ТЕМА 2: «Эволюция теории организации».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2: «Эволюция теории организации».



 

1. Классическое представление о ТО.

2. Представление ТО в условиях нестабильности и рынка.

 

1 Вопрос

 

Эра менеджмента началась с конца XIX - начала XX вв.:

А) вырос масштаб организации;

Б) усложнились технологии;

В) увеличилась численность работников.

 

Вопрос: КАК СДЕЛАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЙ?

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся:

· научное управление –Ф. Тейлор, Ф.Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт и др.

· теория организации – Х. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни.

· бюрократическая теория – М. Вебер.

· Поведенческая школа – М.П. Фоллет, А. Маслоу.

Научное управление.

Основателем и разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его место в организации (человек – винтик в механизме- организации) и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было изучение задачи.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

· разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.

· абсолютное следование разработанным стандартам

· подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу

· оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата)

· поддержание дружеских отношений между рабочими и управляющими с целью обеспечения возможности осуществления научного управления

 

Классическая теория сравнивала организацию с хорошо смазанной машиной: разделение труда, иерархия, бюрократия и применение различных приемов управления.

Положения идей об организации Ф.Тейлора:

1. необходимо планировать работы на основе анализа конкретных ситуаций;

2. необходимо отбирать работников;

3. необходимо обучать отобранных рабочих;

4. материально поощрять в виде сдельной оплаты;

5. разделение труда между управлением и наемными работниками

6. разделение труда внутри управленцев.

 

Организация –это механическая система с точки зрения классической школы. Они рассматривали организацию в общем, где работник был просто рабочей силой.

Точка зрения Тейлора оспаривалась Ганттом, который полагал, что каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе. Идеи Гантта воплотились в премиальную систему заработной платы.

Солидный вклад в научную школу внесли супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Они упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Ф. Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления.

Лилиан Гилбрет первой стала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.

 

Теория организации (вторая школа)

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль определил, что для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности, или шести функций:

· техническая деятельность (производство)

· коммерческая деятельность (закупка, сбыт и обмен)

· финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала)

· деятельность безопасности (защита собственности людей)

· эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике)

· управление (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль).

Основная заслуга такого рассмотрения организации состояла в том, что Файоль выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: планирование, функцию организации, распорядительство, координацию и контроль.

Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.

Файоль разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления

 

Структурные принципы:

1. разделение труда;

2. единство цели и руководства;

3. соотношение централизации и децентрализации;

4. власть и ответственность;

5. цель.

 

Принципы процесса:

1. справедливость;

2. дисциплина;

3. вознаграждение персонала;

4. единство команд;

5. подчинение главному интересу.

 

Принципы конечного результата:

1. порядок;

2. стабильность;

3. инициатива;

4. корпоративный дух.

 

Недостатки теории:

 

1. разделение труда происходит за счет сокращения других организаций;

2. санкции не должны быть превышены или принижены;

3. иерархия, мелкие задания не обязательно выполнять с оповещением высшего звена;

4. большое внимание личности руководителя.

 

Бюрократическая теория организации М.Вебера (3 школа):

Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в трудах западного социолога Макса Вебера.

Основными элементами построения такой организации должны быть следующие:

1. Все задания должны разделяться на виды работ и исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Каждое задание должно выполняться в соответствии с “постоянной системой абстрактных правил” (т.е. по инструкции) с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий.

3. Каждый сотрудник должен отвечать перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть руководителей основывается на экспертных знаниях и узаконивается тем, что делегируется с верхних уровней иерархии управления. Таким образом создается цепь команд.

4. Каждое официальное лицо в организации должно вести дела безлично и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а также клиентами. Цель такой практики – гарантировать невмешательство отдельных личностей в дела организации, отсутствие служебных отношений, основанных на личной дружбе или знакомстве.

5. Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Соответственно продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях. Наем в организацию должен рассматриваться как карьера работника на протяжении всей жизни. Что предполагает высокий уровень его преданности фирме.

Организация, достигающая такого уровня, приближается к бюрократии идеального типа. Между тем только некоторым организациям свойственны все характеристики идеального типа. Отдельные достаточно высокие характеристики свойственны для многих организаций.

 

Таким образом, модель бюрократической организации – ее характерные черты:

· внутренний порядок;

· иерархическая структура;

· власть;

· разделение труда;

· целенаправленная деятельность.

 

Слабые стороны теории:

- отсутствие чувств, личные проблемы не должны беспокоить, управленцы назначаются, не должно быть личных отношений на работе.

Плюсы:

- продвижение;

- развитие;

- четкая иерархия.

 

Вклад Богданова в организационную науку:

Главная заслуга российских исследователей состоит в разработке фундаментальных методологических проблем ТО. Одним из выдающихся ученых, внесших наиболее весомый вклад в разработку организационной науки, является А.А. Богданов (Малиновский). Знания по этим проблемам он логично изложил в фундаментальном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» (наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем).

По мнению Богданова, предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они действуют в технике, экономике.

Анализируя сущность организации, Богданов высказал идею о необходимости системного подхода к ее изучению, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организационное целое превосходит простую сумму ее частей.

Выявил и сформировал 2 ведущих закона.

1. «Если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то ее отношение к среде определяется низшей организованностью».

2. «Системы расходятся, различаются между собой в силу первичной неоднородности (начальная разность), разности среды, и под воздействием исходных изменений».

Кроме классической и бюрократической школ в теории организации существовала поведенческая школа, основными представителями которой являются А. Маслоу и Мари Паркер Фоллет.

Фоллет (1868-1933) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть лидером признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.

Огромный вклад в развитие поведенческой школы внес Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение теорию потребностей, известную как “пирамида потребностей”.

 

2 Вопрос.

Теория организационного потенциала И. Ансоффа.

Большой набор элементов представляет собой организационный потенциал. Изменение одного из элементов не означает еще изменение организации. Изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с управляющих. Затем следуют изменение системы ценностей, действующей на фирме, перестройка информационных потоков, остальных элементов.

Считается, что основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации (совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур). Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы. Выделяются случаи, когда небольшое изменение стратегии может потребовать радикальной перестройки культуры организации и когда изменение стратегии практически не требует изменения культуры организации, а, следовательно, организационного потенциала. Однако, чаще всего изменения стратегии связаны с определенными изменениями организационного потенциала.

 

 

Теория хаоса.

Теория утверждает, что отношение в сложных системах, таких как организация, нелинейные, усложненные взаимосвязями, что делает мир непредсказуемым.

По их мнению, современный мир полон беспорядка, неопределенности, неожиданности, быстрого изменения. В таком хаосе менеджеры не могут количественно оценивать, точно предсказывать (прогнозировать), осуществлять функцию планирования, контролировать процессы, события с помощью традиционных приемов.

Теория признает, что случайность и беспорядок возникают в более сложных системах, поэтому основное направление исследования теории: организацию нужно рассматривать как живую систему, а не как классики («хорошо смазанная машина»).

Считают, что нужно переходить к рассмотрению организации как естественной системы.

 

 

Обучающая организация.

В обучающей организации должна быть:

 

1. Горизонтальная структура;

2. Вовлечение работников в проблему;

3. Уход от стратегии конкуренции и переход к сотрудничеству;

4. Адаптивная структура;

5. Распространение информации с помощью различных приемов и технологий.

 

Принципы обучающей организации:

 

1. Равенство;

2. Открытость информации;

3. Партнерские отношения;

4. Минимальная иерархия.

 

Это будет помогать организации справляться с кризисами.

 

Общий вывод: такие организации нацелены только на получение прибыли, а обучающиеся организации – на решение проблем, расширение технологий.

Литература:

1. Мильнер Б.З.. Теория организации: Учебник.- 7-е изд., - М.: инфра- М, 2008.-864с.,гл.2

2. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-метод. комплекс – М.: Экономист,2007.-231с.гл.1 п.1.3

3. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие.-2-е изд.- М.: КНОРУС, 2006.- 296с.,гл.1, п. 1.4

4. Рогожин С.В. Теория организации: Учебник.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.-320с.

5. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: учеб.пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-280с.

6. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. –М.: Экономика, 1989

7. Шеметов П.В. Курс лекций.- М. : ИНФРА – М , Новосибирск. Сибирское соглашение, 2004.- 176с.,, тема 1, п.1.2, 1.3

 

 

 

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.013 с.)