Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и относительно социально контролируемая социализация

Поиск

Государство осуществляет более или менее эффективную относительно социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации,имеющие своими функциями воспитаниеопределенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

Наиболее последовательно государство влияет на социализа­цию подрастающих поколений через создание специальной сис­темы воспитательных организаций. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало че­ловека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем, государство его совер­шенствует. Это осуществляется с помощью формулирования его задач и определения содержания, развития его материальной базы, поиска оптимальных форм управления и координации деятельно­сти различных воспитательных организаций, подготовки и пере­подготовки педагогических кадров и т.д.

К середине XX в. в наиболее развитых странах государство ста­ло уделять все большее внимание относительно социально конт­ролируемой социализации не только подрастающих поколений, но и молодежи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных организаций стали профессиональная подготовка и переподготовка молодежи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп рис­ка, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения; а также условий для повышения культур­ного уровня всех слоев населения и т.д.

Для эффективной реализации относительно социально конт­ролируемой социализации своих граждан государство вырабаты­вает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания — определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законода­тельства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных ини­циатив, что в совокупности должно создать необходимые и доста­точные благоприятные условия для развития и духовно-ценност­ной ориентации граждан в соответствии с позитивными интере­сами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания — совокупность органи­заций, деятельность которых направлена на реализацию воспита­тельных задач, поставленных государством. Она включает в себя три уровня — федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

-учебно-воспитательные учреждения различного типа (детса­ды, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимна­зии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т.д.);

-учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;

-организации, занимающиеся социально-культурными и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и груп­повой опекой детей, подростков, юношества, взрослых;

-учреждения для детей, подростков, юношей и девушек с су­щественно ослабленным здоровьем;

-учреждения для детей, подростков, юношей и девушек, взрос­лых с психосоматическими и/или социальными отклонениями и/или дефектами;

- организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

Стечением времени увеличивается многообразие воспитатель­ных организаций в связи с усложнением и социально-экономи­ческих, и культурных потребностей общества, меняются их роли и значение в системе воспитания.

Меняется и государственная политика в сфере воспитания, ибо меняются страна, этнос, общество, государство. На это еще в XVIII столетии обратил внимание французский просветитель Клод-Адриан Гельвеций: «В каждой стране искусство формиро­вать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие предположения о влиянии Космоса па человеческое сообще­ство высказывали отечественные ученые?

2. В чем проявляется глобализация условий социализации?

3. В чем проявляется глобальная дифференциация условий социализа­ции?

4. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

5. Назовите основные аспекты влияния на социализацию менталитета этноса.

6. Что такое имплицитные теории личности и воспитания?

7. Какие особенности свойственны тендерной, возрастной и социаль­ной структурам современного российского общества?

8. Как влияет государство на относительно направляемую социализа­цию человека?

9. Что представляют собой государственная политика в сфере воспи­тания и государственная система воспитания?

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Космос как мсгафактор социализации — это утопия или непознан­ная реальность?

2. Как сказываются глобальные процессы и проблемы на социализа­ции человека?

3. Как понимать определение «страна — рамка социализации»?

4. На конкретных примерах покажите глубинный характер влияния менталитета этноса на социализацию человека в различные возрастные периоды.

5. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влия­ние на социализацию человека.

6. На примере бытового межэтнического конфликта покажите роль этноса в социализации человека.

7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном россий­ском обществе в связи с его изменением (на примере своего города).

8. Как отражаются современные реалии российского общества на меж­поколенных отношениях в регионе проживания студентов?

9. Как влияет идеологический плюрализм на социализацию конкрет­ных номинальных групп в регионе проживания студентов?

10. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций лич­ности и воспитания в регионе проживания студентов.

11. Проанализируйте проблемы системы воспитания, возникшие в связи с изменениями в обществе и в государственной политике.

 

Темы для углубленного изучения

1. Космос и человек как микрокосм.

2. Глобальные конфликты, перспективы их обострения и разреше­ния — их влияние на мир.

3. Идеи русского космизма и социализация человека.

4. Роль национального языка в процессе социализации.

5. Социальная структура общества и ее особенности в регионе прожи­вания студентов.

6. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.

7. Государственная политика как регулятор социализации.

 

Литература для самостоятельной работы

Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подрост­ка. - М., 2000. - С. 52-74.

Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: Социализация или девиация? // СОЦИС. - 2001. - № 9. - С. 68-76.

Гозман Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов н/Д, 1996.-С. 75-83.

Кемеров В. Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. — М., 2001.-С. 392-408.

Комаров М. С. Введение в социологию. — М., 1994. — С. 67 — 77; 157 — 194; 234-272.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 2003.

Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Пси­хологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 3. — С. 73 — 87.

Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 138 — 175; 233-238.

Самсонова 7'. Я. Политическая социализация российских школьников: Достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные зна­ния - 2001. - № 2. - С. 176- 189.

Смелзер Н. Социология. - М, 1994. - С. 70-94; 304-390; 493-521.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 18-33; 160-167; 186-189; 203-208.

 

 

ГЛАВА 3

МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Регионы

О понятии «регион»

Регион — часть страны, представляющая собой относительно целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием.

Условно можно выделить регионы двух ви­дов — географические и административные.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой сово­купность различающихся между собой территорий — географиче­ских регионов. Они могут быть сравнительно небольшими: напри­мер, Ломбардия или Тоскана в Италии; Курземе, Видземе, Лат-галия в Латвии; а могут быть довольно обширными, например Техас, Средний Запад — в США.

В России принято выделять следующие географические регио­ны: Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибир­ский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

Регионы отличаются друг от друга не только географическим положением, но и природно-климатическими условиями, харак­тером экономики, демографическими особенностями населения, культурными традициями и рядом других характеристик.

Регион — это географическое пространство, на котором про­исходит стихийная социализация человека, формирование, со­хранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и разви­тие (или наоборот) культурных богатств и т.д.

В современной России понятие «регион» получило и более уз­кое толкование. Этим термином принято обозначать администра­тивные единицы, образующие Российскую Федерацию, — рес­публики, края, области, национальные округа. Это так называе­мые субъекты Федерации, обладающие относительной админист­ративной автономией; имеющие региональные органы законода­тельной, исполнительной и судебной властей; располагающие собственными бюджетами, формирующимися как за счет региональ­ных доходов, так и помощи федерального бюджета; реализующие более или менее осмысленную и последовательную политику — социальную, экономическую, культурную и др.

Административный регион — субъект Федерации — влияет не только на стихийную, но и на относительно направляемую и от­носительно социально контролируемую социализацию жителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.01 с.)