Функциональная группа социологических доминант коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная группа социологических доминант коммуникации

Поиск

Выделению категорий предшествует обоснование функций социальной коммуникации – проблема, которая решается далеко не однозначно.

В широком понимании функция (лат. functio "исполнение, совершение") – это роль или назначение любого элемента, которые он выполняет как компонент системы. В каждой науке функция получает свое определение, на основе которого вы­деляются основные, частные и специализированные функции.

В социологии функция понимается как зависимость между социальными процессами, выражаемая в функциональной за­висимости переменных, и как социальное действие, которое регулируется определенными нормами и контролируется соци­альными институтами.

Основными функциями коммуникации как социально обус­ловленного процесса являются взаимодействие коммуникантов и воздействие на них с определенной целью. Постоянными факторами являются содержательные категории, переменными – условия, в которых актуализируется коммуникация и ком­муникативные средства различных уровней.

Социальная коммуникация основывается на трех основных базовых функциях общей коммуникации – информационной, прагматической и экспрессивной. При анализе различных уров­ней коммуникации выяснилось, что в рамках этих базовых функций выделяются частные и специализированные функции, которые актуализируются при помощи разнообразных комму­никативных средств. Некоторые из них, например, указываю­щая и репрезентативная функции социально значимы только при определенных условиях – когда они социально ориентированы или передают социально значимую информацию. Другие функции имеют постоянную социальную ориентацию благодаря своей коммуникативной природе и поэтому представляют осо­бый интерес для социальной коммуникации. Специализирован­ные функции социальной коммуникации актуализируются в конкретных речевых актах, которые всегда социально ориен­тированы. Их можно обобщить в следующие группы: контактоустанавливающая, функция самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная и перформативная. 62

Контактоустанавливающая (фатическая) функция является наиболее типичной для социальной коммуникации, потому что от ее актуализации зависит успех коммуникативного замысла. Эта функция актуализируется в устной и письменной формах коммуникации при помощи стереотипных вербальных выска­зываний и невербальных средств. В письменных научных тек­стах вводный абзац иногда выполняет контактоустанавливающую функцию. Способ ее актуализации чрезвычайно важен, так как он либо мотивирует дальнейший "контакт" с автором книги, либо разрушает его. В практических рекомендациях по ораторскому искусству и телевещанию подчеркивается важ­ность вводного высказывания или дискурса, от которых зависит контакт с аудиторией. Именно на этом этапе коммуникации необходимо выбрать такие коммуникативные средства, которые адекватно выражают социальную ориентацию говорящего и тональность его дискурса.

Функция самопрезентации актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бес­сознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуника­тивной роли. В актуализации самопрезентации значительное место занимают невербальные средства – фонационные и кинесические. Невербальные и вербальные средства благодаря своей стратификационной и ситуативной вариативности спо­собны передать информацию о социальном статусе индивида с точки зрения его демографических характеристик, террито­риальной принадлежности, образовательного ценза и др. При самопрезентации проявляется и ценностная ориентация гово­рящего, его самооценка. При самопрезентации актуализируют­ся разнообразные вербальные варианты: социально-дифферен­цированные ("я здесь размышлял", сравните: "думал"), соци­ально-интегрированные ("Хлопец я хоть куда!", сравните: "парень"), социально-интерферированные ("Мне все эти ваши "ноу-хау" до лампочки!"). 63

Апеллятивная функция/функция обращения. Несмотря на кажу­щуюся незначительность, эта функция обусловлена четкой социальной ориентацией. Мы обращаемся по-разному к людям с разным социальным статусом, дифференцированно используя не только формы имени, но и формулы обращения. Одновре­менно с вербальными средствами могут быть использованы невербальные, Являясь универсальной функцией, обращение имеет свои особенности выражения в разных культурно-гене­тических ареалах. Так, в США нормой обращения не только к друзьям, но и коллегам является имя, часто в сокращенной форме. К сенатору США обращаются Senator независимо от того, занимает он этот пост в настоящее время или занимал его ранее. К бывшему президенту обращаются Mister, а не Ex-President. В русском культурно-генетическом ареале обращение по имени имеет много социально-дифференцированных вари­антов. Традиционно при обращении к старшему или в деловой официальной ситуации используется отчество. Однако под вли­янием американского коммуникативного стереотипа намети­лась тенденция опускать отчество (пока еще не в функции непосредственного обращения); ведущие радио- и телепередач часто обращаются к своим коллегам по имени, создавая этим неформальную ситуацию беседы и доверительности.

Побудительная функция. Эта функция распадается на мно­жество специализированных функций, обусловленных комму­никативной установкой – побудить партнера выполнить какое-либо действие или совершить поступок. Чаще всего данная функция актуализируется в обиходно-бытовой сфере коммуни­кации при помощи эксплицитных средств выражения, которые выбираются в зависимости от статусно-ролевых отношений коммуникантов. Но могут быть использованы и импликацион­ные средства, преимущественно фонационные. Правильно выбранный тон, громкость голоса, паузы в высказывании не менее "красноречивы", чем слова, и могут служить сильным мотивирующим стимулом для реакции партнера.

Волеизъявительная функция. По своей целенаправленности данная функция смыкается с предыдущей, но носит всегда эксплицитный характер, поскольку предполагает непосредствен­ное воздействие со стороны индивида, имеющего более высо­кий статус или роль (судья, командир, хозяин и т.п.) Обычно актуализируется в речевых актах типа директива (распоряже­ния, приказы и т.п.). Отличительной чертой данной функции в плане выражения является довольно ограниченный выбор стереотипных высказываний. Экспрессивную функцию комму­никации при этом выполняют невербальные средства, как бы компенсируя невыразительность вербальных средств. 64

Регулирующая функция играет важную роль в социальной ориентации коммуникантов, позволяя управлять такими фор­мами коммуникации, как беседа, обсуждение договоров и контрактов, дискуссия и т.п. Данная функция актуализируется эксплицитно, обычно в официальных ситуациях, главным об­разом при помощи вербальных средств в стереотипных выска­зываниях – речевых формулах типа, "Ваше время истекло!" "Пора заканчивать/начинать". В неофициальных ситуациях, особенно при межличностном общении, регулирующая функ­ция может актуализироваться имплицитно – для того, чтобы поощрить собеседника к высказыванию, отвлечь его внимание или, напротив, вернуть его к интересующему вопросу, широко используются взгляд, жесты и паузы. Регулирующая функция как бы двунаправленна – на партнера и на себя. В последнем случае фактически осуществляется саморегуляция, которая требует усилий, как всякий коммуникативный самоконтроль, осознанный и намеренный. Специфика этой функции заклю­чается в ее динамизме, что объясняется изменением ситуации, введением новой информации и т.п.

Ритуальная (магическая) функция возникла и сформировалась как особый вид коммуникативного взаимодействия и воздей­ствия в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами, повериями и суевериями (поэтому ее иногда называют магической) и оказалась устойчивой. Она выражается при помощи постоянного набора вербальных и невербальных средств, которые актуализируются в стереотип­ных высказываниях – речевых формулах. Данная функция имеет ярко выраженную социальную ориентацию, так как предполагает соблюдение предписанных норм речевого поведе­ния согласно "обычаю". Являясь универсальной, ритуальная функция имеет наиболее ярко выраженную национальную специфику в способах актуализации, обусловленных историко-культурологическими факторами развития общества, нации, этноса.

Перформативная функция (ср.-лат. perfbrmo "действую") сопря­жена с ритуальной функцией (иногда их объединяют), поскольку они связаны со стереотипными ситуациями и установками ком­муникации. Специфическими чертами перформативной функции являются сообщения информации главным образом о соверша­емых действиях и то, что высказывание и совершаемое действие эквивалентны. Например, высказывания типа: "Извините!", "Благодарю вас!", "Я обещаю, клянусь!" – фактически являются вербальными действиями извинения, благодарности, обещания, клятвы. Если кто-то говорит: "Я торжественно клянусь!", это значит, что он связан клятвой, то есть без высказывания нет действия. Иногда такие высказывания называют перформативными. Они интерпретируются однозначно, будучи жестко ограни­чены социальной ориентацией – коммуникативной сферой, ситуацией и установкой. Поэтому перформативная функция имеет свойства социального символизма.

Рассмотренные выше функции являются обязательными для социальной коммуникации и, следовательно, относятся к соци­ологическим доминантам. Другие коммуникативные функции так же социально обусловлены (по своей природе), но актуализация их социально значимых компонентов имеет факультативный характер, поэтому они не включаются в число доминант.

Подчеркивая важность социологических доминант, необходи­мо отметить и специфику их выражения коммуникативными средствами, обусловленную правилами, нормами, речевыми сте­реотипами, образующими в совокупности так называемый рече­вой этикет. Этот термин был введен в 1967 г. В.Г. Костомаро­вым – основателем отечественной школы лингвострановедения.

Речевой этикет – это система устойчивых высказываний – речевых формул общения, предписываемых обществом в дан­ный исторический период в соответствии с социальной ори­ентацией коммуникации – коммуникативной сферой, ситуа­цией, статусно-ролевыми отношениями и коммуникативной установкой. В конечном счете речевой этикет обусловлен вза­имодействием социальных и коммуникативных факторов и выразительных средств коммуникации, а также их вариатив­ностью. Выбор вариантов определяется частными и специали­зированными функциями коммуникации, такими как знаком­ство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, про­сьба, согласие, отказ, сочувствие, соболезнование и т.п. В этих функциях компоненты речевого этикета (вербальные и невер­бальные) не сообщают смысловой информации, их основным назначением является выражение социально-оценочной инфор­мации. Наиболее полно речевой этикет актуализируется в дискурсе и тесно связан с его регистром и способом передачи социально-оценочной информации.

Владение речевым этикетом особенно важно на уровне меж­национальной коммуникации. Универсальность и обязательность совокупности социально обусловленных коммуникативных норм дают основание поставить вопрос о возможности включения речевого этикета в число социологических доминант коммуника­ции в плане выражения ее содержательных категорий.

Рассмотренные категории социальной коммуникации и фун­кции неоднородны по своей природе и значимости. Их характеристики основаны в значительной степени на социолингвис­тических исследованиях и теории коммуникации. Дальнейшее изучение категорий в русле собственно социокоммуникативной проблематики требует предварительного исследования соотне­сенности их компонентов в плане содержания и выражения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы обусловливают социальную значимость коммуникации?

2. Каково содержание ситуативно обусловленных категорий?

3. Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли?

4. В чем различие между смысловой и оценочной инфор­мацией?

5. Как определяется социологическая доминанта коммуни­кации? Каковы основные группы социологических доминант?

6. Что такое "социальный стереотип"?

7. Каковы факторы, определяющие социальную дифферен­циацию, интеграцию и интерференцию, а также вариативность как категории социальной коммуникации?

8. Как понимается функция в социологии и социальной коммуникации?

9. Каковы способы актуализации частных функций социаль­ной коммуникации?

10. Что такое "речевой этикет"?

 

Основная литература II главы

Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - М., 1975.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной ком­муникации. - М., 1984.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка // Онтология язы­ка как общественного явления. - М., 1983

 

Дополнительная литература

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М., 1979.

Лефевр В.А. От психофизики к моделированию духа // Вопросы философии. 1990. № 7.

Макаревт В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгорит­мы.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1994.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. - М., 1976.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.014 с.)