Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология молодежных субкультур

Поиск

Типологизация молодёжных субкультур как исследовательская задача заинтересовала советских социологов ещё в 70-е годы XX в., однако до середины 1980-х гг. исследования по данной проблематике проводились довольно редко.

Выделяют два вида молодежных субкультур: ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные.

Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

– политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

– эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

– нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

– радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

– субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

– субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др;

– субкультура «золотой молодежи» – характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интересна классификация молодежных субкультур журналистки А Верной:

1. Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

2. Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

3. Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

4. Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

5. Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

6. Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

7. Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

8. Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

9. Элита: мажоры, рейверы.

10. Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

11. Субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

12. Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Латышева Т.В. типологизирует молодёжные субкультуры по стадии внутреннего развития. Субкультуры прошлого (40–80-е гг. XX в.) (не существующие в настоящее время: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр.). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60–90-х гг. XX в.: хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др.). Эти группы малочисленны сегодня, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации. Современные субкультуры (которые зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности). Ценностные ориентации и стиль жизни представителей таких субкультур, как байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты практически не изменились со времён их возникновения, они существуют стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения в их рамках, меняется стилистика (например, эмо-культура).

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т.д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т.д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении.

Определите основные элементы культуры.

Основные элементы культуры.

В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы.

Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие “есть” может быть представлено комбинацией разных звуков (сравните русское “есть”, английское – eat, немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию “есть”, и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Определяющим элементом культуры являются ценности– социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения.

Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория “социальная ценность”, т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение. В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а что – нет, что полезно, а что – вредно, что допустимо, а что – недопустимо и т.п. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения – неустанный труд, для других в качестве цели – материальное благополучие, а в качестве средства – любые, в том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией. Иначе говоря, ценностная ориентация – это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем, целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп.

Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины – в виде идеологии (от греч. idea – идея, представление и logos – учение). Существуют три основных значения термина “идеология”. В первом случае под ней понимаются система взглядов, идей и убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу и выражаются интересы различных социальных групп, классов, обществ. Иначе говоря, это есть некая совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм). В марксистской традиции под идеологией понимается логическое сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества.

В социологической интерпретации идеология предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Она может рассматриваться в качестве средоточия классового социального интереса в отличие от объективного научного отражения социальной реальности. Но вместе с тем идеология, опирающаяся на объективное социальное знание, становится научной. Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие “норма” в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало.

Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим; мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги; отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания “правильного” или “надлежащего” поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.

Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.

Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы).

Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция (от лат. traditio – передача) – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.

Нравственные нормы (нравы) представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.

Формой социально санкционированного упорядоченного символического поведения является ритуал. Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями: ценностями, институтами, историческими событиями, людьми, природными объектами и т.д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле).

Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях с другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности. В Древнем Риме понятие “нравы” обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Если мы неправильно используем вилку или нож для еды, то это небольшая оплошность, могущая вызвать лишь небольшое замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, бросая ребенка и мужа, то это подрывает основы семьи, ее благополучия и жизнедеятельности. Такого рода коллизий общество стремиться избегать, выстраивая систему нравственных норм. При этом необязательно, чтобы действия, запрещаемые нравственными нормами, были действительно вредными для общества (например, запрет мусульманам употреблять в пищу свинину), главное, чтобы люди верили в правильность или неправильность действий.

Очевидно, что в каждой культуре существуют свои нравственные нормы, иначе говоря, что считать нравственным, а что безнравственным поведением зависит от культуры конкретного общества или общности.

Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют (например, на кровосмешение, каннибализм и др.).

Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (например, в воспроизводстве членов общества, каковую потребность выполняет семья). Эти системы обычаев и нравственных норм называются институциональными. Их особенность заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им, а также возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, традиции и ритуалы становятся высокостандартизирован­ными, взаимосвязанными. Например, банки как экономические институты имеют нормативные кодексы, которые включат обычаи и нравственные нормы, сопутствовавшие простому обмену. Таким же образом формировались, скажем, кодексы чести дворянина, моряков и т.п.

Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма – это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы – это формализированные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд и т.д.).В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества.

Итак, в каждом обществе существует признаваемая большинством его членов и реализуемая массово в их жизнедеятельности совокупность культурных образцов, обладающая специфичностью, неповторимостью, отличающая данное общество от других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.011 с.)