Этнос: происхождение, определение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнос: происхождение, определение



Понятие «этнос» не имеет общепризнанных определений. Для того чтобы получить представление о том, что такое этнос, а так­же о том, как феномен этноса возник в ис- тории и существует сейчас, обратимся к соображениям этнолога А. Несветова, который весьма логично и доступно трактует эти сложные вопросы.

Греческое слово этнос обозначает племя, народ, т.е. некую общность людей, объединенных родством (следовательно — внеш­ним сходством), языком и территорией.

Нация —более сложное, более позднее человеческое форми­рование. Она образуется в итоге поэтапного слияния нескольких этносов. Такое слияние — результат периодически возникавших волн миграции целых народов на уже заселенную территорию либо объединения соседних племен под властью могучего монарха или религиозной идеи. Именно так возникло большинство современ­ных европейских наций.

У англичан этнические корни уходят в глубь веков, к кельт­ским туземцам Британских островов — бриттам, к воинственным германским племенам, завоевателям Британии, англам и саксам, а также к легендарным скандинавским мореплавателям, хорошо знакомым нам под именем норманнов, викингов или варягов.

Французы являют собой причудливый коктейль из множества этносов: местных галлов, пришлых германцев — франков, роман­ских народов Римской империи, покоривших Галлию. Любопыт­но, что от первых французы унаследовали национальную симво­лику и традиции, от вторых — название, от третьих — язык.

Похожая ситуация со славяноязычными болгарами — резуль­татом последовательного смешения и взаимной ассимиляции ме­стных фракийцев и пришлых римлян, греков, македонцев, кель­тов, славян, приазовских тюрков — болгар и других племен.

Еще труднее разобраться в происхождении американцев, этни­ческая палитра которых переливается буквально всеми красками мира.

Из сказанного следует очень простая формула: нацию состав­ляет население конкретной страны, объединенное рамками государ­ства и имеющее общий язык, культуру, особенности поведения и мыш­ления, а часто и религию. Выходит, что нацию нужно рассматривать только в одной связке с государством. Так, дети англичанина-эмигранта, родившиеся в Австралии или Канаде, являются по национальной принадлежности австралийцами и канадцами.

Следовательно, любой человек, родившийся, например, в США или Египте, использующий для общения государственный язык и воспринявший культуру страны при помощи семьи, школы, му­зыки, книг и средств массовой коммуникации, является по нацио­нальности, соответственно, американцем или египтянином. При этом не имеет значения, из какой конкретной точки земного шара и каким образом прибыли в страну его близкие и далекие предки. Нелишне добавить, что вышеизложенный теоретический довод давно уже стал гражданской нормой для государств, причисляю­щих себя к цивилизованному миру.

А как обстоят дела с русскими? Этнический состав русских не просто сложен. В XVII — XIX вв. в состав Российской империи раз­ными путями вошло множество европейских и азиатских наро­дов, находящихся до сих пор на различных этапах интеграции в единую нацию. Эти процессы, несмотря на распад СССР, про­должаются и сейчас в связи с активным перемещением огромных масс населения внутри страны. Таким образом, формирование нации еще не закончено, и русские представляют собой постоян­но развивающуюся национальную структуру со всеми свойствен­ными этому проблемами.

Еще в древних летописях рассказы о том, «откуда есть пошла русская земля», принято было начинать с беспокойных, подвиж­ных племен восточных славян (полян, древлян, кривичей, вяти­чей, волынян и других), привольно расселившихся на просторах Русской равнины от Ладоги на севере до Карпат на юго-западе и днепровских порогов на юге, в долинах многочисленных рек.

В южных и юго-восточных районах этой обширной области в этногенез современных русских властно вмешались кочующие по степям северного Причерноморья сменявшие друг друга тюрк­ские племена хазар, печенегов, половцев и многих других.

Спасаясь от разорительных набегов кочевников, славяне все активнее и глубже стали проникать в северо-восточные районы равнины, уже заселенные угро-финскими народами: чудью (чу­хонцами), весью (вепсами), водью, муромой, корелой, мещерой, меря. И дальше — в места проживания зырян, пермяков, печер-цев и других. В результате взаимной ассимиляции всей этой люд­ской массы и родился прочный сплав, названный позже велико­россами.

Формирование нации продолжалось на протяжении всей рус­ской истории. Набирающая силу страна, как губка, впитывала в себя все новые приграничные народы Балтии и Поволжья, степи и северной тундры, Урала и Сибири, а также многочисленных искателей богатства и приключений практически из всех стран Европы. Впитывала их вместе с языком и культурой, религией и традициями, антропологическими особенностями и территорией. Результатом этих длительных и сложных процессов и явилось воз никновение на Евразийском континенте национального образо­вания под названием «русские».

Таким образом, в качестве рабочего определения рассматрива­емого понятия можно принять следующее: этнос —- исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, стабильными особенностями культуры, а также осо­знанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Изучение особенностей, присущих тому или иному этносу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Пси­хологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов, проводившихся с представителями различных этнических групп. Историки и искусствоведы анализируют раз­личные формы культуры, произведения народного творчества и т.п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составля­ющих — биологической и социально-культурной (Г. В. Старо­войтова).

Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетий все нации формировались на своей эт­нической территории. (Наличие такой территории — обязатель­ное условие формирования этноса, но не обязательное условие его сохранения: сейчас многие народы живут в полном или час­тичном рассеянии, образуя диаспору — совокупность представи­телей этноса, живущих в разных странах.) Веками люди адапти­ровались к определенному климату, ландшафту, создавали спе­цифический тип хозяйствования для каждой природной зоны, свой ритм жизни. Кроме того, около 80 % всех браков заключаются внут­ри даже урбанизированных этносов.

В то же время надо иметь в виду, что исследования американ­ского ученого Л.Кавалли-Сфорса позволили ему сделать вывод о том, что нет генетических оснований для деления людей не толь­ко на этносы, но даже на расы. По его данным, наследование цвета кожи и формы лица обусловлено всего полутора десятками генов. В остальном развитие человека определяет генетическое многообразие. Любопытно, что генетическое многообразие внут­ри одного этноса бывает более значительным, чем различия меж­ду отдельными этносами. Двое немцев могут быть генетически более далеки друг от друга, чем они оба — от вьетнамца.

Признание биологической составляющей этнической принад­лежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, нацизмом), лишь констатирует глубин­ные основания этнических различий, но не утверждает преобла­дания этих различий в психике и поведении конкретного совре­менного человека.

В актуальной жизни значительно большую роль играет соци­ально-культурная составляющая психики и поведения людей. При­чем опыт усыновления детей других рас, с другой культурой до­казывает, что социально-культурная составляющая может пере­силить биологическую (М. С. Егорова).

В современных модернизированных странах, повторим еще раз, национальная принадлежность человека в большой мере, а не­редко и главным образом, определяется, с одной стороны, язы­ком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой — она осознается самим челове­ком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации, и, соответственно, ближайшее окружение считает его при­надлежащим к ней.

Соответственно, например, русский — тот, кто идентифици­рует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со стра­ной, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей (Ф.М.Достоевский писал: «Русским нельзя родиться. Русским можно стать». Эти слова при­менимы не только к русским).

То есть нация — явление историко-социально-культурное. Под­черкивая это обстоятельство, крупный философ XX столетия ис­панец Х.Ортега-и-Гассет писал о становлении нации: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспоминания о совер­шенных великих делах и готовность к дальнейшим — вот суще­ственные условия создания нации... Позади — наследие славы и раскаяние, впереди — общая программа действий».

Многочисленные исследования показывают, что каждый эт­нос имеет специфические черты, которые сформировались в те­чение веков под влиянием природно-климатических, историчес­ких, экономических, социальных, религиозных и иных обстоя­тельств. Однако необходимо помнить, что под этническими осо­бенностями подразумевается система свойств не отдельного ин­дивида, а многочисленной группы — этноса.

В связи с этим этнические особенности как фактор социализа­ции человека на протяжении его жизненного пути, с одной сто­роны, нельзя игнорировать, а с другой — не следует и абсолюти­зировать их роль и влияние, имея в виду как этническую группу в целом, так и, особенно, отдельного человека. «Национальные чер ты нельзя преувеличивать, — отмечает Д. С.Лихачев, — делать их исключительными, национальные особенности — это только не­которые акценты, а не качества, отсутствующие у других».

Сделав эту важнейшую оговорку, рассмотрим некоторые сторо­ны влияния этнокультурных условий на социализацию человека.

Различия в том, как реально осуществляется социализация в том или ином этносе, связаны с теми особенностями, которые можно объединить в две группы — витальные (буквально — жиз­ненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фун­даментальные духовные свойства).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)