Глава 4. Футбольные фанаты в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Футбольные фанаты в России.



Фан-движение

Для начала следует определить, что именно понимается под футболь­ным фан - движением и футбольными фанатами. Футбольными фанатами в курсовой работе будет называться часть футбольных болельщиков, придер­живающаяся определенной специфической субкультуры (нормы и ценно­сти, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней. Следовательно, фан - движение – это среда, в рамках которой воспро­изводится специфическая субкультура. [2]

Социальное явление в России, связанное с просмотром самого попу­лярного вида спорта в нашей стране как футбол, (такое явление можно даже назвать футбольным фанатизмом) необходимо изучать с нескольких пози­ций, а футбольных фанатов следует рассмотреть, как обществен­ное движе­ние, как социальную группу и как носителей особой специфи­ческой суб­культуры.

Термин "фан - движение" будет употреблено в двух значениях:

1) как общественное движение, поддерживающее какой-либо конкрет­ный футбольный клуб;

2) как общероссийское фан - движение, объединяющее в себе всех фана­тов, не зависимо от того, какой клуб они поддер­живают и какие отно­шения складываются с фанатами остальных клубов.

Каждое фан- движение состоит из определенного числа сформировав­шихся групп и достаточно большого числа неорганизованных фанатов. Дан­ные группы чаще всего состоят из 15-30 человек, которые выполняют ряд определенных ро­лей и подчиняются нормам, установленным в этой группе. Значительная часть групп обладает своим "уставом", в котором отражены обязанности каждого члена фан - группы. При неисполнении этих обязан­ностей данного члена группы исключают. В действительности эти тре­бова­ния не являются слишком жесткими: если фанат нарушает правила, но находит­ся в хороших взаимоотношениях со всеми членами данной фан - группы, то вряд ли к нему будут применены санкции.

Существу­ет единая для всех российских фан - движений субкультура. Её главная составляющая- специфические практики. Безусловно, каждое конкретное фан- движение, поддерживающее тот или иной российский клуб, обладает своей определенной спецификой, но в конечном счете сво­дится к общей субкультуре футбольного фанатизма.

История становления фан- движения в России.

2.1. 70-е гг. XX века- зарождение фан- движения в СССР.

«В 1972 году на трибуне, заполненной болельщиками московского «Спар­така», появился некто в простеньком красно-белом шарфе. Хотите верьте, хотите — нет, но это стало первым признаком появления фан- культуры в Советском Союзе». [1]

Любителей футбола тогда называли просто болельщиками. Позднее, молодежь стала воспринимать футбол как средство выражения своей инди­видуальности. Стоит отметить, что болельщики в СССР не владели инфор­мацией о том, что из себя представляет фан- культура в других странах.

2.2. 70-80 е гг. XXвека- запрет, антисоветская деятельность.

По началу власть старалась всячески пресекать данный вид деятель­ности, поскольку даже само увлечение футболом в те годы рассматривалось как присутствие в человеке некоего анархистского начала, а КГБ расцени­вало саму идею поддержки как антисоветскую деятельность. [1]

2.3. 80-е гг.- «расцвет».

В 80-е годы с приходом к власти М.С. Горбачёва ситуация претерпела кардинальные изменения: фанаты могли посещать домашние матчи люби­мых команд, не говоря уже о возможности выезда. Тогда же фанаты полу­чили возможность перенимать различные футбольные традиции и подра­жать любой хулиганской фан- культуре. Их выбор пал на Англию. Благодаря именно английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали появ­ляться футбольные песни, речёвки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский фут­бол. Как это ни печально, но одним из последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди советских болельщиков. [1]

2.4. конец 80-х гг.- начинается постсоветский этап. Он делится еще на 2 этапа:

2.4.1. С конца 80-х годов по 1994-1995 годы: накапливание ресур­сов происходит непосредственно в рамках фан - движения. Проводятся попытки издания собственной фан - литера­туры, но т.к. в данный период времени у них практически нет финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрыва­ются. В это же самое время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериори­зация культурных норм и стереотипов.

2.4.2 С 1995 г. по настоящее время: возникают проблемы с моби­лизацией людских ресурсов. Происходит реструктуризация фан - движения. Помимо рекрутирования в рамках фан - дви­жения начинается процесс создания фан - групп и рекрути­рования в рамках фан - групп. Одно из преимуществ форми­рования малочисленных группи­ровок - значительно тесная коммуникация, поэтому подобные образования более жиз­неспособны. Помимо этого, члены малочисленных фан - групп чувствуют себя бо­лее защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан – движений или полиции. Фан - движения обретают некоторые финансовые ресурсы, поскольку зару­чаются поддержкой со стороны руко­водства своих клубов, а также устанавливают систему членских взносов в рамках фан - групп. Но здесь возникает другая проблема: подавляю­щее большинство фанатов не входят в фан – группы, по­скольку в век высоких информа­ционных технологий и систе­ме коммуникации они могут оставаться в курсе всех происходящих событий и принимать участие во многих кол­лективных практиках. [2]

В настоящий момент фан – движение нашей страны увеличилось чис­ленно и территориально. Во всех городах, клубы которых выступают в РФПЛ[1] (реже у клубов первого дивизиона) появляются свои фан - движения. Численность общероссийского фан- движения составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределяется так: "Спартак" (Москва) – около 15 тысяч, "ЦСКА" (Москва) – около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит" (Санкт-Петербург) – 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) – 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) – 2-3 тысячи. Более того, численность фан- движения может расти за счет тех людей, которые пока не принадлежат к фанатам, а являются просто активными болельщи­ками: они следят за играми клуба на стадионе или по телевизору, приобре­тают клубную атрибутику. Следовательно, фан- движение этих команд посте­пенно возрастет на несколько сотен человек, так как определенный процент тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, со временем вой­дет в число футбольных фанатов. [2]

Фан-группы.

Выделяют3 критерия, на основании которых болельщика причисляют к фанатам, и тем самым происходит водораздел между обычными болельщи­ками и фанатами:

1) активное посещение домашних матчей команды;

2) ежегодное совершение нескольких выездов в другие города;

3) знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. [2]

Фан-движение любого клуба может возрасти численно в случае ка­кого-либо футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Яркими приме­рами данного явления слу­жат "Локомотив" (Москва) и "Зенит" (Санкт-Петер­бург). Московский "Ло­комотив" был наименее популярным среди московских команд, но после се­рии успешных выступлений не только в российском первенстве, но и в евро­пейских кубках, число его фанатов и болельщиков резко возросло. Схожая участь выпала и "Зениту": во время выступлений в первой лиге количество болельщиков составляло лишь несколько сотен человек, но с переходом в высшую лигу, где «Зенит» ежегодно находится в числе лидеров, «армия» его фанатов непрерывно растёт. [2]

В определенный момент времени, когда фан- движение достигнет чис­ленности в несколько сотен, а иногда и тысяч человек, возникает физи­ческая трудность с равноценным общением между всеми участниками дви­жения. Поэтому происходит распад на нестандартные фан- группы с наибо­лее активными участниками. Но поскольку большая часть фанатов не вхо­дит в данные группы, предпочитая отправляться на выезды с друзьями или приятелями, то состав участников группы получается неоднородным. От­сюда можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

1) hooligan's (или футбольные хулиганы) - это наиболее активные и даже агрессивные члены фан – движения и насчитывает примерно 20-30, реже 50, человек в фан - группе. Данная группировка претендует на особую роль- элиту группы, что отражается даже в их символике: она носит именной характер. Если же хулиган потеряет свою символику, то последуют незамедлительные санкции, вплоть до исключения. Главной особенностью футбольных хулиганов являются выезды в те города, где находятся враждебные фан- движения, при этом они должны участво­вать во всех драках, которые будут там происходить. Во время драк фа­натам нередко удается заполучить атрибутику враждебного фан- дви­жения, что поспособствует повышению его авторитета в собственном фан- движении.

2) члены фан- групп (численность примерно 20-40 человек) чаще всего объединяются по территориальному принципу (например, один насе­ленный пункт или микрорайон, который считает себя независимым от остального города). Обычно они изготавливают специ­фическую сим­волику и атрибутику, которая отражает не только под­держку опреде­ленного клуба, но и принадлежность к данной фан- группе.

3) «кузьмичи» или неорганизованные фанаты, которые не относятся к фан- группам, но принимают активное участие в деятельности фан- движения (составляют большую часть). Они пользуются обычной сим­воликой клуба, более автономны в отношении выездов и своих дей­ствиях в различных ситуациях.[2]

Проанализировав виды фан- группировок, входящих в фан- движение, необходимо выяснить особенности их формирования и функционирования. Фан - группа обычно состоит из 20-30 человек, чаще всего объединенных по территориальной близости. Чтобы стать членом фан - группы, требуется одобрение от одного или двух членов группировки или фана­тов, облада­ющих авторитетом в фан- движении, но не являющихся чле­нами данной группировки. Почти все фан – группы обладают своим уставом, регламенти­рующим действия фаната: количество выездов в другие города, роль и функ­ции в группировке (организаторская, информационная, управление финан­сами группировки, взаимоотношение группировки с другими группиров­ками и т.д.). Некоторые группировки создают регулярные членские взносы, которые в дальнейшем тратятся на специальную для группировки атрибу­тику, транспа­ранты и т.д.

Таким образом, фан- группа – это достаточно автономное образо­вание внутри фан- движения, в котором сконцентрировано тесное отношение между участниками и активная деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.01 с.)