Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субкультуры и стихийная социализацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Влияние субкультуры на стихийную социализацию человека особенно в подростковом и юношеском возрастах очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Однако сразу необходимо отметить, что субкультура влияет на социализацию человека постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него. Чем в большей мере человек соотносит свои ценности и нормы с нормами и ценностями референтной группы — носительницы конкретной субкультуры, тем эффективнее она на него влияет. В зависимости от характера той или иной субкультуры и возраста ее носителей ее влияние на стихийную социализацию человека может быть более или менее обширным. Далее кратко остановимся на некоторых, по-видимому, универсальных аспектах влияния практически любой субкультуры на стихийную социализацию ее носителей. 1. Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на самоосознание и самоопределение ее носителей, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. В зависимости от характера (просоциального, асоциального, антисоциального) и специфики субкультуры это влияние может быть более или менее позитивным или негативным (вплоть до формирования криминальных норм и ценностей и саморазрушительных способов самореализации). 2. Влияние субкультуры на стихийную социализацию связано с тем, что субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе (хотя одновременно и приспособления к нему), т.е. становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на самосознание человека, его самоуважение и самопринятие. Например, в молодежной субкультуре следование моде — один из конституирующих ее признаков. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки, юноши, девушки осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по отношению к взрослым, которые следуют моде менее последовательно. Желание выделиться внешне среди взрослых было свойственно молодежи всегда, не случайно именно она всегда была пионером в потреблении моды. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи — способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». Это обстоятельство очень точно отметил еще в конце 60-х гг. XX в. шестнадцатилетний москвич Алик в письме, опубликованном «Комсомольской правдой»: «Мне кажется, что джинсы или майка с короткими рукавами (мода тех лет. — А. М.) — не просто удобная одежда для нас, еще растущих по 4 —5 сантиметров год. Но это как будто и униформа, как будто мы — игроки одной команды или служащие цирка». В-третьих, следование моде в одежде, как это ни странно, позволяет выделиться среди сверстников, утвердить свою непохожесть на всех, что становится крайне важным в ранней юности. Другое дело, что выделялись по-разному, в зависимости от возможностей. Так, например, в конце 40-х — начале 50-х гг. XX в. тех, кто выделялся неукоснительным следованием моде (а такие материальные возможности имели немногие), называли стилягами. Называли их так и сверстники, среди которых они резко выде лялись, и взрослые. И у тех и у других стиляги вызывали резко отрицательное отношение (хотя параллельно существовала и массовая «малая» мода: так, юноши носили летом сатиновые шаровары с пуговицами у щиколоток, позднее — пиджаки-букле и натянутые до предела хлопчатобумажные тренировочные брюки). В середине 1950-х гг. появляются новые обозначения для выделяющихся костюмом — пижоны (юноши носили брюки-дудочки, туфли на платформе — «на манной каше», пиджаки с «плечами», широченные галстуки с рисунками обезьян, пальм и прочей экзотики). Взрослые относились к ним в основном так же, как и раньше к стилягам. Но среди сверстников отношение к ним было более терпимое (хотя их и преследовали комсомольские оперотряды), да и количество пижонов было больше, чем стиляг. С середины 60-х гг. большая часть молодежи имеет возможность одеваться в соответствии со стандартами моды (хотя, конечно, сохраняются качественные различия). Это стало нормой, признаком молодежной субкультуры. Следование моде в одежде, обладание определенным набором одежды имеет огромное субъективное значение для молодых людей. О том, сколь страстным может быть отношение к модной одежде, свидетельствует внутренний монолог юного немца Эдгара Вибо — героя романа У. Пленцдорфа: «Представляете себе жизнь без джинсов! Самые благородные штаны на свете!.. Джинсы я ни на что на свете не променяю — ну, если не считать самого смака (секса. — А.М.). И, может, музыки... А говорю я про настоящие джинсы, само собой. Сейчас настрочили всякого барахла и все джинсами называют. Тогда уж лучше нагишом ходить. Например, с молнией впереди — это уже не джинсы. Вообще настоящие джинсы бывают только одного фасона. Кто носит настоящие джинсы, тот меня поймет. Хотя, конечно, если кто носит настоящие джинсы, это еще не значит, что он и толк в них знает. Джинсы надо с толком носить. А то натянут и сами не понимают, что у них на ляжках. Терпеть не могу, когда какой-нибудь двадцатипятилетний хрыч втиснет свои окорока в джинсы, да еще на талии стянет. Это уже финиш. Джинсы — набедренные штаны! Это значит, они должны быть узкими и держаться просто за счет трения, иначе они у тебя с бедра сползут. И тут, конечно, нельзя, чтобы бедра были толстые, а уж толстый зад и подавно — тогда они просто в застежке не сойдутся... Вообще, джинсы — это весь человек, а не просто штаны». Субкультура способствует обособлению и благодаря влиянию на стихийную социализацию человека такого ее яркого признака, как жаргон. Жаргон в наибольшей степени позволяет почувствовать принадлежность к своей возрастной, социальной, профессиональной и иным группам, в общении с которыми он выступает как своеобразный пароль, дающий право на фамильярный контакт с их членами. Он воспринимается «как намеренный отказ от соблюдения речевой условности, от этикета, вежливости, словесного благоговения, почтительности, чинопочитания и т.д. Поэтому все такие элементы, если они наличны в достаточном количестве и в намеренной форме, оказывают могущественное влияние на весь контекст, на всю речь: они переводят ее в другой план, ставят ее всю по ту сторону всякой речевой условности. Поэтому такая речь, освободившаяся от власти норм, иерархий и запретов общего языка, превращается как бы в особый язык, в своего рода арго по отношению к официальному языку. Тем самым такая речь создает и особый коллектив — коллектив посвященных в фамильярное общение, коллектив откровенных и вольных в речевом отношении». Особо важную роль жаргон играет в социализации подростков, юношей и девушек. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки, юноши, девушки стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Жаргонные слова и выражения оказывают "прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов" (М.М.Бахтин) носителей молодежной субкультуры в целом, а особенно в рамках автономных юношеских субкультур. Некоторые субкультуры таковы, что обособление их носителей имеет явно негативные последствия. Помимо явно антисоциальных подобное может происходить и в асоциальных субкультурах. Например, это хорошо видно на примере металлистов. Кроме специфического внешнего вида и жаргона им присущ и своеобразный субъективный мир — конкретный, приземленный, в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рассуждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю.Борисов, Л.А.Радзиховский). 3. Еще одна сторона влияния на стихийную социализацию характерна для более оформленных субкультур, которые выполняют по отношению к своим носителям своеобразную психотерапевтическую функцию. В какой-то мере эту функцию можно охарактеризовать словами Э.Эриксона, который считал, что по логике развития личности людям присущи избирательность в общении и жесткость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся социальным происхождением, вкусами или способностями. Такая нетерпимость является защитой для чувства собственной идентичности, от обезличивания и смешения. Субкультура помогает человеку ощутить себя принятым себе подобными и смягчает чувство одиночества или избавляет от него. В то же время вхождение в субкультурную общность позволяет приспосабливаться к социуму не напрямую, а через соответствующий фильтр ценностей, норм, пристрастий. А также обособляться в обществе не индивидуально, а в составе «своих» что психологически комфортнее и поведенчески проще. Наиболее явно психотерапевтические возможности проявляются в подростково-юношеских субкультурах. Особую роль в этом играют жаргон, эстетические пристрастия, фольклор. Так, с помощью жаргона подростки, юноши и девушки компенсируют эмоциональную и «словарную» невозможность выразить свои эмоции, чувства, реакции, переживания. Жаргон дает возможность выражать рвущиеся наружу эмоции, чувства не в общепринятой лексике (она воспринимается как слишком «высокая»), а в низких словах и выражениях, через многозначность многих жаргонизмов и т.д. Другой пример — музыка. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и ритмом музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так важно в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема. Как писал испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка: «Музыка в себе — это страсть и тайна. Слова говорят о человеческом; в музыке выражается то, чего никто не знает, никто не может разъяснить, но что в большей или меньшей степени есть в каждом». Чувственность, разбуженная созреванием, стимулируется музыкой, формируется ею, наконец, частично изживается в ней. Слушание музыки, переживания при этом для одних — «воспоминания о будущем», ощущения, не актуализированные сегодня, не актуализированные вчера, а предвосхищаемая возможность их актуализации в будущем. Для других — это опьяняющее чувство дистанции по отношению к своему сегодня, чувство духовного освобождения, отключения от прозы будней. Для третьих — воспоминания о прошедшем. Наконец — почти всем музыка дает разрядку эмоционального напряжения, яркие телесные переживания, а также создает ощущение коммуникативной легкости, полного слияния с группой. В целом влияние субкультуры на стихийную социализацию молодежи, особенно до границ зрелости, определяется тем, что наличие вариативных субкультур в рамках молодежной субкультуры создает возможность для подростков, юношества, молодежи внешнего и внутреннего диалогов, содержанием которых становятся различные логики и стили мышления, стратегии поведения, стили жизни и пр. В процессе этих диалогов «примеряются», формируются, меняются имидж (созданный костюмом, прической, бижутерией, макияжем, и пр.), поведение (нормы, манеры, походки, позы, жесты и др.) и другие характеристики носителей субкультуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.008 с.) |