Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и относительно социально контролируемая социализацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство осуществляет более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации,имеющие своими функциями воспитаниеопределенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных организаций. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем, государство его совершенствует. Это осуществляется с помощью формулирования его задач и определения содержания, развития его материальной базы, поиска оптимальных форм управления и координации деятельности различных воспитательных организаций, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д. К середине XX в. в наиболее развитых странах государство стало уделять все большее внимание относительно социально контролируемой социализации не только подрастающих поколений, но и молодежи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных организаций стали профессиональная подготовка и переподготовка молодежи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп риска, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения; а также условий для повышения культурного уровня всех слоев населения и т.д. Для эффективной реализации относительно социально контролируемой социализации своих граждан государство вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания. Государственная политика в сфере воспитания — определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые и достаточные благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации граждан в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества. Государственная система воспитания — совокупность организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательных задач, поставленных государством. Она включает в себя три уровня — федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный. Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций: -учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т.д.); -учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности; -организации, занимающиеся социально-культурными и другими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношества, взрослых; -учреждения для детей, подростков, юношей и девушек с существенно ослабленным здоровьем; -учреждения для детей, подростков, юношей и девушек, взрослых с психосоматическими и/или социальными отклонениями и/или дефектами; - организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией. Стечением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением и социально-экономических, и культурных потребностей общества, меняются их роли и значение в системе воспитания. Меняется и государственная политика в сфере воспитания, ибо меняются страна, этнос, общество, государство. На это еще в XVIII столетии обратил внимание французский просветитель Клод-Адриан Гельвеций: «В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе».
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие предположения о влиянии Космоса па человеческое сообщество высказывали отечественные ученые? 2. В чем проявляется глобализация условий социализации? 3. В чем проявляется глобальная дифференциация условий социализации? 4. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации? 5. Назовите основные аспекты влияния на социализацию менталитета этноса. 6. Что такое имплицитные теории личности и воспитания? 7. Какие особенности свойственны тендерной, возрастной и социальной структурам современного российского общества? 8. Как влияет государство на относительно направляемую социализацию человека? 9. Что представляют собой государственная политика в сфере воспитания и государственная система воспитания?
Вопросы и задания для обсуждения 1. Космос как мсгафактор социализации — это утопия или непознанная реальность? 2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации человека? 3. Как понимать определение «страна — рамка социализации»? 4. На конкретных примерах покажите глубинный характер влияния менталитета этноса на социализацию человека в различные возрастные периоды. 5. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека. 6. На примере бытового межэтнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека. 7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с его изменением (на примере своего города). 8. Как отражаются современные реалии российского общества на межпоколенных отношениях в регионе проживания студентов? 9. Как влияет идеологический плюрализм на социализацию конкретных номинальных групп в регионе проживания студентов? 10. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания в регионе проживания студентов. 11. Проанализируйте проблемы системы воспитания, возникшие в связи с изменениями в обществе и в государственной политике.
Темы для углубленного изучения 1. Космос и человек как микрокосм. 2. Глобальные конфликты, перспективы их обострения и разрешения — их влияние на мир. 3. Идеи русского космизма и социализация человека. 4. Роль национального языка в процессе социализации. 5. Социальная структура общества и ее особенности в регионе проживания студентов. 6. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации. 7. Государственная политика как регулятор социализации.
Литература для самостоятельной работы Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. - М., 2000. - С. 52-74. Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: Социализация или девиация? // СОЦИС. - 2001. - № 9. - С. 68-76. Гозман Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов н/Д, 1996.-С. 75-83. Кемеров В. Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. — М., 2001.-С. 392-408. Комаров М. С. Введение в социологию. — М., 1994. — С. 67 — 77; 157 — 194; 234-272. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 2003. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 3. — С. 73 — 87. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 138 — 175; 233-238. Самсонова 7'. Я. Политическая социализация российских школьников: Достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания - 2001. - № 2. - С. 176- 189. Смелзер Н. Социология. - М, 1994. - С. 70-94; 304-390; 493-521. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 18-33; 160-167; 186-189; 203-208.
ГЛАВА 3 МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Регионы О понятии «регион» Регион — часть страны, представляющая собой относительно целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием. Условно можно выделить регионы двух видов — географические и административные. Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий — географических регионов. Они могут быть сравнительно небольшими: например, Ломбардия или Тоскана в Италии; Курземе, Видземе, Лат-галия в Латвии; а могут быть довольно обширными, например Техас, Средний Запад — в США. В России принято выделять следующие географические регионы: Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Регионы отличаются друг от друга не только географическим положением, но и природно-климатическими условиями, характером экономики, демографическими особенностями населения, культурными традициями и рядом других характеристик. Регион — это географическое пространство, на котором происходит стихийная социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) культурных богатств и т.д. В современной России понятие «регион» получило и более узкое толкование. Этим термином принято обозначать административные единицы, образующие Российскую Федерацию, — республики, края, области, национальные округа. Это так называемые субъекты Федерации, обладающие относительной административной автономией; имеющие региональные органы законодательной, исполнительной и судебной властей; располагающие собственными бюджетами, формирующимися как за счет региональных доходов, так и помощи федерального бюджета; реализующие более или менее осмысленную и последовательную политику — социальную, экономическую, культурную и др. Административный регион — субъект Федерации — влияет не только на стихийную, но и на относительно направляемую и относительно социально контролируемую социализацию жителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.011 с.) |