Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная педагогика (031300) специализации↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является «Социальная психология». Данная дисциплина занимает по значимости одно из ведущих мест в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку она позволяет отработать теоретический и практический инструментарий для будущей профессиональной деятельности. Содержание курса лекций и практических занятий дисциплины «Социальная психологии» определено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС-2005) для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325), и способствует формированию системы знаний и умений социального педагога. Курс социальной психологии вооружает студентов знаниями базовых психологических понятий, что является важным условием полноценного личностного развития, успешного профессионального становления, познания самого себя и понимания других людей. Содержание курса должно способствовать осмыслению студентами своих потенциальных возможностей и перспектив личностного роста, повышению продуктивности самостоятельных учебных занятий и оптимизации общения. Цель дисциплины – формирование психолого-педагогической компетентности студентов в области социально-психологических феноменов, что позволит решать как проблемы личностного развития, так и профессиональные задачи. Основные задачи курса «Социальная психология»: 1) формирование представлений о специфике социальной психологии и разнообразии социальных явлений; 2) овладение эвристическими умениями и навыками применения социально- психологических закономерностей в реальном процессе межличностного взаимодействия; 3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей. Требованияк уровню освоения содержания дисциплины. Освоив курс социальной психологии,студент должен знать: · предмет, задачи, методы и основные категории социальной психологии;
· природу и специфику социально-психологических феноменов; · закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека; · структуру, виды, типы, формы и функции общения; · феноменологию и закономерности развития больших и малых групп; · психологические механизмы массовидных явлений; · социально-психологические теории развития личности; · социально-психологические характеристики личности; · сущность и этнокультурную специфику социализации личности в различных культурах; · современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: · давать социально психологическую характеристику личности как субъекта общения; · устанавливать контакт с другим человеком; · разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; · понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию. · пользоваться понятийно-категориальным научно-исследовательским аппаратом; · обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом. Студент должен владеть: · основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности; · методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния как субъекта социального взаимодействия; · простейшими приемами психической саморегуляции; · методами и методиками исследования социально-псхологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в различного рода группах. Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов: - лекционные и семинарские занятия; - выполнение исследовательских и творческих заданий; - работа с классическими источниками психолого-педагогического наследия; - активные формы и методы контекстного обучения - учебные дискуссии, деловые игры. Формы отчетности – зачет, экзамен.
1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины «Социальная психология» специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300) специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325)
Таблица 1
2. Порядок выполнения контрольной работы:
• титульный лист; • содержание; • введение; • основная часть; • заключение; • список использованной литературы; • приложения (готовая методика - либо тесты или опросы) Во введении обосновывается актуальность темы и мотивы ее выбора. В основной части последовательно раскрывается содержание основных положе-ний темы. В заключении на основе проведенного анализа делаются выводы, а также отмечается, каким образом полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. В конце работы приводится список использованной литературы не менее 5, на которую следует сделать ссылки в основном тексте. Объем работы должен составить не менее 15 страниц машинописного текста.
3. Содержание тем (разделов) дисциплины Раздел I. Введение в социальную психологию
Тема 1.1. Предмет, структура и задачи социальной психологии
Основные области исследования в социальной психологии. Структура социальной психологии. Интеграция социальной психологии в систему наук. История зарубежной социальной психологии. Донаучный (синкретический) этап развития социально-психологического мышления. Зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках, философский этап развития социально-психологического знания. Отпочкование социальной психологии от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение ее в самостоятельную науку (феноменологический этап развития социальной психологии). Возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии. Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии: идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма, интеракционизма. История отечественной социальной психологии. Становление социальной психологии (60-е гг. XIX – начало XX в.). Развитие социальной психологии (20-е – первая половина 30-х гг. XX в.). Стагнация социальной психологии (вторая половина 30-х – первая половина 50-х гг. XX в.). Возрождение социальной психологии (вторая половина 50-х – вторая половина 70-х гг. XX в.). Функции социальной психологии как науки: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая. Задачи социальной психологии.
Тема 1.2. Методология и методы социально-психологического Исследования
Понятие об общей, специальной и частной методологии социальной психологии. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологического исследования. Использование опросов в социально-психологической диагностике. Анализ документов. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. Социометрическая методика Дж. Морено. Групповая оценки личности (ГОЛ). Тестирование социально-психологических явлений. Шкалы измерения социальных установок. Аппаратурные методы диагностирования социально-психологических явлений. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека. Взаимодействия
Явлений
Типология больших групп. Стихийные группы и массовые социальные движения. Основные признаки большой диффузной группы. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов. Психология паники. Психология толпы. Признаки толп. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе. Понятие и сущность процесса социализации. Содержание процесса социализации. Параметры социализации. Основные сферы, источники, факторы социализации, механизмы и институты социализации. Социально-психологические условия социализации. Стадии процесса социализации: стадия адаптации (первичной социализации); стадия индивидуализации (стадия маргинализации или промежуточной социализации); стадия интеграции; стадия устойчивой социализации или трудовая стадия; стадия утраты статуса или послетрудовая стадия. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.
Воспитания детей Социализация, социально-психологическая адаптация, инкультурация, аккультурация и культурная трансмиссия. Этнография детства: особенности процесса социализации, ее средства, методы и специфические способы освоения детьми культуры своего народа. Взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, социальными институтами, определяющими цели и средства воспитания и контролирующими его результаты (семьей, религией, школой и др.). Инкультурация как процесс вхождения в культуру своего народа, этапы инкультурации. Культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» новым членам. Вертикальная, горизонтальная, «непрямая» трансмиссия. Сравнительно-культурное изучение социализации (исследования Э. Эриксона, М. Мид, А. Кардинера и др.).
Функции и роль обрядов инициаций в формировании адекватной сексуальной, гендерной и позитивной социальной идентичности.
Регуляции поведения
Психология общения и культура. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Культура и вербальное общение. Культура и невербальное общение. Этнокультурная вариативность соотношения содержания и контекста коммуникации. Зависимость экспрессивного поведения от особенностей культуры. Культурно обусловленные правила «показа» эмоций. Регулятивные функции культуры. Культурные механизмы формирования социотипического поведения. Межкультурные различия в каузальной атрибуции. Вина и стыд как механизмы социального контроля. Правомерность противопоставления западных «культур вины» восточным «культурам стыда». Конформность как регулятор поведения индивида в группе.
Библиографический список Основная литература: 1. Алтунина И.Р., Немов Р.С. Социальная психология [Текст] / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.. 3. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А. Сластенина [Текст] / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2010. – 264 с. 4. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие для вузов [Текст] / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с. 5. Мейжис И.М. Социальная психология [Текст] / И.М. Мейжис, Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.
Дополнительная литература: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. 2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально- психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 240 с. 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с. 4. Белинская Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Академия, 2009. – 304 с. 5. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб пособие [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с. 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с. 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. [Текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. Т.1. – 496 с.; Т. 2. – 376 с. 8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 176 с. 9. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 538 с. 10. Донцов А.И. Психология коллектив [Текст] /А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. –208 с. 11. Зазынин В.Г. Психология и акмеология лидерства [Текст] / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов. – М.: Элит, 2010. – 304 с. 12. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2009. – 573 с. 13. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с. 14. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Тетра Систем, 2000. – 432 с.. 16. Лабунская В.А. Невербальное поведение [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 1986. – 164 с. 17. Лабунская В.А. Эксперссия человека в общении и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с. 18. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... [Текст] / Я.А. Лупьян. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1991. – 223 с. 19. Леонтьев А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2008. – 368 с. 20. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2011. – 800 с. 21. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2009. – 351 с. 22. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, избирательные и рекламные кампании [Текст] / А.П. Назаретян. – М.: Академия, 2005. – 160 с. 23. Немов Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 639 с. 24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 1990. – 238 с. 25. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. Избр. Труды [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Смысл, 2007. – 688 с. 26. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. 27. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия [Текст] / Сост. Д.Я. Райгородский. – Саратов: Бахрам-М., 2009. – 704 с. 28. Пиз А. Язык жестов [Текст] / А. Пиз. – Н.Новгород, 2006. – 143 с. 29. Платонова Ю.П. Этническая социальная психология [Текст] / Ю.П. Платонова, Л.Г Почебут. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 234 с. 30. Росс Ли. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии [Текст] / Ли Росс. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 134 с. 31. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / О.В. Соловьева. – М.: МГУ, 1992. – 112 с. 32. Социальная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с. 33. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с. 34. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2010. – 458 с. 35. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»,2009. – 342 с. 36. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.:ВЛАДОС,2005. – 544 с. 37. Шейнов В.П. Скрытое управление. Манипулирование. Защита от манипуляций. М.: Харвест, 2010. – 304 с. 38. Шихирев П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П.Н. Шихирев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. – 448 с. 39. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. – М.: Омега-М, 2009. – 567 с. 40. Ялом, Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика [Текст] / И. Ялом. – СПб.: Питер, 2009. – 683 с. 41. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с. Периодические издания Вестник МГУ. Серия «Психология» Вопросы психологии Журнал практического психолога Мир психологии Психологическая наука и образование Психологический журнал Психология в вузе Психология и школа Развитие личности
Рабочая программа дисциплины «Социальная психология» (ГОС - 2005)
Подписано в печать..... Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. …. Уч.-изд. л. … Тираж 100 экз. Заказ №… ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Введение Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является «Социальная психология». Данная дисциплина занимает по значимости одно из ведущих мест в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку она позволяет отработать теоретический и практический инструментарий для будущей профессиональной деятельности. Содержание курса лекций и практических занятий дисциплины «Социальная психологии» определено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС-2005) для студентов, обучающихся специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325), и способствует формированию системы знаний и умений социального педагога. Курс социальной психологии вооружает студентов знаниями базовых психологических понятий, что является важным условием полноценного личностного развития, успешного профессионального становления, познания самого себя и понимания других людей. Содержание курса должно способствовать осмыслению студентами своих потенциальных возможностей и перспектив личностного роста, повышению продуктивности самостоятельных учебных занятий и оптимизации общения. Цель дисциплины – формирование психолого-педагогической компетентности студентов в области социально-психологических феноменов, что позволит решать как проблемы личностного развития, так и профессиональные задачи. Основные задачи курса «Социальная психология»: 1) формирование представлений о специфике социальной психологии и разнообразии социальных явлений; 2) овладение эвристическими умениями и навыками применения социально- психологических закономерностей в реальном процессе межличностного взаимодействия; 3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей. Требованияк уровню освоения содержания дисциплины. Освоив курс социальной психологии,студент должен знать: · предмет, задачи, методы и основные категории социальной психологии; · природу и специфику социально-психологических феноменов; · закономерности и механизмы психической регуляции социального поведения человека; · структуру, виды, типы, формы и функции общения; · феноменологию и закономерности развития больших и малых групп; · психологические механизмы массовидных явлений; · социально-психологические теории развития личности; · социально-психологические характеристики личности; · сущность и этнокультурную специфику социализации личности в различных культурах; · современные подходы к исследованию и решению социально-психологических проблем. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: · давать социально психологическую характеристику личности как субъекта общения; · устанавливать контакт с другим человеком; · разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; · понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию. · пользоваться понятийно-категориальным научно-исследовательским аппаратом; · обобщать и систематизировать изученный теоретический материал и соотносить его с личным опытом. Студент должен владеть: · основными методами и методиками исследования социально психологических характеристик личности; · методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния как субъекта социального взаимодействия; · простейшими приемами психической саморегуляции; · методами и методиками исследования социально-псхологических феноменов, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей в различного рода группах. Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности студентов: - лекционные и семинарские занятия; - выполнение исследовательских и творческих заданий; - работа с классическими источниками психолого-педагогического наследия; - активные формы и методы контекстного обучения - учебные дискуссии, деловые игры. Формы отчетности – зачет, экзамен.
1. Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины «Социальная психология» специальности 050711.65 Социальная педагогика (031300) специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (031325) Таблица 1
2. Порядок выполнения контрольной работы:
• титульный лист; • содержание; • введение; • основная часть; • заключение; • список использованной литературы; • приложения (готовая методика - либо тесты или опросы) Во введении обосновывается актуальность темы и мотивы ее выбора. В основной части последовательно раскрывается содержание основных положе-ний темы. В заключении на основе проведенного анализа делаются выводы, а также отмечается, каким образом полученные знания могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. В конце работы приводится список использованной литературы не менее 5, на которую следует сделать ссылки в основном тексте. Объем работы должен составить не менее 15 страниц машинописного текста.
3. Содержание тем (разделов) дисциплины
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.43 (0.009 с.) |