Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально контролируемой социализацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В общем виде развитие и формированиекоммуникативной культуры человека предполагают: - развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации; - помощь в овладении средствами коммуникации; - формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения; - развитие и формирование коммуникативных умений. В первую очередь речь идет о развитии психологических свойств, которые необходимы человеку для эффективного и приносящего субъективное удовлетворение участия в коммуникативном процессе. Это, прежде всего, потребность в общении, которая в норме присуща каждому, но мера ее развитости различна в связи с половыми, социокультурными, этноконфессиональными, возрастными, характерологическими особенностями человека. Учитывая влияние на степень ее развитости всех этих детерминант, необходимо, как правило, вести специальную работу и создавать условия для развития общительности, т.е. добиваться того, чтобы человек стремился не только просто удовлетворять свою потребность в контактах с людьми, но и испытывал нужду в глубоком эмоциональном, содержательном общении, общении — обмене духовными и эмоциональными ценностями. Однако даже высокоразвитая потребность в общении может удовлетворяться лишь тогда, когда человек обладает эмпатией, которую также необходимо развивать уже у школьников. Эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства — проявляется в сопереживании и/или сочувствии. В идеале важны оба проявления, но, как минимум, необходимо наличие хотя бы сочувствия (а к нему способны дети, начиная с весьма раннего возраста). Относительно развитая эмпатия позволяет человеку правильно воспринимать окружающих людей: хотя бы в общем виде определять характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия и, исходя из этого, искать адекватный стиль и тон общения в каждом конкретном случае. Ведь совершенно ясно, что одни и те же жесты, слова не вполне уместны в разговоре с человеком возбужденным и спокойным, настроенным доброжелательно или враждебно и т.д. Развитие и общительности, и эмпатии, и любых других свойств субъекта коммуникации становится реальным и эффективным лишь втом случае, если человек обладает развитой рефлексией, т.е. готовностью к самоанализу и его навыками. Развивая рефлексию как компонент коммуникативной культуры, важно особое внимание уделять, с одной стороны, умению человека критично относиться к себе, а с другой — принимать себя как личность, которую он может сам совершенствовать (в определенных пределах и в необходимых направлениях). Рефлексия — предпосылка способности к саморегуляции, которая совершенно необходима в повседневном взаимодействии с людьми и поэтому может рассматриваться как составляющая коммуникативной культуры человека. Коммуникативная культура включает в себя наряду с рядом развитых психологических свойств развитость определенных особенностей мышления. В процессе развития мышления, согласно взглядам современных психологов, за стадией решения проблем (которой заканчивается модель развития интеллекта, разработанная Ж.Пиаже) следует стадия, характеризующаяся способностью человека находить и ставить проблемы. Свойства этой стадии — нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в общие и др. Эти свойства тесно связаны с развитостью у человека таких особенностей мышления, как открытость (т.е. умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность ассоциативного ряда и развитость внутреннего плана действий. Как показывают исследования, умение видеть и ставить проблемы крайне важно для развития творческого подхода человека к процессу коммуникации. Коммуникативная культура предполагает сформированность у человека определенных социальных установок: отношения к партнерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия; интереса к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату; понимания сотрудничества, общения как диалога, требующего умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость к идеям и к недостаткам партнера. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации в первую очередь относится речь. Свобода владения речью зависит от обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнеров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; корректной постановки вопросов; краткости и точности формулировок ответов на вопросы партнеров; логичности построения и изложения высказывания. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у человека не вырабатываются та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, в дружеских компаниях. Более того, уже в младших классах плохое владение речью ведет к неуспеваемости и вслед за ней к школьной и социальной дезадаптации. В более старших возрастах оно резко ограничивает использование потенциальных возможностей общения с людьми более высокого уровня общей культуры. К средствам коммуникации, как уже говорилось выше, относятся как дополняющие речь паралингвистические элементы, так и кинесический язык. Использование и первых, и второго определяется не только этноконфессиональными, половозрастными, индивидуальными особенностями человека, но и тем уровнем коммуникативной культуры, которого он достиг в процессе стихийной социализации, самоизменения и, безусловно, воспитания (относительно социально контролируемой социализации). В последнее десятилетие все большее значение приобретает компьютер как средство коммуникации. Владение компьютером хотя бы на уровне пользователя все в большей мере становится одним из условий эффективного участия в социальной жизни. О нем речь пойдет в дальнейшем. Важнейшим компонентом коммуникативной культуры можно считать развитость или сформированность у человека коммуникативных умений. К ним в первую очередь можно отнести следующие: умение устанавливать контакты в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнерами; умение создать ситуацию сотрудничества или общения с конкретными людьми; умение найти темы для разговора в различных случаях; умение выбрать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве. В целом человек с достаточно развитой коммуникативной культурой оказывается в состоянии творчески относиться к тем разнообразным ситуациям делового и эмоционального общения, с которыми он встречается. Творческое отношение в данном случае реализуется в том, что человек может: использовать известные ему знания, умения, варианты решения, приемы общения в новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее спецификой; находить решение коммуникативной задачи в той или иной ситуации, комбинируя уже известные идеи, знания, приемы и т.д.; создавать новые для него способы и приемы, необходимые для общения в каждом конкретном случае. Важно, чтобы человек владел умением общаться в различных ситуациях (серьезная беседа предполагает одни требования, «треп» во время отдыха в компании — другие, в гостях, на празднике — третьи), с людьми разного возраста и различной меры близости (родители, учителя, знакомые, приятели, сослуживцы, друзья, любимый, -ая). Не менее важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Например, обсуждать проблемы с группой одноклассников, коллег по работе, координировать усилия с партнерами в практических делах, решать вопросы во время различных собраний, конференций и пр. Для этого надо уметь сотрудничать, сосредоточиваться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество в конкретном случае, выслушивать, понимать и воспринимать различные точки зрения, принимать их или тактично и аргументированно дополнять или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения и т.д. Все, о чем шла речь выше, относится к тому, что включает в себя коммуникативная культура человека. Отдельный вопрос — как эту культуру формировать и развивать. За последние 15 лет наработано довольно много методик, которые доступны практически любому, нуждающемуся в них (хотя и белых пятен предостаточно). Но все методики ничего не дадут, если не будет реализован принцип биологичности воспитания. Принцип диалогичное™ предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека, а также в большой мере его развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных и иных организаций. Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эффективными, способствуя позитивной социализации человека, если: - воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми; - в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера; - содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа. Диалогичность не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемым, ибо у них в силу возрастных и статусных различий неодинаков жизненный опыт, а также асимметричны их социальные позиции. Но диалогичность требует искренности, толерантности, взаимного уважения и принятия. Диалогичность — основа эффективной межличностной коммуникации. Это связано в том числе и с тем обстоятельством, которое кратко обозначил актер, режиссер и драматург Б.Брехт: «Я возникаю, спрашивая и отвечая, из вопроса и ответа».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.009 с.) |