Стадии развития организации (Л.Грейнер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития организации (Л.Грейнер)



Подход Грейнера к стадиям развития организации на основе концепции стратегического планирования.

I. Стадия развития, основанная на творчестве.

Проблема: предприятие еще не сформировано, функции еще не распределены => кризис лидерства.

II. Стадия развития, основанная на руководстве.

Проблема: кризис автономии.

III. Стадия развития, основанная на делегировании.

Проблема: децентрализация => недостатки в руководстве => кризис контроля.

IV. Стадия развития, основанная на координации. Появляются подразделения, которые занимаются стратегическими вопросами. Система усложняется.

Проблема: граница м/у высшим управлением и остальными подразделениями => кризис границ.

V. Стадия развития, основанная на сотрудничестве. Задача в том, чтобы менять цели. Организация обращает внимания на свои внутренние проблемы. Эти проблемы – персонал, психологические проблемы. Начинают менять учетную политику.

VI. Стадия развития, основанная на использовании сочетания структур. Происходит упрощение орг.структуры. Появляются новые формы управления, появляются смешанные формы управления.

Все стадии четко запрограммированы => задача менеджера: понимать, какая стадия, и принимать соответствующие решения.

 

Причины развития организации:

  1. НТП, НТР, изменение технологий => переход от одной стадии к другой.
  2. Эволюция механизма хозяйствования.
  3. Глобализация.
  4. Изменение во внутренних и внешних средах организации.

 

 

Вопрос 2

Законы 2 уровня:

  1. З-н информированности и упорядоченности:

Две трактовки закона:

1) В организованном целом не может быть больше порядка, чем информации;

2) чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования.

  1. Закон единства анализа и синтеза:

1)каждая материальная система стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функции.

2) процессы разделения, специализации, дифференциации, которые дополняются противоположными процессами: соединения, кооперации, интеграции.

 

 

  1. Закон композиции и пропорциональности:

Общий подход: каждая материальная система, стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в подчинении.

Закон композиции – цели организации д/б направлены на достижение основной цели, более общего характера;

Закон пропорциональности – в организационном целом необходимо опред. Соотношение м/у элементами

Законы взаимодействуют.

Вопрос 3

Принципы организации – правила, нормы, которые опираются на практический опыт и типологический ход действий. Принцип – типологический ход действий.

Принципы организации разрабатывал – Файоль.

Классификации принципов (Файоль):

1) Структурные принципы - на входе в организацию формируется не только орг. структура, но и должностные обязанности и др. (Единство целей руководства; Соотношение власти и ответственности; разделение труда)

2) Принципы процесса – раскрывают содержание деятельности управленческого звена и взаимодействие руководителя с подчиненными. (Справедливость, Дисциплина, Подчинение главой цели)

3) Принципы конечного результата – необходимо проявлять инициативу для достижения цели(принцип порядка, стабильности)

 

Существует следующая классификация принципов организации:

1) Общие принципы организации;

2) Частные принципы;

3) Ситуационные

 

Общие принципы организации.

 

Общие принципы организации:

1. Принцип обратной связи – цели обозначены, задачи персонифицированы, персонал начинает реализовывать задачи => возникает механизм достижения целей;

2. Принцип развития – развитие по принципу ЖЦ;

3. Принцип соревновательности – на практике связан с затратами предприятия;

4. Принцип дополнительности – в организации есть различные противоречивые тенденции – субъективные и объективные;

5. Принцип соответствия цели и ресурсов – необходимо сформировать дерево целей; на основе программно-целевой технологии: - от 100 до 2000 человек,

- время выполнения задания не должно превышать 1 года с момента его выдачи,

- определенность и доступность управленческих производственных ресурсов должна обеспечиваться в заданные сроки,

- разделение управленческого и производственного труда должно быть ярко выражено,

- выпуск серийной и массовой продукции должен осуществляться в течение длительного срока.

6. Принцип соответствия руководства и подчинения Фактор, влияющий на масштаб упр-ти

- отраслевая специфика,

- внешняя среда организации,

- организационная структура, ее сложность,

- уровень профессиональной подготовки,

- сложность функции целеполагания.

Руководители:

- линейные (должен быть один линейный директор),

- функциональные (количество функциональных руководителей может быть любым).

7. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности

Существуют различные виды эффективности:

- организационная,

- экономическая,

- правовая,

- психологическая и др.

8. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

9. Принцип прямоточности – самый короткий путь движения информации.

10. Принцип ритмичности – необходимо сформировать бизнес-процесс; равномерность в течение производственного цикла.

11. Принцип синхронизации / системного подхода – связан с тем, что сформулирована цель; задачи прописаны через бюджет.

Частные принципы

1. прогнозирования и планирования

2. формирования стандартов (нормы сырья)

3. учетная политика (все столы в аудитории то что произвел цех нужно распределить стоимость затрат в стол)

4. эластичность

5. координация

6. надежность

7. гибкость

8. целеполагания

 

 

Ситуационные принципы

1. оптимизация

2. личной преданности

3. самостоятельности

4. оперативности

 

 

Принципы статистического и динамического состояния организации:

 

Статическое состояние организации характеризуются следующими процессами:

1. Сокращение

2. Ликвидация

3. Объединение

4. Реорганизация

5. Реструктуризация

 

Динамическое состояние организации характеризуются следующими процессами:

1. Рождение

2. Рост

3. Зрелость

4. Старение

5. Возрождение

 

Одновременно решаются и внутренние, и внешние проблемы.

 

Статические принципы организации:

  1. Принцип приоритета целей.
  2. Принцип приоритета функции над структурой.
  3. Принцип приоритета субъекта над объектом.

Процесс: цель- задача- функция- структура-персонал.

 

 

Динамические принципы организации:

1. Принцип приоритета персонала

2. Принцип приоритета структур над функциями.

3. Принцип приоритета объекта управления над субъектом

Процесс: персонал- структура- задача- функция- цель.

 

 

Литература:

1. Алиев В.Г. Теория организации: Учебник.- ЗАО «Издательство «Экономика»,2003.-430с.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, 1989

3. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-метод. комплекс – М.: Экономист,2007.-231с.,гл5,7-12

4. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие.-2-е изд.- М.: КНОРУС, 2006.- 296с.,гл.7

5. Рогожин С.В. Теория организации: Учебник.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.-320с.

6. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ,2008.-360с.

7. Мильнер Б.З.. Теория организации: Учебник.- 7-е изд., - М.: инфра- М, 2008.-864с.гл.2

8. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: учеб.пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-280с.

9. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-метод. комплекс – М.: Экономист,2007.-231с.,гл.13

10.. Парахина В.Н. Теория организации: учебное пособие.-2-е изд.- М.: КНОРУС, 2006.- 296с.,гл.8

 

 

 

ТЕМА 6: «Социальные организации: сущность, особенности»

Сущность социальной организации.

Законы социальной организации.

Вопрос 1.

Социальная организация – общность, объединение людей, которые совместно достигают одной цели. Социальная организация не существует без общества и общество не существует без организаций, которые оно создает для своего существования.

 

Особенности социальной организации:

• Самоорганизация – способность системы сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от внутренних и внешних условий;

• Множественность описания – текучесть кадров, объем продаж, уровень рентабельности;

• Возможность каждого работника реализовать свой потенциал;

• Сложность и стохастичность функционирования(характеризуется набором взаимосвязанных целей);

• Большая инерционность(это позволяет прогнозировать развитие организации);

• Высокая степень надежности функционирования (наличие взаимозаменяемых компонентов; есть заказы, поставки, материалы, договоры с поставщиками);

• Протекание объективных и субъективных процессов(объективные- связаны с действием законов организации, субъективные- с принятием решений);

• Формирование системы лидерства
(Основу организации составляет малая группа (10 человек)

 

 

Социальные организации отличаются по организационно-правовой форме (ГК РФ).

 

- Коммерческие – товарищества, общества, производственные кооперативы,

- некоммерческие.

 

- Бюджетные,

- внебюджетные.

 

По характеру деятельности:

- общественные,

- хозяйственные.

Хозяйственные организации (ХО) – создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

 

К ХО относятся:

- юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе ООО, АО, потребительские кооперативы и т.д.

- не юридические лица всех форм, в т.ч.подразделения организаций, организации на базе индивидуально – трудовой деятельности и т.д.

ХО принято разделять на 4группы: микро, малые, средние и крупные.

ХО классифицируются по следующим признакам:

- по времени действия: бессрочные и временные;

- по сезону активного действия: летние, зимние и т.д.;

- по масштабу производства: единичное, серийное, массовое производство;

- по специализации производства: специализированное и универсальное;

- по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.

 

Вопрос 2.

Существуют различные классификации законов социальной оргнизации. Рассмотрим одну из них.

1. Закон своеобразия (у каждой организации своя стратегия, свои цели, организационная структура)

2. Закон научной обоснованности (методология)

3. Закон достижения эффективности (минимум затрат при максимуме результата)

4. Закон социальной гармонии

5. Закон системности управления решениями

6. Закон демократизма

7. Закон состязательности

8. Закон оптимальной загрузки

9. Закон устойчивости информации (для этого должна быть автоматизация и регламентация действий)

10. Закон установки

11. Закон доходчивости сообщения

12. Закон осмысления новой информации

 

Литература:

1. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: учебно-метод. комплекс – М.: Экономист,2007.-231с.,гл.6

2. Мильнер Б.З.. Теория организации: Учебник.- 7-е изд., - М.: инфра- М, 2008.-864с.

3. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ,2008.-360



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.047 с.)