Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис, социальные факторы и функции развития информационных средств
В середине XX столетия начала формироваться новая наука, изучающая системы средств и гуманитарные функции массовых информационных связей (массовой коммуникации) – коммуникавистика. В последнее время в развитых странах Запада изучение коммуникавистики все более отчетливо конституциируется как самостоятельная область теоретических и прикладных исследований (на факультетах и отделениях коммуникации). В таком качестве дисциплина развивается столь же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни информационная революция. Природа коммуникавистики интегративна. В ее формировании приняли участие социологи, политологи, экономисты, культурологи, филологи и специалисты других направлений науки. Корни некоторых кардинальных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков, ибо информационно-системные связи – неотъемлемый атрибут общественной сути человека и без них нельзя было бы ни создавать, ни сохранять для будущих поколений социально-культурные традиции и ценности. Менялись формы, средства и функции этих связей, но информационные обмены, взаимодействия всегда были и будут необходимы для совершенствования общественной природы человека, его духовного мира и творческих сил. Развитие средств массовой информации – принципиально новая тенденция по сравнению с предшествующими типами коммуникационных структур и процессов. Социальные факторы данной тенденции заключаются в следующем: новая техника связи создала возможности достижения колоссальных объемов массового производства информации, обеспечила высокие скорости распространения, подготовив тем самым почву для перехода современных средств связи от «класса» к «массам»; информационная среда заполнила собой дома и основные часы досуга миллионов людей всех возрастов; новые средства связи стимулировали создание новых форм и стилей выражения, социализации и управления. К основным теориям развития средств массовой информации относятся «информационная» (Э. Уитмор), «кибернетическая» (Н. Винер), «фетишистская» (Г. МакЛюэн), «структуралистская» (Т. Инглтон), «постструктуралистская» (Р. Харрис), «параидеологическая» (Д. Хартли), «социологическая» (Г. Лассуэл и У. Шрамм).
Изучение средств массовой коммуникации в прагматическом аспекте их развития предполагает прежде всего выявление механизма целенаправленного воздействия на аудиторию и индивида, а также установление факторов, обеспечивающих результат. Различные подходы к пониманию структуры «омассовления» информационных средств, их индустриально-технической основы (массовой коммуникации) и функционирования отражены в моделях или «обобщенных схемах», представляющих в описательной или графической формах основные их компоненты и связи – взаимодействующие модели. При всем разнообразии моделей каждая из них содержит в качестве обязательных те компоненты, которые были впервые наглядно представлены в модели «коммуникативного акта» Г. Лассуэла, где коммуникация представлена как однонаправленный процесс: кто сообщает, что сообщает, как сообщает, кому сообщает, с каким эффектом. Таким образом, обязательными являются, помимо социального, такие компоненты, как информационный, технический и психологический. Впоследствии данная модель была усовершенствована за счет введения «обратной связи» Шраммом и Осгутом, как обязательного вида отношений между компонентами. В результате изменилось и понимание самого процесса коммуникации, представленного в виде замкнутой цепи, со всеми взаимосвязанными компонентами. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способствовало введение дополнительных компонентов – источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, накрнец, языка как средства коммуникации. В прагматическом аспекте интерес представляют также те модели, в которых определен компонент, играющий основную роль в функции воздействия – воздействующие модели. Общий тезис о ведущей роли СМИ здесь недостаточен. Необходимо определить главное звено коммуникативного процесса и в структуре средств массовой коммуникации. В некоторых моделях в качестве такового выступают факторы, находящиеся за пределами собственно коммуникативного процесса, но ответственные за его целенаправленность и коммуникативную установку. Перечень таких факторов предложен американским ученым Г. Гербнером – основателем так называемой культивирующей теории коммуникации, согласно которой массовая коммуникация «культивирует» определенный образец имиджа. Он полагал, что социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими средствами массовой информации, а определенными социальными слоями общества – истопниками (группы политиков и экономистов, конкурирующие социальные институты, рекламодатели, эксперты и представители массовой аудитории). Опосредующим и главным звеном механизма отражения факта или события в тексте, который воспринимает массовая аудитория, является коммуникатор, составляющий авторский текст. От того, как выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция текста, рассчитанного на определенный канал и средства коммуникации, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией.
Удачный вариант взаимосвязи между источниками информации и коммуникатором как основными воздействующими оппонентами представлен в динамической модели американских исследователей Б. Вестли и М. Мак-Лина. Существенно, что в этой модели показана непосредственная связь каналов с окружающей действительностью и двоякая обратная связь аудитории с источником информации через каналы либо минуя их. Хотя в ней не выделяются в качестве компонента коммуникативные средства, предполагается, что их отбор и использование определяются спецификой каналов и компетентностью коммуникатора. Таким образом, даже при давлении со стороны источников информации коммуникатор воспринимается в качестве главного компонента коммуникации, воздействующего на аудиторию. Этому способствуют и психологические факторы общения. Сущность указанных моделей, несмотря на их различие, сводится к обязательному числу компонентов и взаимосвязей между ними. Отмеченные взаимосвязи и составляют механизм, управляющий процессом коммуникации. Модели не предусматривают существенных различий между межличностной и массовой коммуникацией. По причине своей обобщенности они не отражают специфики различных каналов массовой коммуникации. В результате понимания того, что массовая коммуникация зависит от широкого социального окружения, развивается теория«диффузии инноваций», в рамках которой усиливается внимание к способам установления обратной связи, изучаются пути усвоения новых черт чужих культур через средства массовой коммуникации, исследуются конкретные условия и факторы, определяющие эффективность массовой коммуникации. С известной долей условности эти факторы можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные. Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами как коммуникатор и аудитория. Для осуществления базовых функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям: иметь определенный минимум общих фоновых знаний, владеть общим кодом – необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц, уметь пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы, обладать мотивацией – обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации.
Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. В этом заинтересованы как отправитель, так и получатель информации. Решающими факторами здесь являются отбор информации, т.е. ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Во-первых, структурирование информации зависит от ее тематики (определена разными жанрами и стилями), объема (должен быть оптимальным), специфики канала коммуникации (печать, радио, телевидение), используемого жанра (такие как «новости», «хроника», «комментарий»), стиля (нейтральный или экспрессивный) и единиц информации (не озвученный текст или предложение в печати и дискурс или высказывание на радио и телевидении, фонационные и кинесические средства паралингвистики). Все это центральное звено в подготовке текста статьи или передачи. Во-вторых, несмотря на различие каналов коммуникации, структурирование текста/дискурса осуществляется в трех направлениях, соответствующих трем основным их характеристикам: 1) по тематическому (смысловому) полю – за счет тщательного отбора ключевых слов, определяющих тематику информации, зачина или введения информации и ее повторяемости в связи со сложностью восприятия «на слух» без опоры на предварительную информированность; 2) по тональности (регистру) – за счет пересекающихся речевых факторов: функционального стиля, ненормативного сочетания слов, жанров, тематики информации, слов и словосочетаний, передающих дополнительные смысловые оттенки события, в радио- и теледискурсах – интонации, ритма и темпа, а в телепередачах – мимики и жестов коммуникаторов; 3) по способу передачи информации – за счет жанров устной и письменной форм речи, стандартизированных в каждом канале коммуникации, стиля, последовательности предъявления главной и второстепенной информации, тщательного отбора вербальных и невербальных средств, наилучшим образом передающих информацию. Коммуникативные факторы связаны с процессом так называемого кодирования и декодирования, т.е. передачи идентичной информации и адекватного ее восприятия. Речь идет не о технических условиях, обеспечивающих этот процесс по различным каналам средств массовой коммуникации, а о собственно коммуникативных факторах, обеспечивающих коммуникативную установку. К наиболее существенным факторам относятся: выбор языкового кода вербальных и невербальных коммуникативных средств; правила и нормы их использования и способы актуализации частных коммуникативных функций.
Выбор языкового кода предусматривает объем, разнообразие коммуникативных средств в зависимости от канала массовой коммуникации, тематики, жанра публикаций и типа радио-, телепередач. Особое значение при выборе имеет общая языковая ситуация. В условиях билингвизма выбор кода определяется в рамках языков, реально функционирующих в прессе, на радио и телевидении. Для получателя информации необходимы определенные умения, обеспечивающие адекватное восприятие: быстро выделять тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и предвосхищать его развертывание; восстанавливать смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определять замысел высказывания дискурса. Эти умения соотносятся с объективными и субъективными факторами, обеспечивающими коммуникацию. К объективным факторам относятся: а) внешняя структура речевого сообщения, в которой выделяется вводная часть, основная и заключение; б) внутренняя структура, отражающая динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка), и соотношение части и целого. К субъективным факторам, обусловленным психологией и индивидуальным опытом человека, относятся: а) осмысленность восприятия, предполагающая оценку идентичности информации; б) дискретность восприятия – способность человека вычленять в сообщении «смысловые опоры» в результате расчленения, анализа и объединения потока информации; в) обусловленность восприятия через возможность предвосхищать, прогнозировать дальнейшую информацию, г) опережающий характер восприятия (связан с предыдущим фактором, способностью человека предвосхищать будущее – закона антиципации)*. * См.: Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990; Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. – С. 230.
С особенностями аудитивного восприятия информации связаны нормы и правила построения даже отдельных высказываний. Синтаксические требования предписывают: использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, с прямым порядком слов, который лучше воспринимается на слух; исключение многословных обстоятельственных оборотов, поскольку они отвлекают от основного смысла. Если высказывание имеет сложную структуру, то при его воспроизведении необходимо подчеркнуть смысловое членение с помощью пауз и интонации. К звуковому аспекту радио- и телеинформации предъявляются также особые требования. Помимо нормативного произношения, правильного распределения смыслового ударения, интонационного оформления высказывания, общей тональности сообщения, передающей оценочное отношение коммуникатора к информации, важную роль играют темп и ритм – эти важнейшие характеристики звучащей речи. Существенным здесь является объем высказываний и их чередование в дискурсе, объем и чередование речевых тактов в высказываниях, количество и длительность пауз.
Существуют и эстетические требования к информационному материалу: нежелательно использование неблагозвучных и редко употребляемых форм; не рекомендуется тавтология; должны быть исключены неоправданные повторы, паузы, вокализаторы. Ограниченность обратной связи в массовой коммуникации предъявляет к СМК особые требования: выработка установки на «среднего слушателя/читателя» и обеспечение его интересов; выявление общепринятых подходов к речевому и неречевому воздействию*. *См.: Леонтьев А.А. Психологическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. – С. 34–52.
Перечисленные нормы и правила реализуются через коммуникатора, к которому предъявляются высокие требования как к профессионалу, обладающему не только коммуникативными умениями и личностными качествами. Он должен иметь хорошую дикцию, приятный тембр голоса, неплохо владеть фонационными коммуникативными средствами, передающими тональность сообщения и экспрессию. К коммуникативным факторам относится актуализация частных функций коммуникации. Среди них выделяется функция установления контакта с массовой аудиторией, способствующая эффективности коммуникации в плане взаимодействия и воздействия. Установление контакта обусловлено взаимодействием пространственных, временных, психологических и социальных условий общения как в межличностной, так и в массовой коммуникации. Основой этого взаимодействия служат социальные условия коммуникации, прежде всего коммуникативная установка, определяющая наличие или отсутствие контакта между коммуникантами, автором и читателем, коммуникатором и слушателем/зрителем, и ценностная ориентация, предполагающая оценочное отношение к партнеру и к себе. Таков далеко не полный перечень способов установления контакта – одной из важнейших функций коммуникации. Другие частные функции, имеющие статус социологических доминант, а именно апеллятивная, побудительная, регулирующая, волеизъявительная, ритуальная, перформативная и самопрезентации, актуализируются с помощью других коммуникативных способов и приемов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.022 с.) |