Какова природа социальной стратификации? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова природа социальной стратификации?



Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли.

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей). Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

 

21. Дайте характеристику теории классовой структуры К. Маркса и М. Вебера.

Теория классов К.Маркса

Окончательно сформулировали научную теорию классов К. Маркс и Ф. Энгельс.

Важнейшие положения этой теории сформулированы К. Марксом в письме И.

Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в

доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с

определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба

необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама

составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без

классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427). Связав

существование классов с определенными историческими фазами в развитии

производства, т. е. с определенными способами производства, марксизм вскрыл

материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники

антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не

всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а,

следовательно, и исторически преходящее явление.

Однако сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие

существования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не

давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её

из фундаментального анализа всей системы экономических отношений.

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного

положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является

общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими

общественными классами выступает источником социального развития.

Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового

деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и

организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.

О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации,

промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не

различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно

строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него

отсутствует. Интерпретациями концепции Маркса и определением понятия

"класс" занимались многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил

следующее определение: "Классами называются большие группы людей,

различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного

производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному

в законах) к средствам производства, по способам получения и размерам той

доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие

группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря

различию их места в определённом укладе общественного хозяйства".

Чарльз Андерсон, американский социолог, проанализировав взгляды Маркса,

называет следующие критерии социального класса:

- общественная позиция в экономическом способе производства;

- специфический образ жизни;

- конфликтные и враждебные отношения с другими классами;

- социальные отношения и общность, выходящие за местные и региональные

границы;

- классовое сознание;

- политическая организация.

В марксовом восприятии класса важное место занимает категория интереса,

объяснение интересов основных классов. Люди, находящиеся в различных

отношениях к средствам производства, имеют противоположные интересы. В

буржуазном обществе владельцы фабрик заинтересованы в увеличении прибыли,

создаваемой рабочими. Рабочие, естественно сопротивляются такой

эксплуатации. Но класс капиталистов, в силу обладания экономической

властью, обладает и государственной властью, и, вследствие этого, может

подавлять любое выражение несогласия со стороны рабочих.

 

Основные понятия

 

При изучении классов и их отношений важны, по Марксу, следующие понятия:

"классовая сознательность", "классовая солидарность" и "классовый

конфликт".

Классовая сознательность - осознание классом своей роли в

производственном процессе и своего отношения к другим классам. Для

окончательного конституирования класса из изолированных индивидов

необходимо осознание единства, отличия от других классов и даже

враждебности по отношению к другим классам. Конечная стадия сознательности

достигается тогда, по мнению Маркса, когда, например, рабочий класс

начинает понимать, что своей справедливой цели он может достичь, лишь

уничтожив капитализм, но для этого ему нужно объединить свои действия.

Классовая солидарность - степень осознания единства или даже воля к

совместным действиям, необходимая для достижения политических и

экономических целей класса.

Классовый конфликт имеет два этапа:

1) неосознанная борьба между двумя классами, когда классовое сознание ещё

недостаточно развито;

2) сознательная и целенаправленная борьба.

Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много

рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества.

Поэтому оспаривать вклад К.Маркса в учение о классах, равно как и отрицать

важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время в этом

учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что

привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине

общественного развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.019 с.)