Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки изучения социальной коммуникации

Поиск

Истоками изучения социальной коммуникации послужили различные направления, научные школы, теории, которые можно объединить в три группы на основе ведущего аспекта Коммуникации – языкового, социального и собственно коммуникативного.

К первой группе относятся прежде всего социологические направления науки о языке. Целый ряд школ, течений и отдельных концепций трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их общественным положением, родом деятельности, уровнем образования и т.п. Социологическое направление успешно разрабатывалось во Франции, Швейцарии, США и в нашей стране. Представители французской социологической школы, которая объединяла учеников известного языковеда А.Мейе, опирались в своей трактовке социальных факторов на теории французских фило­софов и социологов-позитивистов О.Конта и Э.Дюркгейма. Все изменения в языке они объясняли только социальными при­чинами. Мысли о социальной природе языка высказывались и ранее, еще в ХУШ в., такими выдающимися мыслителями, как ДДидро и Ж.Ж.Руссо во Франции и М.В-Ломоносов в России.

Первые социологические исследования языка в отечествен­ной науке относятся к 20-30 годамXX века. В трудах таких крупнейших языковедов, как В.В.Виноградов, Е.Д. Поливанов, Б.АЛарин, М.В.Сергиевский, Л.П.Якубинский, В.М.Жирмун­ский и др., язык как средство общения рассматривался на основе историко-материалистических принципов анализа об­щественных отношений. В результате специальных исследова­ний языка как общественного явления они сумели преодолеть упрощенный "социологизм" французской школы и "вульгар­ный" социологизм последователей так называемого "нового учения о языке" Н.Я.Марра.

Значение социологического направления состояло в том, что именно в его рамках началось изучение коммуникативной функции языка, неразрывно связанной с социальным аспектом общения, коммуникации и речевой деятельности. Поэтому неудивительно, что другим источником социальной коммуни­кации стала функциональная лингвистика. Зародившись в конце 20-х годов в Пражском лингвистическом кружке, яркими пред­ставителями которого были Р.О.Якобсон, Н.С.Трубецкой, С.О.Карцевский, функциональная лингвистика обосновала свое понимание языка как целенаправленной системы средств вы­ражения. Для социальной коммуникации наибольший интерес представляет то направление функциональной лингвистики, которое изучает функциональную дифференциацию языковых средств в соотнесенности с различными социальными функци­ями коммуникации. В рамках этого направления исследуется варьирование языковых средств в коммуникативных ситуациях.

Целеустремленное исследование функционирования языка в различных сферах общения с учетом социальных факторов общения закономерно привело в середине 60-х годов к станов­лению специальной дисциплины – социолингвистики. В про­блематику социолингвистики входят вопросы, связанные с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества (Швейцер. 1976). Можно с полным основанием сказать, что социолингвистика послужила непосредственным истоком зарождающейся социокоммуникации.

Вторую группу истоков социальной коммуникации составили два направления. Одно из них связано с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания, а следовательно, и оценочных категорий коммуникации. Идеи этого направления, так называемого социального конструкти­визма, отражены в трудах американского социолога П.Бергера и его немецкого коллеги Т.Лукмана, которые в значительной степени опирались на феноменологическую социологию ав­стрийского философа и социолога А.Шюца. Это направление рассматривает формирование социального знания как часть социальной деятельности людей и их отношений. Основное внимание уделяется изучению самого процесса или механизма, при помощи которого воспроизводится "система реальности". Для социокоммуникации существенно положение о том, что главным механизмом в этом процессе является язык.

Другим направлением этой группы истоков была этнология коммуникации, которая рассматривается иногда как часть этносоциологии – научной дисциплины, формирование которой в нашей стране относится ко второй половине 60-х годов, В рамках этнологии коммуникации исследуются связи социокультурного знания и речевых единиц. При этом реализуются два принципа качественного анализа – собственно социологичес­кий (выделяются социологические доминанты коммуникации – категории) и собственно этнологический (анализируются этнологические факторы, обусловливающие социальную диф­ференциацию в коммуникации). Истоки самой этносоциологии восходят в этнометодологии, основоположником которой был американский социолог Г.Гарфинкель.

В третьей группе истоков выделяются два направления, \связанных с теорией коммуникации. Теория речевых (коммуникативных) актов восходит к идеям австрийского философа и логика Л.Витгенштейна о множественности функций языка и его взаимодействии с жизнью. Основы теории были разработаны английским философом Дж. Остином в середине 50-х годов и получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке (Дж. Сёрль, М.М.Бахтин, Н.Д.Арутюнова). Раз­работанная типология речевых актов дает возможность выявить социальные факторы, обусловливающие построение высказыва­ний, в которых реализуется установка говорящего.

Другое направление – "критический анализ дискурса", возникшее на теоретической основе так называемой критичес­кой лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70-80 годов, трактует язык как один из видов "социальной практики" (Р.Фаулер, Г. Кресс). Согласно этой теории тексты являются результатом деятельности говорящих и пишущих в определенной социальной ситуации; отношения коммуникан­тов обычно отражают разные модели социальных отношений людей; коммуникативные средства на любом уровне функци­онирования социально обусловлены, и в этом смысле соотне­сенность формы и содержания не произвольна, а всегда мо­тивирована.

Особое место в этой теории занимает понятие дискурса (лат. Цветвиз "рассуждение"), определяемого как связный текст, актуализация которого обусловлена множественными фактора­ми, в том числе и социальными. Рассмотрение дискурса как целостной, социально обусловленной единицы коммуникации дает основание представителям этого направления не отделять "специальные языки" (в том числе и язык рекламы) от языка как основного способа коммуникации. Такое понимание вза­имосвязи различных дискурсов дает перспективу для создания целостной теории социальной коммуникации, которой должна предшествовать разработка ситуационных моделей, отражаю­щих воздействие социокультурных факторов на процесс ком­муникации. В настоящее время интенсивная работа над этими вопросами ведется различными исследовательскими центрами (Ч. Филмор, П. Вундерлих, - М. Хэллидей, Т.А. Ван Дейк, Ю.Н. Ка­раулов, Н.Д. Арутюнова, В.В. Петров и др.).

Заканчивая по необходимости краткий обзор истоков соци­альной коммуникации как науки, следует признать, что задача интегрирования имеющихся теоретических положений и экспе­риментальных данных в этой области сложна и ответственна. Она может быть успешно выполнена только на основе единой теории, в рамках которой получает свое обоснование взаимо­действие трех базовых составляющих социокоммуникации – социальных структур общества, коммуникативных систем и способов коммуникации. Такой основой может служить теорий коммуникации, охватывающая различные виды коммуникации. Существенное значение имеет также и методологическое обос­нование избранной теории в плане ее познавательной и эврис­тической ценности. Наконец, важное место занимает выбор методов анализа фактологического материала. В настоящее время при решении этого вопроса существенную помощь могут оказать методы, используемые собственно социологией и смеж­ными науками, изучающими проблемы коммуникации. Различ­ная степень разработанности теоретико-познавательного, праг­матического и прикладного аспектов социальной коммуника­ции свидетельствует о том, что мы еще далеки от целостного представления о ней как о явлении и процессе. Задача данного учебника состоит в том, чтобы рассмотреть эти аспекты соци­альной коммуникации во взаимосвязи.

В заключение поставим перед собой отнюдь не риторичес­кий вопрос – может ли социокоммуникация претендовать на статус научной дисцилины? Убедительно ответить на этот вопрос легче после ознакомления с содержанием данной книги. Пока ограничимся напоминанием критериев, по которым оце­нивается любая научная дисциплина – а) наличие своего предмета исследования, б) наличие категорий, отражающих проблематику исследования, в) наличие своей системы методов исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между объектом и предметом исследова­ния?

2. Как соотносятся социология коммуникации, социальная коммуникация и социокоммуникация?

3. В чем заключается общее и различное в понятиях обще­ния, коммуникации и речевой деятельности?

4. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации и проблемные вопросы, связанные с ними?

5. Какие из истоков социальной коммуникации представля­ют непосредственный интерес для социокоммуникации?

6. Что является непременным условием для становления социокоммуникации как научной дисциплины?

 

Основная литература 1 раздела

Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании // Вопросы философии. 1980. №1.

Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности.- М., 1974.

Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы.- М., 1976.

 

Дополнительная литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. (Перевод с англ.). - М.: Прогресс, 1989.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. - М.: Изд-во Московского университета. 1995.

Котов Р.Г. Деловое общение и язык / Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. - М., 1989.

Леонтьев А.А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности // Теория речевой деятельнос­ти. - М., 1968.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. / Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - М.: Политиздат. 1988.

Austin J.L. How to do things with words. – Oxford, 1962.

Bazerman Ch. Discourse Analisis and Social Construction//Annual Review of Applied Linguistics. 1990. Vol. 11. Cambr. Univ. Press.

Berger P. & Luckmann Т. The Social Construction of Reality. Doubleday. – N.Y., Garden City, 1966.

Schutz A. & Luckmann T. The Structure of the Life World. Evanston, 1973.

 

Глава I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Теория любой науки содержит три аспекта – онтологичес­кий (связанный с сущностной природой изучаемого объекта), гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования) и методологический (свя­занный с обоснованием подхода или принципов научного анализа). Если теория разрабатывается в рамках отдельного аспекта, то ее достоинством является непротиворечивость, не­достатком – неполнота и даже ущербность, статичность, а иногда и непроизвольное смешение признаков разных аспек­тов. Теория, которая включает все три указанных аспекта, обладает рядом достоинств – целостностью, динамичностью, эвристичностью, но она страдает и существенным недостат­ком – противоречивостью, простой описательностью и гетеро­генностью, что может привести к эклектизму – механическому соединению разнородных и несовместимых характеристик ис­следуемого явления или процесса.

И все-таки многоаспектный подход с учетом требований современной науки представляется целесообразным, т.к. он позволяет глубже проникнуть в суть предмета исследования, установить многоплановые связи между его существенными характеристиками и выявить их причинно-следственные отно­шения, придав теории объяснительную силу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.009 с.)