Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати.



Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи -- динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово "досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее достоверной является трактовка досуга как временно категории, как свободного времени человека. Что касается рекреация, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляете в рамках досуга, свободного времени.

Дозвілля - це сукупність занять у вільний час, за до­помогою яких задовольняються безпосередні фізичні, психічні і ду­ховні потреби, в основному відновлювального характеру. На відмі­ну від природної основи відновлення сил людини, дозвілля є спе­цифічним, соціальним способом регенерації цих сил.

 

Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати?

Мы остановимся ниже на основных концепциях досуга, которые, на наш взгляд, являются базовыми, наиболее существенными для его восприятия как исторического и социально-экономического явления.

К таким концепциям, прежде всего, относится деятельностная концепция досуга, в которой рекреационная деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. При этом досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. Она отличается при этом огромным разнообразием занятий (по результатам социологических исследований – около 600 видов занятий).

К довольно ранним по времени образования относится медико-биологическая концепция досуга (оздоровительная), основу которой составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми возможен лишь в нерабочее время. Свободное время в данном случае используется как способ оздоровления и снятия стрессов в условиях рекреационных и лечебно-профилактических центров.

Отдельную группу составляют культурологическая и социально-культурная концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, наследием каждого народа. Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры (музеи, выставочные и концертные залы, театры и кинотеатры и т. д.).

С культурологической концепцией тесно связана и экологическая (природоориентированная) концепция досуга. Она выдвигает на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. Основу экологической концепции составляют два типа отношений человека к окружающей среде: 1) максимальная приспособленность человека к существующему природному комплексу, стремление сохранить уникальные природные элементы; 2) преобразование природы в места массового отдыха. В 1950–60-х годах экологическая концепция рассматривала досуговую деятельность как средство охраны природы. К этой же идее концепция обращается и в настоящее время.

На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение данной концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена, в конечном счете, восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. С другой стороны, наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. В этом смысле данная концепция носит не столько гуманистический, сколько коммерческий характер.

На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существенное влияние оказывает и социально-управленческая концепция, являющаяся продуктом командно-административной системы. Концепция определяет жесткую регламентацию деятельности досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативных документов. Негативной характеристикой концепции является отсутствие ориентира на сохранение структуры досуга, поддержание оптимального режима досуговой деятельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга. Приоритетную роль в ней играют общественно-политические, идеологические, административные, экономические рычаги управления досуговой сферой.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество объективно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей жизни социума. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

Наличие и распространение различных досуговых концепций привели к тому, что в конце ХХ века на практике в условиях постсоветского пространства утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, однако проблема свободного времени сегодня по-прежнему является одной из самых актуальных в различных научно-практических сферах.

ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Итак, ДОСУГ – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. Неформальное образование (одним из видов которого является дополнительное образование) по большей части собственно является разновидностью досуговой жизнедеятеьности.

В современной системе дополнительного образования различается несколько ТИПОВ досуговых образовательных программ:

ДЛИТЕЛЬНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся

· Программы выездных лагерей (оздоровительных, спортивных, творческих, военно-патриотических, психологических и пр.).

· Фестивальные и конкурсные программы.

· Тематические программы по интересам (киноклуб, клуб филателистов и пр., в т.ч. фан-клубы)

· Волонтерские программы.

СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся

· Выставочные программы.

· Тематические серийные экскурсионные программы.

· Поисковые программы.

КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся

· Программы каникулярного отдыха детей и подростков (Новогодние елки, Неделя детской книги, Неделя игры и игрушки и пр.).

· Игровые досуговые программы разового назначения.

· Одноразовые экскурсионные программы.

 

Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации) любой досуговой программы являются:

- воспитательно-образовательная направленность

- учет психологических и возрастных особенностей аудитории

- массовость

- зрелищность

- эмоциональность

- обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников

На уровне учреждения дополнительного образования (школы, дошкольного образовательного учреждения) досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера). В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.

Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении:

- досуг, подготовленный детьми творческого объединения (УДОД) под руководством педагогического коллектива

- досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов

- досуг, подготовленный педагогами УДОД (объединения) для детей

- досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.)

По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются:

- праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий;

- спектакль или концерт («Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.);

- конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. В принципе конкурс и фестиваль отличаются как призовой и дружеский футбольный матчи, хотя в последнее время рамки этих форм мероприятий в достаточной степени размыты и сближены. И та, и другая форма подразумевают несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами (лауреатскими, дипломантскими, поощрительными) и призами;

- экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. (В образовательной практике – форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения). По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, профессионально-прикладные, досуговые и пр. По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта:

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ понимается как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в тесной связи с обучением и воспитанием, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Досуг в семье - это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.
Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей».

 

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи -- динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово "досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.

Наиболее достоверной является трактовка досуга как временно категории, как свободного времени человека. Что касается рекреация, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляете в рамках досуга, свободного времени.

Дозвілля - це сукупність занять у вільний час, за до­помогою яких задовольняються безпосередні фізичні, психічні і ду­ховні потреби, в основному відновлювального характеру. На відмі­ну від природної основи відновлення сил людини, дозвілля є спе­цифічним, соціальним способом регенерації цих сил.

 

Які основні концепції дозвілля ви могли б назвати?

Мы остановимся ниже на основных концепциях досуга, которые, на наш взгляд, являются базовыми, наиболее существенными для его восприятия как исторического и социально-экономического явления.

К таким концепциям, прежде всего, относится деятельностная концепция досуга, в которой рекреационная деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. При этом досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. Она отличается при этом огромным разнообразием занятий (по результатам социологических исследований – около 600 видов занятий).

К довольно ранним по времени образования относится медико-биологическая концепция досуга (оздоровительная), основу которой составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми возможен лишь в нерабочее время. Свободное время в данном случае используется как способ оздоровления и снятия стрессов в условиях рекреационных и лечебно-профилактических центров.

Отдельную группу составляют культурологическая и социально-культурная концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, наследием каждого народа. Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры (музеи, выставочные и концертные залы, театры и кинотеатры и т. д.).

С культурологической концепцией тесно связана и экологическая (природоориентированная) концепция досуга. Она выдвигает на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых. Основу экологической концепции составляют два типа отношений человека к окружающей среде: 1) максимальная приспособленность человека к существующему природному комплексу, стремление сохранить уникальные природные элементы; 2) преобразование природы в места массового отдыха. В 1950–60-х годах экологическая концепция рассматривала досуговую деятельность как средство охраны природы. К этой же идее концепция обращается и в настоящее время.

На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение данной концепции имеют двоякий смысл. С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена, в конечном счете, восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. С другой стороны, наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. В этом смысле данная концепция носит не столько гуманистический, сколько коммерческий характер.

На содержание и виды досуга и досуговой деятельности существенное влияние оказывает и социально-управленческая концепция, являющаяся продуктом командно-административной системы. Концепция определяет жесткую регламентацию деятельности досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помощью различного рода норм и нормативных документов. Негативной характеристикой концепции является отсутствие ориентира на сохранение структуры досуга, поддержание оптимального режима досуговой деятельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга. Приоритетную роль в ней играют общественно-политические, идеологические, административные, экономические рычаги управления досуговой сферой.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество объективно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей жизни социума. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

Наличие и распространение различных досуговых концепций привели к тому, что в конце ХХ века на практике в условиях постсоветского пространства утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, однако проблема свободного времени сегодня по-прежнему является одной из самых актуальных в различных научно-практических сферах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.025 с.)