Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте характеристику социологических концепций К. Маркса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В XIX в. сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма. Крайне негативно относясь к Конту, Карл Маркс (1818 1883) - социальный мыслитель, философ, экономист - никогда не называл себя социологом. Марксизм всегда отличался своей подчеркнутой антибуржуазной направленностью. Вместе с тем, если усилия Конта, Спенсера и других социологов были направлены на совершенствование общества, то Маркс отвергал существующую систему общественных отношений в целом. Главное в учении Маркса - это идея материалистического понимания истории. Эта концепция получила теоретическое и эмпирическое обоснование в знаменитом труде К.Маркса "Капитал". Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства (производительные силы и производственные отношения), а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой находится в ней самой. Теория общества, основанием которой является материалистическое понимание истории, признает действие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй и т.п., правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал его основной принцип, а именно, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами Изменение производительных сил ведет к смене способа производства, а вместе со способом производства меняются все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества. Анализ производственных отношений дал возможность объяснить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественно-экономической формации Вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) Маркс разработал концепцию общественно-экономической формации, под которой понималась сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма Функционирование и развитие этого организма характеризуется действием двух типов социальных законов. Это генетические законы и закономерности, связанные с его развитием, и структурные законы и закономерности, относящиеся к функционированию его различных структур. К.Маркс и Ф.Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций, первобытно-общинной, рабовладельческой и феодальной. Ими были также изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство. При этом буржуазия рассматривалась ими как паразитирующий класс, не способный к социальным действиям в интересах общества. Лишь пролетариат (класс неимущих), по мнению Маркса, является прогрессивным и передовым классом. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь понималась упрощенно, так как интересы пролетариата были объявлены гарантом истинности социального знания. В науку вводится критерий "партийности", приведший в будущем к крайней нетерпимости к оппонентам, грубым вульгаризациям закономерностей развития не только гуманитарных, но и естественных наук (дискуссии о кибернетике, генетике и т.д.).
Дайте характеристику социологических концепций М. Вебера (теория бюрократии). Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям. По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости. Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия. Придерживаясь номиналистической точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий: 1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия; 2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности; 3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей; Традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями. М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда. Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному. М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной. Теория Бюрократии М.Вебера Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидеры. Значительной заслугой Вебера является формулирование критериев оптимального функционирования бюрократии. Перечислим эти десять заповедей современной бюрократии: 1. Должностные лица лично свободны и являются субъектом власти благодаря обезличенным служебным обязанностям 2. Они организованы и иерархию офисов 3. Каждый офис имеет сферу компетенции в правовом смысле 4. В каждом офисе существует свободный отбор 5. Кандидаты назначаются (на основе технических качеств), а не избираются 6. Чиновники вознаграждаются фиксированной зарплатой 7. Офис рассматривается как главное занятие должностного лица 8. Офис предполагает карьеру. Существует система продвижения 9. Чиновник работает отделенным от собственности и без пожизненного присвоения позиции 10. Он подчинен строгой дисциплине и контролю за поведением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.012 с.) |