Социальная информация – главная часть информационной революции в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная информация – главная часть информационной революции в России



 

Во второй половине XX в. определяющим фактором социально-экономического развития общества стал переход от экономики вещей к экономике знаний. Этот процесс сопряжен с возрастанием роли социальной информации в решении важнейших задач мирового сообщества. Научно-технический прогресс приобретает черты интеллектуально-информационной революции, а информация становится прибыльным товаром, эффективным средством организации и управления производством, важнейшим фактором науки, культуры, образования, социально-политического развития и обороноспособности общества.

Все виды информации в совокупности своей образуют так называемую информационную реальность как результат отражения объективного мира, данного человеку в его ощущениях. Значительную часть в ней занимает собственно социальная информация.

В предельно широком плане социальная информация представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о других ее формах. Она циркулирует в общественных системах, социальном управлении и используется людьми, обществом в различных сферах жизнедеятельности.

Социальная информация предполагает наличие так называемых «информационных моделей», под которыми понимается совокупность сведений, адекватно отражающих состояние объекта изучения и внешней среды. В зависимости от назначения существуют определенные правила и средства построения таких моделей. Например, информационные формы материи (знаковые и естественные языковые системы), искусственные языки, которые позволяют человеку моделировать, т.е., изучать прошлое, оценивать настоящее, прогнозировать будущее. По сути, это основные разновидности социальной информации.

В самом общем виде информационная картина мира может быть представлена следующими социальными компонентами.

Во-первых, человек сам является естественной и универсальной информационной системой, так как обладает аппаратом чувств и эмоций, мышлением и памятью, которые позволяют ему собирать, обрабатывать, хранить, передавать и использовать информацию в личных или общественных целях.

Во-вторых, в обществе протекают многообразные информационные процессы, обусловливающие функционирование всех элементов информационной среды и представляющие собой действие взаимосвязанных факторов, обеспечивающих появление новых знаний, их передачу, хранение и переработку, а также использование и воздействие на объект любой системы. Они свойственны практически всей интеллектуальной и физической деятельности человека.

В-третьих, невозможно отыскать ту область естественных явлений или искусственных технологий, в которой бы отсутствовали процессы информационных отношений и взаимосвязей внутри объектов и между ними (как в микро-, так и в макромирах Вселенной). Человек, отражая эти отношения и связи в процессе познания, привносит их в социальную сферу, давая им общественное значение. В-четвертых, в свете современных научных представлений жизнь и деятельность людей осуществляется в информационном поле, которое воздействует на них структурными, сенсорными и вербальными потоками информации (информационными потоками, информационным полем). Значительную часть из них составляет социальная информация.

В-пятых, основной, интеллектуальной частью информационного поля в обществе и его сферах жизнедеятельности является информационный ресурс как совокупность воплощенных в сообщениях знаний и средств их обработки, которыми располагает государство. Другими словами – это документы и массивы документов, существующие как отдельно, так и в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, знаний и т.д.), т.е. социальная информация и ее сбор, хранение и передача.

В-шестых, информационный ресурс приводится в действие с помощью так называемой информационной среды. Она представляет искусственно созданную человеком систему, сочетающую естественные и технические элементы и регулирующую информационные процессы, связанные с производством и использованием информационного ресурса. Структурными элементами такой среды могут быть СМИ (или средства массовой коммуникации), связи, документопотоки, библиотеки, справочные источники, средства автоматизации информационной работы, региональные кадры и методы их деятельности и т.д.

В-седьмых, именно общечеловеческий характер всего информационного процесса позволяет ученым по аналогии с теорией ноосферы В.И. Вернадского вести речь об инфоноосфере, т.е. об информационной сфере всего человечества, включающей в себя всю совокупность живой и накопленной человеком информации (нооинформации), ее источников, передатчиков, преобразователей, носителей и хранилищ на всей планете. Другими словами, инфоноосфера – это сочетание накопленной на Земле биологической информации и информационных ресурсов человечества, включенных в единую информационную сферу (биоэнергетическую оболочку), для которой характерны общие для всех народов и государств информационные процессы. Ученые полагают, что развитие инфоноосферы происходит в направлении формирования социального интеллекта (коллективного разума) и коллективной воли человечества.

В 70-е гг. XX в. в научной литературе интенсивно разрабатывалась концепция «информационного общества», которое представлялось недалеким будущим человечества. В таком обществе информация представлялась в виде знаний, которые станут новым и приоритетным ресурсом. Он будет оказывать непосредственное влияние на научно-технический прогресс, выступать главной силой в решении политических, экономических, социальных, военных и других задач.

По мнению ряда ученых, преобразующей силой в обществе, ведущей к информационной цивилизации, должна была стать «информационная революция». На основе широкого внедрения во все сферы общества достижений микроэлектроники, электронно-вычислительной техники и новейших информационных технологий (информатизации) предполагался качественный скачок в развитии производительных сил и производственных отношений, в результатах научно-технического прогресса, в переходе общества к новому состоянию, лишенному противоречий сегодняшнего дня.

Суть всех перемен в таком обществе можно свести к взаимосвязи трех компонент: превращение информации в общественный продукт и ресурс, развитие новых информационных технологий, приобретающих особую социальную ценность, соответствующие им социально-структурные изменения, происходящие в обществе.

В целом ряде концепций «информационного общества», о которых мы уже говорили, подчеркивается, что информация становится высшей ценностью общества, основным продуктом производства и главным товаром, что большая часть людей будет задействована в информационной деятельности и власть в обществе будет принадлежать информационной элите, создающей и умело использующей информацию.

Во второй половине 80-х гг. XX в. концепции «информационного общества» трансформировались в более конкретные и реальные идеи «информатизации общества», а «информационную революцию» стали более скромно именовать «микрокомпьютерной», но общая тенденция связи общественного развития и научно-технического прогресса с построением информационной цивилизации остается неизменной. Это предопределило развитие принципиально нового научного направления, сформировавшегося в виде социальной информатики, информалогии и информациологии, которые наряду с методологическим и мировоззренческим значением для других наук имеют ярко выраженный прикладной характер.

Необходимо также сказать о концепции информационного конформизма (С. Аш), где главным моментом является то, что люди в своей основе повторяют суждения, которые как это было им известно противоречили их позиции. Слабовольный человек социально зависит от общества и готов изменить свои принципиальные взгляды в угоду коллектива, начальника*.

* См.: Энциклопедический социологический словарь. – М.: РАН – ИСПИ, 1995. – С. 312.

 

Информационный фактор становится все более весомым в общественной жизни. Опыт развитых стран мира показывает, что правовое демократическое государство должно опираться на взаимодействие пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, интеллектуальной и информационной. Не случайно СМИ в мировом сообществе окрестили «четвертой властью».

Для науки и общественной практики принципиально важно исследование содержания социальной информации.

С одной стороны, социальная информация представляется как совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями для регулирования социального воздействия, общественных отношений и отношений между человеком, обществом и природой. Сущность социальной информации состоит в понимании ее как всеобщего свойства мироздания. С другой стороны», под социальной информацией понимается совокупность сведений, полученных в результате проведения социологических исследований различных сторон общественной жизни.

В качестве альтернативы, а иногда и синонима социальной информации нередко употребляется понятие «гуманитарная информация». Под данной категорией В.М. Шепель понимает совокупность разнообразных сведений, необходимых для предметной ориентации деятельности тех, кто занимается управлением.

Поскольку не существует единого общенаучного определения информации, собственно социальную информацию нельзя однозначно идентифицировать. В научной литературе часто встречаются различные трактовки данного феномена, которые носят по преимуществу отраслевой характер. В то же время социальная информация – явление интегративное и требует комплексного подхода к ее изучению. Вместе с тем анализ основных взглядов на сущность социальной информации позволяет сформулировать некоторые составляющие ее содержания.

Так, объектами ее отражения являются: природа, человек, общество, явления и процессы, реальные действия.

Содержание и формы социальной информации можно выразить в ее видах, через основания классификации.

Информацию различают:

• по формам движения материи – биологическая (энергетическая, электрохимическая, генетическая) и собственно социальная;

• по способу передачи – вербальная, невербальная;

• по назначению – личная, массовая, справочная, деловая (служебная), официальная/неофициальная, бытовая;

• по качеству – ценная (достоверная, полезная, важная, полная), своевременная, оперативная, актуальная, понятная, логичная, конкретная, однозначная;

• по воздействию на органы чувств – зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, интуитивная.

• по сферам общественной жизни – экономическая, политическая, правовая, культурная, философская, социологическая, управленческая, историческая, психологическая, военная;

• по формам передачи – устная, письменная (рукописная, печатная), текстовая, графическая, звуковая, символьная, кодовая (машинная);

• по функциям управления – статистическая, отчетная, аналитическая, контрольная, нормативная, плановая, итоговая;

• по степени доступности – открытая и конфиденциальная (для служебного пользования, секретная, совершенно секретная);

• по уровню обработки – первичная (полученная по факту события) и вторичная (после обработки первичной);

• по метрическим свойствам – параметрическая (результаты измерения), топологическая (карты,' рисунки, схемы), абстрактная (формулы, символы, понятия, образы).

Вместе с тем необходимо иметь в виду некоторую условность отнесения социальной информации к тому или иному виду, так как часто конкретное информационное сообщение по различным признакам может одновременно касаться нескольких ее видов. Классификация социальной информации может быть и иной в зависимости от сферы профессиональной деятельности и оснований для классификации.

По ценностно-смысловому компоненту выделим общие методологические признаки, позволяющие распознавать, исследовать и использовать социальную информацию в общественной практике: принадлежность к четвертой основной форме движения информации – переработке, характерной лишь для живой природы в целом и ее социальных форм в частности; различие по субъекту и объекту отражения реальной действительности; специфическое проявление материальных форм и идеального содержания различных сфер общественного сознания; наличие качественных характеристик, которые непосредственно связаны с целесообразной человеческой деятельностью; способность превращаться в значения – сугубо человеческий продукт интеллектуальной деятельности, использоваться на практике. Информация может быть определена как социальная по ее общественным функциям: коммуникационная, управляющая, воспитательная, образовательная, ориентирующая, консолидирующая и т.д. Данные методологические ориентиры позволяют выявлять наиболее существенные связи, характеристики и особенности тех или иных аспектов социальной информации. Вместе с тем очевидно, что дать ее сущностное определение с научных позиций весьма сложно. К пониманию сущности социальной информации можно также подходить двояко. Семантический подход предопределяет качественные параметры: содержание, смысл, значение. Вероятностно-статистический подход – определение количества информации как физически измеряемой величины, качественная сторона при этом игнорируется.

Источниками информации могут быть, во-первых, сведения об объекте непосредственно от объекта: нормативные акты государственных, общественных, политических организаций регламентирующие различные стороны жизнедеятельности общества; материалы средств массовой информации и коммуникации; материалы социологических исследований; личные наблюдения; собственные источники информации.

Во-вторых, сведения об объекте в интерпретации промежуточного субъекта: субъект – результат изучения объекта, промежуточный субъект – объект; материалы СМИ и средств массовой коммуникации, если они являются субъектом исследования; научные исследования; материалы служб, организаций; иные материалы, подготовленные промежуточными субъектами.

Анализ общих черт, характеристик и особенностей потребляемой специфической сферой общества социальной информации позволяет выделить одну из ее разновидностей – специальную социальную информацию как совокупность отражающих специфику и состояние определенной деятельности, данных, сведений и знаний, циркулирующих в системах социального управления, работе с персоналом, между работниками (служащими) для поиска оптимального решения стоящих задач и духовного развития подчиненных.

Многофункциональность – характерная черта специальной социальной информации. В зависимости от целей использования и предназначения в органах управления организацией и ее подразделениями, персоналом информации здесь присущи некоторые общие функции: обучающая; воспитательная; побудительная; прогностическая; ориентировочная; нормативная; коммуникативная; управленческая.

Общее содержание специальной социальной информации необходимо рассмотреть через ее категоризацию. Категоризация свидетельствует о том, что социальная информация, во-первых, выступает фактором социального управления, обучения и воспитания персонала; во-вторых, является средством удовлетворения информационных потребностей подчиненных; в-третьих, составляет реальное содержание формальных и неформальных коммуникаций в обществе, в определенных его сферах и между личностями; в-четвертых, используется как инструмент ведения информационно-психологического противоборства.

12.2. Современные информационные технологии – содержание информационной революции в российском обществе

 

Очевидно, что социальная информация тесно связана с социальными системами, информационными технологиями, изучением ее свойств, информационных процессов и систем в обществе, широким использованием компьютерной техники в социальной практике.

Важнейшим социальным процессом, отражающим общие тенденции продвижения России к информационному обществу, является процесс информатизации. Он представляет собой реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основная цель информатизации общества – обеспечение решения актуальных внутренних проблем общества и государства, и прежде всего удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги.

С точки зрения социологии коммуникации возникновение и развитие новых информационных технологий обусловлено рядом объективных факторов:

• глобальной тенденцией в мире является ускорение темпов накопления информации, получившей название «информационный взрыв»;

• последствия «информационного взрыва» обострили противоречия между необходимостью перерабатывать возрастающие потоки информации и ограниченными возможностями человеческого организма по ее восприятию и интеллектуальной переработке – такое противоречие ученые назвали «информационно-организационным кризисом»;

бурное развитие прогрессивных технологий и производительности труда на основе достижений научно-технической революции привело к изменению приоритетов среди потребляемых ресурсов в пользу информационных и вызвало наряду с ростом энерго- и фондовооруженности предприятий значительное увеличение их «информационной вооруженности» – все это обострило потребность в развитии новых информационных технологий;

появление новых форм и средств ведения вооруженной борьбы во второй половине XX в. обусловило интенсивное внедрение средств автоматизации и информатизации не только в военную сферу, но и в общество в целом, в том числе и в России.

Новые информационные технологии имеют ряд отличительных черт и преимуществ по отношению к традиционным информационным технологиям. Основные преимущества новых информационных технологий состоят в том, что они переводят информационный обмен на безбумажный уровень, снижают количество ошибок и опечаток в текстах, ускоряют подготовку материалов, повышают качество их оформления, автоматизируют многие функции в информационных и коммуникативных процессах, заменяют рутинные процедуры на творческие, превращают Информационные массивы документов в информационный ресурс развития и решения сложных проблем жизнедеятельности общества.

Таким образом, новые информационные технологии это совокупность современных электронных технических средств и программного обеспечения, а также организации, форм и методов их применения в информационной работе, направленной на эффективное использование информационных ресурсов в различных областях жизнедеятельности людей.

Новые информационные технологии современного этапа развития общества отличаются не только средствами информатизации на базе компьютеров, разнообразными методами решения стоящих задач, новой организацией производства, но и принципиально новыми формами деятельности. Поэтому в понятии «новые информационные технологии» сегодня следует выделить четыре основных компонента – средства, методы, формы их применения и организацию информационной деятельности.

Важнейшими компонентами новых информационных технологий являются электронные технические средства информатизации труда – компьютерная и микропроцессорная техника, программное обеспечение, электронные средства связи, хранение и отображение информации.

Новые информационные технологии включают в себя разнообразные электронные средства хранения и управления информацией, обладающие исключительной эффективностью. К ним относятся базы (банки) данных и знаний. С их помощью информационные технологии становятся компонентами информационных ресурсов.

База данных – это совокупность данных, отражающих ту или иную предметную область в виде информационной модели и организованных по определенным правилам.

Банк данных – автоматизированная информационная система, включающая в себя несколько баз данных, систему управления базами данных (СУБД), пакеты прикладных программ (ППП) и соответствующие технические средства.

База знаний – семантическая модель, предназначенная для представления в компьютерном виде знаний, накопленных человеком в определенной предметной области.

Не менее важными компонентами новых информационных технологий выступают методы информационной работы, адаптированные к возможностям электронных средств коммуникации и обработки информации. Методы определяют наиболее эффективными пути и способы решения на основе компьютера таких задач информационной работы, как целенаправленный поиск и сбор, оперативная обработка и надежное хранение, переработка и эффективное использование социальной информации.

Методы представляют собой способы и продукты интеллектуальной и физической деятельности людей. Поскольку они аккумулируют в себе знания, опыт и умения специалистов, то в научной литературе совокупность методов работы нередко называют социальными технологиями в отличие от собственно компьютерных технологий.

К основным компонентам новых информационных технологий относятся формы применения методов и новых средств информационной работы, направленные на решение широкого круга специальных задач. Огромные возможности инструментальных средств на базе персональных компьютеров коренным образом изменяют традиционные формы и организацию разработки и хранения документов, их поиск и передачу пользователю. В зависимости от сфер информационной деятельности (обеспечение) формы применения новых информационных технологий имеют свои особенности и ярко выраженную специфику.

Так, в решении коммуникативных задач используются телекс, электронная почта, телекоммуникационные сети; в профессиональной деятельности – автоматизированные рабочие места, локальные сети персональных компьютеров, телеконференции, экспертные системы; в процессе обучения – автоматизированные обучающие системы, электронные учебники и т.д.

Организация процессов, стадий и процедур информационной работы, основанная на применении компьютерной техники и электронных средств коммуникации, составляет четвертую основную часть новых информационных технологий. Она изменяет традиционное представление о взаимоотношениях между должностными лицами, перераспределяет их функциональные обязанности, наполняет новым содержанием служебные коммуникации, устанавливает иной порядок взаимодействия между различными органами и структурами.

Насыщение российского общества персональными компьютерами качественно меняет организацию доступа, получения и распространения информации, заменяя или дополняя традиционные технологии работы с «бумажной» информацией. Организация процессов, этапов и процедур информационной работы все в большей степени зависит от особенностей применяемых методов и возможностей компьютера. Автоматизация, быстродействие, высокая технологичность становятся основными факторами новой организации информационных процессов и процедур на базе новых информационных технологий.

В последнее время бурно развиваются глобальные телекоммуникационные сети, позволяющие осуществлять внутригосударственный и межгосударственный информационный обмен. Такими наиболее известными и разветвленными сетями являются «Релком», «Роспак», «Интернет». Ими пользуются десятки миллионов людей в России, странах СНГ и во всем мире.

Широкое внедрение новых информационных технологий в практику деятельности органов государственного управления и бизнеса непосредственно связано с процессами информатизации России. С учетом положений Федерального Закона «Об информации, информатизации и защите информации», принятого 25 января 1995 г., под информатизацией Российской Федерации следует понимать организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав потребителейграждан, органов государственного управления, других учреждений и организаций РФ на основе применения новых информационных технологий для формирования и использования информационных ресурсов.

К основным направлениям информатизации российского государства относятся:

• реализация новой государственной политики информатизации России;

• развитие информационной инфраструктуры в государственном аппарате, в том числе разработка и внедрение информационных технологий двойного назначения;

• формирование и наращивание специальных информационных ресурсов, необходимых для решения актуальных задач государственной службы;

• создание на базе локальных и распределенных сетей информационного обеспечения различных сфер жизнедеятельности государства: управления, подготовки, обучения, воспитания сотрудников государственного аппарата и др.

Основными компонентами инфраструктуры информатизации РФ являются:

• новые информационные технологии (технический базис);

• система оснащения и сервисного обслуживания средств информатизации вгосударственном аппарате, система программного обеспечения в РФ;

• система информационных ресурсов и информационного обеспечения;

• система связи и телекоммуникаций в организациях и учреждениях РФ;

• система обеспечения информационной безопасности общества.

Основные функции применения новых информационных технологий в управленческой системе (менеджменте) можно прокомментировать, ссылаясь на их общие характеристики и возможности:

• общая обработка документов, их верификация и оформление;

• локальное хранение документов;

• дистанционная и совместная работа сотрудников над документом;

• ввод, персональная обработка и передача данных;

• ведение персональных баз данных;

• составление, воспроизводство и полиграфическое размножение документов;

• обмен информацией между базами данных;

• управление ресурсами;

• контроль исполнения;

• обмен локальной и персональной информацией;

• полиграфическое оформление документов;

• моделирование решений и отработка их принятия;

• информационная поддержка принятия решений;

• создание адаптированных автоматизированных рабочих мест;

• автоматизированное обучение;

• управление временем;

• обеспечение разнообразия в наглядном представлении материала.

Вместе с тем переход к информационному обществу и планомерное осуществление информатизации в современной России предполагает проведение целенаправленной государственной информационной политики как особой деятельности по достижению социально значимых целей, важнейшими среди которых являются автоматизация и информатизация всех сфер жизни общества.

Государственная информационная политика строится на правовой основе, которая включает в себя совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих отношения, возникающие при формировании, создании и использовании информационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения, защите информации, прав субъектов и свобод личности, участвующих в информационных процессах и информатизации. Основными законами в этой сфере являются следующие Законы РФ: «О средствах массовой информации», «О печати», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене».

Кроме того, разработаны новые федеральные законопроекты: «О праве на информацию», «О персональных данных», «О телевидении и радиовещании», которые ждут своего обсуждения в законодательных органах.

Законодательная база создает предпосылки для цивилизованного регулирования информационно-коммуникативных процессов и взаимоотношений личности, общества и государства. Правовые нормы служат основой для деятельности информационных органов, общественных организаций и властных структур. Например, при Президенте Российской Федерации существует система органов, призванная решать задачи информационного обеспечения президентской власти: Федеральное агентство правительственной связи и информации; Комитет по политике информатизации; Государственная техническая комиссия (Гостехкомиссия); Библиотека; Архив Президента РФ; Пресс-служба; аналитические центры, службы, отделы; издательства «Юридическая литература», «Российская газета» и др.

Данные органы государственной власти России обеспечивают функциональную взаимосвязь между состоянием экономики, политики и деятельностью военной организации на федеральном и региональном уровнях.

Информационные технологии выступают сердцевиной системы информационного обеспечения работы органов управления РФ. Оптимальное сочетание традиционных и новых, массовых и индивидуальных информационных технологий в деятельности должностных лиц органов управления является важным фактором повышения ее эффективности.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите основные социальные компоненты информационной картины мира.

2. В чем сущность «информационной революции»?

3. Что понимают под социальной информацией?

4. В чем состоит процесс информатизации общества?

5. Что такое новые информационные технологии?

6. Как влияет информационная революция на образ деятельности людей в сферах общественной жизни?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.07 с.)