Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. История возникновения субкультур

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: На сегодняшний день в молодёжной среде всё более попу­лярным становится здоровый образ жизни. Молодые люди стремятся к занятиям спортом. В нашей стране наиболее популярным видом спорта является футбол. Молодёжь ходит на футбольный стадион и поддер­живает свою любимую команду. Государство активно поддерживает разви­тие фут­бола поскольку он охватывает людей разных возрастов и разного физи­ческого развития и доступен и с точки зрения инвентарного обеспече­ния: для игры необходимы двое ворот и один мяч. Феномен футбольных фанатов будет особо актуален в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и является приоритетным направлением Государ­ственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта».

Проблема: футбольные фанаты склонны к агрессивным действиям: нередко во время матчей возникают между двумя группировками фанатов играющих команд. Молодёжь, которая любит проводить свой досуг ак­тивно, подвер­жена этим волнениям.

Цели: провести сравнительный анализ субкультуры футбольных фа­натов в Великобритании и в России: выявить сходства и различия, специ­фику каж­дой субкультуры.

Задачи:

1. проанализировать понятия «молодежь», «субкультура», «молодежная субкультура»;

2. изучить историю субкультуры;

3. изучить особенности субкультуры футбольных фанатов в Великобри­тании;

4. изучить особенности субкультуры футбольных фанатов в России

Объект: молодежные субкультуры

Предмет: молодежная субкультура футбольных фанатов

Ценность для профессии: специалисту по работе с молодежью необ­ходимо быть в курсе особенностей молодежных движений и субкультур.

Работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, Приложения и Списка литературы, ко­торый включает в себя 21 источник. Во Введении обосновывается акту­альность, ставятся цели и задачи. В 1 главе рассматри­ваются понятия «мо­лодежь», «субкультура», «молодежная субкультура». Во 2 главе описыва­ется история развития и становления субкультуры в це­лом. В 3 главе рас­сматривается история возникновения футбола, иссле­дуется субкультура футбольных фанатов в Великобритании. В 4 главе анали­зируются особенности футбольных фанатов в России.

 

 

Глава 1. Обзор понятий

На современном этапе развития общества у людей всё больше появляется тенденция к объединению в различные группы по интересам, мировоззрению и другим жизненным критериям. Эти объединения могут носить как положительный эффект для общества, так и отрицательный. Молодежь как самая мобильная и высоко адаптивная часть общества больше всех подвержена этому феномену. Одним из проявлений служит молодежная субкультура. В данной работе мне бы хотелось более подробно раскрыть такое направление молодежной субкультуры как футбольные фанаты.

Для подробного изучения молодежной субкультуры футбольных фанатов изначально стоит определиться с понятием молодежь и её характеристиками, выяснить, что же такое субкультура и историю её появления как в России, так и за рубежом, и в чём её отличие от молодежной субкультуры.

1.1. Во многих литературных источниках, под «молодежью» обычно понимается особая социальная демографическая группа общества с характерными социально-психологическими свойствами, социальными и профессиональными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. От других социальных групп она отличается высокой мобильностью, адаптивностью к изменяющимся условиям среды и интеллектуальной активностью. Возрастные рамки молодежи варьируются, но в среднем нижняя граница возраста 14-16 лет. Это связано с биопсихологическими особенностями организма, такими как: половое созревание, физический рост, становление устойчивости психики, а также переход личности от внешнего самоопределения окружающей среды к решению ее внутренних проблем. Верхняя граница - 25-30 лет-период «взрослости», самостоятельности в принятии решений и ответственности за них. Часто молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, которые их объединяют и развивают. Одним из первых определений «молодежи» было дано В. Т. Лисовским в 1968 г.: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее было дано полное определение И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Как мы видим, Лисовский в своем определении делает акцент на молодежи как на периоде становления молодого человека как личности, которая хорошо освоила все основные социальные функции, Кон же учитывает не только социальные характеристики, но и биологические и психологические.

Исследованием молодёжи как социальной группы занимались не только российские исследователи, но и зарубежные. Так, английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности –к ответственности. При этом он указывает возрастные границы от 11 до 28-30 лет.[13]

Если сравнить все определения молодёжи, то можно заметить, что все они акцентируют свое внимание на том, что молодежь- это период становления взрослости, а когда он может наступить- это зависит от психологических особенностей индивида.

1.2.Термин «субкультура» (sub - под иcultura - культура; подкульту- ра) - это культура некой общности людей, которых объединяют общие ценности, мировоззрение, интересы, особенности жизнедеятельности (Орлова Н.А). По А. Коэну, «субкультура включает в себя знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, предрассудки и предубеждения, жаргон и манера поведения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» [8].

Под субкультурой понимается в широком смысле часть культуры, которая по своим ценностям и внешним формам отличается от культуры общественного большинства. Основными опознавательными признаками субкультуры являются особое мировоззрение, увлечения, внешний вид, отношение к обществу. Так характеризуется субкультура в докладе «Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал». [12]

В рамках широкого понятия субкультуры выделяют узкое понятие молодёжной субкультуры. Рассмотрим это понятие подробно и попробуем выяснить его отличия.

«Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, объединенного стилем жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». [5]. Обычно под молодежными субкультурами понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (так называемые «неформальные объединения молодежи»). Схожую точку зрения отстаивает Л. Ш. Михайлова: «Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений» [7]. По мнению немецкого ученого Л. Хаузера, молодежная субкультура- это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением».

Под молодёжной субкультурой Т.В. Латышева понимает совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда противостоит другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавать их оригинальные комбинации и дополнять духовными составляющими.[3]

От определения «обычной» субкультуры, молодежная отличается лишь тем, что её образует и составляет именно молодежь, в то время как в субкультуре в целом могут присутствовать люди всех возрастов, начиная с молодежи и заканчивая людьми довольно уже в зрелом возрасте.

Луков В. А. в статье «Молодежные субкультуры современной России» выделяет следующие особенности современных субкультур молодежи:

1. воспроизводство некоторых черт советского общества;

2. воздействие криминализации общества;

3. влияние западной культурной экспансии;

4. тяга к преодолению рутины повседневности.

Можно выделить несколько характеристик, присущих молодежной субкультуре согласно С.И. Левиковой и Н.А. Орловой:

1. главная черта- это обособленность от культурных ценностей присущих старшему поколению или национальным традициям;

2. её открытость, т.е. любой молодой человек может причислить себя к ней;

3. принятие и разделение норм, ценностей, мировоззрения, поведения данной субкультуры, а также использование внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, стиль одежды, сленг);

4. чаще всего молодежные субкультуры появляются на основе музыкальных пристрастий, образа жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

5. влияние процессов глобализации: большая часть субкультур имеет западные корни;

6. тесная связь большинства субкультур с Интернет- пространством.

Данные типологии молодежных субкультур имеют схожие черты, но разную эмоциональную окраску. Так, Луков видит в субкультуре больше негатива: криминализация, западная экспансия, рутина повседневности. Орлова и Левикова склонны к позитивной составляющей субкультуры: в субкультуре молодой человек получает возможность самореализации в той сфере интересов, которая ему по душе.

Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая может помочь молодым людям:

1. удовлетворить потребность в общении;

2. освоить навыки общения, что приведет к повышению авторитета среди сверстников;

3. получить психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;

4. лучше адаптироваться к жизни.

 

Возникновение футбола

Если мы сейчас зададим любому человеку вопрос «какая страна счи­тается родиной футбола?», то получим ответ - Англия. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть подобие футбола уже в Древнем Египте (1900 лет до н.э.), Древней Греции (IV в до н.э.). Непосредственным пред­шественником европейского футбола был древне римский «гарпастум» (в переводе «ручной мяч»). Считается, что римляне принесли «гарпастум» на Британские острова во время своей экспансии. Правда, к их появлению, там уже существовали подобные игры с мячом. Существуют свидетельства о матче по «гарпастуму» между римлянами и жителями Британии - бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками — в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров. Около V в. данная игра исчезла вместе с Римской империей, но осталась в памяти у жителей Ев­ропы, особенно у итальянцев. Когда в XVII в. сторонники казненного ан­глийского короля Карла I бежали в Италию, именно там они узнали об этой игре, и после восшествия на престол Карла II в 1660 завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековый футбол в Англии носил азартный и довольно грубый характер. Сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку людей на улицах. Жители Англии и Шотландии играли не на жизнь, а на смерть. Именно по этой причине власти начали вести упорную войну с футболом: были выпущены королевские приказы о запрещении игры. Но к этому моменту популярность футбола в Англии была настолько велика, что ей уже не могли помешать королевские указы. Именно в Англии эта игра и была названа «футболом», хотя это произошло не при официальном признании игры, а во время её запрета. В начале XIXв. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организо­ванному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. В 1857 году в Шеф­филде был организован первый в мире футбольный клуб. Спустя шесть лет, в 1863 году, представители уже 7 клубов собрались в Лондоне для выра­ботки единых правил игры и организовать Национальную футбольную ас­социацию. Именно эта дата считается годом рождения современного фут­бола. Были выработаны официальные правила игры, получившие спустя не­сколько десятилетий всеобщее признание, которыми пользуются до сих пор. С 1872 г. берет начало история международных встреч по футболу. Откры­вает ее матч сборных Англии и Шотландии, положивший начало многолет­ней конкуренции английского и шотландского футбола. В начале 1880-х го­дов появляются первые профессиональные футболисты. В нашей стране первые официальные соревнования появились в начале XX века, когда была создана футбольная лига в Петербурге в 1901 году, а затем в Москве в 1909 году. Современные правила игры были сформированы в 1970 году, они действи­тельны и сегодняшний день, однако каждый день вносятся некото­рые поправки.[4]

Высшим руководящим органом в футболе является ФИФА (Между­народная федерация футбольных ассоциаций), которая была создана в мае 1904 на встрече представителей семи европейских стран в Париже. Футбол признан Олимпийским видом спорта с 1908 года. Это не единственные сорев­нования, с 1930 года каждые 4 года проводится Чемпионат мира. Сле­дующий Чемпионат мира будет проводиться в России в 2018 году, в связи с этим идет активная подготовка.

Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов — женщины. Заре­гистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов.[2] Новых данных пока нет, но можно с уверенностью заявить, что эта цифра выросла. В России на 2011 год число людей, занимающихся в футболе составил 2,4 млн.человек.[2]

Британские фанаты

В предыдущем параграфе мы рассмотрели футбол как форму прове­дения досуга. Здесь британцы выступают в качестве обычных безобидных футбольных болельщиков, которые пришли на игру посмотреть на краси­вый футбол и избавиться от негатива. Но есть другая сторона - футбольные фанаты, склонные к насилию. Субкультура возникла в Великобритании в 1860-е гг., с момента зарождения футбола и не менялась вплоть до 1930 го­дов, когда он был еще любительским (футболисты работали в трудовых кол­лективах среди своих болельщиков). Но после того как футбол стал попу­лярной игрой по всему миру, численность последователей этого вида спорта возросла в геометрической прогрессии. Начиная с 50-х гг. ХХ в. они стали заявлять о себе. Им было недостаточно простой поддержки своей команды на домашних матчах, а с началом участия своих клубов на гостевых поедин­ках ситуация только ухудшилась. Каждый второй матч заканчивался серьёз­ными потасовками. В конце 1970-х — начале 80-х гг. внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Доста­точно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах каждый раз привлекала все большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Так в 1974 году болельщики «Тоттенхэм Хотспур» (английскихй клуб из Лондона) завоевали себе дурную славу, став первыми английскими хулиганами, учинившими массовые погромы и вы­звавшими общественные беспорядки за пределами Великобритании. Пово­дом для этого стал финал Кубка УЕФА, где «Тоттенхэм» встречался с гол­ландским «Фейеноордом». После ничьей на «Уайт ХартЛэйн» (стадион «Тоттенхэма») со счетом 2:2 несколько тысяч фанатов «Тоттенхэма» отпра­вились в Голландию, намереваясь поддержать свою команду в борьбе за престижный титул. Для многих эта поездка стала первым путешествием за границу, а их пьянство наряду с самоуверенностью, ставшей к тому времени неотъемлемой частью имиджа английских хулиганов, наводило ужас на жи­телей Роттердама. Полиция, оказавшаяся совершенно неготовой к такому развитию событий, просто обозначила свое присутствие. Естественно, этого оказалось недостаточно. С продолжением пьяного разгула во многих барах стали возникать проблемы, и к тому времени, как английские фанаты добра­лись до стадиона, их настрой был явно враждебным. Когда судья не засчи­тал гол, показавшийся англичанам вполне правильным, они, сломав ограж­дение, спровоцировали драку с местными болельщиками. Команда была настолько шокирована таким поведением своих фанатов, что Билл Ни­колсон, занимавший в то время пост менеджера клуба, был вынужден обра­титься к ним в перерыве по громкоговорителю, однако пользы это не при­несло. Только когда прибыли силы специальной полиции, применившей против хулиганов дубинки, гостей на стадионе удалось успокоить. Однако после матча стычки возобновились и продолжались всю ночь. В итоге 200 человек получили ранения, а 70 были задержаны, опозорив в итоге и свой клуб, и страну [1].

Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливер­пуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой «стиль под­держки клуба», включая побоища и погромы во всех городах, где играл их клуб. Несмотря на гнев УЕФА, и другие английские хулиганы во время выезд­ных матчей своих клубов стали громить все, что попадалось на их пути. Здесь не обошлось и без трагических событий. 29 мая 1985 года на бельгийском стадионе «Эйзель», на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате фут­больных беспорядков погибло 39 болельщиков. УЕФА отстранила на 3 года все английские клубы от участия в Еврокубках, а «Ливерпуль» был отстра­нён на 5 лет. Поскольку игра транслировалась в прямом эфире, картина случив­шейся трагедии обошла практически весь мир. Немаловажную роль в постепенном остывании фанатского движения сыграла и трагедия, произо­шедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. После случив­шихся событий люди некоторое время просто боялись ходить на стадионы [1]. Это не единственные случаи агрессии британских фанатов, были и дру­гие как в самой Великобритании, так и на выездных матчах любимых ко­манд. Все события описываются в книге Дуги Бримсона «Фанаты». Мы лишь рассмотрели первый в истории случай агрессии британских фанатов и особо ожесточенные события.

На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётли­вые черты так называемого стиля «кэжуал» (от англ. casual — обычный). Теперь основным принципом любого английского фаната является незамет­ность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики и внешности, особо выделяющейся из общей массы. Настоящий болельщик Великобритании должен хотя бы раз в жизни съездить за границу вслед за сборной или своим клубом. Для него игра и успех команды важнее всего. Следуя за сборной Англии, фанат может на время забыть о своем клубе. Только тогда можно увидеть болельщиков «Болтона» и «Манчестер Юнайтед» или даже «Торки» и «Экзетера», пьющих плечом к плечу.

Сейчас британское фанатское движение постепенно утихает из-за посто­янного контроля полиции как на территории стадиона, так и вне, пре­секая малей­шие попытки агрессии со стороны фанатов. Снижению также способствует социальная переориентация британской молодежи.

 

 

Фан-движение

Для начала следует определить, что именно понимается под футболь­ным фан - движением и футбольными фанатами. Футбольными фанатами в курсовой работе будет называться часть футбольных болельщиков, придер­живающаяся определенной специфической субкультуры (нормы и ценно­сти, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, фан - движение – это среда, в рамках которой воспро­изводится специфическая субкультура. [2]

Социальное явление в России, связанное с просмотром самого попу­лярного вида спорта в нашей стране как футбол, (такое явление можно даже назвать футбольным фанатизмом) необходимо изучать с нескольких пози­ций, а футбольных фанатов следует рассмотреть, как обществен­ное движе­ние, как социальную группу и как носителей особой специфи­ческой суб­культуры.

Термин "фан - движение" будет употреблено в двух значениях:

1) как общественное движение, поддерживающее какой-либо конкрет­ный футбольный клуб;

2) как общероссийское фан - движение, объединяющее в себе всех фана­тов, не зависимо от того, какой клуб они поддер­живают и какие отно­шения складываются с фанатами остальных клубов.

Каждое фан- движение состоит из определенного числа сформировав­шихся групп и достаточно большого числа неорганизованных фанатов. Дан­ные группы чаще всего состоят из 15-30 человек, которые выполняют ряд определенных ро­лей и подчиняются нормам, установленным в этой группе. Значительная часть групп обладает своим "уставом", в котором отражены обязанности каждого члена фан - группы. При неисполнении этих обязан­ностей данного члена группы исключают. В действительности эти тре­бова­ния не являются слишком жесткими: если фанат нарушает правила, но находит­ся в хороших взаимоотношениях со всеми членами данной фан - группы, то вряд ли к нему будут применены санкции.

Существу­ет единая для всех российских фан - движений субкультура. Её главная составляющая- специфические практики. Безусловно, каждое конкретное фан- движение, поддерживающее тот или иной российский клуб, обладает своей определенной спецификой, но в конечном счете сво­дится к общей субкультуре футбольного фанатизма.

Фан-группы.

Выделяют3 критерия, на основании которых болельщика причисляют к фанатам, и тем самым происходит водораздел между обычными болельщи­ками и фанатами:

1) активное посещение домашних матчей команды;

2) ежегодное совершение нескольких выездов в другие города;

3) знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. [2]

Фан-движение любого клуба может возрасти численно в случае ка­кого-либо футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Яркими приме­рами данного явления слу­жат "Локомотив" (Москва) и "Зенит" (Санкт-Петер­бург). Московский "Ло­комотив" был наименее популярным среди московских команд, но после се­рии успешных выступлений не только в российском первенстве, но и в евро­пейских кубках, число его фанатов и болельщиков резко возросло. Схожая участь выпала и "Зениту": во время выступлений в первой лиге количество болельщиков составляло лишь несколько сотен человек, но с переходом в высшую лигу, где «Зенит» ежегодно находится в числе лидеров, «армия» его фанатов непрерывно растёт. [2]

В определенный момент времени, когда фан- движение достигнет чис­ленности в несколько сотен, а иногда и тысяч человек, возникает физи­ческая трудность с равноценным общением между всеми участниками дви­жения. Поэтому происходит распад на нестандартные фан- группы с наибо­лее активными участниками. Но поскольку большая часть фанатов не вхо­дит в данные группы, предпочитая отправляться на выезды с друзьями или приятелями, то состав участников группы получается неоднородным. От­сюда можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

1) hooligan's (или футбольные хулиганы) - это наиболее активные и даже агрессивные члены фан – движения и насчитывает примерно 20-30, реже 50, человек в фан - группе. Данная группировка претендует на особую роль- элиту группы, что отражается даже в их символике: она носит именной характер. Если же хулиган потеряет свою символику, то последуют незамедлительные санкции, вплоть до исключения. Главной особенностью футбольных хулиганов являются выезды в те города, где находятся враждебные фан- движения, при этом они должны участво­вать во всех драках, которые будут там происходить. Во время драк фа­натам нередко удается заполучить атрибутику враждебного фан- дви­жения, что поспособствует повышению его авторитета в собственном фан- движении.

2) члены фан- групп (численность примерно 20-40 человек) чаще всего объединяются по территориальному принципу (например, один насе­ленный пункт или микрорайон, который считает себя независимым от остального города). Обычно они изготавливают специ­фическую сим­волику и атрибутику, которая отражает не только под­держку опреде­ленного клуба, но и принадлежность к данной фан- группе.

3) «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, которые не относятся к фан- группам, но принимают активное участие в деятельности фан- движения (составляют большую часть). Они пользуются обычной сим­воликой клуба, более автономны в отношении выездов и своих дей­ствиях в различных ситуациях.[2]

Проанализировав виды фан- группировок, входящих в фан- движение, необходимо выяснить особенности их формирования и функционирования. Фан - группа обычно состоит из 20-30 человек, чаще всего объединенных по территориальной близости. Чтобы стать членом фан - группы, требуется одобрение от одного или двух членов группировки или фана­тов, облада­ющих авторитетом в фан- движении, но не являющихся чле­нами данной группировки. Почти все фан – группы обладают своим уставом, регламенти­рующим действия фаната: количество выездов в другие города, роль и функ­ции в группировке (организаторская, информационная, управление финан­сами группировки, взаимоотношение группировки с другими группиров­ками и т.д.). Некоторые группировки создают регулярные членские взносы, которые в дальнейшем тратятся на специальную для группировки атрибу­тику, транспа­ранты и т.д.

Таким образом, фан- группа – это достаточно автономное образо­вание внутри фан- движения, в котором сконцентрировано тесное отношение между участниками и активная деятельность.

Сленг

Любая субкультура не обходится без собственной системы общения. Этой системой является сленг. Субкультура футбольных фанатов- не исклю­чение. Сленг футбольных фанатов имеет свои особенности: с одной стороны, он до сих пор окончательно не сформировался, находясь в про­цессе создания, с другой стороны- он уже сформирован настолько, что не­посвященный человек не сможет адек­ватно участвовать в разговоре 2 фана­тов по некоторым причинам. Во-пер­вых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и слово­сочетания несут дополнительную смысло­вую нагрузку, а в-третьих, необхо­димо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан – движе­нии событий. [2]

Основная цель появления фанатского сленга- выделить и обосо­бить фан - движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". Однако слишком развитый сленг не выгоден стратеги­чески, поскольку это вызовет трудности с мобилизацией новых членов фан- группы. Подавляющее большинство фанатов – молодежь, чаще всего те, кто "фанатеют" 1-2 года и не имеют за плечами большого количества "выез­дов". Поэтому они хотят выделиться, обладать не­ким превосходством над еще совсем молодыми членами движения, что и демон­стрируют, используя сленг. Однако развивать дальше сам сленг они не имеют права, т.к. не обла­дают для этого достаточным авторитетом в фан- группе. Те, кто всё же имеют право развития сленга, этим не занимаются поскольку есть другие, более актуальные проблемы. Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать "языком улиц".Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.

Таким образом, в настоящий момент специальными сленговыми сло­вами обозначены, в основном, коллективные практики и то, что с ними свя­зано. В большинстве случаев не происходит образования новых слов, а про­сто вкладывается новый смысл в уже имеющиеся слова, который, кроме того, иногда варьируется в зависимости от контекста.

Коллективные практики

Ключевым компонентом фанатской субкультуры являются коллек­тивные практики, которые разнообразны по своему наполнению. Здесь сленг и атрибутика уже выступают вспомогательным средством для осу­ществления этих практик.

Главным условием того, чтобы считаться членом фан- движения, яв­ляется выполнение определенного набора практик, в первую очередь- выез­ды на матчи в другие города. (Более подробно рассмотрим систему выездов в следующем параграфе).

Каким образом фанат-новичок может научиться выполнять эти прак­тики? Конечно, он не проходит никакую специальную «школу» или систему тренировок. Этот навык приходит постепенно в процессе пребывания в фан- движении. Обычно репертуар практик ограничен, поэтому фанаты, регу­лярно посещающие стадион, быстро его разучивают. В то же время, когда появ­ляется какая-то новая практика, её можно легко заметить по не очень удачному выполнению.

Иногда во время просмотра футбольного матча по телевидению неко­торые комментаторы отмечают, что фанаты прибыли на стадион за не­сколько часов до начала матча, чтобы потренировать свое взаимодействие, которое будет происходить непосредственно во время матча или просто «распеться». В реальности дело обстоит следующим образом: осуществле­ние первых практик происходит для поддержки своей команды во время разминки.

Также существует несколько причин, в связи с чем фанаты появляются на стадионе за час или два до начала матча:

1) возможность встретить команду, приезжающую на стадион;

2) продемонстрировать свое отличие от остальных болельщиков;

3) можно просто не попасть на стадион на ажиотажный матч.[2]

Коллективные практики обычно состоят из определенного набора движений под ритм фанатских песен или так называемых «кричалок». Их главный отличительный знак- длительность. Фанатская песня состоит из не­скольких куплетов на мотив какой-нибудь всем известной песни. Репертуар фан- группы насчитывает 1 или 2 настоящие песни. «Кричалка» наоборот состоит из одного куплета (реже 2), рифмованного ритмом или словами. Они делятся на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-против­ника и т.д.). Рассмотрим варианты фанатских песен и «кричалок» на при­мере пермского «Амкара».

Деятельность фанатов на матчах «Амкара» осуществляет Пермская краевая общественная организация болельщиков «Пермь Великая», ставя­щая перед собой цель поддержки ФК «Амкар», а также сборной России по футболу и иных видов спорта на спортивных матчах. [5]В рамках реализа­ции этой цели «Пермь великая» регулярно осуществляет коллективные практики на матчах «Амкара» и насчитывая в своем арсенале 11фанатских песен и «кричалок» (Приложение 1).

Выезды

Футбольный фанатизм- это определенный стиль жизни. Для многих это является стимулом для вступления в фан- движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города.

Выезды на матчи в России и в Европе абсолютно не похожи друг на друга. Если для европейских фанатов выезд-это цивильная поездка на соб­ственном авто­мобиле или в комфортабельном поезде, которая занимает не­сколько часов и не доставляет особых хлопот, то для российских фанатов- это настоящее приключение! Например, поездка из Петербурга, допустим, в Сочи без денег на билеты продлится несколько дней, и это еще не самый дальний маршрут. Человек не может считаться фанатом, если не со­вершит определенное количество выездов, то есть поездок вместе с коман­дой в дру­гие города. Если он прекращает поездки вместе с командой, то перестает быть фанатом, вне зависимости от интенсивности посещений домашних матчей. В фанатской среде выстроена своеобразная иерархия выездов. Рей­тинг выезда зависит от географической удаленности (соседний город, субъ­ект, страна), а также тип отношений к данному фан движению (враждебны или дружелюбны). При враждебном отношении между фанатами рейтинг выезда возрастает.

Каждый фанат сам решает, каким способом ему удобнее доехать до нужного города: это может быть самолёт, поезд или автомобиль. Но подав­ляющее большинство фанатов предпочитают добираться на пригородных электричках или поездах. В среднем поездка занимает по времени около су­ток. Так, например, до Москвы фанаты выезжают утром одно­го дня, а при­езжают утром следующего дня.

К бурным передвижениям фанатов привыкли многие: контролеры в электричках уже не обращают внимания на сотни безбилетников, местная полиция заранее гото­вится к приезду и пытается локализовать фанатов, не позволяя им разбредаться по населен­ным пунктам в местах пересадок. Пе­редвигаясь на поезде, фанаты периодически организуют в вагонах какую-нибудь коллективную акцию, чтобы оставить о себе память. Интересно, что не все пассажиры относятся к этому негативно, многие проявляют интерес, задавая различные вопросы, а иногда даже пытаются угадать счёт будущего матча.

Фанатские выезды имеют свои правила гостеприимства: если фан- группировки двух городов находятся в хороших отношениях, то принима­ющая сторона организует приезд и отъезд гостей- фанатов. Они вместе про­водят время, причем "хозяева" должны организовать все на достойном уровне и понести основные расходы. Но в случае напряженных отношений между фанатами, где возможен конфликт, приехавшие фанаты держаться сообща, чтобы не оказаться в одино­честве в случае возникновения возмож­ных драк. Иногда случается, что наиболее агрессивные фанаты назначают место и время возможных конфликтов. В этом случае полиция, зная и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений между фанатами, часто пытается лока­лизовать фанатов в каком-то определенном месте. Например, в 1998 году во время выезда в Ярославль питерские фанаты были встречены поли­цией на вокзале, согнаны на берег местной речки, где их продержали в оцеп­лении до начала матча. После матча фанаты также были оцеплены, достав­лены на вокзал, посажены в специально прицеплен­ный вагон поезда и отправ­лены из города.[2]

По приезде в город у фанатов есть достаточное количество свободного времени, которое они тратят на изучение местных достопримечательностей, приобретение горячих напитков или на создание следов своего пребывания в данном городе: различные росписи и рисунки.

Практика поведения фанатов-гостей на матче не претерпевает каких-либо серьезных изменений, по-прежнему приезжим фанатам отводится спе­циальный сектор на стадионе, расположенный вдали от фанатского сектора местной команды, куда их пускают, как правило, бесплатно, а после финаль­ного свистка держат на этом секторе до тех пор, пока не разойдутся все остальные болельщики.

Фанатские войны

Обращаясь к опыту зарубежного футбольного фанатизма, можно за­метить, что фанатские войны- одна из серьезнейших проблем европейского общества. Массовые побоища, устраиваемые фанатами различных клубов, а иногда даже сборных (особенно в этом замечены английские, немецкие футбольные фанаты), чаще всего заканчиваются тяжелыми последствиями: десятки раненых, а возможно даже и убитые, разгромленные магазины и т.д. В России фанатизм до сегодняшнего дня не сталкивался с человеческими жертвами, однако стоит учитывать масштабы и возросший уровень напря­женности в среде фанатов, которые вскоре могут повлечь за собой трагиче­ские события.

А. Илле в своей статье говорит о трёх случаях возникновения фанатских войн:

1) войны между командами, расположенными в одном городе (например, московские «Спартак» и «ЦСКА»).

Это объясняется тем, что происходит постоянная борьба за ресурсы, в том числе за человеческие, а также слишком частое столкновение в городе. Ко­гда команды базируются в разных городах, их фанаты сталки­ваются всего 2-3 раза в год, а если в одном – то каждый день. Поэтому мел­кие стычки постепенно перерастают в с<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.018 с.)