Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел І. Теоретико-методологические основы организации, управления и администрирования в социальной работе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Организация, управление и администрирование как социальные процессы. Сравнительный анализ понятий «организация», «управление», «администрирование». Технологизация и технологии управления. Управленческое решение. Процесс принятия управленческого решения. Основные требования к разработке управленческого решения. Управление как технологический процесс. Технологизация социальной деятельности. Социальное отношение в системе управления. Отношения зависимости, власти господства и подчинения.
Тема 2. Развитие управленческой мысли: кросс культурный анализ. Исторические аспекты развития методологии управления. Управленческие революции. Концепции управления: в социальных утопиях XV и XVI вв. (Т.Мор. Т. Кампанелла, Н. Макиавелли); XVIІ в. (Т. Гоббс); в научных идеях французских просветителей XVIІІ века (Ш. Монтескье, М. Вольтер, Д. Дидро); в работах российских реформаторов (Н. Радищев, С. Витте, П. Столыпин, А. Богданов (Малиновский), Н. Бухарин, А. Гастев). Основные школы управления: школа научного управления, административная, школа человеческих отношений. Концепции мотивации деятельности А. Маслоу, Д. Мак-Грегора. Тема 3. Структура, функции и методы организации, управления и администрирования в социальной работе. Особенности структуры управления. Субъект и объект управления. Управляемая и управляющие системы. Компоненты управленческой деятельности. Организационная структура управления и её виды. Полиформизм функций управления. Классификация методов управления.
Раздел ІІ. Особенности организации и управления в социальной сфере. Тема 4. Типология социальных организаций. Социальная организация: дефиниции, структура. Основные признаки, характеризующие организацию. Типологизация социальных организаций: по функциям (производственные, поддерживающие, адаптивные, политические); по степени открытости (открытые, ограниченно открытые, закрытые). Формальные и неформальные социальные организации. Стадии и условия возникновения социальной организации. Социальные организации социальной сферы
Тема 5. Феномен лидерства: сущность, стили, стратегии. Лидер и руководитель: сравнительный анализ. Личностные качества лидера. Стили лидерства: демократический, авторитарный, попустительский. Способы принятия управленческих решений в контексте стилей лидерства. Совокупность навыков лидера. Тайм-менеджмент.
Тема 6. Кадровая политика организации. Управление персоналом в сфере социальной работы. Кадры, персонал социальной сферы. Профессиография. Профессионализм социального работника. Должностная инструкция. Специфика управления трудовыми ресурсами, уровни развитие персонала социальной сферы. Трудовой коллектив в социальной организации. Социально-психологический климат в трудовом коллективе. Способы управленческого влияния на подчиненных. Тема 7. Управление конфликтами в сфере социальной работы. Типология и этиология социальных конфликтов. Конфликт социальный. Причины противоречий. Зарождение и развитие конфликта. Стадии конфликта и стили поведения участников противоречий. Технологии профилактики и урегулирования конфликтных ситуаций. Классические технологии урегулирования конфликта.
Раздел ІІІ. Основы административной работы в учреждениях социальной сферы
Тема 8. Особенности внутриучрежденческих практик организации, управления и администрирования в социальной сфере. Законодательные основы управления учреждением социальной сферы: международные; нормативно-правовые акты Российской Федерации; нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативно-правовые акты; национальные стандарты Российской Федерации. Структура и принципы управление социальным учреждением. Содержание внутриучрежденческого руководства: планирование деятельности социальных служб; организация работы учреждения и контроль за ее качеством. Учет и анализ результатов деятельности учреждения.
Тема 9. Система мотивации и повышения квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения. Современная система профессиональной мотивации работников социальных служб: мотивация на стадии новых идей; мотивация на стадии реализации; мотивация на стадии апробации. Дисциплинарное взыскание. Специфика системы повышения квалификации сотрудников социальных организаций. Формы и методы повышения квалификации работников учреждений социальной сферы. Аттестация специалистов и руководящих кадров социальной сферы.
Тема 10. Экспертиза деятельности социального учреждения. Анализ и оценка деятельности социального учреждения. Критерии эффективности деятельности учреждения. отчетность как показатель качества работы учреждения. Документация и требования к ней. Защита прав руководителей учреждений при проведении государственного контроля (надзора).
Раздел ІУ. Межведомственное взаимодействие, социальное партнерство и конкуренция в сфере социального обслуживания населения.
Тема 11. Межведомственное взаимодействие в социальной работе: особенности организации и реализации. Межведомственное взаимодействие как система создания единого комплекса социальных, правовых, медицинских, образовательных, культурных мер создания оптимальных условий жизнедеятельности человека. Механизм реализации межведомственного взаимодействия (на примере учреждения социальной защиты населения г. Астрахани).
Тема 12. Основы предпринимательства и конкуренции в сфере социального обслуживания населения. Законодательная база предпринимательской деятельности в социальной сфере. Жизненный цикл организации. Бизнес-планирование. Маркетинг. Реклама. Источник финансирования организации. Финансовый менеджмент. Управление рисками. Стратегия конкуренции в социальной сфере.
Список литературы а) основная литература: 1. Войтенко А.И., Комаров Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М 2010. – 255 с. – (Высшее образование). 2. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы: учебное пособие / А.Д. Зарецкий. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 187с. – (Высшее образование). 3. Зайцев Д.В. Организации, управление и администрирования в социальной работе: Учебное пособие / Д.В. Зайцев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. – 264 с. 4. Палехова В.П. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Серия: «высшее образование», 2008 г. Издательство: ИФРА-М. 128 с. 5. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Издательский дом «Дашков и К°». 2008. С.-
б) дополнительная литература: 6. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Прогресс, 2005. 7. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар деятельности социального 8. Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., Просвещение, 2005. 9. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 10.Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 11.Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток. Из-во Дальневосточного университета. 2004. www.gaudeamus.omskcity.com/pdf_librery_humanitarian.html. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. В разделе для самостоятельной работы предложены задания, которые распределены по темам (см УМК: С.6-7). Для получения оценки удовлетворительно (70-79 баллов) можно выполнить одно задание для самостоятельной работы по каждой теме. Для получения оценки хорошо (80-89) необходимо выполнить два задания для самостоятельной работы по каждой теме. Для получения оценки отлично (90 и выше) необходимо выполнить три задания для самостоятельной работы по каждой теме.
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Подготовить доклад «Исторические аспекты появления классической научной школы менеджмента и роль в этом Ф. Тейлора». Задание 2. Методы профессионального отбора, разрабатывавшиеся в 1920-1930-е гг. в СССР. Методология организации рабочего места А. Гастева. Задание 3. Подготовить материал на тему «Основные идеи Дж. Кейнса в государственном регулировании социально-экономической жизни стран; кейнсианство и развитие социальной работы в США и Европе. Задание 4. Прочтите книгу Н. Макиавелли «Государь» /Избранные произведения / пер. Г. Муравьевой. – М., 1982 (Интернет-ресурс6 http: // www. Politeducation)/ Задание 5. Законспектируйтепринципыэффективного управления Н. Макиавелли. Задание 6. Определите в структуре управления известной вам организации управляющую и управляемую системы. Обоснуйте свое решение. Задание 7. Изучить статью В.И. Жукова «Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности» (см.: Социологические исследования. 2005. № 6). Подготовить выступление, используя материалы статьи об оценке социального, политического и экономического положения России в начале XXI в., о роли социального значения и социальной науки в современной отечественной жизни; о социальной политике и социальной работе в современной России. Задание 8. Раскройте один из методов социального управления на конкретном примере. Задание 9. Опишите внешнюю среду социальной организации (на примере Вашего района) Задание 10. Изучить послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ за 2007 -2011 гг. и определить в них проблемные аспекты в контексте предмета. При этом обратить внимание на такие положения, как: – динамика социального положения граждан России; – пути решения социальных проблем в современной России; – направления управленческой деятельности социальной работы. Задание 11. Составьте социальную карту района города, отразив его социокультурную, экономическую инфраструктуру. Задание 12. Проведите исследование по выявлению стиля поведения членов вашей группы, используя тест «Кто вы: администратор или лидер?» Задание 13. Найдитев художественной литературе, в истории человечества яркие фигуры лидеров и руководителей (по 3 примера). Прокомментируйте свой выбор. Задание 14. Проанализируйте особенности межличностных отношений в группе, членом которой вы являетесь, и подумайте, имеет ли она черты коллектива? Задание 15. Проведите исследование психологического климата в группе, используя тест «Определение психологического климата группы». Обсудите результаты исследования. Задание 16. Приведите примеры из литературы, жизни, иллюстрирующие разные виды конфликтов. Задание 17. Приведите примеры из социальной практики, образовательной практики, когда конфликты играли не только отрицательную роль, но и положительную. Задание 18. Приведите пример реализации метода разрешения конфликтной ситуации «взаимовыгодные варианты». Задание 19. Подготовить сообщение «Основные идеи и положения Всеобщей декларации прав человека» (от 10.12.1948) Задание 20. Подготовьте комментарии к статьям 5,6 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Задание 21. Определите, методы какого вида мотивации (позитивного или негативного) доминируют в вашей организации. Задание 22. Изучить статью А.Д. Зарецкого «Социальная работа в системе управления» (см.: Государственная служба. 2005. №2). Обратить внимание на следующие аспекты: – появление новых демократических форм и методов в управляющем воздействии социальной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; – особенности развития систем социальной работы в России на современном этапе; – взаимосвязь системы социальной работы и человеческого капитала. Задание 23. Изучите отчетную документацию ряда учреждений социальной сферы и определите степень эффективности их деятельности, а также критерии. По которым это можно сделать. Задание 24. Опишите управление как процесс. Задание 25. Опишите этапы коммуникативного процесса в социальной организации. Задание 26. Опишите организационное строение социальной организации (на примере конкретного учреждения). Задание 27. Проведите исследование и найдите негосударственное учреждение социального обслуживания в нашем городе. Используя метод кейс стадии, проведите анализ его деятельности. Задание 28. Проанализируйте систему социальных услуг, предлагаемых обычно учреждениями социальной сферы, и определите услуги, которые могут быть оказаны на возмездной (платной) основе. Задание 29. Творческое задание для микрогрупп «Бизнес-план частного учреждения социальной сферы» Задание 30. Оцените уровень ваших предпринимательских способностей по тесту Т. Матвеевой.
Контрольный тест № 1 1. Управление социальной работой – это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для достижения, выполнения 2. Ф. Тейлор – основоположник науки социального управления. Разработал систему организации труда и управленческих отношений 3. Особенностями социальных организаций являются: оказывают услуги населению: медицинские, социальной помощи, содействия занятости, страхованию, социальному обеспечению, образовательных услуг 4. Организация управления – специфический вид деятельности, в процессе которой создается управляющая система, обладающая определенными качественными и количественными характеристиками. 5. Функция управления – это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом. 6. Подразделение – это организационная единица, решающая определенные задачи, выполняющая определенные функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью. Среди типичных подразделений назовем следующие: департамент, главное управление, управление, отдел, отделение. 7 Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей. задач, основанные на анализе информации и выбранные из возможных вариантов. 8. Внешние факторы, влияющие на формирование организационной культуры – культура нации, деловая культура в обществе, этические правила общения, психология взаимоотношений, конкретные исторические условия социальной организации. 9. Персонал – это люди, работающие в организации (на предприятии, в учреждении), выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью. 10. Стимул (лат stimulus – это остроконечная палка, которой погоняли животных) представляет собой средство воздействия / влияния для побуждения к действиям, определенному поведению. То есть стимулы – это внешние побудители (относительно «человека работающего», групп, коллективов) в труде, деятельности, работе.
Контрольный тест № 2 1. Понятие «администрирование» в положительном смысле – это организующая деятельность руководителя (администратора) в условиях и ситуациях, «где нужно власть употребить». Она основывается на таких правилах, как: сочетание единоначалия и коллегиальности; персональная ответственность; контроль, проверка исполнения. 2. Руководитель – 1. Вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и умений по руководству (управлению) людьми. 2. Должность в системе управления. 3. Понятие «управленческое решение» - 1.Выбор окончательного решения из возможных. 2.Выбранный окончательный вариант из выбранных. 3. Документальное или электронное оформление управленческого решения. 4. Проблема – это определенные противоречия, которые требуется решить (разрешить)в какой-то период времени. 5. Понятие «стратегия» – (от греч. stratos – войско, ago – веду) стратегическое управление – практически реализуемый курс, позволяющий социальной организации обеспечивать достижение стратегических намерений (целей). Стратегическое управление – это система и процесс, обеспечивающие разработку, принятие и реализацию стратегии (стратегий0 в деятельности социальной организации. 6. Социальная политика – это определенным образом разработанный и реализуемый и целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, муниципальное управление, организация, предприятие, учреждение). 7. Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленный на достижение конечной цели. 8. Консультирование – это оказание помощи в виде советов, рекомендаций или наставлений тому, кто в ней нуждается. Наиболее распространенные виды консультирования: правовое (юридическое), медицинское, педагогическое, психологическое, сексологическое, техническое, финансовое, управленческое, социальное. 9. Самообразование – это система и процесс приобретения работником необходимых ему знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и / или вне его. 10. Компетентность – это такие знания, навыки и умения, которые обеспечивают требуемый в данной должности результаты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.012 с.) |