Социальная педагогика (031300) специализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная педагогика (031300) специализации



Введение

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является «Социальная психология».

Данная дисциплина занимает по значимости одно из ведущих мест в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку она позволяет отработать теоретический и практический инструментарий для будущей профессиональной деятельности. Содержание курса лекций и практических занятий дисциплины «Социальная психологии» определено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС-2005) для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325), и способствует формированию системы знаний и умений социального педагога.

Курс социальной психологии вооружает студентов знаниями базовых психологических понятий, что является важным условием полноценного личностного развития, успешного профессионального становления, познания самого себя и понимания других людей. Содержание курса должно способствовать осмыслению студентами своих потенциальных возможностей и перспектив личностного роста, повышению продуктивности самостоятельных учебных занятий и оптимизации общения.

Цель дисциплины – формирование психолого-педагогической компетентности студентов в области социально-психологических феноменов, что позволит решать как проблемы личностного развития, так и профессиональные задачи.

Основные задачи курса «Социальная психология»:

1) формирование представлений о специфике социальной психологии и разнообразии социальных явлений;

2) овладение эвристическими умениями и навыками применения социально- психологических закономерностей в реальном процессе межличностного взаимодействия;

3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей.

Требованияк уровню освоения содержания дисциплины.

Освоив курс социальной психологии,студент должен знать:

· предмет, задачи, методы и основные категории социальной психологии;

· природу и специфику социально-психологических феноменов;

· закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека;

· структуру, виды, типы, формы и функции общения;

· феноменологию и закономерности развития больших и малых групп;

· психологические механизмы массовидных явлений;

· социально-психологические теории развития личности;

· социально-психологические характеристики личности;

· сущность и этнокультурную специфику социализации личности в различных культурах;

· современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· давать социально психологическую характеристику личности как субъекта общения;

· устанавливать контакт с другим человеком;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

· пользоваться понятийно-категориальным научно-исследовательским аппаратом;

· обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом.

Студент должен владеть:

· основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности;

· методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния как субъекта социального взаимодействия;

· простейшими приемами психической саморегуляции;

· методами и методиками исследования социально-псхологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в различного рода группах.

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:

- лекционные и семинарские занятия;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- работа с классическими источниками психолого-педагогического наследия;

- активные формы и методы контекстного обучения - учебные дискуссии, деловые игры.

Формы отчетности – зачет, экзамен.

 

 

1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

«Социальная психология» специальности 050711.65

Социальная педагогика (031300) специализации

«Социальный менеджмент в системе образования» (031325)

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с пол­ным сроком Заочная с со­кра­щенным сроком Очно- заоч-ная
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа:        
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятель­ной работы (при необходимости указать, какие)      
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 2, 3 2, 3 2, 3
2.2. Семестр 4, 5, 6 4, 5, 6 3, 4, 5
2.3. Экзамен (семестр)      
2.4. Зачет (семестр) 4, 5 4, 5  
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр) 4, 5, 6 4, 5

2. Порядок выполнения контрольной работы:

 

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения (готовая методика - либо тесты или опросы)

Во введении обосновывается актуальность темы и мотивы ее выбора. В основной части последовательно раскрывается содержание основных положе-ний темы. В заключении на основе проведенного анализа делаются выводы, а также отмечается, каким образом полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. В конце работы приводится список использованной литературы не менее 5, на которую следует сделать ссылки в основном тексте.

Объем работы должен составить не менее 15 страниц машинописного текста.

 

3. Содержание тем (разделов) дисциплины

Раздел I. Введение в социальную психологию

 

Тема 1.1. Предмет, структура и задачи социальной психологии

 

Основные области исследования в социальной психологии. Структура социальной психологии. Инте­грация социальной психологии в систему наук.

История зарубежной социальной психологии. Донаучный (синкретический) этап развития социально-психологического мышления. Зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках, философский этап развития социально-психологического знания. Отпочкование социальной психологии от ро­дительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение ее в самостоятельную на­уку (феноменологический этап развития социальной психологии). Возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии: идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма. История отечественной социальной психологии. Становление социальной психологии (60-е гг. XIX – начало XX в.). Развитие социальной психологии (20-е – первая половина 30-х гг. XX в.). Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х – первая половина 50-х гг. XX в.). Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х – вторая половина 70-х гг. XX в.).

Функции социальной психологии как науки: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая. Задачи социальной психологии.

 

Тема 1.2. Методология и методы социально-психологического

Исследования

 

Понятие об общей, специальной и частной методологии социальной психологии.

Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологического исследования. Использование опросов в социально-психологической диагностике. Анализ документов. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. Социометрическая методика Дж. Морено. Групповая оценки личности (ГОЛ). Тестирование социально-психологических явлений. Шкалы измерения социальных установок. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Взаимодействия

 

Явлений

 

Типология больших групп. Стихийные группы и массовые социальные движения. Основные признаки большой диффузной группы. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов. Психология паники.

Психология толпы. Признаки толп. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе.

Понятие и сущность процесса социализации. Содержание процесса социализации. Параметры социализации. Основные сферы, источники, факторы социализации, механизмы и институты социализации. Социально-психологические условия социализации. Стадии процесса социализации: стадия адаптации (первичной социализации); стадия индивидуализации (стадия маргинализации или промежуточной социализации); стадия интеграции; стадия устойчивой социализации или трудовая стадия; стадия утраты статуса или послетрудовая стадия.

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

 

Воспитания детей

Социализация, социально-психологическая адаптация, инкультурация, аккультурация и культурная трансмиссия. Этнография детства: особенности процесса социализации, ее средства, методы и специфические способы освоения детьми культуры своего народа. Взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, социальными институтами, определяющими цели и средства воспитания и контролирующими его результаты (семьей, религией, школой и др.).

Инкультурация как процесс вхождения в культуру своего народа, этапы инкультурации. Культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» новым членам. Вертикальная, горизонтальная, «непрямая» трансмиссия. Сравнительно-культурное изучение социализации (исследования Э. Эриксона, М. Мид, А. Кардинера и др.).

Функции и роль обрядов инициаций в формировании адекватной сексуальной, гендерной и позитивной социальной идентичности.

 

Регуляции поведения

 

Психология общения и культура. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Культура и вербальное общение. Культура и невербальное общение. Этнокультурная вариативность соотношения содержания и контекста коммуникации. Зависимость экспрессивного поведения от особенностей культуры. Культурно обусловленные правила «показа» эмоций.

Регулятивные функции культуры. Культурные механизмы формирования социотипического поведения. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Вина и стыд как механизмы социального контроля. Правомерность противопоставления западных «культур вины» восточным «культурам стыда».

Конформность как регулятор поведения индивида в группе.

 

Библиографический список

Основная литература:

1. Алтунина И.Р., Немов Р.С. Социальная психология [Текст] / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с..

3. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А. Сластенина [Текст] / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2010. – 264 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие для вузов [Текст] / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.

5. Мейжис И.М. Социальная психология [Текст] / И.М. Мейжис, Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

 

Дополнительная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 240 с.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с.

4. Белинская Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Академия, 2009. – 304 с.

5. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб пособие [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. [Текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. Т.1. – 496 с.; Т. 2. – 376 с.

8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 176 с.

9. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 538 с.

10. Донцов А.И. Психология коллектив [Текст] /А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. –208 с.

11. Зазынин В.Г. Психология и акмеология лидерства [Текст] / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов. – М.: Элит, 2010. – 304 с.

12. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2009. – 573 с.

13. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

14. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Тетра Систем, 2000. – 432 с..

16. Лабунская В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. – 164 с.

17. Лабунская В.А. Эксперссия человека в общении и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

18. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... [Текст] / Я.А. Лупьян. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1991. – 223 с.

19. Леонтьев А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

20. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2011. – 800 с.

21. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2009. – 351 с.

22. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, избирательные и рекламные кампании [Текст] / А.П. Назаретян. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

23. Немов Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 639 с.

24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1990. – 238 с.

25. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. Избр. Труды [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Смысл, 2007. – 688 с.

26. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

27. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия [Текст] / Сост. Д.Я. Райгородский. – Саратов: Бахрам-М., 2009. – 704 с.

28. Пиз А. Язык жестов [Текст] / А. Пиз. – Н.Новгород, 2006. – 143 с.

29. Платонова Ю.П. Этническая социальная психология [Текст] / Ю.П. Платонова, Л.Г Почебут. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 234 с.

30. Росс Ли. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии [Текст] / Ли Росс. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 134 с.

31. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / О.В. Соловьева. – М.: МГУ, 1992. – 112 с.

32. Социальная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с.

33. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.

34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2010. – 458 с.

35. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»,2009. – 342 с.

36. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.:ВЛАДОС,2005. – 544 с.

37. Шейнов В.П. Скрытое управление. Манипулирование. Защита от манипуляций. М.: Харвест, 2010. – 304 с.

38. Шихирев П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П.Н. Шихирев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. – 448 с.

39. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. – М.: Омега-М, 2009. – 567 с.

40. Ялом, Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика [Текст] / И. Ялом. – СПб.: Питер, 2009. – 683 с.

41. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

Периодические издания

Вестник МГУ. Серия «Психология»

Вопросы психологии

Журнал практического психолога

Мир психологии

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психология в вузе

Психология и школа

Развитие личности

 

Рабочая программа дисциплины

«Социальная психология»

(ГОС - 2005)

 

 

Подписано в печать..... Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. …. Уч.-изд. л. … Тираж 100 экз. Заказ №…

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Введение

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является «Социальная психология».

Данная дисциплина занимает по значимости одно из ведущих мест в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку она позволяет отработать теоретический и практический инструментарий для будущей профессиональной деятельности. Содержание курса лекций и практических занятий дисциплины «Социальная психологии» определено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС-2005) для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325), и способствует формированию системы знаний и умений социального педагога.

Курс социальной психологии вооружает студентов знаниями базовых психологических понятий, что является важным условием полноценного личностного развития, успешного профессионального становления, познания самого себя и понимания других людей. Содержание курса должно способствовать осмыслению студентами своих потенциальных возможностей и перспектив личностного роста, повышению продуктивности самостоятельных учебных занятий и оптимизации общения.

Цель дисциплины – формирование психолого-педагогической компетентности студентов в области социально-психологических феноменов, что позволит решать как проблемы личностного развития, так и профессиональные задачи.

Основные задачи курса «Социальная психология»:

1) формирование представлений о специфике социальной психологии и разнообразии социальных явлений;

2) овладение эвристическими умениями и навыками применения социально- психологических закономерностей в реальном процессе межличностного взаимодействия;

3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей.

Требованияк уровню освоения содержания дисциплины.

Освоив курс социальной психологии,студент должен знать:

· предмет, задачи, методы и основные категории социальной психологии;

· природу и специфику социально-психологических феноменов;

· закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека;

· структуру, виды, типы, формы и функции общения;

· феноменологию и закономерности развития больших и малых групп;

· психологические механизмы массовидных явлений;

· социально-психологические теории развития личности;

· социально-психологические характеристики личности;

· сущность и этнокультурную специфику социализации личности в различных культурах;

· современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· давать социально психологическую характеристику личности как субъекта общения;

· устанавливать контакт с другим человеком;

· разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

· пользоваться понятийно-категориальным научно-исследовательским аппаратом;

· обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом.

Студент должен владеть:

· основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности;

· методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния как субъекта социального взаимодействия;

· простейшими приемами психической саморегуляции;

· методами и методиками исследования социально-псхологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в различного рода группах.

Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов:

- лекционные и семинарские занятия;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- работа с классическими источниками психолого-педагогического наследия;

- активные формы и методы контекстного обучения - учебные дискуссии, деловые игры.

Формы отчетности – зачет, экзамен.

 

 

1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

«Социальная психология» специальности 050711.65

Социальная педагогика (031300) специализации

«Социальный менеджмент в системе образования» (031325)

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с пол­ным сроком Заочная с со­кра­щенным сроком Очно- заоч-ная
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа:        
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятель­ной работы (при необходимости указать, какие)      
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс 2, 3 2, 3 2, 3
2.2. Семестр 4, 5, 6 4, 5, 6 3, 4, 5
2.3. Экзамен (семестр)      
2.4. Зачет (семестр) 4, 5 4, 5  
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр) 4, 5, 6 4, 5

2. Порядок выполнения контрольной работы:

 

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения (готовая методика - либо тесты или опросы)

Во введении обосновывается актуальность темы и мотивы ее выбора. В основной части последовательно раскрывается содержание основных положе-ний темы. В заключении на основе проведенного анализа делаются выводы, а также отмечается, каким образом полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. В конце работы приводится список использованной литературы не менее 5, на которую следует сделать ссылки в основном тексте.

Объем работы должен составить не менее 15 страниц машинописного текста.

 

3. Содержание тем (разделов) дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.128 с.)