ТОП 10:

Взаимодействия в социальной коммуникации российского общества. Межличностная коммуникация как стратегия управления персоналом



 

Процесс коммуникативного взаимодействия социальных структур общества представляет собой сложную систему. Наиболее специфичны в ней коммуникационная взаимосвязь элементов и непосредственное их взаимодействие друг с другом.

Сущность коммуникационного взаимодействия на срезе социальной структуры общества проявляется через сущность социального взаимодействия, которое понимается как любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом в данный момент и в перспективе, выражающее характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, т.е. отношений, различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия -это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона – сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние таких изменений на других индивидов; их ответную реакцию. Чтобы понять социальное взаимодействие, необходимо выявить свойства взаимодействующих Сил. «Преломление» социальных норм и ценностей через сознание индивида и его реальное действие на основе осмысления этих норм и ценностей определяет способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом. Способ включает следующие этапы: передачу информации, ее получение, реакцию на нее, передачу переработанной информации, ее получение и реакцию на нее.

Различаются формы коммуникативной деятельности представителей общества и персонала организации по разрешению проблем их взаимодействия в зависимости от: индивидов (количество и качество индивидов); характера актов (односторонние и двухсторонние, шаблонные и нешаблонные, временные и Длительные интеллектуальные, эмоциональные и волевые, сознательные и бессознательные, антагонистические и солидаристические) - характера проводников (посредственные и непосредственны); природы проводников (звуковые (словесные), двигательно-мимические светоцветовые, предметно-символические, химические, механические, тепловые и электрические).

Для более точного понимания структуры коммуникационного взаимодействия необходимо уточнить типизацию коммуникации по четырем основаниям. Помимо взаимодействующего представления, коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения ее функциональной масштабности. Основой типологии здесь служит социально обусловленная масштабность общения. По этому признаку различают массовую коммуникацию, организационную, внутригрупповую, межличностную и даже внутриличностную.

Имеются и другие подходы к типологии коммуникации. Так на основе способа установления контакта выделяют прямую или непосредственную, косвенную, или опосредованную коммуникацию В первом случае коммуникация актуализируется в форме беседы или публичного выступления перед аудиторией. Опосредованная коммуникация носит главным образом односторонний характер и актуализируется с помощью СМИ и технических средств. Сучетом временного фактора – длительности самого коммуникативного процесса различают краткую, непродолжительную коммуникацию и постоянную, обусловленную частым общением в профессиональных коллективах и дружеских группах. Кроме того, коммуникацию различают по частным социальным параметрам демографическим признакам: «горизонтальным» – между индивидами одного поколения или сверстниками и «вертикальным» – между родителями и детьми, представителями различных поколений.

Теперь уясним сущность каждого направления коммуникационного взаимодействия, применяемые в них формы (модели) и методы, а также проанализируем роль и место представителей социальных структур в коммуникативном взаимодействии через структуру всех типов коммуникации и их особенности.

Внутршшчностная (интраперсональная) коммуникация – непосредственная коммуникация между индивидом и персональным средством передачи информации (электронные средства: компьютер-интернет, телевизор-телетекст; электропроводные средства: факс, телетайп; печатная продукция: газета, журнал, книга, буклет, брошюра).

Межличностная (интерперсональная) коммуникация – процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Межличностную коммуникацию отличает ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации. Таких особенностей три: неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняется самими условиями человеческого бытия. Человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью; необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное; непосредственная обратная связь – непременное условие осуществления межличностной коммуникации.

Межличностная коммуникация имеет ряд сторон: коммуникативную – общение; перцептивную – восприятие; интерактивную – взаимодействие.

Определяющим фактором в поэтапности процесса межличностной коммуникации являются межличностные отношения. Они складываются в результате деловых и творческих контактов -официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга, т.е. эмпатии. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможность возобновления), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.

Специфическая черта актуализации в межличностной коммуникации – многоканальность. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации: можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщить дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Попытки смоделировать процессмежличностной коммуникации предпринимались не раз на основе различных подходов к пониманию ее сущности и функций. Сложность моделирования объясняется и тем, что межличностная коммуникация актуализируется в различных формах. Рассмотрим основные формы-модели коммуникативной деятельности.

Простейшие модели – непосредственная (с глазу на глаз или в присутствии других лиц) или опосредованная (через телефонную, компьютерную связь) беседа. Структурированные модели – интервью, дебаты, публичные или судебные слушания, каждая из которых имеет свои особенности, обусловленные специфическими функциями и коммуникативной ситуацией. В описательных моделях выделяются два момента – результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные, пространственные характеристики и т.п.). В объяснительно-функциональных моделях внимание уделяется главным образом актуализации межличностной коммуникации как процесса.

Сущность процессуальных явлений, к которым относится и межличностная коммуникация, определяется их функциями. Помимо базовых функций коммуникации, в межличностной коммуникации особо выделяются социально значимые функции (взаимодействие и воздействие), которые актуализируются в речевых актах в целом ряде частных функций.

В основе этих функций, как можно было убедиться, лежит главный принцип – мотивационный. Поэтому неудивительно, что исследователи социальной коммуникации обращаются прежде всего к мотивационным теориям, объясняющим сущность и функции межличностного взаимодействия, в рамках которого осуществляется и межличностная коммуникация.

Несмотря на различные интерпретации проблемы, мотиваци-онные теории можно объединить в две группы – мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей. К первой группе относятся теории Ф. Хейдера о когнитивном балансе, Л. Фестингера о когнитивном диссонансе и Э. Гоффмана об «управлении впечатлением». Первая теория базируется на двух постулатах: а) наличие общечеловеческой тенденции к совместимости – люди обречены на совместимость, поскольку живут в одном мире, связаны общей судьбой; б) наша реакция на что-либо или кого-либо фактически варьируется в пределах позитивного и негативного («нравится» – «не нравится»). Вторая теория связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных структур коммуникантов. Для достижения баланса в межличностных отношениях, лежащих в основе взаимопонимания, необходимы специальные коммуникативные действия, направленные на устранение конфликтной ситуации. Согласно третьей теории – социальные ситуации, в которых происходит общение, напоминают скорее драматические спектакли, где актеры пытаются создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Однако они не всегда создают и поддерживают «благоприятное впечатление», особенно когда дело доходит до конфликта и мотивационные струны диалога напряжены до предела. В отдельных случаях агрессивное поведение может сознательно или бессознательно усиливаться, разрушая «благоприятное впечатление».

Ко второй группе относятся мотивационная теория удовлетворения потребностей американского социолога А. Маслоу, теория социального обмена американских социологов Дж. Хоманса и Р. Эмерсона и особая мотивационная теория – теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым*. В основе первойтеории лежит принцип стремления к росту удовлетворения личных потребностей. Согласно второйтеории, люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные вознаграждения. Процесс социального взаимодействия и, соответственно, коммуникации как его части, понимается как постоянный обмен «выгодами». Нетрудно угадать за этим обобщением изживший себя примитивный постулат бихевиоризма. В третьейтеории ключевые факторы коммуникации как речевой деятельности – мотив и цель. Мотив соотносится с понятием деятельности как таковой (в нашем случае – с коммуникативной деятельностью); цель соотносится с понятием действия – в коммуникации это конкретный речевой акт. Цель, как правило, является осознанной, тогда как мотив может быть осознанным и неосознанным (индивид может не осознавать своего речевого поведения). В конечном счете, при достижении замысла, мотив и цель могут совпадать.

* См.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1971.

 

Межличностная коммуникация выполняет еще одну специальную функцию, называемую «конверсионной», изменяющей мнение индивида и его социальные установки. Эта функция была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются с помощью СМИ, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают «проверить» свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменяют свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому «имиджу».

На основе изучения функций сущность межличностной коммуникации определяется как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.

Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций – взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: типа коммуникативных личностей, восприятия смысловой и оценочной информации и целенаправленного воздействия друг на друга. Эффективность межличностной коммуникации в наибольшей мере определяется: совместимостью партнеров как коммуникативных личностей, адекватностью восприятия смысловой и оценочной информации, воздействием через убеждение.

Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по: наличию коммуникативных потребностей; совместимости когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков "идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др.; проявлению функционального параметра (играет значительную роль в актуализации речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением случаев, когда допускается грубое нарушение принятых норм дифференциации коммуникативных средств).

Восприятие в контексте межличностной коммуникации – это прежде всего сложный процесс приема и переработки деловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватного смыслового восприятия, так как с этим связаны правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

Воздействие через убеждение, проходящее в условиях межличностного общения, представляет собой еще более сложный процесс. Воздействие как функция коммуникации актуализируется на всех ее уровнях в соответствии с их спецификой. Способы и частные приемы воздействия различны по форме. Они могут быть эксплицитными и имплицитными, непосредственными и опосредованными, намеренными и ненамеренными; реализоваться в устной и письменной формах речевой деятельности. Конечная цель речевого воздействия понимается как определенная организация деятельности партнера – объекта воздействия (реципиента).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.009 с.)