Генезис, социальные факторы и функции развития информационных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис, социальные факторы и функции развития информационных средств



 

В середине XX столетия начала формироваться новая наука, изучающая системы средств и гуманитарные функции массовых информационных связей (массовой коммуникации) – коммуникавистика.

В последнее время в развитых странах Запада изучение коммуникавистики все более отчетливо конституциируется как самостоятельная область теоретических и прикладных исследований (на факультетах и отделениях коммуникации). В таком качестве дисциплина развивается столь же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни информационная революция. Природа коммуникавистики интегративна. В ее формировании приняли участие социологи, политологи, экономисты, культурологи, филологи и специалисты других направлений науки.

Корни некоторых кардинальных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков, ибо информационно-системные связи – неотъемлемый атрибут общественной сути человека и без них нельзя было бы ни создавать, ни сохранять для будущих поколений социально-культурные традиции и ценности. Менялись формы, средства и функции этих связей, но информационные обмены, взаимодействия всегда были и будут необходимы для совершенствования общественной природы человека, его духовного мира и творческих сил. Развитие средств массовой информации – принципиально новая тенденция по сравнению с предшествующими типами коммуникационных структур и процессов.

Социальные факторы данной тенденции заключаются в следующем: новая техника связи создала возможности достижения колоссальных объемов массового производства информации, обеспечила высокие скорости распространения, подготовив тем самым почву для перехода современных средств связи от «класса» к «массам»; информационная среда заполнила собой дома и основные часы досуга миллионов людей всех возрастов; новые средства связи стимулировали создание новых форм и стилей выражения, социализации и управления.

К основным теориям развития средств массовой информации относятся «информационная» (Э. Уитмор), «кибернетическая» (Н. Винер), «фетишистская» (Г. МакЛюэн), «структуралистская» (Т. Инглтон), «постструктуралистская» (Р. Харрис), «параидеологическая» (Д. Хартли), «социологическая» (Г. Лассуэл и У. Шрамм).

Изучение средств массовой коммуникации в прагматическом аспекте их развития предполагает прежде всего выявление механизма целенаправленного воздействия на аудиторию и индивида, а также установление факторов, обеспечивающих результат.

Различные подходы к пониманию структуры «омассовления» информационных средств, их индустриально-технической основы (массовой коммуникации) и функционирования отражены в моделях или «обобщенных схемах», представляющих в описательной или графической формах основные их компоненты и связи – взаимодействующие модели. При всем разнообразии моделей каждая из них содержит в качестве обязательных те компоненты, которые были впервые наглядно представлены в модели «коммуникативного акта» Г. Лассуэла, где коммуникация представлена как однонаправленный процесс: кто сообщает, что сообщает, как сообщает, кому сообщает, с каким эффектом. Таким образом, обязательными являются, помимо социального, такие компоненты, как информационный, технический и психологический.

Впоследствии данная модель была усовершенствована за счет введения «обратной связи» Шраммом и Осгутом, как обязательного вида отношений между компонентами. В результате изменилось и понимание самого процесса коммуникации, представленного в виде замкнутой цепи, со всеми взаимосвязанными компонентами. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способствовало введение дополнительных компонентов – источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, накрнец, языка как средства коммуникации.

В прагматическом аспекте интерес представляют также те модели, в которых определен компонент, играющий основную роль в функции воздействия – воздействующие модели. Общий тезис о ведущей роли СМИ здесь недостаточен. Необходимо определить главное звено коммуникативного процесса и в структуре средств массовой коммуникации. В некоторых моделях в качестве такового выступают факторы, находящиеся за пределами собственно коммуникативного процесса, но ответственные за его целенаправленность и коммуникативную установку. Перечень таких факторов предложен американским ученым Г. Гербнером – основателем так называемой культивирующей теории коммуникации, согласно которой массовая коммуникация «культивирует» определенный образец имиджа. Он полагал, что социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими средствами массовой информации, а определенными социальными слоями общества – истопниками (группы политиков и экономистов, конкурирующие социальные институты, рекламодатели, эксперты и представители массовой аудитории). Опосредующим и главным звеном механизма отражения факта или события в тексте, который воспринимает массовая аудитория, является коммуникатор, составляющий авторский текст. От того, как выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция текста, рассчитанного на определенный канал и средства коммуникации, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией.

Удачный вариант взаимосвязи между источниками информации и коммуникатором как основными воздействующими оппонентами представлен в динамической модели американских исследователей Б. Вестли и М. Мак-Лина. Существенно, что в этой модели показана непосредственная связь каналов с окружающей действительностью и двоякая обратная связь аудитории с источником информации через каналы либо минуя их. Хотя в ней не выделяются в качестве компонента коммуникативные средства, предполагается, что их отбор и использование определяются спецификой каналов и компетентностью коммуникатора. Таким образом, даже при давлении со стороны источников информации коммуникатор воспринимается в качестве главного компонента коммуникации, воздействующего на аудиторию. Этому способствуют и психологические факторы общения.

Сущность указанных моделей, несмотря на их различие, сводится к обязательному числу компонентов и взаимосвязей между ними. Отмеченные взаимосвязи и составляют механизм, управляющий процессом коммуникации. Модели не предусматривают существенных различий между межличностной и массовой коммуникацией. По причине своей обобщенности они не отражают специфики различных каналов массовой коммуникации.

В результате понимания того, что массовая коммуникация зависит от широкого социального окружения, развивается теория«диффузии инноваций», в рамках которой усиливается внимание к способам установления обратной связи, изучаются пути усвоения новых черт чужих культур через средства массовой коммуникации, исследуются конкретные условия и факторы, определяющие эффективность массовой коммуникации. С известной долей условности эти факторы можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные.

Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами как коммуникатор и аудитория. Для осуществления базовых функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям: иметь определенный минимум общих фоновых знаний, владеть общим кодом – необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц, уметь пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы, обладать мотивацией – обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации.

Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. В этом заинтересованы как отправитель, так и получатель информации. Решающими факторами здесь являются отбор информации, т.е. ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов.

Во-первых, структурирование информации зависит от ее тематики (определена разными жанрами и стилями), объема (должен быть оптимальным), специфики канала коммуникации (печать, радио, телевидение), используемого жанра (такие как «новости», «хроника», «комментарий»), стиля (нейтральный или экспрессивный) и единиц информации (не озвученный текст или предложение в печати и дискурс или высказывание на радио и телевидении, фонационные и кинесические средства паралингвистики). Все это центральное звено в подготовке текста статьи или передачи.

Во-вторых, несмотря на различие каналов коммуникации, структурирование текста/дискурса осуществляется в трех направлениях, соответствующих трем основным их характеристикам:

1) по тематическому (смысловому) полю – за счет тщательного отбора ключевых слов, определяющих тематику информации, зачина или введения информации и ее повторяемости в связи со сложностью восприятия «на слух» без опоры на предварительную информированность;

2) по тональности (регистру) – за счет пересекающихся речевых факторов: функционального стиля, ненормативного сочетания слов, жанров, тематики информации, слов и словосочетаний, передающих дополнительные смысловые оттенки события, в радио- и теледискурсах – интонации, ритма и темпа, а в телепередачах – мимики и жестов коммуникаторов;

3) по способу передачи информации – за счет жанров устной и письменной форм речи, стандартизированных в каждом канале коммуникации, стиля, последовательности предъявления главной и второстепенной информации, тщательного отбора вербальных и невербальных средств, наилучшим образом передающих информацию.

Коммуникативные факторы связаны с процессом так называемого кодирования и декодирования, т.е. передачи идентичной информации и адекватного ее восприятия. Речь идет не о технических условиях, обеспечивающих этот процесс по различным каналам средств массовой коммуникации, а о собственно коммуникативных факторах, обеспечивающих коммуникативную установку. К наиболее существенным факторам относятся: выбор языкового кода вербальных и невербальных коммуникативных средств; правила и нормы их использования и способы актуализации частных коммуникативных функций.

Выбор языкового кода предусматривает объем, разнообразие коммуникативных средств в зависимости от канала массовой коммуникации, тематики, жанра публикаций и типа радио-, телепередач. Особое значение при выборе имеет общая языковая ситуация. В условиях билингвизма выбор кода определяется в рамках языков, реально функционирующих в прессе, на радио и телевидении.

Для получателя информации необходимы определенные умения, обеспечивающие адекватное восприятие: быстро выделять тематику информации по ключевым словам; правильно интерпретировать начало сообщения и предвосхищать его развертывание; восстанавливать смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы; правильно определять замысел высказывания дискурса.

Эти умения соотносятся с объективными и субъективными факторами, обеспечивающими коммуникацию. К объективным факторам относятся: а) внешняя структура речевого сообщения, в которой выделяется вводная часть, основная и заключение; б) внутренняя структура, отражающая динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка), и соотношение части и целого. К субъективным факторам, обусловленным психологией и индивидуальным опытом человека, относятся: а) осмысленность восприятия, предполагающая оценку идентичности информации; б) дискретность восприятия – способность человека вычленять в сообщении «смысловые опоры» в результате расчленения, анализа и объединения потока информации; в) обусловленность восприятия через возможность предвосхищать, прогнозировать дальнейшую информацию, г) опережающий характер восприятия (связан с предыдущим фактором, способностью человека предвосхищать будущее – закона антиципации)*.

* См.: Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990; Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. – С. 230.

 

С особенностями аудитивного восприятия информации связаны нормы и правила построения даже отдельных высказываний. Синтаксические требования предписывают: использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, с прямым порядком слов, который лучше воспринимается на слух; исключение многословных обстоятельственных оборотов, поскольку они отвлекают от основного смысла. Если высказывание имеет сложную структуру, то при его воспроизведении необходимо подчеркнуть смысловое членение с помощью пауз и интонации. К звуковому аспекту радио- и телеинформации предъявляются также особые требования. Помимо нормативного произношения, правильного распределения смыслового ударения, интонационного оформления высказывания, общей тональности сообщения, передающей оценочное отношение коммуникатора к информации, важную роль играют темп и ритм – эти важнейшие характеристики звучащей речи. Существенным здесь является объем высказываний и их чередование в дискурсе, объем и чередование речевых тактов в высказываниях, количество и длительность пауз.

Существуют и эстетические требования к информационному материалу: нежелательно использование неблагозвучных и редко употребляемых форм; не рекомендуется тавтология; должны быть исключены неоправданные повторы, паузы, вокализаторы.

Ограниченность обратной связи в массовой коммуникации предъявляет к СМК особые требования: выработка установки на «среднего слушателя/читателя» и обеспечение его интересов; выявление общепринятых подходов к речевому и неречевому воздействию*.

*См.: Леонтьев А.А. Психологическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974. – С. 34–52.

 

Перечисленные нормы и правила реализуются через коммуникатора, к которому предъявляются высокие требования как к профессионалу, обладающему не только коммуникативными умениями и личностными качествами. Он должен иметь хорошую дикцию, приятный тембр голоса, неплохо владеть фонационными коммуникативными средствами, передающими тональность сообщения и экспрессию.

К коммуникативным факторам относится актуализация частных функций коммуникации. Среди них выделяется функция установления контакта с массовой аудиторией, способствующая эффективности коммуникации в плане взаимодействия и воздействия. Установление контакта обусловлено взаимодействием пространственных, временных, психологических и социальных условий общения как в межличностной, так и в массовой коммуникации. Основой этого взаимодействия служат социальные условия коммуникации, прежде всего коммуникативная установка, определяющая наличие или отсутствие контакта между коммуникантами, автором и читателем, коммуникатором и слушателем/зрителем, и ценностная ориентация, предполагающая оценочное отношение к партнеру и к себе.

Таков далеко не полный перечень способов установления контакта – одной из важнейших функций коммуникации. Другие частные функции, имеющие статус социологических доминант, а именно апеллятивная, побудительная, регулирующая, волеизъявительная, ритуальная, перформативная и самопрезентации, актуализируются с помощью других коммуникативных способов и приемов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.022 с.)