Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация, управление и администрирование в социальной работе↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Учебно-методический комплекс Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки «Социальная работа» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная Курс – 1 Группа-СР-11
Автор-составитель: Ахмедова С.Х. Е-mail: ahmedova@aspu.ru ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Учебно-методический комплекс
Автор-составитель: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Ахмедова С.Х.
Ответственный редактор: доктор педагогических наук, профессор Палаткина Г.В. учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и психологии Протокол № ____ от __________________2012 г.
учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании методического совета факультета педагогики, социальной работы и физической культуры
Протокол № _____ от ________________2012 г.
АННОТАЦИЯ Дисциплина «Организация управление и администрирование в социальной работе» относится к Циклу ООП «Б. 3 «Общепрофессиональный цикл». Изучается во втором семестре по программе подготовки бакалавров понаправлению 040400 «Социальная работа» (очная форма обучения) На изучение курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» в структуре ОПП бакалавриата отводится 144 часа общего времени. Количество лекционных часов – 34, практических и семинарских занятий – 34. Объем самостоятельной работы студента по курсу составляет 76 часов. Контроль текущей работы студентов предполагается осуществлять путем проведения тестирования, контрольных работ, проверки выполнения практических заданий. Форма итогового контроля – экзамен. Целью освоения дисциплины «Организация управление и администрирование в социальной работе» является формирование у студентов системы знаний, соответствующих специальному уровню профессиональной компетентности в области менеджмента социальной работы. Достижение поставленной учебной цели предполагает решение следующих задач: • ознакомление студентов с категориально-понятийным аппаратом организации, управления и администрирования и его грамотное использование на практике; • формирование у студентов комплекса знаний о формах и методах управления в системе социальной работы; • обучение студентов практическим навыкам организационной работы и управленческой деятельности; • ознакомление студентов с методами и технологиями административной работы в социальной работы; • формирование у студентов управленческих умений и навыков в профессиональной деятельности. Логическая и содержательно-методической взаимосвязи дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» с другими частями ООП. Учебная дисциплина«Организация управление и администрирование в социальной работе» в соответствии с ФГОС ВПО 040400 «Социальная работа» занимает центральное место в системе дисциплин профессиональной подготовки. В соответствии с целями и задачами курса, осуществления системного и междисциплинарного подходов в образовании, данную дисциплину необходимо изучать в тесной связи с такими учебными дисциплинами как «Психология»; «Социология»; «Современные теории социального благополучия»; «Введение в профессию». Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося: теория социальной работы как научная дисциплина; социальная политика государства; понятие субъект и объект социальной работы, психология межличностного взаимодействия. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет __4___ зачетных единицы ___144____ часов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Список литературы а) основная литература: 1. Войтенко А.И., Комаров Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М 2010. – 255 с. – (Высшее образование). 2. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / А.Д. Зарецкий. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 187с. – (Высшее образование). 3. Зайцев Д.В. Организации, управление и администрирования в социальной работе: Учебное пособие / Д.В. Зайцев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. – 264 с. 4. Палехова В.П. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Серия: «высшее образование», 2008 г. Издательство: ИФРА-М. 128 с. 5. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Издательский дом «Дашков и К°». 2008. С.-
б) дополнительная литература: 6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Прогресс, 2005. 7. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар деятельности социального 8. Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., Просвещение, 2005. 9. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 10.Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 11.Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток. Из-во Дальневосточного университета. 2004. www.gaudeamus.omskcity.com/pdf_librery_humanitarian.html. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В разделе для самостоятельной работы предложены задания, которые распределены по темам (см УМК: С.6-7). Для получения оценки удовлетворительно (70-79 баллов) можно выполнить одно задание для самостоятельной работы по каждой теме. Для получения оценки хорошо (80-89) необходимо выполнить два задания для самостоятельной работы по каждой теме. Для получения оценки отлично (90 и выше) необходимо выполнить три задания для самостоятельной работы по каждой теме.
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Подготовить доклад «Исторические аспекты появления классической научной школы менеджмента и роль в этом Ф. Тейлора». Задание 2. Методы профессионального отбора, разрабатывавшиеся в 1920-1930-е гг. в СССР. Методология организации рабочего места А. Гастева. Задание 3. Подготовить материал на тему «Основные идеи Дж. Кейнса в государственном регулировании социально-экономической жизни стран; кейнсианство и развитие социальной работы в США и Европе. Задание 4. Прочтите книгу Н. Макиавелли «Государь» /Избранные произведения / пер. Г. Муравьевой. – М., 1982 (Интернет-ресурс6 http: // www. Politeducation)/ Задание 5. Законспектируйтепринципыэффективного управления Н. Макиавелли. Задание 6. Определите в структуре управления известной вам организации управляющую и управляемую системы. Обоснуйте свое решение. Задание 7. Изучить статью В.И. Жукова «Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности» (см.: Социологические исследования. 2005. № 6). Подготовить выступление, используя материалы статьи об оценке социального, политического и экономического положения России в начале XXI в., о роли социального значения и социальной науки в современной отечественной жизни; о социальной политике и социальной работе в современной России. Задание 8. Раскройте один из методов социального управления на конкретном примере. Задание 9. Опишите внешнюю среду социальной организации (на примере Вашего района) Задание 10. Изучить послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ за 2007 -2011 гг. и определить в них проблемные аспекты в контексте предмета. При этом обратить внимание на такие положения, как: – динамика социального положения граждан России; – пути решения социальных проблем в современной России; – направления управленческой деятельности социальной работы. Задание 11. Составьте социальную карту района города, отразив его социокультурную, экономическую инфраструктуру. Задание 12. Проведите исследование по выявлению стиля поведения членов вашей группы, используя тест «Кто вы: администратор или лидер?» Задание 13. Найдитев художественной литературе, в истории человечества яркие фигуры лидеров и руководителей (по 3 примера). Прокомментируйте свой выбор. Задание 14. Проанализируйте особенности межличностных отношений в группе, членом которой вы являетесь, и подумайте, имеет ли она черты коллектива? Задание 15. Проведите исследование психологического климата в группе, используя тест «Определение психологического климата группы». Обсудите результаты исследования. Задание 16. Приведите примеры из литературы, жизни, иллюстрирующие разные виды конфликтов. Задание 17. Приведите примеры из социальной практики, образовательной практики, когда конфликты играли не только отрицательную роль, но и положительную. Задание 18. Приведите пример реализации метода разрешения конфликтной ситуации «взаимовыгодные варианты». Задание 19. Подготовить сообщение «Основные идеи и положения Всеобщей декларации прав человека» (от 10.12.1948) Задание 20. Подготовьте комментарии к статьям 5,6 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Задание 21. Определите, методы какого вида мотивации (позитивного или негативного) доминируют в вашей организации. Задание 22. Изучить статью А.Д. Зарецкого «Социальная работа в системе управления» (см.: Государственная служба. 2005. №2). Обратить внимание на следующие аспекты: – появление новых демократических форм и методов в управляющем воздействии социальной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; – особенности развития систем социальной работы в России на современном этапе; – взаимосвязь системы социальной работы и человеческого капитала. Задание 23. Изучите отчетную документацию ряда учреждений социальной сферы и определите степень эффективности их деятельности, а также критерии. По которым это можно сделать. Задание 24. Опишите управление как процесс. Задание 25. Опишите этапы коммуникативного процесса в социальной организации. Задание 26. Опишите организационное строение социальной организации (на примере конкретного учреждения). Задание 27. Проведите исследование и найдите негосударственное учреждение социального обслуживания в нашем городе. Используя метод кейс стадии, проведите анализ его деятельности. Задание 28. Проанализируйте систему социальных услуг, предлагаемых обычно учреждениями социальной сферы, и определите услуги, которые могут быть оказаны на возмездной (платной) основе. Задание 29. Творческое задание для микрогрупп «Бизнес-план частного учреждения социальной сферы» Задание 30. Оцените уровень ваших предпринимательских способностей по тесту Т. Матвеевой.
Контрольный тест № 1 1. Управление социальной работой – это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для достижения, выполнения 2. Ф. Тейлор – основоположник науки социального управления. Разработал систему организации труда и управленческих отношений 3. Особенностями социальных организаций являются: оказывают услуги населению: медицинские, социальной помощи, содействия занятости, страхованию, социальному обеспечению, образовательных услуг 4. Организация управления – специфический вид деятельности, в процессе которой создается управляющая система, обладающая определенными качественными и количественными характеристиками. 5. Функция управления – это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом. 6. Подразделение – это организационная единица, решающая определенные задачи, выполняющая определенные функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью. Среди типичных подразделений назовем следующие: департамент, главное управление, управление, отдел, отделение. 7 Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей. задач, основанные на анализе информации и выбранные из возможных вариантов. 8. Внешние факторы, влияющие на формирование организационной культуры – культура нации, деловая культура в обществе, этические правила общения, психология взаимоотношений, конкретные исторические условия социальной организации. 9. Персонал – это люди, работающие в организации (на предприятии, в учреждении), выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью. 10. Стимул (лат stimulus – это остроконечная палка, которой погоняли животных) представляет собой средство воздействия / влияния для побуждения к действиям, определенному поведению. То есть стимулы – это внешние побудители (относительно «человека работающего», групп, коллективов) в труде, деятельности, работе.
Контрольный тест № 2 1. Понятие «администрирование» в положительном смысле – это организующая деятельность руководителя (администратора) в условиях и ситуациях, «где нужно власть употребить». Она основывается на таких правилах, как: сочетание единоначалия и коллегиальности; персональная ответственность; контроль, проверка исполнения. 2. Руководитель – 1. Вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и умений по руководству (управлению) людьми. 2. Должность в системе управления. 3. Понятие «управленческое решение» - 1.Выбор окончательного решения из возможных. 2.Выбранный окончательный вариант из выбранных. 3. Документальное или электронное оформление управленческого решения. 4. Проблема – это определенные противоречия, которые требуется решить (разрешить)в какой-то период времени. 5. Понятие «стратегия» – (от греч. stratos – войско, ago – веду) стратегическое управление – практически реализуемый курс, позволяющий социальной организации обеспечивать достижение стратегических намерений (целей). Стратегическое управление – это система и процесс, обеспечивающие разработку, принятие и реализацию стратегии (стратегий0 в деятельности социальной организации. 6. Социальная политика – это определенным образом разработанный и реализуемый и целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, муниципальное управление, организация, предприятие, учреждение). 7. Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленный на достижение конечной цели. 8. Консультирование – это оказание помощи в виде советов, рекомендаций или наставлений тому, кто в ней нуждается. Наиболее распространенные виды консультирования: правовое (юридическое), медицинское, педагогическое, психологическое, сексологическое, техническое, финансовое, управленческое, социальное. 9. Самообразование – это система и процесс приобретения работником необходимых ему знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и / или вне его. 10. Компетентность – это такие знания, навыки и умения, которые обеспечивают требуемый в данной должности результаты.
Тематика рефератов 1. Управление и цели как структурные элементы социальной работы. 2. Виды социального управления. 3. Методы социального управления. 4. Специфика социальной работы в сельской местности. 5. Социальная политика как инструмент делового менеджмента. 6. Развитие практики и обучение менеджменту социальной работы. 7. Оценочные методы в социальной работе. 8. Управление как средство выживания социальных организаций. 9. Управленческие аспекты заботы об инвалидах. 10. Компетентность кадров в социальной работе. 11. Проблема формирования профессионализма в социальной работе. 12. Социальное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента. 13. Профессиональные риски в социальной работе. 14. Личностные характеристики социального работника. 15. Педагогическое мастерство социального работника. 16. Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы. 17. Подготовка социальных работников в России. 18. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника. 19. Совершенствование управления трудом в системе социальной работы. 20. Профессиограмма специалистов социальной работы. Вопросы к экзамену
1. Понятие менеджмента и система социального управления. 2. Менеджмент в социальной работе и его значения. 3. Подходы к управлению на основе выделения различных школ. 4. Процессный подход к управлению. 5. Системный и ситуационный подходы к управлению. 6. Общие характеристики организаций. 7. Уровни управления и управление социальной работой. 8. Внутренние переменные организации и их взаимосвязь. 9. Влияние внешней среды на организацию. 10. Коммуникационный процесс. 11. Межличностные и организационные коммуникации. 12. Коммуникации в социальной работе. 13. Социальная ответственность организаций. 14. Понятие и классификация управленческих решений. 15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. 16. Подходы к принятию решений. 17. Моделирование и прогнозирование. 18. Этапы стратегического планирования социальной работы. 19. Нормы управляемости. 20. Взаимоотношение полномочий. 21. Построение организаций. Типы организационных структур. 22. Содержательные теории мотивации. 23. Процессуальные теории мотивации. 24. Мотивация труда социальных работников. 25. Формы признания и оценка труда. 26. Система оценки и оплаты труда социальных работников. 27. Виды и этапы процесса контроля. 28. Понятие группы и ее характеристики. 29. Неформальные организации и управление ими. 30. Формы власти и влияния. 31. Методы управления. 32. Ролевое и личностное направление изучения образа руководителя. 33. Традиционная классификация стилей управления. 34. Классификация стилей управления. 35. Ситуационное направление изучения образа руководителя. 36. Формирование трудовых ресурсов. 37. Развитие трудовых ресурсов. 38. Информационное обеспечение социального управления. 39. Практическое применение различных информационных технологий в системе социальной защиты инвалидов. 40. Подготовка и оформление управленческих и информационно-справочных документов.
Приложение 1. План реализации учебной дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе»
________________________________________________________________ ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.011 с.) |