Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. История возникновения субкультур↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте ВВЕДЕНИЕ Актуальность: На сегодняшний день в молодёжной среде всё более популярным становится здоровый образ жизни. Молодые люди стремятся к занятиям спортом. В нашей стране наиболее популярным видом спорта является футбол. Молодёжь ходит на футбольный стадион и поддерживает свою любимую команду. Государство активно поддерживает развитие футбола поскольку он охватывает людей разных возрастов и разного физического развития и доступен и с точки зрения инвентарного обеспечения: для игры необходимы двое ворот и один мяч. Феномен футбольных фанатов будет особо актуален в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и является приоритетным направлением Государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта». Проблема: футбольные фанаты склонны к агрессивным действиям: нередко во время матчей возникают между двумя группировками фанатов играющих команд. Молодёжь, которая любит проводить свой досуг активно, подвержена этим волнениям. Цели: провести сравнительный анализ субкультуры футбольных фанатов в Великобритании и в России: выявить сходства и различия, специфику каждой субкультуры. Задачи: 1. проанализировать понятия «молодежь», «субкультура», «молодежная субкультура»; 2. изучить историю субкультуры; 3. изучить особенности субкультуры футбольных фанатов в Великобритании; 4. изучить особенности субкультуры футбольных фанатов в России Объект: молодежные субкультуры Предмет: молодежная субкультура футбольных фанатов Ценность для профессии: специалисту по работе с молодежью необходимо быть в курсе особенностей молодежных движений и субкультур. Работа состоит из Введения, 4 глав, Заключения, Приложения и Списка литературы, который включает в себя 21 источник. Во Введении обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи. В 1 главе рассматриваются понятия «молодежь», «субкультура», «молодежная субкультура». Во 2 главе описывается история развития и становления субкультуры в целом. В 3 главе рассматривается история возникновения футбола, исследуется субкультура футбольных фанатов в Великобритании. В 4 главе анализируются особенности футбольных фанатов в России.
Глава 1. Обзор понятий На современном этапе развития общества у людей всё больше появляется тенденция к объединению в различные группы по интересам, мировоззрению и другим жизненным критериям. Эти объединения могут носить как положительный эффект для общества, так и отрицательный. Молодежь как самая мобильная и высоко адаптивная часть общества больше всех подвержена этому феномену. Одним из проявлений служит молодежная субкультура. В данной работе мне бы хотелось более подробно раскрыть такое направление молодежной субкультуры как футбольные фанаты. Для подробного изучения молодежной субкультуры футбольных фанатов изначально стоит определиться с понятием молодежь и её характеристиками, выяснить, что же такое субкультура и историю её появления как в России, так и за рубежом, и в чём её отличие от молодежной субкультуры. 1.1. Во многих литературных источниках, под «молодежью» обычно понимается особая социальная демографическая группа общества с характерными социально-психологическими свойствами, социальными и профессиональными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. От других социальных групп она отличается высокой мобильностью, адаптивностью к изменяющимся условиям среды и интеллектуальной активностью. Возрастные рамки молодежи варьируются, но в среднем нижняя граница возраста 14-16 лет. Это связано с биопсихологическими особенностями организма, такими как: половое созревание, физический рост, становление устойчивости психики, а также переход личности от внешнего самоопределения окружающей среды к решению ее внутренних проблем. Верхняя граница - 25-30 лет-период «взрослости», самостоятельности в принятии решений и ответственности за них. Часто молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, которые их объединяют и развивают. Одним из первых определений «молодежи» было дано В. Т. Лисовским в 1968 г.: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее было дано полное определение И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Как мы видим, Лисовский в своем определении делает акцент на молодежи как на периоде становления молодого человека как личности, которая хорошо освоила все основные социальные функции, Кон же учитывает не только социальные характеристики, но и биологические и психологические. Исследованием молодёжи как социальной группы занимались не только российские исследователи, но и зарубежные. Так, английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности –к ответственности. При этом он указывает возрастные границы от 11 до 28-30 лет.[13] Если сравнить все определения молодёжи, то можно заметить, что все они акцентируют свое внимание на том, что молодежь- это период становления взрослости, а когда он может наступить- это зависит от психологических особенностей индивида. 1.2.Термин «субкультура» (sub - под иcultura - культура; подкульту- ра) - это культура некой общности людей, которых объединяют общие ценности, мировоззрение, интересы, особенности жизнедеятельности (Орлова Н.А). По А. Коэну, «субкультура включает в себя знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, предрассудки и предубеждения, жаргон и манера поведения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» [8]. Под субкультурой понимается в широком смысле часть культуры, которая по своим ценностям и внешним формам отличается от культуры общественного большинства. Основными опознавательными признаками субкультуры являются особое мировоззрение, увлечения, внешний вид, отношение к обществу. Так характеризуется субкультура в докладе «Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал». [12] В рамках широкого понятия субкультуры выделяют узкое понятие молодёжной субкультуры. Рассмотрим это понятие подробно и попробуем выяснить его отличия. «Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, объединенного стилем жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». [5]. Обычно под молодежными субкультурами понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (так называемые «неформальные объединения молодежи»). Схожую точку зрения отстаивает Л. Ш. Михайлова: «Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений» [7]. По мнению немецкого ученого Л. Хаузера, молодежная субкультура- это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Под молодёжной субкультурой Т.В. Латышева понимает совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда противостоит другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавать их оригинальные комбинации и дополнять духовными составляющими.[3] От определения «обычной» субкультуры, молодежная отличается лишь тем, что её образует и составляет именно молодежь, в то время как в субкультуре в целом могут присутствовать люди всех возрастов, начиная с молодежи и заканчивая людьми довольно уже в зрелом возрасте. Луков В. А. в статье «Молодежные субкультуры современной России» выделяет следующие особенности современных субкультур молодежи: 1. воспроизводство некоторых черт советского общества; 2. воздействие криминализации общества; 3. влияние западной культурной экспансии; 4. тяга к преодолению рутины повседневности. Можно выделить несколько характеристик, присущих молодежной субкультуре согласно С.И. Левиковой и Н.А. Орловой: 1. главная черта- это обособленность от культурных ценностей присущих старшему поколению или национальным традициям; 2. её открытость, т.е. любой молодой человек может причислить себя к ней; 3. принятие и разделение норм, ценностей, мировоззрения, поведения данной субкультуры, а также использование внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, стиль одежды, сленг); 4. чаще всего молодежные субкультуры появляются на основе музыкальных пристрастий, образа жизни, отношения к определенным социальным явлениям; 5. влияние процессов глобализации: большая часть субкультур имеет западные корни; 6. тесная связь большинства субкультур с Интернет- пространством. Данные типологии молодежных субкультур имеют схожие черты, но разную эмоциональную окраску. Так, Луков видит в субкультуре больше негатива: криминализация, западная экспансия, рутина повседневности. Орлова и Левикова склонны к позитивной составляющей субкультуры: в субкультуре молодой человек получает возможность самореализации в той сфере интересов, которая ему по душе. Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая может помочь молодым людям: 1. удовлетворить потребность в общении; 2. освоить навыки общения, что приведет к повышению авторитета среди сверстников; 3. получить психологическую поддержку со стороны членов субкультуры; 4. лучше адаптироваться к жизни.
Возникновение футбола Если мы сейчас зададим любому человеку вопрос «какая страна считается родиной футбола?», то получим ответ - Англия. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть подобие футбола уже в Древнем Египте (1900 лет до н.э.), Древней Греции (IV в до н.э.). Непосредственным предшественником европейского футбола был древне римский «гарпастум» (в переводе «ручной мяч»). Считается, что римляне принесли «гарпастум» на Британские острова во время своей экспансии. Правда, к их появлению, там уже существовали подобные игры с мячом. Существуют свидетельства о матче по «гарпастуму» между римлянами и жителями Британии - бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками — в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров. Около V в. данная игра исчезла вместе с Римской империей, но осталась в памяти у жителей Европы, особенно у итальянцев. Когда в XVII в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, именно там они узнали об этой игре, и после восшествия на престол Карла II в 1660 завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековый футбол в Англии носил азартный и довольно грубый характер. Сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку людей на улицах. Жители Англии и Шотландии играли не на жизнь, а на смерть. Именно по этой причине власти начали вести упорную войну с футболом: были выпущены королевские приказы о запрещении игры. Но к этому моменту популярность футбола в Англии была настолько велика, что ей уже не могли помешать королевские указы. Именно в Англии эта игра и была названа «футболом», хотя это произошло не при официальном признании игры, а во время её запрета. В начале XIXв. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. В 1857 году в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Спустя шесть лет, в 1863 году, представители уже 7 клубов собрались в Лондоне для выработки единых правил игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию. Именно эта дата считается годом рождения современного футбола. Были выработаны официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание, которыми пользуются до сих пор. С 1872 г. берет начало история международных встреч по футболу. Открывает ее матч сборных Англии и Шотландии, положивший начало многолетней конкуренции английского и шотландского футбола. В начале 1880-х годов появляются первые профессиональные футболисты. В нашей стране первые официальные соревнования появились в начале XX века, когда была создана футбольная лига в Петербурге в 1901 году, а затем в Москве в 1909 году. Современные правила игры были сформированы в 1970 году, они действительны и сегодняшний день, однако каждый день вносятся некоторые поправки.[4] Высшим руководящим органом в футболе является ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций), которая была создана в мае 1904 на встрече представителей семи европейских стран в Париже. Футбол признан Олимпийским видом спорта с 1908 года. Это не единственные соревнования, с 1930 года каждые 4 года проводится Чемпионат мира. Следующий Чемпионат мира будет проводиться в России в 2018 году, в связи с этим идет активная подготовка. Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов — женщины. Зарегистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов.[2] Новых данных пока нет, но можно с уверенностью заявить, что эта цифра выросла. В России на 2011 год число людей, занимающихся в футболе составил 2,4 млн.человек.[2] Британские фанаты В предыдущем параграфе мы рассмотрели футбол как форму проведения досуга. Здесь британцы выступают в качестве обычных безобидных футбольных болельщиков, которые пришли на игру посмотреть на красивый футбол и избавиться от негатива. Но есть другая сторона - футбольные фанаты, склонные к насилию. Субкультура возникла в Великобритании в 1860-е гг., с момента зарождения футбола и не менялась вплоть до 1930 годов, когда он был еще любительским (футболисты работали в трудовых коллективах среди своих болельщиков). Но после того как футбол стал популярной игрой по всему миру, численность последователей этого вида спорта возросла в геометрической прогрессии. Начиная с 50-х гг. ХХ в. они стали заявлять о себе. Им было недостаточно простой поддержки своей команды на домашних матчах, а с началом участия своих клубов на гостевых поединках ситуация только ухудшилась. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками. В конце 1970-х — начале 80-х гг. внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Достаточно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах каждый раз привлекала все большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Так в 1974 году болельщики «Тоттенхэм Хотспур» (английскихй клуб из Лондона) завоевали себе дурную славу, став первыми английскими хулиганами, учинившими массовые погромы и вызвавшими общественные беспорядки за пределами Великобритании. Поводом для этого стал финал Кубка УЕФА, где «Тоттенхэм» встречался с голландским «Фейеноордом». После ничьей на «Уайт ХартЛэйн» (стадион «Тоттенхэма») со счетом 2:2 несколько тысяч фанатов «Тоттенхэма» отправились в Голландию, намереваясь поддержать свою команду в борьбе за престижный титул. Для многих эта поездка стала первым путешествием за границу, а их пьянство наряду с самоуверенностью, ставшей к тому времени неотъемлемой частью имиджа английских хулиганов, наводило ужас на жителей Роттердама. Полиция, оказавшаяся совершенно неготовой к такому развитию событий, просто обозначила свое присутствие. Естественно, этого оказалось недостаточно. С продолжением пьяного разгула во многих барах стали возникать проблемы, и к тому времени, как английские фанаты добрались до стадиона, их настрой был явно враждебным. Когда судья не засчитал гол, показавшийся англичанам вполне правильным, они, сломав ограждение, спровоцировали драку с местными болельщиками. Команда была настолько шокирована таким поведением своих фанатов, что Билл Николсон, занимавший в то время пост менеджера клуба, был вынужден обратиться к ним в перерыве по громкоговорителю, однако пользы это не принесло. Только когда прибыли силы специальной полиции, применившей против хулиганов дубинки, гостей на стадионе удалось успокоить. Однако после матча стычки возобновились и продолжались всю ночь. В итоге 200 человек получили ранения, а 70 были задержаны, опозорив в итоге и свой клуб, и страну [1]. Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливерпуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой «стиль поддержки клуба», включая побоища и погромы во всех городах, где играл их клуб. Несмотря на гнев УЕФА, и другие английские хулиганы во время выездных матчей своих клубов стали громить все, что попадалось на их пути. Здесь не обошлось и без трагических событий. 29 мая 1985 года на бельгийском стадионе «Эйзель», на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате футбольных беспорядков погибло 39 болельщиков. УЕФА отстранила на 3 года все английские клубы от участия в Еврокубках, а «Ливерпуль» был отстранён на 5 лет. Поскольку игра транслировалась в прямом эфире, картина случившейся трагедии обошла практически весь мир. Немаловажную роль в постепенном остывании фанатского движения сыграла и трагедия, произошедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. После случившихся событий люди некоторое время просто боялись ходить на стадионы [1]. Это не единственные случаи агрессии британских фанатов, были и другие как в самой Великобритании, так и на выездных матчах любимых команд. Все события описываются в книге Дуги Бримсона «Фанаты». Мы лишь рассмотрели первый в истории случай агрессии британских фанатов и особо ожесточенные события. На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «кэжуал» (от англ. casual — обычный). Теперь основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики и внешности, особо выделяющейся из общей массы. Настоящий болельщик Великобритании должен хотя бы раз в жизни съездить за границу вслед за сборной или своим клубом. Для него игра и успех команды важнее всего. Следуя за сборной Англии, фанат может на время забыть о своем клубе. Только тогда можно увидеть болельщиков «Болтона» и «Манчестер Юнайтед» или даже «Торки» и «Экзетера», пьющих плечом к плечу. Сейчас британское фанатское движение постепенно утихает из-за постоянного контроля полиции как на территории стадиона, так и вне, пресекая малейшие попытки агрессии со стороны фанатов. Снижению также способствует социальная переориентация британской молодежи.
Фан-движение Для начала следует определить, что именно понимается под футбольным фан - движением и футбольными фанатами. Футбольными фанатами в курсовой работе будет называться часть футбольных болельщиков, придерживающаяся определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, фан - движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура. [2] Социальное явление в России, связанное с просмотром самого популярного вида спорта в нашей стране как футбол, (такое явление можно даже назвать футбольным фанатизмом) необходимо изучать с нескольких позиций, а футбольных фанатов следует рассмотреть, как общественное движение, как социальную группу и как носителей особой специфической субкультуры. Термин "фан - движение" будет употреблено в двух значениях: 1) как общественное движение, поддерживающее какой-либо конкретный футбольный клуб; 2) как общероссийское фан - движение, объединяющее в себе всех фанатов, не зависимо от того, какой клуб они поддерживают и какие отношения складываются с фанатами остальных клубов. Каждое фан- движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и достаточно большого числа неорганизованных фанатов. Данные группы чаще всего состоят из 15-30 человек, которые выполняют ряд определенных ролей и подчиняются нормам, установленным в этой группе. Значительная часть групп обладает своим "уставом", в котором отражены обязанности каждого члена фан - группы. При неисполнении этих обязанностей данного члена группы исключают. В действительности эти требования не являются слишком жесткими: если фанат нарушает правила, но находится в хороших взаимоотношениях со всеми членами данной фан - группы, то вряд ли к нему будут применены санкции. Существует единая для всех российских фан - движений субкультура. Её главная составляющая- специфические практики. Безусловно, каждое конкретное фан- движение, поддерживающее тот или иной российский клуб, обладает своей определенной спецификой, но в конечном счете сводится к общей субкультуре футбольного фанатизма. Фан-группы. Выделяют3 критерия, на основании которых болельщика причисляют к фанатам, и тем самым происходит водораздел между обычными болельщиками и фанатами: 1) активное посещение домашних матчей команды; 2) ежегодное совершение нескольких выездов в другие города; 3) знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. [2] Фан-движение любого клуба может возрасти численно в случае какого-либо футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Яркими примерами данного явления служат "Локомотив" (Москва) и "Зенит" (Санкт-Петербург). Московский "Локомотив" был наименее популярным среди московских команд, но после серии успешных выступлений не только в российском первенстве, но и в европейских кубках, число его фанатов и болельщиков резко возросло. Схожая участь выпала и "Зениту": во время выступлений в первой лиге количество болельщиков составляло лишь несколько сотен человек, но с переходом в высшую лигу, где «Зенит» ежегодно находится в числе лидеров, «армия» его фанатов непрерывно растёт. [2] В определенный момент времени, когда фан- движение достигнет численности в несколько сотен, а иногда и тысяч человек, возникает физическая трудность с равноценным общением между всеми участниками движения. Поэтому происходит распад на нестандартные фан- группы с наиболее активными участниками. Но поскольку большая часть фанатов не входит в данные группы, предпочитая отправляться на выезды с друзьями или приятелями, то состав участников группы получается неоднородным. Отсюда можно выделить 3 принципиально разные группы участников: 1) hooligan's (или футбольные хулиганы) - это наиболее активные и даже агрессивные члены фан – движения и насчитывает примерно 20-30, реже 50, человек в фан - группе. Данная группировка претендует на особую роль- элиту группы, что отражается даже в их символике: она носит именной характер. Если же хулиган потеряет свою символику, то последуют незамедлительные санкции, вплоть до исключения. Главной особенностью футбольных хулиганов являются выезды в те города, где находятся враждебные фан- движения, при этом они должны участвовать во всех драках, которые будут там происходить. Во время драк фанатам нередко удается заполучить атрибутику враждебного фан- движения, что поспособствует повышению его авторитета в собственном фан- движении. 2) члены фан- групп (численность примерно 20-40 человек) чаще всего объединяются по территориальному принципу (например, один населенный пункт или микрорайон, который считает себя независимым от остального города). Обычно они изготавливают специфическую символику и атрибутику, которая отражает не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан- группе. 3) «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, которые не относятся к фан- группам, но принимают активное участие в деятельности фан- движения (составляют большую часть). Они пользуются обычной символикой клуба, более автономны в отношении выездов и своих действиях в различных ситуациях.[2] Проанализировав виды фан- группировок, входящих в фан- движение, необходимо выяснить особенности их формирования и функционирования. Фан - группа обычно состоит из 20-30 человек, чаще всего объединенных по территориальной близости. Чтобы стать членом фан - группы, требуется одобрение от одного или двух членов группировки или фанатов, обладающих авторитетом в фан- движении, но не являющихся членами данной группировки. Почти все фан – группы обладают своим уставом, регламентирующим действия фаната: количество выездов в другие города, роль и функции в группировке (организаторская, информационная, управление финансами группировки, взаимоотношение группировки с другими группировками и т.д.). Некоторые группировки создают регулярные членские взносы, которые в дальнейшем тратятся на специальную для группировки атрибутику, транспаранты и т.д. Таким образом, фан- группа – это достаточно автономное образование внутри фан- движения, в котором сконцентрировано тесное отношение между участниками и активная деятельность. Сленг Любая субкультура не обходится без собственной системы общения. Этой системой является сленг. Субкультура футбольных фанатов- не исключение. Сленг футбольных фанатов имеет свои особенности: с одной стороны, он до сих пор окончательно не сформировался, находясь в процессе создания, с другой стороны- он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов по некоторым причинам. Во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан – движении событий. [2] Основная цель появления фанатского сленга- выделить и обособить фан - движение от остального мира, установить критерий деления на "своих" и "чужих". Однако слишком развитый сленг не выгоден стратегически, поскольку это вызовет трудности с мобилизацией новых членов фан- группы. Подавляющее большинство фанатов – молодежь, чаще всего те, кто "фанатеют" 1-2 года и не имеют за плечами большого количества "выездов". Поэтому они хотят выделиться, обладать неким превосходством над еще совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, используя сленг. Однако развивать дальше сам сленг они не имеют права, т.к. не обладают для этого достаточным авторитетом в фан- группе. Те, кто всё же имеют право развития сленга, этим не занимаются поскольку есть другие, более актуальные проблемы. Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать "языком улиц".Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе. Таким образом, в настоящий момент специальными сленговыми словами обозначены, в основном, коллективные практики и то, что с ними связано. В большинстве случаев не происходит образования новых слов, а просто вкладывается новый смысл в уже имеющиеся слова, который, кроме того, иногда варьируется в зависимости от контекста. Коллективные практики Ключевым компонентом фанатской субкультуры являются коллективные практики, которые разнообразны по своему наполнению. Здесь сленг и атрибутика уже выступают вспомогательным средством для осуществления этих практик. Главным условием того, чтобы считаться членом фан- движения, является выполнение определенного набора практик, в первую очередь- выезды на матчи в другие города. (Более подробно рассмотрим систему выездов в следующем параграфе). Каким образом фанат-новичок может научиться выполнять эти практики? Конечно, он не проходит никакую специальную «школу» или систему тренировок. Этот навык приходит постепенно в процессе пребывания в фан- движении. Обычно репертуар практик ограничен, поэтому фанаты, регулярно посещающие стадион, быстро его разучивают. В то же время, когда появляется какая-то новая практика, её можно легко заметить по не очень удачному выполнению. Иногда во время просмотра футбольного матча по телевидению некоторые комментаторы отмечают, что фанаты прибыли на стадион за несколько часов до начала матча, чтобы потренировать свое взаимодействие, которое будет происходить непосредственно во время матча или просто «распеться». В реальности дело обстоит следующим образом: осуществление первых практик происходит для поддержки своей команды во время разминки. Также существует несколько причин, в связи с чем фанаты появляются на стадионе за час или два до начала матча: 1) возможность встретить команду, приезжающую на стадион; 2) продемонстрировать свое отличие от остальных болельщиков; 3) можно просто не попасть на стадион на ажиотажный матч.[2] Коллективные практики обычно состоят из определенного набора движений под ритм фанатских песен или так называемых «кричалок». Их главный отличительный знак- длительность. Фанатская песня состоит из нескольких куплетов на мотив какой-нибудь всем известной песни. Репертуар фан- группы насчитывает 1 или 2 настоящие песни. «Кричалка» наоборот состоит из одного куплета (реже 2), рифмованного ритмом или словами. Они делятся на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-противника и т.д.). Рассмотрим варианты фанатских песен и «кричалок» на примере пермского «Амкара». Деятельность фанатов на матчах «Амкара» осуществляет Пермская краевая общественная организация болельщиков «Пермь Великая», ставящая перед собой цель поддержки ФК «Амкар», а также сборной России по футболу и иных видов спорта на спортивных матчах. [5]В рамках реализации этой цели «Пермь великая» регулярно осуществляет коллективные практики на матчах «Амкара» и насчитывая в своем арсенале 11фанатских песен и «кричалок» (Приложение 1). Выезды Футбольный фанатизм- это определенный стиль жизни. Для многих это является стимулом для вступления в фан- движение. Наиболее ярко этот стиль жизни проявляется во время поездок в другие города. Выезды на матчи в России и в Европе абсолютно не похожи друг на друга. Если для европейских фанатов выезд-это цивильная поездка на собственном автомобиле или в комфортабельном поезде, которая занимает несколько часов и не доставляет особых хлопот, то для российских фанатов- это настоящее приключение! Например, поездка из Петербурга, допустим, в Сочи без денег на билеты продлится несколько дней, и это еще не самый дальний маршрут. Человек не может считаться фанатом, если не совершит определенное количество выездов, то есть поездок вместе с командой в другие города. Если он прекращает поездки вместе с командой, то перестает быть фанатом, вне зависимости от интенсивности посещений домашних матчей. В фанатской среде выстроена своеобразная иерархия выездов. Рейтинг выезда зависит от географической удаленности (соседний город, субъект, страна), а также тип отношений к данному фан движению (враждебны или дружелюбны). При враждебном отношении между фанатами рейтинг выезда возрастает. Каждый фанат сам решает, каким способом ему удобнее доехать до нужного города: это может быть самолёт, поезд или автомобиль. Но подавляющее большинство фанатов предпочитают добираться на пригородных электричках или поездах. В среднем поездка занимает по времени около суток. Так, например, до Москвы фанаты выезжают утром одного дня, а приезжают утром следующего дня. К бурным передвижениям фанатов привыкли многие: контролеры в электричках уже не обращают внимания на сотни безбилетников, местная полиция заранее готовится к приезду и пытается локализовать фанатов, не позволяя им разбредаться по населенным пунктам в местах пересадок. Передвигаясь на поезде, фанаты периодически организуют в вагонах какую-нибудь коллективную акцию, чтобы оставить о себе память. Интересно, что не все пассажиры относятся к этому негативно, многие проявляют интерес, задавая различные вопросы, а иногда даже пытаются угадать счёт будущего матча. Фанатские выезды имеют свои правила гостеприимства: если фан- группировки двух городов находятся в хороших отношениях, то принимающая сторона организует приезд и отъезд гостей- фанатов. Они вместе проводят время, причем "хозяева" должны организовать все на достойном уровне и понести основные расходы. Но в случае напряженных отношений между фанатами, где возможен конфликт, приехавшие фанаты держаться сообща, чтобы не оказаться в одиночестве в случае возникновения возможных драк. Иногда случается, что наиболее агрессивные фанаты назначают место и время возможных конфликтов. В этом случае полиция, зная и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений между фанатами, часто пытается локализовать фанатов в каком-то определенном месте. Например, в 1998 году во время выезда в Ярославль питерские фанаты были встречены полицией на вокзале, согнаны на берег местной речки, где их продержали в оцеплении до начала матча. После матча фанаты также были оцеплены, доставлены на вокзал, посажены в специально прицепленный вагон поезда и отправлены из города.[2] По приезде в город у фанатов есть достаточное количество свободного времени, которое они тратят на изучение местных достопримечательностей, приобретение горячих напитков или на создание следов своего пребывания в данном городе: различные росписи и рисунки. Практика поведения фанатов-гостей на матче не претерпевает каких-либо серьезных изменений, по-прежнему приезжим фанатам отводится специальный сектор на стадионе, расположенный вдали от фанатского сектора местной команды, куда их пускают, как правило, бесплатно, а после финального свистка держат на этом секторе до тех пор, пока не разойдутся все остальные болельщики. Фанатские войны Обращаясь к опыту зарубежного футбольного фанатизма, можно заметить, что фанатские войны- одна из серьезнейших проблем европейского общества. Массовые побоища, устраиваемые фанатами различных клубов, а иногда даже сборных (особенно в этом замечены английские, немецкие футбольные фанаты), чаще всего заканчиваются тяжелыми последствиями: десятки раненых, а возможно даже и убитые, разгромленные магазины и т.д. В России фанатизм до сегодняшнего дня не сталкивался с человеческими жертвами, однако стоит учитывать масштабы и возросший уровень напряженности в среде фанатов, которые вскоре могут повлечь за собой трагические события. А. Илле в своей статье говорит о трёх случаях возникновения фанатских войн: 1) войны между командами, расположенными в одном городе (например, московские «Спартак» и «ЦСКА»). Это объясняется тем, что происходит постоянная борьба за ресурсы, в том числе за человеческие, а также слишком частое столкновение в городе. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2-3 раза в год, а если в одном – то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в с<
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.252 (0.018 с.) |