Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.2. Динамические процессы в малых группах ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Феномен группового давления. Конформизм и влияние меньшинства. Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм. Нонконформизм. Феномены социальной фасилитации и социальной ингибиции. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Управление малой группой. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства. Психологические качества лидера.
Тема 3.3. Психология больших социальных групп и массовидных Явлений
Типология больших групп. Стихийные группы и массовые социальные движения. Основные признаки большой диффузной группы. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов. Психология паники. Психология толпы. Признаки толп. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе. Способы воздействия на человека в толпе и больших стихийных группах: заражение, внушение, подражание, манипулирование. Уровни и критерии психологической общности больших групп. Тема 3.4. Психология межгруппового взаимодействия
Межгрупповые отношения и взаимодействия. Психологические особенности этнических групп. Психология межэтнических отношения. Феномен этноцентризма. Социальные стереотипы и предрассудки. Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация. Социальная категоризация, социальная идентификация и социальное сравнение. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства.
Раздел IV. Социальная психология личности Тема 4.1. Социально-психологические теории личности Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Характеристика социально-психологических теорий личности. Человек и культура. История исследования личности. Современные теории личности. Психоаналитические теории личности. Бихевиористский подход к пониманию личности. Гуманистический подход. Деятельностная теория личности (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Б.Брушлинский, К.К.Платонов). Психология отношений А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Теория установки Д. Н. Узнадзе.
Типологии личности. Типология А.Ф. Лазурского. Типология Э. Шпрангера. Типология Э. Шострома. Типология Э. Фромма. Типология по «социометрическому статусу» в группе.
Тема 4.2. Понятие социальной роли
Социальная роль и социальный статус. Уровни статусной позиции человека: личный статус и социально-групповой статус. Виды социальных статусов: прирожденный, приписываемый, достигнутый статус. Исследование социальной роли в работах отечественных и зарубежных социальных психологов (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Р. Линтон, Дж. Мид, Е.В. Руденский, Д.А. Леонтьев, Т. Шибутани и др.), Основные характеристики социальной роли (по Т. Парсонсу): эмоциональность, способ получения, структурированность, формализация, мотивация. Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Влияние социальной роли на развитие личности. Понятие гендерной роли. Освоение социальной роли.
Тема 4.3. Социальный контроль
Сущность социального контроля. Виды социального контроля: экспектации, нормы и санкции. Содержание понятия «экспектации». Признаки социальных норм: общезначимость, возможность применения группой или обществом санкций – наград или наказаний, одобрения или порицания, наличие субъективной сторон, взаимозависимость, масштабность. Роль и виды санкций (негативные и позитивные, формальные и неформальные). Формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Условия и механизмы перехода внешней социальной регуляции во внутреннюю.
Тема 4.4. Социальные установки личности
Социальная установка личности (аттитюд), её формирование и изменение. Исследование социальной установки в отечественной и зарубежной психологии (Г. Спенсер, Дж. Брунер, Л. Терстоун, Д. Н. Узнадзе. В.А. Ядов и др.) Признаки социальной установки, регулятивная роль социальной установки. Функции социальной установки (аттитюда): автомативная, адаптивная, защитная, когнитивная, регулятивная, ригидная, стабилизирующая.
Структура социальной установки: когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты. Уровни установок: элементарные фиксированные установки, социальные фиксированные установки (аттитюды), базовые социальные установки, ценностные ориентации личности. Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа. Условия (факторы) формирования и изменения установок.
Тема 4.5. Ценности и ценностные ориентации личности Сущность и виды социальных ценностей. Общепринятые ценности: универсальные, внутригрупповые, индивидуальные. Идеалы. Функции ценностей. Классификация ценностей по Г. Оллпорту: теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. Конфликтующие ценности. Конфликт ценностей как источник личностного развития. Исследование духовных ценностей (ценностных ориентаций) М. Рокичем. Терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). Исследование социальных ценностей в отечественной социальной психологии (В.А. Ядов и др.). Культурно-историческое изменение структуры и субъективной значимости ценностей. Ценностные ориентации, смысл жизни, жизненная стратегия личности.
Тема 4.6. «Я-концепция» как социально-психологический феномен
Сущность и структура «Я-концепции» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Идеи У. Джеймса о структуре личности (глобального «Я»). Представления об эгоидентичности Э. Эриксона. Теория «Я-концепции» в феноменологическом подходе К. Роджерса. Концепция «зеркального Я» в теории символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мида. Идеи Р. Бернса о развитии «Я-концепции» в процессе воспитания. Исследование «Я-концепции» в отечественной психологии (И.С. Кон, А.А. Реан и др.). Когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты «Я-концепции». Социальные условия, закономерности и факторы формирования и развития Я-концепции.
Тема 4.7. Социально-психологические аспекты социализации личности
Понятие и сущность процесса социализации. Содержание процесса социализации. Параметры социализации. Основные сферы, источники, факторы социализации, механизмы и институты социализации. Социально-психологические условия социализации. Стадии процесса социализации: стадия адаптации (первичной социализации); стадия индивидуализации (стадия маргинализации или промежуточной социализации); стадия интеграции; стадия устойчивой социализации или трудовая стадия; стадия утраты статуса или послетрудовая стадия. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.
Раздел V. Личность в культурах и этносах Тема 5.1. Личность и культура Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии. Этнос. Этническое самосознание и этническая идентичность. Культура. Психологические измерения культур. Культурный синдром. Этнопсихологические проблемы исследования личности. «Базовая личность» и «модальная личность». Национальный характер, ментальность, менталитет. Исследование национального характера Э. Фроммом (концепция авторитарной личности), У. Лангером, Э. Эриксоном и др.
Русский национальный характер и менталитет. Анализ русского характера и российской ментальности отечественными и зарубежными исследователями. Проблема выявления национальных архетипов и типологические модели русской, советской, «перестроечной» личности. Этнопсихологическая характеристика народов России. Этнопсихология и этнопсихиатрия: проблема нормы и патологии в этнокультурах.
Тема 5.2. Этнокультурная вариативность социализации и Воспитания детей Социализация, социально-психологическая адаптация, инкультурация, аккультурация и культурная трансмиссия. Этнография детства: особенности процесса социализации, ее средства, методы и специфические способы освоения детьми культуры своего народа. Взаимосвязь между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, социальными институтами, определяющими цели и средства воспитания и контролирующими его результаты (семьей, религией, школой и др.). Инкультурация как процесс вхождения в культуру своего народа, этапы инкультурации. Культурная трансмиссия как механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» новым членам. Вертикальная, горизонтальная, «непрямая» трансмиссия. Сравнительно-культурное изучение социализации (исследования Э. Эриксона, М. Мид, А. Кардинера и др.). Функции и роль обрядов инициаций в формировании адекватной сексуальной, гендерной и позитивной социальной идентичности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.01 с.) |