Особенности футбольного фанатизма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности футбольного фанатизма в России



 

Прежде чем подробно рассматривать явление футбольного фанатизма, необходимо разграничить понятия «футбольный фанат» и «болельщик», что сделать достаточно не просто, ведь даже сами футбольные фанаты не имеют четкого определения этих понятий. Тем ни менее, существуют некоторые критерии, по которым можно определить футбольного фаната: во-первых, фанат должен посещать все домашние матчи команды, за которую болеет, во-вторых, совершать выезды вслед за командой в другие города и в-третьих, он должен быть ознакомлен с субкультурой фанатов и принимать её.

Таким образом, на основании этих критериев можно определить, кого именно можно назвать футбольным фанатом.

Футбольного фаната можно рассматривать под тремя разными углами:

1. Как фаната, принадлежащего к какой-либо определенной группировке, болеющей за определенную команду;

2. Как фаната, не принадлежащего ни к какой из группировок, но готового, в случае чего принять участие в каком-либо массовом фанатском действии;

3. Как представителя общей для всех российских фанатов субкультуры[12].

В данном исследовании футбольные фанаты рассматриваются как болельщики, придерживающиеся определенной субкультуры, принимающие её нормы и ценности, символику и т.д.

Далее следует приступить к рассмотрению истории развития футбольного фанатизма в России.

В России фан-движение, как носитель определенной субкультуры, берет своё начало с 70-х годов XX века, когда первые футбольные фанаты совершали определенный набор практик: выезды вслед за командой, определенное поведение на стадионе и т.д. Так же была выработана определенная символика, сленг, атрибутика. Но футбольный фанатизм тогда не стал массовым из-за сопротивления традиционной культуры общества, которая не принимала отклонений от своих норм и ценностей[13].

Социальные институты советского общества ограничили новое социальное движение численно и территориально. Территориально фан-движение ограничилось только крупными городами, такими как Москва, Санкт-Петербург, Киев и др. По численности же фан-движение не превышало нескольких сотен человек. Но тем ни менее, большинство современных лидеров фанатского движения, начало своё становление именно в это время, что оказало значительную роль в становлении их авторитета.

После распада Советского Союза фан-движение стало значительно расширяться, чему способствовал ряд факторов:

1. Благодаря переходу культуры от монополистического типа к полистилистическому. То есть общество стало в значительно меньшей степени категорично реагировать на различные отклонения от традиционной культуры и практик.

2. Российское общество стало более открыто в информационном плане. Фанатское движение на Западе было бурным и более развитым, но так как западные фанаты не приезжали в Советский Союз и контакты с ними не осуществлялись, то отечественное фан-движение развивалось при полном отсутствии информации о развитии фан-движения в других странах. По мере демократизации общества российские фанаты всё больше знакомились с фан-движением других стран, получая много информации. Это способствовало повышению интереса к фан-движению, как к новому социальному явлению и, как следствие, сделало его более массовым и популярным.

3. Развитию фан-движения в значительной мере поспособствовало развитие других субкультур, представители которых впоследствии присоединялись к фан-движению[14].

В постсоветском этапе развития фан-движения можно выделить два этапа.

Первый этап охватил период примерно с конца 80-х годов до середины 90-х. В это время в рамках фан-движения начала активно создаваться фанатская литература. Но, так как финансовые ресурсы были достаточно ограниченны, производство такой литературы было остановлено. В этот же период происходит адаптация западной фанатской субкультуры к российским условиям, и присвоение отечественными фанатами западных норм, ценностей и стереотипов.

Тем ни менее фан-группировки были всё ещё территориально ограничены в Москве и Санкт-Петербурге, хотя их численность значительно увеличилась.

Второй этап начался 1995 года и продолжается до сих пор. В этот этап фан-движение столкнулось с проблемой мобилизации людских ресурсов. Фан-движение начало реструктурироваться Стали образовываться фан-группы, у которых есть различные преимущества: отношения в таких малочисленных группировках более тесные и сплоченные, что обеспечивает жизнедеятельность группы. Так же члены фан-групп чувствуют себя более защищенными и сплоченными, что помогает им отбиваться от враждебно настроенных полицейских, представителей других групп и от «дедовщины» собственных соратников[15].

Однако, стоит заметить, что в настоящее время большинство футбольных фанатов не принадлежит ни к одной из групп, хотя при этом они так же остаются в рамках фанатской субкультуры. Так как фан-движение в настоящее время уже достаточно развито, то автономность не доставляет им особых проблем. Благодаря средствам массовой информации и Интернет-ресурсам они так же остаются в курсе всех событий в фан-движении и могут участвовать в различных фанатских практиках.

Таким образом, на данный момент фан-движение в России стало достаточно массовым и популярным, оно больше не ограничивается крупными городами, а разрастается по всей стране.

Теперь можно описать современные фан-группы. Так как фан-движение стало явлением массовым, то дружеские отношения между всеми фанатами стали просто невозможными. То есть фан-движение стало неоднородным и делится на три группы.

Первая группа – это футбольные хулиганы. Это наиболее агрессивные и активные члены фан-движения. В фан-движении бывает несколько таких групп, но численность хулиганских группировок невелика – 20-30 человек. Футбольные хулиганы претендуют на роль своеобразной фанатской элиты, что находит отражение даже в их символике. Вся их символика номерная, то есть каждому члену такой группировки приписывается свой номер. За утрату данной символики предъявляются жесткие санкции – фаната даже могут выгнать из группировки. У таких фан-групп самые жесткие требования: члены данных группировок особенно часто должны участвовать в выездах. Особенной популярностью пользуются те города, в которых находится вражеское фан-движение, с представителями которого футбольные хулиганы должны вступить в драку[16].

Вторая группа – это члены фан-групп. Они объединяются, как правило, по территориальному признаку: один микрорайон, поселок и т.п. Они так же немногочисленны – около 20-30 человек. Помимо общей символики присутствует символика и атрибутика конкретно той группы, в которой состоят фанаты[17].

Третья группа фанатов носит название «кузьмичи». Это неорганизованные фанаты, не состоящие ни в каких группировках. Отношение к ним двух предыдущих групп выражает чувство превосходства. Но такие фанаты составляют основную массу любого фан-движения[18].

«Кузьмичи» менее активны, у них нет жестких требований – какие выезды необходимо посещать, что делать в той или иной ситуации. У них нет специальной атрибутики, они пользуются свободно находящейся в продаже атрибутикой клуба. Но так же, они более уязвимы в различных конфликтных ситуациях, чем члены двух предыдущих групп, так как не имеют группу, на которую можно было бы положиться.

Таким образом, фан-группировки имеют иерархичную структуру.

Далее можно подробнее рассмотреть структуру фан-групп и их функционирование.

Фан-группировка состоит из 20-30 человек, объединенных по территориальному месту жительства. Но в такую группу вполне может вступить человек, живущий, например, на другом конце города.

Чтобы вступить в фан-группу, необходима рекомендация одного или двух членов фан-группы, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не принадлежащие к данной группировке.

В почти каждой фан-группировке есть свой устав, который регламентирует основную часть действий футбольного фаната. Обычно устав предписывает какое количество выездов в другие города должен совершать футбольный фанат. Выезды бывают «дальние» и «ближние», хотя количество совершаемых фанатом «дальних» выездов обычно меньше, чем «ближних».

В большинстве фан-группировок каждому фанату приписывается своя социальная роль, нужная для того, чтобы группа могла нормально функционировать. Фанаты выполняют различные функции: организаторскую, управления финансами, информационную, «паблик релейшенз» (то есть поддержка взаимоотношений с другими фан-группировками). Иногда, чтобы занять каждого участника группировки, придумываются различные нелепые функции, что зачастую выглядит комичным.

Периодически члены фан-группировки собираются вместе, чтобы устроить собрание, на котором обсуждаются какие-либо актуальные вопросы, стоящие перед фан-группировкой или всем движением.

Также, в некоторых группировках есть обязательные членские взносы. В других же средства с участников взымаются только в случае необходимости – например, для того чтобы заказать специальную атрибутику[19].

Таким образом, фан-групаа – это автономное образование внутри фан-движения и многие фанаты, зачастую приходят именно в группы, а не в движения.

Теперь, рассмотрев структуру фан-движения, можно перейти к основной проблеме, которую фанаты доставляют обществу. Это, конечно же, «фанатские войны».

Зарубежные футбольные фанаты значительно преуспели в такого рода «войнах». В основном это английские, немецкие и латиноамериканские фанаты. Массовые побоища, устраиваемые фанатами различных клубов и сборных, приводят к десяткам раненных, разгромленным магазинам и даже, иногда, к летальному исходу. Российский фанатизм пока обходился без смертей, но, учитывая общий масштаб разрушений, последствия драк могут быть самыми непредсказуемыми.

Такие «войны», обычно, возникают в трёх случаях.

Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Это обуславливается тем, что фанаты борются за различные ресурсы, а так же тем, что часто сталкиваются. Фанаты тех команд, которые базируются в разных городах, сталкиваются друг с другом 2-3 раза в год, в то время как, команды, базирующиеся в одном городе – почти каждый день. Из-за этого мелкие стычки перерастают в глобальную неприязнь. Например, известные напряженные отношения между римскими «Ромы» и «Лацио», миланских «Интера» и «Милана», и, конечно же, московских «Спартака» и «ЦСКА»[20].

Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране есть города или регионы, соперничающие между собой – либо в силу исторически сложных отношений, либо конкурирующих в какой-либо области общественных отношений. Такие отношения между городами проецируются на футбольные команды и их фанатов, делая команды соперниками, а фанатов – врагами. В качестве примера, можно привести отношения Мадрида и Барселоны, Москвы и Санкт-Петербурга.

В-третьих, когда отношения между фанатами имеют принципиальный характер. Например, когда две команды постоянно сходятся в различных матчах, отношения между фанатами этих команд становятся достаточно напряженными.

В России такие напряженные отношения имеют фанаты «Спартака» и «ЦСКА». Именно эти две группировки являлись самыми многочисленными в 90-е годы, остальные в то время только начинали развиваться. Так в последней массовой драке этих фанатов участвовало от 700 до 1000 человек, и в результате более десятка человек попало в больницу с травмами, а двое были в тяжелом состоянии.

Теоретически существует неписанный кодекс проведения фан-войн, заимствованный из западных аналогов. Во-первых, в драки не должны втягиваться простые болельщики, драться должны только футбольные хулиганы или члены фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности, фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику. Во-вторых, во время драк запрещается использование каких-либо колющих или режущих предметов. Фанаты должны выяснять свои отношения на кулаках, без использования каких-либо подручных средств: палок, кастетов и т.д. В-третьих, запрещается какое-либо сотрудничество с органами правопорядка, запрещается "стучать". Если ты выдаешь кого-нибудь из фанатов, то моментально исключаешься из фан-группировки, так как это навлекает позор на всю группировку, а не только непосредственно на "стукача".

Но на практике эти правила не соблюдаются. Не делается какого-либо различения между просто болельщиками и фанатами. Раз носишь атрибутику, будь готов ответить за это. То же и с драками. Драк только на кулаках практически не бывает. Как минимум фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками, а периодически в драках "всплывает" металлическая арматура, камни, дубины и т.д. Поэтому драки заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями, хотя ни одного летального исхода пока не было.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать некотрые выводы. Во-первых, фанатское движение в России стало культурной исценировкой. Субкультура, изначально возникшая в зарубежных страннах, успешно перенеслась и прижилась в России.

Во-вторых, в субкультуре фан-движения центральную роль играют специфические коллективные практики, создающие то, что называют стилем жизни фаната. Именно это и привлекает большинство участников. Сленг, символика и атрибутика выполняют вспомогательную роль.

В-третьих, субкультура фанатов оппозиционна по отношению к общей культуре общества и имеет довольно значительный потенциал агрессии. Он может значительно увеличиться в будущем за счет развития региональных фан-движений и возникновения связанных с ними потенциальных очагов напряженности, которые повлекут новые "фанатские войны". Потециальная конфликтность может возникнуть и во взаимоотношениях с силами правопорядка, именно таким образом развивались события в странах Западной Европы или Латинской Америки.

В-четвертых, субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, в основном музыкальных, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.

В-пятых, фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться, и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Фанаты уже оказывают определенное внимание, например, на политические выборы. Многие политики уже сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги. Можно вспомнить хотя бы пламенную речь Жириновского перед фанатами на церемонии чествовании московского "Спартака". А если обратиться к примеру Италии, то там влияние футбольных фанатов на органы власти очень велико. Вряд ли мы повторим путь Италии, но то, что футбольные фанаты будут оказывать большее влияние на жизнь общества, это очевидно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.013 с.)