Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственные и частные организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Типы организаций Государственные и частные организации объективно можно рассматривать как фактор социализации входящих в них людей, хотя социализация не является функцией этих организаций. Они социализируют своих членов органично в процессе решения тех задач, ради которых эти организации созданы. Многочисленные государственные и частные организации можно сгруппировать в соответствии с задачами, для решения которых они созданы: -производственные — промышленные, сельскохозяйственные и иные предприятия, производящие товары; - производящие информационные технологии; - экономические — финансовые, торговые, посреднические, рекламные, маркетинговые и другие организации; -научные — исследовательские центры, институты, академии и др.; -благотворительные — фонды, общества, попечительские учреждения; - охраны здоровья — медицинские, профилактические, санаторно-курортные учреждения; - культуры — театры, музеи, кинотеатры, филармонии и пр.; -средства массовой коммуникации — редакции газет и журналов, телестудии, киностудии, издательства, радиостанции и др.; - спортивные — стадионы, бассейны, профессиональные спортивные клубы; - государственной власти и управления — законодательные, исполнительные и распорядительные органы федерального, регионального и муниципального уровней, местного самоуправления; -охраны общества и государства — армия, милиция, прокуратура, суд, службы безопасности и др. В качестве микрофактора социализации человека можно рассматривать те организации, в которые он входит непосредственно: воинскую часть, а не армию в целом; завод, а не холдинг, в который он может входить, и т.д. Организации социализация и стихийная Государственные и частные организациивлияют на социализацию граждан как прямо, так и опосредствованно. Прямое влияние идет на членов конкретной организации. Косвенное может оказываться на тех людей, с кем та или иная организация так или иначе связана или сотрудничает, включая помощь воспитательным организациям, помощь нуждающимся в этом людям и группам (фирма — обществу инвалидов, спортивный клуб — жителям микрорайона и пр.). Социализация членов любой организации происходит благодаря действию институционального механизма, а также межличностного и стилизованного (ибо в организации возникает относительно самостоятельная субкультура, а ее члены являются носителями более широких субкультур — профессиональной, возрастной и др.). Государственные и частные организации выполняют определенные функции в процессе социализации, как свойственные любой из них, так и специфические. К универсальным функциям можно отнести нормативно-регулятивную и смыслообразующую (обеспечение самореализации и самоутверждения ее членов). Специфические функции, определяющиеся задачами организации, — профессиональная социализация, гражданская социализация, компенсация, релаксация, коммуникация и др. Эти и другие функции в разных сочетаниях дополняют основные функции социализации, а также частично могут поглощаться одной из них. Социализация членов организации имеет двоякий характер. С одной сторон ы, в ней как в формализованной группе в процессе делового общения человек усваивает и реализует определенные ценности, установки, образцы поведения, соответствующие целям организации. С другой сторо н ы, в любой организации возникает межличностное общение между ее членами и складывается система неформальных отношений, которые также имеют существенное социализирующее значение. Причем в эффективной организации неформальные отношения испытывают на себе существенное нормативно-регламентирующее влияние формализованных отношений. В неэффективной — ситуация может быть обратной. Организация в идеале стремится сформировать из своих членов определенный тип личности, адекватный представлениям руководства и идеологов организации о человеке, наиболее эффективно способном, готовом и подготовленном реализовывать свои функциональные обязанности так, чтобы задачи организации решались оптимальным образом. В зависимости от типа и идеологии (в широком смысле слова) той или иной организации тип потребной ей личности может иметь значительную специфику. В одних случаях — это узкий специалист с ориентацией на рациональный стиль поведения; в других — специалист, обладающий креативным потенциалом; в третьих — специалист «по человеческим отношениям» и т. п. В любой организации происходит стихийная социализация. Ее содержание и характер определяются тем, что принято называть организационной культурой. Это понятие не имеет однозначного толкования. Но в общем виде организационная культура (или культура организации, или субкультура организации) может быть охарактеризована как система коллективных представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых, разделяемых и реализуемых членами организации. Или несколько иначе организационную культуру можно трактовать как своеобразие видения и понимания, сходные способы восприятия и интерпретации мира, сходный образ мыслей, что выражается в специфических образцах поведения. Обе эти трактовки не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга (попутно следует иметь в виду, что есть много иных трактовок). В то же время то что собой представляет конкретная организационная культура, в основном зависит от типа и характера организации и намерений и усилий ее идеологов и руководителей. Эффективность и характер влияния организации на стихийную социализацию конкретного ее члена зависит, очевидно, как от особенностей организационной культуры, так и от индивидуального своеобразия человека, а также от длительности его пребывания в организации и степени ее референтное™ для него. Относительно социально контролируемая социализация в организации Чем более эффективна организация, тем в большей степени в ней происходит и относительно социально контролируемая социализация. Иными словами, в эффективной организации осуществляется социальное воспитание, которое может быть названо корпоративным, производственным или как-то иначе. Но суть от этого не меняется. В эффективных организациях руководство уделяет большое внимание работе с кадрами. Создаются системы обучения и переподготовки кадров. С помощью системы санкций стимулируется самообразование. Все больше организаций уделяют внимание тому, что в социальном воспитании обозначается как организация социального опыта. В частности этому способствуют и привлечение членов организации к решению вопросов ее жизни; и создание специфических символики, атрибутики, традиций повседневного поведения и совместного проведения досуга, различных форм привлечения членов семей к проведению досуга, познавательным, спортивно-развлекательным и тому подобным программам. И наконец, все больше организаций озабочены оказанием индивидуальной помощи в решении проблем своим членам. Этим заняты специалисты по работе с персоналом, а также специально приглашаемые специалисты. Все шире распространяющаяся практика проведения групповых тренингов различного характера, групповых дискуссий и индивидуальных консультаций — типичное проявление осознания необходимости социального воспитания в организациях различного типа. Религиозные организации Религия в России Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В про-цессе секуляризации, т. е. освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти. Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления). Роль религии в социализации человека в СССР даже в 20 — 70-е гг. XX в. нельзя оценивать однозначно. В то время как православие почти утратило в ту пору свое влияние, ислам, который можно рассматривать не только как религию или не просто как религию, но и как образ жизни, в очень большой мере сохранял свои позиции. Немалую роль продолжала играть католическая церковь в Литве, а также различные секты (особенно нелегальные) в различных регионах. В последние десятилетия влияние всех конфессий стало возрастать. Особенно значительный его рост отмечен, начиная с середины 80-х гг., что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе. Интенсивно создаются новые религиоз ные организации, конфессиям возвращаются культовые сооружения, планируется и идет строительство новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов. Главное же то, что резко изменилась социально-психологическая ситуация в обществе. Вместо господствовавших атеизма и без-религиозности появилось массовое стремление называть себя верующими. С одной стороны, религия становится прибежищем разуверившихся в скомпрометированной идеологии, противовесом безнравственности общества, идеей, консолидирующей национальное самосознание. С другой стороны, надо учитывать имеющиеся различия между субъективным признанием себя верующим и реальным исполнением религиозных обрядов. Так, из опрошенных в 2002 г. московских школьников VII, IX, XI классов 74% считали себя верующими различных конфессий. В то же время регулярно соблюдали религиозные обряды лишь 4,7 % опрошенных, еще 8,2 % делали это эпизодически, 25 % участвовали в религиозных праздниках (Ю. М. Евстигнеева). Среди взрослых, называющих себя верующими, удельный вес тех, кто раз в месяц посещает церковь, 6 —7 %; 42 % называющих себя православными никогда не посещали церковную службу, 45 % не читали Библии, а 21 % на вопрос «Верите ли вы в Бога?» ответили «нет» (данные получены в 2002 г. сотрудниками Института Европы РАН). Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут более или менее активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. Успех этой работы определяется тем, сколько удается создать в лоне конфессии религиозных организаций, насколько эффективно они функционируют. Важное значение имеет и развитие религиозного просвещения и образования, которыми занимаются в той или иной степени все конфессии, в том числе и создавая свои учебные заведения различного типа (воскресные школы, центры дополнительного религиозного образования, средние и высшие учебные заведения). Так, по определению Архиерейского собора Русской православной церкви (1994 г.) каждый приход должен иметь воскресную школу, создавать просветительские религиозные кружки. В общецерковную систему религиозного воспитания включаются кроме воскресных школ также православные детские сады, православные негосударственные лицеи и гимназии, богословские институты. Возрождение приходской жизни требует большого числа священнослужителей, способных, готовых и специально подготовленных к ведению соответствующей работы с различными социальными и половозрастными группами населения. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.011 с.) |