Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раскройте понятие социологии как науки.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Список вопросов. 1. Раскройте понятие социологии как науки. 2. Чем отличается предмет социологии от экономических, политических и юридических наук? 3. Какова структура социологического знания? 4. Перечислите главные функции социологической науки. 5. Раскройте основные положения теории О.Конта. 6. Дайте характеристику социологических концепций Г. Спенсера. 7. Дайте характеристику социологических концепций Э. Дюркгейма. 8. Дайте характеристику социологических концепций К. Маркса. 9. Дайте характеристику социологических концепций М. Вебера (теория бюрократии). 10. Функциональная и конфликтная теория. 11. Перечислите и охарактеризуйте основные методологические направления в русской социологии. 12. Раскройте понятия «общество» в социологии. 13. В чем заключаются особенности системного подхода к изучению общества? 14. Дайте характеристику социологического детерминизма и функционализма. 15. Каковы основные особенности теорий индивидуального взаимодействия? 16. Каковы основные подходы к понятию «культура» в социологии? 17. В чем состоит специфика культуры как предмета социологического анализа. 18. Охарактеризуйте типы современных культур и субкультур. 19. Определите основные элементы культуры. 20. Какова природа социальной стратификации? 21. Дайте характеристику теории классовой структуры К. Маркса и М. Вебера. 22. Социальные статусы и роли. 23. Социализация: этапы, агенты, общественные условия. 24. Девиация. 25. Охарактеризуйте современные модели социальной структуры. 26. Виды социальных общностей. 27. Социальные группы. 28. Каковы основные типы и виды социальной мобильности? 29. Раскройте содержание социальной стратификации в российском обществе. 30. Дайте определение социального института и институционализации. 31. Охарактеризуйте основные типы и виды социальных институтов в обществе. 32. Определите особенности социального института как системы. 33. В чем специфика социального института как организации? 34. В чем заключается специфика социального контроля? 35. Каковы формы и способы реализации социального контроля в обществе? 36. Раскройте типы и виды социального контроля. 37. Социальные изменения в обществе. 38. Дайте определение понятия «конфликт» в современных социологических теориях. 39. Охарактеризуйте особенности и динамику развития конфликта как социального процесса. 40. Теории конфликта (К.Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер, Г. Зиммель) 41. Дайте характеристику типов социологических исследований. 42. Что такое программа социологического исследования и, какие разделы она включает? 43. Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков метода социологического опроса. 44. Роль и функции гипотезы в программе социологического исследования. 45. Каковы характерные признаки метода наблюдения? 46. В чем специфика метода анализа документов?
Раскройте понятие социологии как науки. Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин социология впервые был введен О.Контом в 1839 г. По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены. В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения. Чем отличается предмет социологии от экономических, политических И юридических наук? Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная). Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции). В узком смысле под предметом социологии понимают: Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
Э. Дюргейм считал, что источником веры является само общество, которое не может существовать без религии или ее современных разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей. Теория Бюрократии М.Вебера Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры. Значительной заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии. Перечислим эти десять заповедей современной бюрократии: 1. Должностные лица лично свободны и являются субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям 2. Они организованы и иерархию офисов 3. Каждый офис имеет сферу компетенции в правовом смысле 4. В каждом офисе существует свободный отбор 5. Кандидаты назначаются (на основе технических качеств), а не избираются 6. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой 7. Офис рассматривается как главное занятие должностного лица 8. Офис предполагает карьеру. Существует система продвижения 9. Чиновник работает отделенным от собственности и без пожизненного присвоения позиции 10. Он подчинен строгой дисциплине и контролю за поведением. В русской социологии Как и на Западе, социальная мысль в России изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, марксистское, неопозитивистское. Географическое направление было представлено Л. И. Мечниковым, С. М. Соловьёвым, В. О. Ключевским. Так, Л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский – от основания Карфагена; 3) океанический – после открытия Америки.
Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечников считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.
Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века.Основоположником субъективной школы является П.Л. Лавров (1828 – 1900 гг.). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Его, как и Конта, волновал процесс «подготовления» мысли – космические, геологические, физико-химические, биологические и психологические линии эволюции, вплоть до «сопутствующих» мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества. «Ведущей силой социального прогресса, считал П.Л. Лавров, является личность с её критическим сознанием». Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.
Марксистское направление в России стало получать всё большее распространение в конце XIX века. По праву «пионером» марксизма в России называют Г. В. Плеханова (1856 – 1918 гг.). В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» он подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России. Оценил учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Не единицы, а народные массы играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. В то же время Плеханов утверждал, что выдающаяся личность, неразрывно связанная с массой при определённых исторических условиях, может сыграть огромную общественную роль и своей деятельностью ускорить движение общества. Плеханов блестяще раскритиковал идеалистический культ личности. В этом его большая заслуга как социолога. Важной вехой в развитии русской социологической мысли были труды П. А. Сорокина (1889 - 1968), являвшегося представителем неопозитивистского направления в социологии. Особенно велик его вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики. Наиболее известные работы: «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Современная социологическая теория». П.А.Сорокин не столько принимал преобладавшие эволюционные или связанные с развитием модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как образец, подверженный циклическим, хотя и не регулярным изменениям. Понятие общества. Общество является центральной категорией социологии. Поэтому его необходимо отличать от таких явлений, как население и государство. Общество и население. Общество отличается от населения тем, что население является субъектом, носителем общества, но оно не формирует общество. На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения общества не всегда означают, что изменилось население, и, наоборот, изменение населения не всегда означает, что изменилось общество. Например, изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, поскольку в результате экономических и политических реформ изменилась стратификация общества, появились новые социальные и культурные феномены, причём изменение населения не было столь значительным. Изменение населения при неизменности общества - явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения; в древние времена, к примеру, такие изменения возможны были только при завоеваниях. Общество и государство. Здесь можно выделить несколько важных различий: а) Общество первично, оно возникает раньше государства, тогда как государство появляется позже общества, а следовательно, является вторичным. б) Общество «шире» государства с точки зрения функций, которые оно выполняет: все функции государства могут быть сведены к функциям общества, но не все функции общества может выполнять государство. Изначально все потребности общества удовлетворяются им самим, и лишь позже удовлетворение некоторых из них берет на себя государство. в) Общество ориентируется главным образом на естественное, неписаное, негласное право, тогда как для государства характерно формализованное право, представленное в законах и прочих нормативных актах. Естественное право не всегда осознается членом общества как таковое, скорее, оно рассматривается им как нечто изначальное («по-другому невозможно»). г) Общество основано на мнениях, пожеланиях, тогда как государство применяет власть и принуждение. д) В обществе сосуществуют как формальные, так и неформальные социальные институты, тогда как государство предполагает формализованность социальных институтов. Рассматривая взаимодействия между государством и обществом, следует уточнить одну из важнейших обществоведческих категорий - гражданское общество. Гражданское общество - это общество с развитым экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного, и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Общество — постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы, и тесно с ней связанная часть материального мира. Социология изучает распределение и появление группы поведения и объединение этих переменных для биологических, психологических, культурных и экологических. Карьера для выпускников в социологии разнообразны, так как она имеет в своём распоряжении широкий спектр возможностей на рынке труда. В "Белой книге излагаются десять социологии основные направления работы: Есть несколько областей исследования, которые обсуждаются социологами и сегодня очень важны, особенно на институциональном уровне: местные проблемы развития экологического, гендерного равенства, иммиграции, социальная интеграция, процессы социализации, нищету, изоляцию, изучение организации, насилия, массовых коммуникаций, качество жизни, зависимость. и т.д. Как отмечалось многие вопросы в соответствии с социальной политикой и социальное государство. Кроме того, в настоящее время, появляются новые направления работы на подъеме, а оценки государственной политики и организации и работы в так называемый "третий сектор" (НПО, фонды...). Для некоторых авторов, социальных исследований (фундаментальных и прикладных большинство), вероятно, страны с большим интересом и большей проекции. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности. Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее. Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям. Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными. В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой. Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики. Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры. Основные элементы культуры. В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы. Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие “есть” может быть представлено комбинацией разных звуков (сравните русское “есть”, английское – eat, немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию “есть”, и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Определяющим элементом культуры являются ценности– социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория “социальная ценность”, т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение. В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а что – нет, что полезно, а что – вредно, что допустимо, а что – недопустимо и т.п. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения – неустанный труд, для других в качестве цели – материальное благополучие, а в качестве средства – любые, в том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией. Иначе говоря, ценностная ориентация – это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем, целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп. Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины – в виде идеологии (от греч. idea – идея, представление и logos – учение). Существуют три основных значения термина “идеология”. В первом случае под ней понимаются система взглядов, идей и убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу и выражаются интересы различных социальных групп, классов, обществ. Иначе говоря, это есть некая совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм). В марксистской традиции под идеологией понимается логическое сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества. В социологической интерпретации идеология предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Она может рассматриваться в качестве средоточия классового социального интереса в отличие от объективного научного отражения социальной реальности. Но вместе с тем идеология, опирающаяся на объективное социальное знание, становится научной. Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие “норма” в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим; мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги; отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания “правильного” или “надлежащего” поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями. Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы. Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы). Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция (от лат. traditio – передача) – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Нравственные нормы (нравы) представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном. Формой социально санкционированного упорядоченного символического поведения является ритуал. Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т.д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле). Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях с другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности. В Древнем Риме понятие “нравы” обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Если мы неправильно используем вилку или нож для еды, то это небольшая оплошность, могущая вызвать лишь небольшое замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, бросая ребенка и мужа, то это подрывает основы семьи, ее благополучия и жизнедеятельности. Такого рода коллизий общество стремиться избегать, выстраивая систему нравственных норм. При этом необязательно, чтобы действия, запрещаемые нравственными нормами, были действительно вредными для общества (например, запрет мусульманам употреблять в пищу свинину), главное, чтобы люди верили в правильность или неправильность действий. Очевидно, что в каждой культуре существуют свои нравственные нормы, иначе говоря, что считать нравственным, а что безнравственным поведением зависит от культуры конкретного общества или общности. Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют (например, на кровосмешение, каннибализм и др.). Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (например, в воспроизводстве членов общества, каковую потребность выполняет семья). Эти системы обычаев и нравственных норм называются институциональными. Их особенность заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им, а также возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, традиции и ритуалы становятся высокостандартизированными, взаимосвязанными. Например, банки как экономические институты имеют нормативные кодексы, которые включат обычаи и нравственные нормы, сопутствовавшие простому обмену. Таким же образом формировались, скажем, кодексы чести дворянина, моряков и т.п. Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма – это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы – это формализированные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд и т.д.).В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества. Итак, в каждом обществе существует признаваемая большинством его членов и реализуемая массово в их жизнедеятельности совокупность культурных образцов, обладающая специфичностью, неповторимостью, отличающая данное общество от других. Теория классов К.Маркса Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к о<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.014 с.) |