Тема 3.2. Динамические процессы в малых группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2. Динамические процессы в малых группах



 

Феномен группового давления. Конформизм и влияние меньшинства. Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм.

Нонконформизм. Феномены социальной фасилитации и социальной ингибиции. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности.

Управление малой группой. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства. Психологические качества лидера.

 

 

Тема 3.3. Психология больших социальных групп и массовидных

Явлений

 

Типология больших групп. Стихийные группы и массовые социальные движения. Основные признаки большой диффузной группы. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов. Психология паники.

Психология толпы. Признаки толп. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе.

Способы воздействия на человека в толпе и больших стихийных группах: заражение, внушение, подражание, манипулирование.

Уровни и критерии психологической общности больших групп.

Тема 3.4. Психология межгруппового взаимодействия

 

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Психологические особенности этнических групп. Психология межэтнических отношения. Феномен этноцентризма. Социальные стереотипы и предрассудки. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация.

Социальная категоризация, социальная идентифи­кация и социальное сравнение.

Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Управ­ление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.

 

Раздел IV. Социальная психология личности

Тема 4.1. Социально-психологические теории личности

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Характеристика социально-психологических теорий личности. Человек и культура. История исследования личности. Современные теории личности.

Психоаналитические теории личности. Бихевиористский подход к пониманию личности. Гуманистический подход. Деятельностная теория личности (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Б.Брушлинский, К.К.Платонов). Психология отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Теория установки Д. Н. Узнадзе.

Типологии личности. Типология А.Ф. Лазурского. Типология Э. Шпрангера. Типология Э. Шострома. Типология Э. Фромма. Типология по «социометрическому статусу» в группе.

 

Тема 4.2. Понятие социальной роли

 

Социальная роль и социальный статус. Уровни статусной позиции человека: личный статус и социально-групповой статус. Виды социальных статусов: прирожденный, приписываемый, достигнутый статус.

Исследование социальной роли в работах отечественных и зарубежных социальных психологов (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Р. Линтон, Дж. Мид, Е.В. Руденский, Д.А. Леонтьев, Т. Шибутани и др.),

Основные характеристики социальной роли (по Т. Парсонсу): эмоциональность, способ получения, структурированность, формализация, мотивация.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Влияние социальной роли на развитие личности. Понятие гендерной роли. Освоение социальной роли.

 

Тема 4.3. Социальный контроль

 

Сущность социального контроля. Виды социального контроля: экспектации, нормы и санкции. Содержание понятия «экспектации». Признаки социальных норм: общезначимость, возможность применения группой или обществом санкций – наград или наказаний, одобрения или порицания, наличие субъективной сторон, взаимозависимость, масштабность. Роль и виды санкций (негативные и позитивные, формальные и неформальные).

Формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Условия и механизмы перехода внешней социальной регуляции во внутреннюю.

 

Тема 4.4. Социальные установки личности

 

Социальная установка личности (аттитюд), её формирование и изменение. Исследование социальной установки в отечественной и зарубежной психологии (Г. Спенсер, Дж. Брунер, Л. Терстоун, Д. Н. Узнадзе. В.А. Ядов и др.) Признаки социальной установки, регулятивная роль социальной установки. Функции социальной установки (аттитюда): автомативная, адаптивная, защитная, когнитивная, регулятивная, ригидная, стабилизирующая.

Структура социальной установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты.

Уровни установок: элементарные фиксированные установки, социальные фиксированные установки (аттитюды), базовые социальные установки, ценностные ориентации личности.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа. Условия (факторы) формирования и изменения установок.

 

 

Тема 4.5. Ценности и ценностные ориентации личности

Сущность и виды социальных ценностей. Общепринятые ценности: универсальные, внутригрупповые, индивидуальные. Идеалы.

Функ­ции ценностей. Классификация ценностей по Г. Оллпорту: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. Конфликтующие ценности. Конфликт ценностей как источник личностного развития.

Исследование духовных ценностей (ценностных ориентаций) М. Рокичем. Терминальные ценности (ценности-­цели) и инструментальные ценности (ценности-средства).

Исследование социальных ценностей в отечественной социальной психологии (В.А. Ядов и др.).

Культурно-историческое изменение структуры и субъективной значимости ценностей.

Ценностные ориентации, смысл жизни, жизненная стратегия личности.

 

Тема 4.6. «Я-концепция» как социально-психологический феномен

 

Сущность и структура «Я-концепции» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Идеи У. Джеймса о структуре личности (глобального «Я»). Представления об эгоидентичности Э. Эриксона. Теория «Я-концепции» в феноменологическом подходе К. Роджерса. Концепция «зеркального Я» в теории символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мида. Идеи Р. Бернса о развитии «Я-концепции» в процессе воспитания.

Исследование «Я-концепции» в отечественной психологии (И.С. Кон, А.А. Реан и др.).

Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты «Я-концепции». Социальные условия, закономерности и факторы формирования и развития Я-концепции.

 

Тема 4.7. Социально-психологические аспекты социализации личности

 

Понятие и сущность процесса социализации. Содержание процесса социализации. Параметры социализации. Основные сферы, источники, факторы социализации, механизмы и институты социализации. Социально-психологические условия социализации. Стадии процесса социализации: стадия адаптации (первичной социализации); стадия индивидуализации (стадия маргинализации или промежуточной социализации); стадия интеграции; стадия устойчивой социализации или трудовая стадия; стадия утраты статуса или послетрудовая стадия.

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

 

Раздел V. Личность в культурах и этносах

Тема 5.1. Личность и культура

Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии. Этнос. Этническое са­мосознание и этническая идентичность. Культура. Психологические измерения культур. Культурный синдром. Этнопсихологические проблемы исследования личности. «Базовая личность» и «модальная личность». Национальный характер, ментальность, менталитет. Исследование национального характера Э. Фроммом (концепция авторитарной личности), У. Лангером, Э. Эриксоном и др.

Русский национальный характер и менталитет. Анализ русского характера и российской ментальности отечественными и зарубежными исследователями. Проблема выявления национальных архетипов и типологические модели русской, советской, «перестроечной» личности.

Этнопсихологическая характеристика народов России.

Этнопсихология и этнопсихиатрия: проблема нормы и патологии в этнокультурах.

 

Тема 5.2. Этнокультурная вариативность социализации и

Воспитания детей

Социализация, социально-психологическая адаптация, инкультурация, аккультурация и культурная трансмиссия. Этнография детства: особенности процесса социализации, ее средства, методы и специфические способы освоения детьми культуры своего народа. Взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, социальными институтами, определяющими цели и средства воспитания и контролирующими его результаты (семьей, религией, школой и др.).

Инкультурация как процесс вхождения в культуру своего народа, этапы инкультурации. Культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» новым членам. Вертикальная, горизонтальная, «непрямая» трансмиссия. Сравнительно-культурное изучение социализации (исследования Э. Эриксона, М. Мид, А. Кардинера и др.).

Функции и роль обрядов инициаций в формировании адекватной сексуальной, гендерной и позитивной социальной идентичности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.01 с.)