовоспитание – устранение отклонений, которые возникли в поведении организации, отдельных работников, в сравнении с нормативными ориентирами. Цель самовоспитания организации – формирование устойчивого максимально положительного имиджа организации.

Самоконтроль – форма самоорганизации, направленная на выявление резервов, повышения эффективности управленческой деятельности на всех уровнях управления. Особенно значима роль самоконтроля в условиях, когда в деятельности организации возникают серьёзные отклонения. Содержание: самоанализ, самооценка, самоотчёт.

Изобретательская и рационализаторская деятельность – особая значимость этой формы в сравнении с другими проявляется в том, что изобретательство и рационализаторская деятельность в наименьшей степени может быть управляема посредством регламентированных управленческих действий. Эта деятельность – творческая, и требует максимально полной самостоятельности. Значимость этой формы всегда очень велика, а в условиях НТП – повышается.

Самоуправление – это автономное функционирование системы. Самоуправление осуществляется на основе определённых принципов:

-Принцип вторичности – организация не может в полном объёме самоуправляться и ведущую роль всегда выполняет регламентированное управление, т.к. деятельность любой организации направлена на удовлетворение общественных потребностей и поэтому государство создаёт соответствующие нормативные правила. Для того, чтобы рыночный механизм постоянно функционировал, предприятия должны выполнять определённые правила.

- Принцип оптимальной пропорции между регламентированным управлением и самоуправлением – в каждой организации, в каждый конкретный период соотношения между этими видами управления могут быть разными.

- Принцип мягкой регламентации самоуправления – хотя самоуправление по природе – значит самостоятельность, все-таки необходима определённая регламентация, но она должна быть минимальной (создание благоприятных условий; установление направлений изобретательской деятельности).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.007 с.)