Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы методологии социокоммуникации. Общенаучные методы исследования социальной коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение «Социологии коммуникации» нацелено на то, чтобы дать представление о методологии социальной коммуникации, уяснить ее методологические основы и овладеть методами исследования, которые используются в данной отрасли социологии. Методология – учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности. Различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и специализированные принципы или систему конкретных методов, используемых для решения специальных исследовательских задач. Фундаментальные принципы имеют общенаучный характер, так как основаны на обобщающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе познавательной деятельности человека. Таковы, например, принципы диалектики, отражающей взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма - объективной, причинной обусловленности явлений, изоморфизма – отношений объектов, выражающих тождество их строения и др. Для методологии в равной степени важно понимание таких категорий, как субъективное и объективное, сущность и явление, материальное и идеальное и т.п. Несомненно, содержательная интерпретация этих принципов варьируется в соответствии со спецификой исследуемого материала. От трактовки философских принципов и общенаучных понятий зависит обоснование методологического подхода к исследованию в той или иной области. Другой немаловажный вопрос – истинность философских положений. С одной стороны, философия является открытой научной системой обобщающих положений, в которой по самой ее природе нет единого исходного начала, а с другой – для обоснования любого философского положения приходится опираться на какую-то исходную дефиницию. Следовательно, философия и ее метод имеют относительный характер и не могут претендовать на универсальность. Что же может служить критерием общенаучной ценности философии? Ссылка на опыт как показатель общечеловеческой практики недостаточна. Необходимо выделение своего рода схемы общего в процессе анализа различных философских систем через осмысление историко-философского процесса в целом, что может служить объективным критерием универсальности ее принципов. Наконец, необходимо обратить внимание на опасность смешения и даже подмены методологии идеологией. Дело в том, что эти понятия, действительно, пересекаются – и методология, и идеология содержат в себе философско-мировоззренческие компоненты. Но по своей сущности они различны; более того, они лежат в различных плоскостях. Методология – это учение о научно-исследовательских принципах познавательной деятельности человека, представляющее собой открытую систему многоаспектных и разноуровневых подходов к познанию явлений в их исторической обусловленности, преемственности и глобальности, которая совершенствуется на основе опыта и критической аргументации. Идеология – закрытая и жесткая система господствующих в данный период идей, выражающих интересы, мировоззренческие идеалы определенного социума или социального движения. Она включает конъюнктурные компоненты, характеризуется целенаправленным воздействием на любые сферы человеческой деятельности и слабой критической аргументацией. Расширенное понимание функций идеологии может привести к искусственному сужению методологических основ, исказить результаты исследования. Частнонаучные принципы определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например диалектический, функциональный, структурный и др. Несмотря на совпадение терминов, обозначающих методологический общенаучный принцип и частнонаучный метод, их следует различать. Диалектика как философский общенаучный принцип является отражением объектов в сознании человека и представляет собой методологическое учение о законах развития природного и духовного, материального и идеального. Диалектика как метод научного исследования представляет собой особый способ мышления в познавательной деятельности человека. Методологические принципы могут быть жесткими и гибкими. Первые позволяют исследовать объект только в данном направлении или аспекте, без учета других факторов, таковы например, структурный подход в лингвистике, ранний бихевиоризм и феноменализм в социологии. Вторые, отличаясь большим диапазоном, позволяют исследовать объект в разных аспектах; сюда относятся диалектический, функциональный, прагматический подходы в социологии, психологии, лингвистике и других науках. Возникает вопрос, можно ли заимствовать из смежных и даже отдаленных наук частные методы или пользоваться их результатами. Такая практика существует, чему способствуют два обстоятельства. Во-первых, если в основе «своего» и «чужого» методов лежит единый методологический принцип, то они совместимы. Так, общенаучный принцип системности позволил языкознанию заимствовать метод классификации из естественных наук. Во-вторых, заимствование «чужого» метода или его результата может быть плодотворным, так как позволяет обосновать гипотезу или сделать открытие. Непременным условием выбора частнонаучных методов является их соотнесенность с определенной, стержневой методологической концепцией. В противном случае исследователь может стать жертвой эклектики (греч. «eklektikos» – выбирающий) – набора механически соединенных разнородных принципов, взглядов и теорий, не имеющего научной ценности. Среди других требований, предъявляемых к частнонаучным методам, отмечаются: объективность (опосредованность достоверными знаниями), обобщающая ценность (возможность применения к большему числу объектов), моделирование, эвристичность и возможность проверки (проверяемость) результатов. Конкретные (специализированные) методы исследования определяются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, принципы-методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется место каждого из них в соответствии с конкретным этапом исследования, использованием технических приемов и проведением операций с фактическим материалом в заданной последовательности. Систему правил использования методов, приемов и операций называют иногда методикой исследования. В одной и той же научной области может быть несколько конкурирующих методик, которые постоянно совершенствуются в ходе экспериментальной работы. Наиболее сложной является методика экспериментальных исследований, как лабораторных, так и полевых. В различных научных областях используются методы, совпадающие по названию, например анкетирование, тестирование, шкалирование, но цели и методика их реализации различны*. * См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. – С. 273–276.
Какие же методы социологического исследования используются в коммуникации и как они характеризуются? Многие методы возникали чисто эмпирическим путем, заимствовались в разное время и с разными целями, поэтому разработать их классификацию или хотя бы типологию довольно сложно. Наиболее приемлемо здесь выделение основных типов методов на основе двух признаков – цели и способа реализации. По первому признаку выделяются так называемые первичные методы, используемые в целях сбора материала: изучение источников, наблюдение, опрос и т.п. Вторичные методы используются для обработки и анализа полученных данных: количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и т.п. Третий тип представлен верификационными методами и приёмами, позволяющими проверить полученные результаты. По сути дела, они сводятся к качественному и количественному анализу данных на основе измерения соотнесенности постоянных и переменных факторов. По способу реализации различаются логико-аналитические, визуальные и экспериментально-игровые методы. К первым относятся традиционные методы дедукции и индукции, различающиеся по исходному этапу анализа. Они хорошо дополняют друг друга и могут использоваться в целях верификации – проверки истинности гипотез и выводов. Истоки вторых, визуальных или графических методов восходят к ранним, еще несовершенным попыткам человека представить информацию об объекте в целостном виде. В этом их большое преимущество: графы, схемы, диаграммы, картограммы и т.п. позволяют получить синтезированное представление об исследуемом объекте, наглядно показать его составные части, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме и т.п. Третьи, экспериментально-игровые методы, получили новый импульс в связи с расширением прикладных задач науки. Ценность их заключается в том, что они непосредственно связаны с реальными объектами, функционирующими в конкретной ситуации, и позволяют прогнозировать результаты. Эти методы широко используются в самых различных научных областях. С ними связан целый раздел математики – «теория игр»; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономических и военных вопросах. Они используются в психологии, в социологии, в методике нетрадиционного обучения. Соотнесенность и взаимодействие общенаучных принципов, частнонаучных принципов-методов и конкретных, специализированных принципов-методов можно определить как диалектику общего, особенного и единичного. Все три уровня методологии формируют преемственность, непротиворечивость и объяснительную силу. Эти требования распространяются и на методологию интегративных дисциплин, к которым относится социология коммуникации. Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации. Изучение основных методологических направлений в социолргии коммуникации показывает, что все они базируются на той или иной теории социального познания и отдельных аспектах коммуникации, а именно на бихевиоризме, символическом интеракционизме, феноменализме, структурном функционализме, техническом детерминизме, диалектике и неомарксизме. Незавершенность целостной методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обусловливающих процесс целенаправленного общения. Серьезной помехой здесь оказался пресловутый плюрализм социологических теорий, но самое главное – не разработанность категорий социологии коммуникации как интегративной научной области. Тем не менее каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего в плане реализации некоторых общенаучных принципов исследования, в частности, диалектический, исторический, деятельностный, или функциональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности. Диалектический принцип или диалектика как метод познания природы, общества и мышления, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действительности. Диалектический подход к исследованию социальной коммуникации позволяет обосновать взаимодействие социальных и коммуникативных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную действительность, что свидетельствует об объяснительной силе диалектики как общенаучного принципа, и метода познания. Однако из этого не следует, что она замещает частные научные методы, связанные со спецификой исследуемой области. Диалектика проявляется в них и реализуется через них согласно требованиям преемственности и не-, противоречивости в методологии. Исторический принцип лежит в основе теории познания общества как целостной и развивающейся в конкретных исторических условиях социальной системы. Одновременно с развитием общества идет процесс развития и видоизменения коммуникативных средств, обслуживающих данное общество. Это происходит не без столкновения и конкуренции между устоявшимися нормами и ненормативными образованиями. Количественное преобладание последних приводит к качественным изменениям речевых норм. Историческому развитию социальных явлений и коммуникативных систем характерна определенная цикличность, реализуемая по спирали и поэтому бесконечно развивающаяся. Деятельностный принцип, в более узком понимании функциональный, тесно связан с предыдущим, так как отражает динамику исследуемого объекта, хотя реализуется в синхроническом плане. Именно этот принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности коммуникации с учетом индивидуального и социального. Коммуникант является производителем речевой деятельности. С одной стороны, его индивидуальные психические и социальные характеристики формируют его речевое поведение. С другой -осуществляя речевую деятельность, коммуникант закрепляет, в том числе и для себя, общепринятые нормы речевого поведения. Системный принцип иногда называют структурно-системным, поскольку система предполагает определенное строение элементов – структуру, а структура, в свою очередь, – наличие типовых отношений между элементами. Реализация этого принципа сложна, особенно в интегративных научных дисциплинах из-за разнородности категорий и типов системных отношений в социологии и коммуникации. Реализация принципа системности предполагает не простую упорядоченность единиц или систематизацию категорий, но обоснование типов системных отношений на базе общих или хотя бы соотносимых признаков. В социологии такими основаниями выступают признаки социальной стратификации общества. При помощи типологического метода выделяются определенные типы социальных явлений, в том числе типы социальных структур. В коммуникации на базе различных типов коммуникативных средств и их функций выделяются коммуникативные системы. Различие в типах коммуникативных средств позволяет обосновать уровневую структуру коммуникации. Изучение социологией коммуникации взаимодействия социальных и коммуникативных факторов в содержательном и формальном плане позволило выделить так называемые социологические доминанты коммуникации. Эти доминанты могу служить базой для углубленного изучения социальной коммуникации в системном плане. Познавательный, или когнитивный (лат. «cognoscere» – постигать, понимать), принцип в социологии коммуникации реализуется во всех ее составляющих. Он предполагает исследование роли знаний коммуникантов в области социальных норм речевого поведения, знаний коммуникативного кода, а также функционально-стилистических возможностей конкретных коммуникативных средств. Познавательный подход предполагает исследование реализации таких важных для коммуникации психологических категорий, как ощущение, восприятие, представление, мышление, память. Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур коммуникантов и их мотивированность при определении информационно-познавательных потребностей. В процессе коммуникации, как известно, человек реализует и другую деятельностную потребность – прагматическую, которая складывается из множества компонентов, обусловленных не только объективными, но и субъективными факторами. С познавательным принципом тесно связано прагматическое направление По принципу дополнительности. Эту связь убедительно показал голландский ученый ван Дейк Т.А., отметив, что реальная коммуникация включает знания, мнения, желания коммуникантов. С его точки зрения, собственно социальные условия, определяющие прагматические правила речевого поведения, такие как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, когнитивно обусловлены. Благодаря тому, что коммуниканты знают эти правила, способны их использовать в данной ситуации, они могут правильно интерпретировать информацию. Принцип целостности в методологии следует отличать «от фактора целостности» – главного положения холизма (греч. «holos» -весь, целый) – философского учения о мире, эволюция которого объясняется концепцией целостности мироздания. Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект – раскладывает на части для понимания структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на гносеологическом уровне. Нарушение данного принципа ведет к незавершенности исследования или к искажению его результатов. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном представлении объекта можно определить его функции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.009 с.) |