Социально контролируемой социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально контролируемой социализации



В общем виде развитие и формированиекоммуникативной культуры человека предполагают:

- развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации;

- помощь в овладении средствами коммуникации;

- формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;

- развитие и формирование коммуникативных умений.

В первую очередь речь идет о развитии психологических свойств, которые необходимы человеку для эффективного и приносящего субъективное удовлетворение участия в коммуникативном про­цессе.

Это, прежде всего, потребность в общении, которая в норме присуща каждому, но мера ее развитости различна в связи с по­ловыми, социокультурными, этноконфессиональными, возраст­ными, характерологическими особенностями человека. Учитывая влияние на степень ее развитости всех этих детерминант, необхо­димо, как правило, вести специальную работу и создавать усло­вия для развития общительности, т.е. добиваться того, что­бы человек стремился не только просто удовлетворять свою по­требность в контактах с людьми, но и испытывал нужду в глубо­ком эмоциональном, содержательном общении, общении — об­мене духовными и эмоциональными ценностями.

Однако даже высокоразвитая потребность в общении может удов­летворяться лишь тогда, когда человек обладает эмпатией, кото­рую также необходимо развивать уже у школьников. Эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их пережива­ния, мысли, чувства — проявляется в сопереживании и/или со­чувствии. В идеале важны оба проявления, но, как минимум, не­обходимо наличие хотя бы сочувствия (а к нему способны дети, начиная с весьма раннего возраста).

Относительно развитая эмпатия позволяет человеку правильно воспринимать окружающих людей: хотя бы в общем виде опреде­лять характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия и, исходя из этого, искать адекватный стиль и тон общения в каждом конкретном случае. Ведь совершенно ясно, что одни и те же жесты, слова не вполне уместны в разговоре с человеком возбужденным и спокойным, настроенным доброжелательно или враждебно и т.д.

Развитие и общительности, и эмпатии, и любых других свойств субъекта коммуникации становится реальным и эффективным лишь втом случае, если человек обладает развитой рефлексией, т.е. готовностью к самоанализу и его навыками.

Развивая рефлексию как компонент коммуникативной культу­ры, важно особое внимание уделять, с одной стороны, умению человека критично относиться к себе, а с другой — принимать себя как личность, которую он может сам совершенствовать (в определенных пределах и в необходимых направлениях).

Рефлексия — предпосылка способности к саморегуляции, которая совершенно необходима в повседневном взаимодействии с людьми и поэтому может рассматриваться как составляющая коммуникативной культуры человека.

Коммуникативная культура включает в себя наряду с рядом развитых психологических свойств развитость определенных осо­бенностей мышления. В процессе развития мышления, согласно взглядам современных психологов, за стадией решения проблем (которой заканчивается модель развития интеллекта, разработан­ная Ж.Пиаже) следует стадия, характеризующаяся способностью человека находить и ставить проблемы. Свойства этой стадии — нестандартный подход к уже известным проблемам, умение вклю­чать частные проблемы в общие и др. Эти свойства тесно связаны с развитостью у человека таких особенностей мышления, как от­крытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность ассоциативного ряда и развитость внут­реннего плана действий. Как показывают исследования, умение видеть и ставить проблемы крайне важно для развития творческо­го подхода человека к процессу коммуникации.

Коммуникативная культура предполагает сформированность у человека определенных социальных установок: отношения к парт­нерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; интереса к самому процессу обще­ния и сотрудничества, а не только к его результату; понимания сотрудничества, общения как диалога, требующего умения слу­шать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпи­мость к идеям и к недостаткам партнера.

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуни­кации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации в первую очередь относится речь. Свобода владения речью зависит от обширности словарного запаса; об­разности и правильности речи; точного восприятия устного сло­ва и точной передачи идей партнеров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; корректной постанов­ки вопросов; краткости и точности формулировок ответов на вопросы партнеров; логичности построения и изложения выска­зывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у человека не вырабатываются та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, в дружес­ких компаниях. Более того, уже в младших классах плохое владе­ние речью ведет к неуспеваемости и вслед за ней к школьной и социальной дезадаптации. В более старших возрастах оно резко ограничивает использование потенциальных возможностей обще­ния с людьми более высокого уровня общей культуры.

К средствам коммуникации, как уже говорилось выше, отно­сятся как дополняющие речь паралингвистические элементы, так и кинесический язык. Использование и первых, и второго опре­деляется не только этноконфессиональными, половозрастными, индивидуальными особенностями человека, но и тем уровнем коммуникативной культуры, которого он достиг в процессе сти­хийной социализации, самоизменения и, безусловно, воспита­ния (относительно социально контролируемой социализации).

В последнее десятилетие все большее значение приобретает компьютер как средство коммуникации. Владение компьютером хотя бы на уровне пользователя все в большей мере становится одним из условий эффективного участия в социальной жизни. О нем речь пойдет в дальнейшем.

Важнейшим компонентом коммуникативной культуры можно считать развитость или сформированность у человека коммуника­тивных умений. К ним в первую очередь можно отнести следую­щие: умение устанавливать контакты в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнера­ми; умение создать ситуацию сотрудничества или общения с кон­кретными людьми; умение найти темы для разговора в различных случаях; умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллек­тивном сотрудничестве.

В целом человек с достаточно развитой коммуникативной куль­турой оказывается в состоянии творчески относиться к тем раз­нообразным ситуациям делового и эмоционального общения, с которыми он встречается. Творческое отношение в данном случае реализуется в том, что человек может: использовать известные ему знания, умения, варианты решения, приемы общения в но­вой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее спецификой; находить решение коммуникативной задачи в той или иной ситуации, комбинируя уже известные идеи, зна­ния, приемы и т.д.; создавать новые для него способы и приемы, необходимые для общения в каждом конкретном случае.

Важно, чтобы человек владел умением общаться в различных ситуациях (серьезная беседа предполагает одни требования, «треп» во время отдыха в компании — другие, в гостях, на празднике — третьи), с людьми разного возраста и различной меры близости (родители, учителя, знакомые, приятели, сослуживцы, друзья, любимый, -ая).

Не менее важно умение сотрудничать в различных видах дея­тельности. Например, обсуждать проблемы с группой однокласс­ников, коллег по работе, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время различных собра­ний, конференций и пр. Для этого надо уметь сотрудничать, со­средоточиваться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество в конкретном случае, выслушивать, понимать и воспринимать различные точки зрения, принимать их или так­тично и аргументированно дополнять или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения и т.д.

Все, о чем шла речь выше, относится к тому, что включает в себя коммуникативная культура человека. Отдельный вопрос — как эту культуру формировать и развивать. За последние 15 лет наработано довольно много методик, которые доступны практи­чески любому, нуждающемуся в них (хотя и белых пятен предос­таточно). Но все методики ничего не дадут, если не будет реализо­ван принцип биологичности воспитания.

Принцип диалогичное™ предполагает, что духовно-ценност­ная ориентация человека, а также в большой мере его развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценно­стями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных и иных организаций.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эф­фективными, способствуя позитивной социализации человека, если:

- воспитатели стремятся придать диалогический характер свое­му взаимодействию с воспитуемыми;

- в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

- содержание и формы организации жизнедеятельности, а так­же элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа.

Диалогичность не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемым, ибо у них в силу возрастных и статусных различий неодинаков жизненный опыт, а также асимметричны их со­циальные позиции.

Но диалогичность требует искренности, толерантности, вза­имного уважения и принятия.

Диалогичность — основа эффективной межличностной ком­муникации. Это связано в том числе и с тем обстоятельством, которое кратко обозначил актер, режиссер и драматург Б.Брехт: «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.007 с.)