Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации



Изучение основных методологических направлений в соци­ологии коммуникации показывет, что все они базируются на той или иной теории социального познания и отдельных аспектах коммуникации, а именно:

– обратная связь как реакция на стимул (бихевиоризм);

– символическая роль социальной нормы коммуникации (символический интеракционизм);

– интерпретационная деятельность людей в духе "взаимного понимания" (феноменализм);

– функциональность, объективированная структурой (струк­турный функционализм);

– информационный аспект, обусловленный познавательной необходимостью (технический детерминизм);

– целостное явление, в котором взаимосвязаны биологи­ческие, социальные и коммуникативные факторы, структур­ные и функциональные противоречия как стимул развития и видоизменения (диалектика);

– фаютологичность как основа исследования (неомарксизм).

Незавершенность целостной методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обусловливающих процесс целенаправленного об­щения. Серьезной помехой оказался пресловутый плюрализм социологических теорий, но самое главное – неразработан­ность категорий социокоммуникации как интегративной науч­ной области. Тем не менее, каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего, в плане реализации некоторых общенаучных принципов исследования. К ним относятся: диалектический, исторический, деятельностный, или функци­ональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности. 279

Диалектика как метод познания природы, общества и мыш­ления прошла долгий путь от наивного учения древнегречес­кого философа Гераклита до противоборствующих теорий иде­алистической и материалистической диалектики Г.Ф.Гегеля и материалистической диалектики К.Маркса и Ф.Энгельса. Ди­алектика, рассматриваемая в единстве с логикой и теорией познания, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действитель­ности во всех ее проявлениях. Диалектический подход к исследованию социальной коммуникации позволяет обосновать взаимодействие социальных и коммуникативных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную дей­ствительность. Противоположные процессы социокоммуникативной дифференциации и интеграции трактуются как развитие через борьбу противоположностей. Тенденции коммуникатив­ной единицы к полифункциональности и стремление функции к выраженности несколькими коммуникативными единицами находят свое обоснование в постоянном противоречии между сущностью и явлением, в конечном счете – в асимметрии между содержанием и формой. Стратификационная и ситуа­тивная вариативность социальной коммуникации является отражением объективного и субъективного в оценке действи­тельности. Опыт и факты являются источником, основой познания социальной коммуникации, а ее прикладной аспект, практика являются критерием истинности теории.

Приведенные примеры свидетельствуют об объяснительной силе диалектики как общенаучного принципа и метода поз­нания. Однако из этого не следует, что диалектика замещает частные научные методы, связанные со спецификой исследу­емой области. Диалектика проявляется в них и реализуется через них согласно требованиям преемственности и непроти­воречивости в методологии.

Исторический принцип лежит в основе теории познания общества как целостной и развивающейся в конкретных исторических условиях социальной системы. Вместе с разви­тием общества идет процесс развития и видоизменения ком­муникативных средств, обслуживающих данное общество. Об этом свидетельствуют рассмотренные выше примеры видоиз­менений и новообразований в русском языке, появление тенденции к смешению функциональных стилей. Эти видоиз­менения происходят не без столкновения и конкуренции между устоявшимися нормами и ненормативными образованиями. Количественное преобладание последних приводит к качественными изменениям речевых норм. Для исторического развития социальных явлений и коммуникативных систем характерна определенная цикличность, реализуемая по спира­ли, предполагающей прохождение незамкнутых витков и поэтому бесконечно развивающейся. Знание этих циклов имеет объяснительную силу при обосновании и прогнозировании новых тенденций. 280

Деятельностный принцип, в более узком понимании – фун­кциональный тесно связан с предыдущим, поскольку отражает динамику исследуемого объекта, хотя реализуется в синхро­ническом плане.

Функциональный принцип используется во многих социо­логических концепциях, которые рассматривают общество как системное образование. Критики отмечали ряд недостатков этого принципа, в частности, внеисторическое рассмотрение общества, идеологическую ориентированность на стабильность общества без учета динамики его развития, неспособность выделить в социальном индивидуальное и др. Действительно, слабой стороной раннего функционального подхода было то, что он опирался преимущественно на биологические концеп­ции в разработке моделей общества. Расширительное понима­ние функции как целенаправленной деятельности человека – члена социума хорошо согласуется с теорией речевой деятель­ности (А.А. Леонтьев), в основе которой лежит общепсихоло­гическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев). Именно деятельностный принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности коммуникации с учетом индивидуального и социального. Коммуникант является производителем речевой деятельности. С одной стороны, его индивидуальные психи­ческие и социальные характеристики формируют его речевое поведение. С другой стороны, осуществляя речевую деятель­ность, коммуникант закрепляет, в том числе и для себя, общепринятые нормы речевого поведения.

Важность деятельностного принципа состоит в том, что он непосредственно связан с прагматическим и прикладным ас­пектами социальной коммуникации, с ее базовыми функциями взаимодействия и воздействия.

Системный принцип иногда называют структурно-системным, поскольку система предполагает определенное строение эле­ментов – структуру, а структура предполагает наличие типовых отношений между элементами. В настоящее время необходи­мость системного подхода к исследованию никем не опровер­гается. Но сложность реализации этого принципа, особенно 281

Принцип целостности в методологии следует отличать "фактора целостности" – главного положения холизма (греч. holos "весь, целый"), философского учения о мире, эволюция которого объясняется концепцией целостности мироздания.

Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект – разлагает его на части для понимания его структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на гносеологическом уровне. Нарушение этого принципа ведет к незавершенности иссле­дования или даже к искажению его результатов. Так, например, если не учесть хотя бы один из уровней коммуникации, мы получим неполное, а значит, в какой-то мере искаженное представление о коммуникации в целом. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном пред­ставлении объекта можно определить его функции. 282

Вышеприведенными научными принципами не исчерпыва­ется методология социокоммуникации. Но уже сейчас можно попытаться обосновать наиболее оптимальный подход к ис­следованию социальной коммуникации. Решающим фактором являются деятельностные коммуникативные потребности чело­века как члена социума. К таковым относятся прежде всего информационно-познавательные и прагматические. Первые связаны с получением и/или передачей необходимой инфор­мации, вторые – с решением практических задач при помощи коммуникации.

Познавательный, или когнитивный (лат. сognitio, cognoscere "постигать, понимать"), принцип связан с общефилософской теорией познания и является методологической базой для многих наук.

Опыт когнитивного подхода к изучению динамики науки и ее взаимоотношения с обществом нашел отражение в разных социологических школах (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Кули и др.), но встретил скептическое отношение со стороны оп­понентов, заявивших, что познавательная сторона науки ста­вилась в прямую зависимость от социологии. В разработке этого направления больших успехов добилась (когнитивная) психология, подчеркнув решающую роль знания в поведении индивида. С учетом этого были исследованы ситуации дис­комфорта в межличностном общении (Т.Ньюком), соотнесен­ность когнитивных структур коммуникантов (Ч.Осгуд, Т.Танненбаум). В отечественных исследованиях отмечается, что анализ формирования знания предполагает изучение практи­ческой и теоретической деятельности человека в соотнесен­ности с ее социальным аспектом.

Поскольку в когнитивной теории часто используются смеж­ные понятия "знание" и "познание", следует уточнить их содержание применительно к коммуникации. Знание – это совокупность сведений в какой-либо области, необходимых для понимания и продуцирования информации. Познание – это процесс, обеспечивающий понимание и продуцирование ин­формации; иногда познание понимается как результативный факт знания.

Познавательный прицип в методологии не имеет четко очерченных границ, возможности его использования опреде­ляются спецификой научной отрасли. В социологии коммуни­кации этот принцип реализуется во всех ее составляющих. Он предполагает исследование роли знаний коммуникантов в области социальных норм речевого поведения, знаний комму­никативного кода – правил функционирования коммуникатив­ных систем определенного уровня, а также функционально-стилистических возможностей конкретных коммуникативных средств. Познавательный подход предполагает исследование реализации таких важных для коммуникации психологических категорий, как ощущение, восприятие, представление, мыш­ление, память. Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур коммуникантов и их мотивированность при определении информационно-познавательных потребнос­тей. В процессе коммуникации, как известно, человек реали­зует и другую деятельностную потребность – прагматическую, которая складывается из множества компонентов, обусловлен­ных не только объективными факторами, но и субъективными. 283

 

Прагматическое направление в гуманитарных науках охва­тывает широкий круг проблем, традиционно рассматриваемых в риторике, стилистике, речевой деятельности, теории комму­никации, социолингвистике. В социокоммуникации прагмати­ческий подход позволяет исследовать, по крайней мере, три аспекта – собственно коммуникативный, функциональный и психолингвистический. В коммуникативном аспекте исследуются особенности речевых (коммуникативных) актов в плане реа­лизации коммуникативных установок. В функциональном аспекте исследуются речевые нормы в плане их социальной и языковой обусловленности в данной коммуникативной сфере. В психолингвистическом аспекте изучаются способы эффек­тивной передачи и адекватного восприятия информации в соответствии с теорией порождения и восприятия речи.

Прагматическое направление тесно связано с познаватель­ным направлением по принципу дополнительности. Эту связь убедительно показал голландский ученый ван Дейк, отметив, что реальная коммуникация включает знания, мнения, желания коммуникантов. С его точки зрения, собственно социальные условия, определяющие прагматические правила речевого поведения, такие, как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, являются когнитивно обусловленны­ми. Благодаря тому, что коммуниканты знают эти правила, способны их использовать в данной ситуации, они могут правильно интерпретировать информацию (ван Дейк.. 1989. С. 14).

Познавательный и прагматический принципы научного ис­следования хорошо сочетаются благодаря общему основанию – в центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, язы­ковая личность, коммуникант. Исследуя различные стороны деятельностных потребностей человека, эти принципы сущес­твенно дополняют друг друга. В силу своей многоплановости они способствуют исследованию социальной коммуникации какцелостного объекта. Благодаря этому свойству они позволяют использовать и другие общенаучные принципы исследования. Все это свидетельствует о том, что познавательно-прагмати­ческий подход является оптимальным методологическим на­правлением в исследовании социальной коммуникации. 284

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.122.173 (0.022 с.)