Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи -- динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации. В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово "досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. Наиболее достоверной является трактовка досуга как временно категории, как свободного времени человека. Что касается рекреация, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляете в рамках досуга, свободного времени. Дозвілля - це сукупність занять у вільний час, за допомогою яких задовольняються безпосередні фізичні, психічні і духовні потреби, в основному відновлювального характеру. На відміну від природної основи відновлення сил людини, дозвілля є специфічним, соціальним способом регенерації цих сил.
Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати? Мы остановимся ниже на основных концепциях досуга, которые, на наш взгляд, являются базовыми, наиболее существенными для его восприятия как исторического и социально-экономического явления. К таким концепциям, прежде всего, относится деятельностная концепция досуга, в которой рекреационная деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. При этом досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. Она отличается при этом огромным разнообразием занятий (по результатам социологических исследований – около 600 видов занятий). К довольно ранним по времени образования относится медико-биологическая концепция досуга (оздоровительная), основу которой составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми возможен лишь в нерабочее время. Свободное время в данном случае используется как способ оздоровления и снятия стрессов в условиях рекреационных и лечебно-профилактических центров. Отдельную группу составляют культурологическая и социально-культурная концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, наследием каждого народа. Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры (музеи, выставочные и концертные залы, театры и кинотеатры и т. д.). С культурологической концепцией тесно связана и экологическая (природоориентированная) концепция досуга. Она выдвигает на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. Основу экологической концепции составляют два типа отношений человека к окружающей среде: 1) максимальная приспособленность человека к существующему природному комплексу, стремление сохранить уникальные природные элементы; 2) преобразование природы в места массового отдыха. В 1950–60-х годах экологическая концепция рассматривала досуговую деятельность как средство охраны природы. К этой же идее концепция обращается и в настоящее время. На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение данной концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена, в конечном счете, восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. С другой стороны, наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. В этом смысле данная концепция носит не столько гуманистический, сколько коммерческий характер. На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существенное влияние оказывает и социально-управленческая концепция, являющаяся продуктом командно-административной системы. Концепция определяет жесткую регламентацию деятельности досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативных документов. Негативной характеристикой концепции является отсутствие ориентира на сохранение структуры досуга, поддержание оптимального режима досуговой деятельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга. Приоритетную роль в ней играют общественно-политические, идеологические, административные, экономические рычаги управления досуговой сферой. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество объективно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей жизни социума. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. Наличие и распространение различных досуговых концепций привели к тому, что в конце ХХ века на практике в условиях постсоветского пространства утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, однако проблема свободного времени сегодня по-прежнему является одной из самых актуальных в различных научно-практических сферах. ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Итак, ДОСУГ – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. Неформальное образование (одним из видов которого является дополнительное образование) по большей части собственно является разновидностью досуговой жизнедеятеьности. В современной системе дополнительного образования различается несколько ТИПОВ досуговых образовательных программ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся · Программы выездных лагерей (оздоровительных, спортивных, творческих, военно-патриотических, психологических и пр.). · Фестивальные и конкурсные программы. · Тематические программы по интересам (киноклуб, клуб филателистов и пр., в т.ч. фан-клубы) · Волонтерские программы. СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся · Выставочные программы. · Тематические серийные экскурсионные программы. · Поисковые программы. КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся · Программы каникулярного отдыха детей и подростков (Новогодние елки, Неделя детской книги, Неделя игры и игрушки и пр.). · Игровые досуговые программы разового назначения. · Одноразовые экскурсионные программы.
Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации) любой досуговой программы являются: - воспитательно-образовательная направленность - учет психологических и возрастных особенностей аудитории - массовость - зрелищность - эмоциональность - обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников На уровне учреждения дополнительного образования (школы, дошкольного образовательного учреждения) досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера). В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова. Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении: - досуг, подготовленный детьми творческого объединения (УДОД) под руководством педагогического коллектива - досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов - досуг, подготовленный педагогами УДОД (объединения) для детей - досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.) По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются: - праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий; - спектакль или концерт («Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.); - конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. В принципе конкурс и фестиваль отличаются как призовой и дружеский футбольный матчи, хотя в последнее время рамки этих форм мероприятий в достаточной степени размыты и сближены. И та, и другая форма подразумевают несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами (лауреатскими, дипломантскими, поощрительными) и призами; - экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. (В образовательной практике – форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения). По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, профессионально-прикладные, досуговые и пр. По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта: СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ понимается как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в тесной связи с обучением и воспитанием, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Досуг в семье - это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности. 1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий. 2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс. 3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания. 4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи -- динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации. В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово "досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д. Наиболее достоверной является трактовка досуга как временно категории, как свободного времени человека. Что касается рекреация, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляете в рамках досуга, свободного времени. Дозвілля - це сукупність занять у вільний час, за допомогою яких задовольняються безпосередні фізичні, психічні і духовні потреби, в основному відновлювального характеру. На відміну від природної основи відновлення сил людини, дозвілля є специфічним, соціальним способом регенерації цих сил.
Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати? Мы остановимся ниже на основных концепциях досуга, которые, на наш взгляд, являются базовыми, наиболее существенными для его восприятия как исторического и социально-экономического явления. К таким концепциям, прежде всего, относится деятельностная концепция досуга, в которой рекреационная деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. При этом досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. Она отличается при этом огромным разнообразием занятий (по результатам социологических исследований – около 600 видов занятий). К довольно ранним по времени образования относится медико-биологическая концепция досуга (оздоровительная), основу которой составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми возможен лишь в нерабочее время. Свободное время в данном случае используется как способ оздоровления и снятия стрессов в условиях рекреационных и лечебно-профилактических центров. Отдельную группу составляют культурологическая и социально-культурная концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, наследием каждого народа. Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры (музеи, выставочные и концертные залы, театры и кинотеатры и т. д.). С культурологической концепцией тесно связана и экологическая (природоориентированная) концепция досуга. Она выдвигает на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. Основу экологической концепции составляют два типа отношений человека к окружающей среде: 1) максимальная приспособленность человека к существующему природному комплексу, стремление сохранить уникальные природные элементы; 2) преобразование природы в места массового отдыха. В 1950–60-х годах экологическая концепция рассматривала досуговую деятельность как средство охраны природы. К этой же идее концепция обращается и в настоящее время. На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение данной концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена, в конечном счете, восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. С другой стороны, наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. В этом смысле данная концепция носит не столько гуманистический, сколько коммерческий характер. На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существенное влияние оказывает и социально-управленческая концепция, являющаяся продуктом командно-административной системы. Концепция определяет жесткую регламентацию деятельности досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативных документов. Негативной характеристикой концепции является отсутствие ориентира на сохранение структуры досуга, поддержание оптимального режима досуговой деятельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга. Приоритетную роль в ней играют общественно-политические, идеологические, административные, экономические рычаги управления досуговой сферой. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество объективно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей жизни социума. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. Наличие и распространение различных досуговых концепций привели к тому, что в конце ХХ века на практике в условиях постсоветского пространства утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, однако проблема свободного времени сегодня по-прежнему является одной из самых актуальных в различных научно-практических сферах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.31 (0.015 с.) |