Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтологический аспект социальной коммуникации
Онтология (греч. ontos "сущее" + logos " учение") социальной коммуникации связана прежде всего с природой ее первой составляющей – социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности. Биологические истоки социального поведения людей изучаются социобиологией. Ведущие представители этой отрасли социологии (Э.Уилсон, Р.Александер, Д.Бэреш и др.) полагают, что принципы, определяющие поведение животных, могут быть применимы и к эволюции человеческого общества. К биологическим основам исходных форм социального поведения человека относятся семейно-родственные отношения, половозрастное разделение труда, социальное неравенство и др. Но совершенно очевидно, что применительно к человеческому обществу нельзя ограничить онтологию социального поведения биологическими факторами. Натуралистическая трактовка человеческих обществ ущербна, потому что она не принимает во внимание других факторов, определяющих социальную структурацию общества. В этой связи заслуживают внимания "онтологические ограничения возможного натурализма" американского ученого Роя Бхаскара. Эти ограничения сводятся к следующему – а) социальные структуры в отличие от природных структур не существуют независимо от видов деятельности, направляемых ими; б) социальные структуры в отличие от природных структур не существуют независимо от понимания деятелями того, что они совершают, осуществляя свою деятельность; в) социальные структуры в отличие от природных структур могут быть лишь относительно устойчивыми (Бхаскар. 1991. С. 231). Эти положения правильно показывают основные различия между социальными и природными структурами. Действительно, социальная стратификация общества в значительной степени определяется видом деятельности его членов, хотя по этому же признаку выделяются и некоторые группы особей у животных и насекомых. Второе ограничение, вытекающее из реляционной концепции в социологии, требует некоторых уточнений. По-видимому, не лишено оснований утверждение крупнейшего французского социолога П.Бурдье о том, что понимание иерархии ценностей общества на самом деле обусловлено "символическим насилием" власти. Люди, признавая власть легитимной, принимают господствующие установки большей частью бессознательно, что, по мнению Бурдье, фактически является незнанием или мистифицированным знанием (Бурдье. 1993. С. 38, 71). Третье ограничение вызывает возражение у английского социолога У.Аутвейта. Он справедливо считает, что это положение имеет ограниченную релевантность – дело в том, что многие природные структуры устойчивы тоже лишь относительно (Аутвейт. 1991. С.149).
Попытка уточнить понимание социальной природы поведения людей была сделана русским ученым – экономистом Н.Д.Кондратьевым. Он полагал, что "актами социальной природы являются лишь те, которые или имеют социальные условия своего возникновения, или, имея иные источники происхождения, зависят от социальных условий по форме своего совершения, или, наконец, те, которые независимо от двух первых условий имеют определенные социальные последствия" (Кондратьев Н.С. 1991. С. 85). Для социальной коммуникации как одного из видов социальной деятельности ("поведения") в этом определении существенны все три фактора, обусловливающие ее социальную природу – общественные условия возникновения, формы проявления и воздействия на эти условия. Наряду со стремлением разграничить биологические и социальные факторы, определяющие стратификацию и поведение людей, существует мнение, что если исходить из потребностей человека, то вообще нет оснований делить эти потребности на биологические и социальные. Известный далеко за пределами отечественной науки психолог А.Н.Леонтьев полагал, что все человеческие потребности социальны, будучи "заданы" обществом, в рамках которого происходило становление данного человека, его социализация. Даже чисто жизненные (витальные) потребности очеловечиваются – изменяются содержание и способы удовлетворения этих потребностей (Леонтьев А.Н. 1971. С. 10-11), хотя в экстремальных условиях может "сработать" биологический фактор природы человека. Итак, чем же завершить анализ различных мнений по этому вопросу? Думается, что нет оснований полностью игнорировать биологические истоки человеческой природы, рассматриваемой широко (не только в плане потребностей). Гораздо важнее найти точки соприкосновения или пересечения, а может быть противодействия биологических и социальных факторов. Попытаемся найти ответ на вопрос, поставленный Л.Н.Гумилевым в глубокой и оригинальной работе "Этногенез и биосфера Земли": – "Между закономерностями природы и социальной формой движения материи существует постоянная корреляция, но каков ее механизм и где точка соприкосновения природы и общества?" (Гумилев Л.Н. 1990. С. 17).
К отнологически важным факторам относится и принадлежность человека к определенному этносу (греч. ethnos "племя, народ"), который понимается как "исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)" (Словарь. 1988. С. 464). Этническими особенностями человеческого общества занимается особая отрасль социологии – этносоциология. Изучая этногенез, Л.Н.Гумилев подчеркивал, что "каждый человек одновременно – член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же" (Гумилев Л.Н. 1990. С. 19). Онтогенез социальных структур складывается из взаимодействия целого ряда факторов – биологических, этнических, психических, культурологических, экономических и др. Коммуникация, формировавшаяся в процессе дифференциации социальных структур, сложившихся в разных условиях, как под влиянием первобытного мифологического мышления, этнических и культурологических традиций, так и в результате учреждения современных социальных институтов брака, семьи, власти и т.п., неизбежно отражает эти онтологические особенности социальных структур. Достаточно сослаться на стратификационную вариативность языка, его социоречевые разновидности, обусловленные социальной стратификацией общества – наличием структур первичного уровня – классов и структур вторичного уровня – внутриклассовых, так называемых вертикальных слоев или страт, выделяемых по демографическим признакам или виду занятости. Коммуникация неизбежно включает в себя ряд переменных, таких как социальные роли коммуникантов, их оценочное отношение к информации, смена ролей и т.п. В результате коммуниканты пользуются другим набором слов и выражений, видоизменяется их речевой этикет. Такую вариативность принято называть ситуативной, поскольку она определяется условиями ситуации, но, в конечном счете, целый ряд переменных заложен в природе самих социальных структур. Какова же природа других составляющих социальной коммуникации – коммуникативной системы, средств и способов коммуникации? Лишь в невербальных коммуникативных системах сохранились следы биологических факторов – мимика и жесты, которые используются для выражения некоторых эмоций и ощущений, присущи человеку изначально, так же как и некоторым приматам. Природа вербальных коммуникативных систем обусловлена формированием языка как "второй сигнальной системы" в процессе эволюции человека, когда, по образному выражению великого русского физиолога И.П. Павлова, "слово сделало нас людьми" (Павлов И.П. 1951. С. 336). Множественность коммуникативных систем обусловлена различными целями коммуникации (естественные и искусственные языки), различными по своей природе коммуникативными средствами (слова, символы, формулы, графемы, рисунки, жесты, мимика и др.) и, наконец, особенностями социальных структур, в рамках которых эти системы функционируют. Выделяя среди многих факторов, определяющих природу социальной коммуникации, фактор социальной стратификации общества – наличие дифференцированных по разным признакам социальных структур, необходимо подчеркнуть специфическую особенность этих структур – их двойственную природу. С одной стороны, социальные структуры детерминированы видами человеческой деятельности и являются ее результатом; с другой стороны, социальные структуры (особенно первичного уровня) являются объективной данностью, в рамках которой реализуется человеческая деятельность, в том числе и речевая. Но анализ и. понимание соотнесенности социальных структур и речевой деятельности является уже гносеологической проблемой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.004 с.) |