Основные принципы методологии социокоммуникации. Общенаучные методы исследования социальной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы методологии социокоммуникации. Общенаучные методы исследования социальной коммуникации



 

Изучение «Социологии коммуникации» нацелено на то, чтобы дать представление о методологии социальной коммуникации, уяснить ее методологические основы и овладеть методами исследования, которые используются в данной отрасли социологии.

Методология – учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности. Различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и специализированные принципы или систему конкретных методов, используемых для решения специальных исследовательских задач.

Фундаментальные принципы имеют общенаучный характер, так как основаны на обобщающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе познавательной деятельности человека. Таковы, например, принципы диалектики, отражающей взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма - объективной, причинной обусловленности явлений, изоморфизма – отношений объектов, выражающих тождество их строения и др. Для методологии в равной степени важно понимание таких категорий, как субъективное и объективное, сущность и явление, материальное и идеальное и т.п. Несомненно, содержательная интерпретация этих принципов варьируется в соответствии со спецификой исследуемого материала. От трактовки философских принципов и общенаучных понятий зависит обоснование методологического подхода к исследованию в той или иной области.

Другой немаловажный вопрос – истинность философских положений. С одной стороны, философия является открытой научной системой обобщающих положений, в которой по самой ее природе нет единого исходного начала, а с другой – для обоснования любого философского положения приходится опираться на какую-то исходную дефиницию. Следовательно, философия и ее метод имеют относительный характер и не могут претендовать на универсальность. Что же может служить критерием общенаучной ценности философии? Ссылка на опыт как показатель общечеловеческой практики недостаточна. Необходимо выделение своего рода схемы общего в процессе анализа различных философских систем через осмысление историко-философского процесса в целом, что может служить объективным критерием универсальности ее принципов.

Наконец, необходимо обратить внимание на опасность смешения и даже подмены методологии идеологией. Дело в том, что эти понятия, действительно, пересекаются – и методология, и идеология содержат в себе философско-мировоззренческие компоненты. Но по своей сущности они различны; более того, они лежат в различных плоскостях. Методология – это учение о научно-исследовательских принципах познавательной деятельности человека, представляющее собой открытую систему многоаспектных и разноуровневых подходов к познанию явлений в их исторической обусловленности, преемственности и глобальности, которая совершенствуется на основе опыта и критической аргументации. Идеология – закрытая и жесткая система господствующих в данный период идей, выражающих интересы, мировоззренческие идеалы определенного социума или социального движения. Она включает конъюнктурные компоненты, характеризуется целенаправленным воздействием на любые сферы человеческой деятельности и слабой критической аргументацией. Расширенное понимание функций идеологии может привести к искусственному сужению методологических основ, исказить результаты исследования.

Частнонаучные принципы определяются особенностями той или иной научной области как в плане предмета исследования, так и степени его теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например диалектический, функциональный, структурный и др. Несмотря на совпадение терминов, обозначающих методологический общенаучный принцип и частнонаучный метод, их следует различать. Диалектика как философский общенаучный принцип является отражением объектов в сознании человека и представляет собой методологическое учение о законах развития природного и духовного, материального и идеального. Диалектика как метод научного исследования представляет собой особый способ мышления в познавательной деятельности человека.

Методологические принципы могут быть жесткими и гибкими. Первые позволяют исследовать объект только в данном направлении или аспекте, без учета других факторов, таковы например, структурный подход в лингвистике, ранний бихевиоризм и феноменализм в социологии. Вторые, отличаясь большим диапазоном, позволяют исследовать объект в разных аспектах; сюда относятся диалектический, функциональный, прагматический подходы в социологии, психологии, лингвистике и других науках. Возникает вопрос, можно ли заимствовать из смежных и даже отдаленных наук частные методы или пользоваться их результатами. Такая практика существует, чему способствуют два обстоятельства. Во-первых, если в основе «своего» и «чужого» методов лежит единый методологический принцип, то они совместимы. Так, общенаучный принцип системности позволил языкознанию заимствовать метод классификации из естественных наук. Во-вторых, заимствование «чужого» метода или его результата может быть плодотворным, так как позволяет обосновать гипотезу или сделать открытие.

Непременным условием выбора частнонаучных методов является их соотнесенность с определенной, стержневой методологической концепцией. В противном случае исследователь может стать жертвой эклектики (греч. «eklektikos» – выбирающий) – набора механически соединенных разнородных принципов, взглядов и теорий, не имеющего научной ценности. Среди других требований, предъявляемых к частнонаучным методам, отмечаются: объективность (опосредованность достоверными знаниями), обобщающая ценность (возможность применения к большему числу объектов), моделирование, эвристичность и возможность проверки (проверяемость) результатов.

Конкретные (специализированные) методы исследования определяются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, принципы-методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется место каждого из них в соответствии с конкретным этапом исследования, использованием технических приемов и проведением операций с фактическим материалом в заданной последовательности. Систему правил использования методов, приемов и операций называют иногда методикой исследования. В одной и той же научной области может быть несколько конкурирующих методик, которые постоянно совершенствуются в ходе экспериментальной работы. Наиболее сложной является методика экспериментальных исследований, как лабораторных, так и полевых. В различных научных областях используются методы, совпадающие по названию, например анкетирование, тестирование, шкалирование, но цели и методика их реализации различны*.

* См.: Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. – С. 273–276.

 

Какие же методы социологического исследования используются в коммуникации и как они характеризуются? Многие методы возникали чисто эмпирическим путем, заимствовались в разное время и с разными целями, поэтому разработать их классификацию или хотя бы типологию довольно сложно. Наиболее приемлемо здесь выделение основных типов методов на основе двух признаков – цели и способа реализации. По первому признаку выделяются так называемые первичные методы, используемые в целях сбора материала: изучение источников, наблюдение, опрос и т.п. Вторичные методы используются для обработки и анализа полученных данных: количественный и качественный анализ данных, их систематизация, шкалирование и т.п. Третий тип представлен верификационными методами и приёмами, позволяющими проверить полученные результаты. По сути дела, они сводятся к качественному и количественному анализу данных на основе измерения соотнесенности постоянных и переменных факторов.

По способу реализации различаются логико-аналитические, визуальные и экспериментально-игровые методы.

К первым относятся традиционные методы дедукции и индукции, различающиеся по исходному этапу анализа. Они хорошо дополняют друг друга и могут использоваться в целях верификации – проверки истинности гипотез и выводов.

Истоки вторых, визуальных или графических методов восходят к ранним, еще несовершенным попыткам человека представить информацию об объекте в целостном виде. В этом их большое преимущество: графы, схемы, диаграммы, картограммы и т.п. позволяют получить синтезированное представление об исследуемом объекте, наглядно показать его составные части, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме и т.п.

Третьи, экспериментально-игровые методы, получили новый импульс в связи с расширением прикладных задач науки. Ценность их заключается в том, что они непосредственно связаны с реальными объектами, функционирующими в конкретной ситуации, и позволяют прогнозировать результаты. Эти методы широко используются в самых различных научных областях. С ними связан целый раздел математики – «теория игр»; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономических и военных вопросах. Они используются в психологии, в социологии, в методике нетрадиционного обучения.

Соотнесенность и взаимодействие общенаучных принципов, частнонаучных принципов-методов и конкретных, специализированных принципов-методов можно определить как диалектику общего, особенного и единичного. Все три уровня методологии формируют преемственность, непротиворечивость и объяснительную силу. Эти требования распространяются и на методологию интегративных дисциплин, к которым относится социология коммуникации.

Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации. Изучение основных методологических направлений в социолргии коммуникации показывает, что все они базируются на той или иной теории социального познания и отдельных аспектах коммуникации, а именно на бихевиоризме, символическом интеракционизме, феноменализме, структурном функционализме, техническом детерминизме, диалектике и неомарксизме.

Незавершенность целостной методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обусловливающих процесс целенаправленного общения. Серьезной помехой здесь оказался пресловутый плюрализм социологических теорий, но самое главное – не разработанность категорий социологии коммуникации как интегративной научной области. Тем не менее каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего в плане реализации некоторых общенаучных принципов исследования, в частности, диалектический, исторический, деятельностный, или функциональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности.

Диалектический принцип или диалектика как метод познания природы, общества и мышления, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действительности. Диалектический подход к исследованию социальной коммуникации позволяет обосновать взаимодействие социальных и коммуникативных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную действительность, что свидетельствует об объяснительной силе диалектики как общенаучного принципа, и метода познания. Однако из этого не следует, что она замещает частные научные методы, связанные со спецификой исследуемой области. Диалектика проявляется в них и реализуется через них согласно требованиям преемственности и не-, противоречивости в методологии.

Исторический принцип лежит в основе теории познания общества как целостной и развивающейся в конкретных исторических условиях социальной системы. Одновременно с развитием общества идет процесс развития и видоизменения коммуникативных средств, обслуживающих данное общество. Это происходит не без столкновения и конкуренции между устоявшимися нормами и ненормативными образованиями. Количественное преобладание последних приводит к качественным изменениям речевых норм. Историческому развитию социальных явлений и коммуникативных систем характерна определенная цикличность, реализуемая по спирали и поэтому бесконечно развивающаяся.

Деятельностный принцип, в более узком понимании функциональный, тесно связан с предыдущим, так как отражает динамику исследуемого объекта, хотя реализуется в синхроническом плане. Именно этот принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности коммуникации с учетом индивидуального и социального. Коммуникант является производителем речевой деятельности. С одной стороны, его индивидуальные психические и социальные характеристики формируют его речевое поведение. С другой -осуществляя речевую деятельность, коммуникант закрепляет, в том числе и для себя, общепринятые нормы речевого поведения.

Системный принцип иногда называют структурно-системным, поскольку система предполагает определенное строение элементов – структуру, а структура, в свою очередь, – наличие типовых отношений между элементами. Реализация этого принципа сложна, особенно в интегративных научных дисциплинах из-за разнородности категорий и типов системных отношений в социологии и коммуникации. Реализация принципа системности предполагает не простую упорядоченность единиц или систематизацию категорий, но обоснование типов системных отношений на базе общих или хотя бы соотносимых признаков. В социологии такими основаниями выступают признаки социальной стратификации общества. При помощи типологического метода выделяются определенные типы социальных явлений, в том числе типы социальных структур. В коммуникации на базе различных типов коммуникативных средств и их функций выделяются коммуникативные системы. Различие в типах коммуникативных средств позволяет обосновать уровневую структуру коммуникации. Изучение социологией коммуникации взаимодействия социальных и коммуникативных факторов в содержательном и формальном плане позволило выделить так называемые социологические доминанты коммуникации. Эти доминанты могу служить базой для углубленного изучения социальной коммуникации в системном плане.

Познавательный, или когнитивный (лат. «cognoscere» – постигать, понимать), принцип в социологии коммуникации реализуется во всех ее составляющих. Он предполагает исследование роли знаний коммуникантов в области социальных норм речевого поведения, знаний коммуникативного кода, а также функционально-стилистических возможностей конкретных коммуникативных средств. Познавательный подход предполагает исследование реализации таких важных для коммуникации психологических категорий, как ощущение, восприятие, представление, мышление, память. Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур коммуникантов и их мотивированность при определении информационно-познавательных потребностей. В процессе коммуникации, как известно, человек реализует и другую деятельностную потребность – прагматическую, которая складывается из множества компонентов, обусловленных не только объективными, но и субъективными факторами.

С познавательным принципом тесно связано прагматическое направление По принципу дополнительности. Эту связь убедительно показал голландский ученый ван Дейк Т.А., отметив, что реальная коммуникация включает знания, мнения, желания коммуникантов. С его точки зрения, собственно социальные условия, определяющие прагматические правила речевого поведения, такие как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, когнитивно обусловлены. Благодаря тому, что коммуниканты знают эти правила, способны их использовать в данной ситуации, они могут правильно интерпретировать информацию.

Принцип целостности в методологии следует отличать «от фактора целостности» – главного положения холизма (греч. «holos» -весь, целый) – философского учения о мире, эволюция которого объясняется концепцией целостности мироздания.

Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект – раскладывает на части для понимания структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на гносеологическом уровне. Нарушение данного принципа ведет к незавершенности исследования или к искажению его результатов. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном представлении объекта можно определить его функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.027 с.)