Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки и теории социальной коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мысль о социальной природе коммуникации через призму языка высказывалась еще в XVIII в. такими выдающимися мыслителями, как Д. Дидро, Жан Жак Руссо (Франция) и М.В. Ломоносов (Россия). Более широко об этом стали говорить в начале XX в. с появлением термина «коммуникация». Первые исследования коммуникации как социального явления рассматривались в контексте четырех общетеоретических построений бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма и экзистенциализма. Главный теоретик концепции бихевиоризма Д. Уотсон считал, что основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада. Главный идеолог символического интеракционизма Дж. Г. Мид утверждал, что социальная структура есть результат стабилизации процессов межличностного общения, а социальное развитие – процесс развития коммуникативных форм. Согласно персонализму коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувство другого (основные теоретики НА Бердяев (Россия), Дж. Ройс (США), Ж. Лакруа, Э. Мунье (Франция). Коммуникация или постижение реальности, исходя из концепции экзистенциализма, происходит через интуитивное (непосредственное) соприкосновение с ней (основные теории: религиозный экзистенциализм – теоретики НА. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель; атеистический экзистенциализм – теоретики Ж.-П. Сартр, А. Камю). После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению коммуникации: 1) рационалистический; 2) иррационалистический. Первый представлен концепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых является теория информационного общества Д. Белла, 3. Бжезинского, рассматривающая средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (информация понимается здесь как основа культуры и всех культурных ценностей). Второй подход представлен понимающей социологией, утверждающей, что основной результат коммуникации – понимание человеком другого человека, т.е. взаимное понимание. Выделяются два типа социального действия: действие, не имеющее своей целью коммуникацию, и действие, совершаемое в целях коммуникации, т.е. сознательно использующее знаки (А. Щюц). В настоящее время подавляющая часть эмпирических исследований коммуникации осуществляется в рамках социологии массовой коммуникации (коммуникавистики). Истоками социальной коммуникации послужил также ряд различных направлений, научных школ, теорий, которые успешно разрабатывались во Франции, Швейцарии, США и в нашей стране параллельно с названными ранее. Все их можно объединить в три группы на основе ведущего аспекта коммуникации – языкового, социального и собственно коммуникативного (теоретического). Первая группа: языковый аспект. К данной группе относится прежде всего подгруппа социологических направлений науки о языке. Первое направление – «упрощенный» социологизм. Все изменения в языке объяснялись только социальными причинами. Данную концепцию выдвинули представители французской социологической школы, объединившей учеников известного языковеда А. Мейе, опиравшегося в своей трактовке социальных факторов на теории французских философов и социологов-позитивистов О. Конта и Э. Дюркгейма. Второе направление – «вульгарный» социологизм. Возник из так называемого «нового учения о языке» Н.Я. Марра. «Вульгарный (новый)» социологизм – догматическое упрощение материалистического метода, выражавшееся в одностороннем и прямолинейном толковании форм общественного сознания, исключительно как выражение интересов определенного класса, как непосредственное следствие воздействия на них экономики и техники. Третье направление – «истинный» социологизм. Язык как средство общения рассматривается здесь исходя из историко-материалистических принципов анализа общественных отношений. В результате специальных исследований языка как общественного явления представители этого учения сумели преодолеть упррщенный «социологизм» французской школы и «вульгарный» социологизм советской школы. В отечественной науке данное направление разрабатывали в 20–30-е годы XX в. В.В. Виноградов, Е.Д. Поливанов, Б.А. Ларин, М.В. Серга-евский, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский. Именно в рамках социологического направления началось изучение коммуникативной функции языка, неразрывно связанной с социальным аспектом общения, коммуникации и речевой деятельности. Поэтому другим источником социальной коммуникации стала подгруппа лингвистических направлений науки о языке. Первое направление – функциональная лингвистика. Его сторонники обосновали свое понимание языка как целенаправленной системы средств выражения (в конце 20-х годов данное направление представляли члены Пражского лингвистического кружка P.O. Якобсон, Н.С. Трубецкой, С.О. Карцевский). Для социальной коммуникации наибольший интерес представляет то направление функциональной лингвистики, которое изучает функциональную дифференциацию языковых средств в соотнесенности с различными социальными функциями коммуникации. В рамках этого направления исследуется варьирование языковых средств в коммуникативных ситуациях. Целеустремленное исследование функционирования языка в различных сферах общения с учетом социальных факторов общения закономерно привело в середине 60-х годов к становлению специальной дисциплины – социолингвистики. Это второе направление - наука, о языке, рассматривающее вопросы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества. Социолингвистика послужила непосредственным истоком зарождающейся социокоммуникации. Вторая группа: социальный аспект. Данную группу истоков составляют два направления. Первое направление – социальный конструктивизм. Рассматривает формирование социального знания как часть социальной деятельности людей и их отношений. Связано с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания, а следовательно, и оценочных категорий коммуникации. Идеи этого направления отражены в трудах американского социолога П. Бергера и его немецкого коллеги Т. Лукмана, которые в значительной степени опирались на феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А. Шюца. Основное внимание здесь уделяется изучению самого процесса или механизма, с помощью которого воспроизводится «система реальности». Для социологии коммуникации существенно положение о том, что главным механизмом в указанном процессе является язык, который изучается теорией языка. Второе направление – этнология коммуникации (как часть этносоциологии). Исследует связи социокультурного знания и речевых единиц. При этом реализуются два принципа качественного анализа: 1) собственно социологический (выделяются социологические доминанты коммуникации – категории); 2) собственно этнологический (анализируются этнологические факторы, обусловливающие социальную дифференциацию в коммуникации). Истоки самой этносоциологии восходят в этнометодологию, основоположником которой был американский социолог Г. Гарфинкель. В нашей стране этносоциология начала формироваться как научная дисциплина во второй половине 60-х годов. Третья группа: коммуникативный (теоретический) аспект. В данной группе истоков выделяются два направления, связанные с теорией коммуникации. Первое направление – теория речевых (коммуникативных) актов. Восходит к идеям Л. Витгенштейна о множественности функций языка во взаимодействии с жизнью. Основы теории были разработаны Дж. Остином и получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке (Дж. Сёрль, М.М. Бахтин, Н.Д. Арутюнова). Разработанная типология речевых актов позволяет выявить социальные факторы, обусловливающие построение высказываний, в которых реализуется установка говорящего. Второе направление – теория «критического анализа дискурса». Возникла на теоретической основе – так называемой критической лингвистике, которая сформировалась в Англии на рубеже 70–80-х годов прошлого века. Она трактует язык как один из видов «социальной практики» (Р. Фаулер, Г. Кресс). Согласно этой теории тексты являются результатом деятельности говорящих и пишущих в определенной социальной ситуации; отношения коммуникантов обычно отражают разные модели социальных отношений; коммуникативные средства на любом уровне функционирования социально обусловлены, и в этом смысле соотнесенность формы и содержания всегда мотивирована. Особое место в данной теории занимает понятие дискурса (лат. «discursus» – рассуждение или фр. «discours» – речь), определяемого как связный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Рассмотрение дискурса как целостной, социально обусловленной единицы коммуникации дает основание представителям этого направления не отделять «специальные языки» (в том числе и язык рекламы) от языка как основного способа коммуникации. Такое понимание взаимосвязи различных дискурсов открывает перспективу для создания целостной теории социальной коммуникации, которой должна предшествовать разработка ситуационных моделей, отражающих воздействие социокультурных факторов на процесс коммуникации. В настоящее время интенсивная работа над этими вопросами ведется различными исследовательскими центрами (руководители этих центров Ч. Филмор, П. Вундерлих, М. Хэллидей, ТА. ван Дейк, Ю.Н. Караулов, Н.Д. Арутюнова, В.В. Петров и др.). Несмотря на то, что проблемы коммуникации интересовали мыслителей со времен античности (Аристотель), о заявке на ее общую теорию стало возможным говорить только в связи с появлением кибернетики в 40-х годах XX в. В работах Н. Винера, К. Шеннона, Э. Барноу, Д. Гербнера, У. Шрамма, Г. Шиллера, А.Н. Колмогорова дана количественная интерпретация информации как уменьшаемой, снижаемой неопределенности (энтропии) в результате получения сообщения, раскрыты универсальные закономерности управления и организации любых систем в процессе обмена информацией. Теория, созданная математиками, объясняла не только движение информации в физических, биологических, искусственных системах, их функционирование и развитие, но и давала новое, коммуникационное видение систем социальных объектов. Получила распространение «идеология коммуникации», изложенная в «Международной энциклопедии коммуникаций», в основе которой: • свободное распространение информации (любые препятствия в осуществлении информационного обмена ведут к упадку общества); • гибкость, способность общества изменяться в соответствии с импульсами из внешней среды (отсутствие информационного взаимодействия со средой, изоляция контекста грозит дезорганизацией); • доступность информации (отсутствие права на коммуникацию понижает интенсивность информационного обмена, а, следовательно, способствует увеличению энтропии в обществе). Идеальное общество, в котором в полной мере реализуются вышеназванные ценности, определяется как «общество коммуникации».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.142.245 (0.008 с.) |