Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеологический аспект социальной коммуникации
Гносеология (греч. gnosis "познание" + logos "учение") – теория познания, которая применительно к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы, содержит систему доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеологический аспект теории социальной коммуникации сложен и противоречив из-за сложности самого объекта изучения и множественности интерпретаций его как предмета исследования. В гносеологический аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов. 1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. Одни ученые полагают, что между способом коммуникации ("кодом") и классовой структурой общества существуют однозначные связи – гипотеза английского социального психолога Б.Бернстайна. Другие (Д.Вундерлих, У.Лабов) критикуют эту точку зрения и убедительно показывают отсутствие прямой связи между "коммуникативными кодами" и классовой структурой общества (см. Швейцер. 1983. С. 184-185). Конечно, процесс взаимодействия собственно коммуникативных и социальных факторов общения гораздо сложнее, чем предлагаемые Бернстайном зависимости – "развернутый код" у представителей "среднего класса", "ограниченный код" у представителей низших слоев населения, в том числе и рабочих. Дело в том, что в некоторых обществах для эффективного осуществления коммуникации важно взаимодействие речевых характеристик не только с социальными структурами первичного и вторичного уровней, но и с естественными структурами, сложившимися на основе признаков возраста, пола. Кроме того, следует учитывать, что социальные структуры не автономны в регламентации "коммуникативного кода". Они не могут существовать независимо от идей, от понимания социальных ценностей, которые сложились в данном обществе. Осознание "престижности" того или иного кода приводит к тому, что некоторые индивиды могут изменить свой привычный код в зависимости от социальных условий общения. 2. Определение функций социальной коммуникации. Принято считать, что основными функциями коммуникации являются взаимодействие людей с целью сообщения и обмена информацией и воздействие на индивида или общество в целом в соответствии с определенной целью – установкой. Это положение является в большей степени аксиомой, добытой в ходе многочисленных эмпирических наблюдений и прикладных исследований, чем результатом теоретического обоснования. Механизм взаимодействия и особенно воздействия находится пока "за семью печатями". Именно поэтому для теории социальной коммуникации особое значение приобретает предварительное исследование и выявление ее частных функций с учетом разнородности коммуникативных средств и способов коммуникации.
3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. Это – вопрос первостепенной важности, от решения которого зависят как понимание существенных характеристик социальной коммуникации, так и методы исследования фактологического материала. В самом общем гносеологическом смысле единица познания понимается как регулярно воспроизводимое единство формы и содержания и благодаря этому вычленяемое из потока информации и сопоставимое с другими единствами. В социологии такими единицами служат социальные структуры различных уровней, видов и разновидностей. В социолингвистике такими единицами являются слово и даже его части – фонемы и морфемы, передающие информацию о социолингвистических особенностях речи людей. В социокоммуникации к единицам предъявляются особые требования, связанные с их коммуникативной функцией. К коммуникативным единицам относятся такие единства формы и содержания, которые не просто представляют (репрезентируют) информацию, а сообщают информацию. Это значит, что информация целенаправленна, то есть адресована определенному получателю и, что очень важно, передает личное отношение говорящего как к информации, так и (возможно) к адресату. Сравните, например, два высказывания – "После паузы она заговорила еще тише" и "Да, тише вы там!" Адекватное понимание одного и того же слова "тихо" реализуется лишь в высказывании. Следовательно, элементарной единицей вербальной коммуникации является высказывание, в том числе и однословное, например, "Тише!"
Но в обосновании единиц коммуникации есть еще две трудности гносеологического плана. Первая связана с уточнением социокоммуникативных единиц – имеют ли они принципиальное отличие от коммуникативных единиц? В данном случае следует опираться на онтологические характеристики коммуникации. По своей природе коммуникация, как и язык, социальна, поэтому выделение особых социокоммуникативных единиц было бы искусственным и гносеологически малопродуктивным. Социально значимая информация сообщается также в рамках высказывания, достигается это выбором конкретного коммуникативного средства – вербального или невербального, но нормативного в данной коммуникативной ситуации. Сравните, например, способы выражения приветствия при встрече – Здравствуйте! Приветствую вас! Салют! Приветик! Здорово! В этих высказываниях сообщается одна и та же информация – желание поприветствовать, но социальная оценка информации различна и воспринимается соответственно социальным нормам коммуникации, принятым в данном обществе. Вторая трудность связана с тем, что в коммуникативной функции используются разнородные средства коммуникации – не только слова, но и жесты, символы, рисунки и др. Эта специфика коммуникативных средств отражается на их функционировании, и обоснование единиц в коммуникативных системах различного уровня требует предварительного исследования. 4. Понимание социальной информации. В современной теории познания информация (лат. infonnatio "разъяснение, представление") трактуется как обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. Этот термин используется в разных науках, изучающих процессы обмена содержательными сведениями на разных уровнях (информация генетическая, космическая, знаковая и пр.). Поэтому вполне закономерно, что при исследовании коммуникации предпочтение отдается термину "информация", а не описательным словам типа "сообщение данных/сведений". Коммуникация выполняет роль посредника в информационном процессе, по сути дела, актуализирует свою информационную функцию. Возникает вопрос – всякая ли информация социально значима? Сравним для иллюстрации следующие отрывки из повестей И.А.Бунина: – Тебе что? – Насчет сада, – сказал Кузьма. – Федор Иваныча подожди. – А гдеон? – Сейчас с поля приедет. ("Деревня") – А они отчего рано померли? – Смерть пришла, вот и померли-с. – Нет, отчего рано? – Так бог дал. Батюшку господа в солдаты отдали за провинности, матушка веку не дожила из-за индюшат господских. Я-то, конечно, не помню-с, где мне, а на дворне сказывали: была она птишницей, индюшат под ее начальством было несть числа, захватил их град на выгоне и запорол всех до единого... Кинулась бечь она, добежала, глянула – да и дух вон от ужасти! ("Суходол") В первом диалоге нет каких-либо формальных показателей о социальном статусе коммуникантов. Информация социально незначима. Во втором отрывке социально значимая информация содержится лишь в ответе, где есть указание не только на социальный статус упомянутых персонажей, но и на социальные условия их бытия. Следовательно, информация является социально значимой в том случае, если она обусловлена социальными категориями коммуникации, которые представляют особый интерес в гносеологическом плане.
5. Обоснование социальных категорий коммуникации. Социальная категория понимается как регулярно актуализированный в коммуникации обобщенный признак социального аспекта жизни, деятельности и взаимоотношений людей. К социальным категориям, существенным для коммуникации, обычно относят социальный статус коммуникантов, их социальные роли, ситуацию, установку и оценку. Рассмотрение социальной информации как категории является дискуссионным вопросом, вероятно, по причине ее двойственной природы. С одной стороны, она обусловлена вышеперечисленными категориями – информация приобретает социальную значимость в зависимости от них, при условии их наличия. С другой стороны, социальная информация как бы противостоит им в качестве содержательной категории, обусловленной так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов – знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т.п. Неоднозначность в определении количественных и качественных характеристик социальных категорий коммуникации объясняется разными подходами к обоснованию их компонентов и функции. Остановимся на примере обоснования лишь одной категории – категории социального статуса. Данная категория разрабатывается в таких смежных науках как социология, этнокультурология, социальная антропология, социальная психология, социолингвистика. Слово "статус" (лат. status "состояние, положение") первоначально обозначало правовое положение юридического лица. В социологическом смысле оно было впервые употреблено английским историком Г. Дж. С. Мейном в 1885г. Понятие социального статуса разрабатывалось более интенсивно в рамках стратификационных социологических концепций. Так, известный немецкий социолог М.Вебер рассматривал социальный статус как одно из измерений социальной стратификации общества и выделял в нем два параметра – субстанциональный и реляционный. К субстанциональным характеристикам относятся возрастные, половые, национальные, культурологические, образовательные, профессиональные признаки и даже степень владения языком. Иногда различают прирожденные признаки (социальное происхождение, национальность) и достижимые (образование, квалификация). Реляционные характеристики человека определяются его положением в социальных группах и рассматриваются как показатель социального и ситуативного неравенства вышестоящего и нижестоящего (Weber M. 1978. С. 305, 927 –937). По-видимому, социальное и ситуативное неравенство так же следует различать, т.к. оно может зависеть от конкретной ситуации взаимодействия людей.
Следует подчеркнуть, что социальный статус является исторически изменчивой и динамической категорией. Анализ социальных иерархий в разные исторические периоды любой страны свидетельствует об их изменении, что отражается и в изменении названий социальных групп. В процессе социализации человека как члена общества может видоизменяться и его социальный статус. Динамика его развития определяется главным образом "достижимыми" признаками. Этнокультурологическое направление в изучении социального статуса представлено в этнографии, социальной антропологии и культурологии. Социальный статус рассматривается как важнейший показатель взаимоотношений людей, особенно в "простейших обществах", в субкультурах на основе таких признаков, как ритуалы, обычаи, традиции, дифференцированое использование языка даже в пределах одной общины. Соблюдение определенной дистанции (интимной, персональной, социальной, публичной) между коммуникантами является одним из показателей их социального статуса (См.: White L. 1949; Hall E.T. 1959; Леви-Cmpocc К. 1983; Гумилев Л.Н. 1990). В одном из социопсихологических направлений – интеракционистском, где большое внимание уделяется изучению межличностных отношений, социальный статус понимается как положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с "прирожденными" и "достижимыми" признаками статуса. В отечественной социопсихологии акцент сделан на деятельность людей, в которой они являются активными субъектами, преобразующими природное и социальное окружение (Леонтьев А.Н. 1975). В социопсихологических исследованиях получили научное обоснование связанные с понятием статуса понятия социальной установки, социальных ролей, социальных норм поведения, а также признаки оценочной категории, рассматриваемой в терминах авторитета, уважения, престижа, популярности, привилегий. Все эти характеристики, связанные с социальным статусом, регулируют речевую деятельность в условиях конкретной коммуникативной ситуации (Шибутани Т. 1969), поэтому их изучение в гносеологическом плане представляет особый интерес для социокоммуникации. В социопсихолингвистике и социолингвистике обоснование социального статуса как категории дается в связи с исследованием проблем целенаправленного общения, речевого воздействия, ролевых ожиданий и нормативных предписаний речевого этикета (Тарасов Е.ф. 1983; Крысин Л.П. 1976; Швейцер АД. 1983). Итак, социальный статус многомерен. Как отмечал немецкий социальный философ Ю.Хабермас, в нем объединяются нормативные, драматургические и коммуникативные действия. Нормативные действия ориентированы на сообщество людей, драматургические (речевой этикет) – на участников взаимодействия, коммуникативные – на участников общения как вербального, так и невербального (Habermas J. 1981). Социальный статус – это как бы фокус, в котором пересекаются и преломляются разнообразные социальные признаки человека. Задача заключается в том, чтобы, несмотря на многомерность социального статуса, представить его как целостную категорию социальной коммуникации. В этой связи заслуживает внимания обоснование социолингвистического статуса человека как личности в так называемом типологическом плане – выделяется система статусных постоянных признаков (констант), определяются необходимые и случайные, первичные и вторичные, явные и опосредованные признаки статуса, их вариативность, нейтрализация и усиление. Перечень показателей статуса группируется по трем параметрам – лингвистическому, прагматическому и семантическому (Карасик В.И. 1992).
Какие же признаки пересекаются в социальном статусе при его актуализации в коммуникации? Какие факторы, определяющие социальный статус индивида в качестве коммуниканта, приобретают социальную значимость? По функциональному назначению эти признаки можно объединить в три группы факторов – прагматических, коммуникативных и когнитивных. К прагматическим факторам относятся: мотивированность коммуникации, то есть ее цель и замысел, положение коммуникантов в социальной иерархии общества, их социальные роли в конкретной коммуникативной ситуации, социальная оценка информации и адресата. К коммуникативным факторам относятся: социальные нормы речевого поведения, речевого этикета – дистанция, поза, ориентация на собеседника и т.п., типы коммуникативных ситуаций, связанных с различными сферами деятельности, условия межличностной, внутригрупповой и массовой коммуникаций, дифференциация коммуникативных средств в зависимости от стратификационной и ситуативной вариативности коммуникации. К когнитивным (лат. cognitio "знание, познание") факторам относятся: объем фоновых знаний коммуникантов – реалий окружающего мира и общества, социальных ценностей, самооценка своего положения в обществе, уровень владения коммуникативными средствами для адекватной передачи и восприятия информации, способность правильно интерпретировать взаимосвязь социальных и коммуникативных характеристик коммуникантов. В обобщенном виде можно сказать, что социальный статус индивида как коммуниканта определяется его положением в социальной иерархии общества, социальной ролью в коммуникативной ситуации и уровнем языковой и коммуникативной компетентности. Рассмотренными выше вопросами не исчерпывается проблематика гносеологического аспекта теории социальной коммуникации. Теоретическое обоснование проблемных вопросов тесно связано с общенаучными принципами исследования, составляющими третий аспект теории – методологию.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.022 с.) |