Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как субъект социализации

Поиск

Человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающим социальные и культур­ные нормы и ценности в единстве с реализацией своей активно­сти, позитивным самоизменением и самореализацией в обществе. Одним из первых на это обратил внимание американский уче­ный, создатель направления символического интеракционизма Дж. Г. Мид. Активная роль самого человека в процессе социализа­ции, по Дж. Г.Миду, связана с тем, что и общество, и социаль­ного индивида конституирует (в данном случае — формирует ос­новы) совокупность межиндивидных взаимодействий (интерак­ций).

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, от успешности решения которых зависит его развитие. (Эта идея была предложена американским ученым Э.Эриксоном.)

Для решения возрастных задач человек более или менее осо­знанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствую­щие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъек­тивность (индивидуальное своеобразие).

В большой мере условно можно выделить три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе со­циализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачидостижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо:

- достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет;

-усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и по-лоролевым поведением;

-развить и/или реализовать физические и сексуальные задатки;

- вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздо­ровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием);

- перестраивать самоотношение, отношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные разли­чия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женствен­ности в различных этносах, возрастных и социальных группах и т.д.). То, как решаются эти задачи, может более или менее суще­ственно влиять на поведение и психику человека.

Так, завершение физического развития и полового созревания приводит к большим изменениям в облике юношей и девушек (а зачастую и уже старших подростков), что привлекает их особое внимание к образу своего физического Я. Юноши и девушки вни­мательно и придирчиво изучают свою внешность — лицо, тело, посвящая этому занятию порой многие часы, — и далеко не все­гда остаются удовлетворенными результатами такого изучения. Сравнивая себя со сверстниками, с героями кино и телеэкрана, они могут обнаруживать действительные или мнимые несовер­шенства своего физического облика. И в том и в другом случае у них возникают определенные переживания, порой принимающие болезненный характер, которые у одних приводят к стремлению самосовершенствоваться, к занятиям физкультурой и спортом, у других — к бездеятельной подавленности и понижению жизнен­ного тонуса.

Опасность неадекватного осознания своего физического.^до­вольно велика. Она влечет за собой либо завышенные, либо зани­женные притязания в сфере взаимоотношений с лицами проти­воположного пола, что в свою очередь может иметь далеко иду­щие последствия, вплоть до влияния на успешность или неус­пешность решения проблемы создания семьи в будущем.

Осознание физического Я обостряет внимание к состоянию здоровья: стремление укрепить здоровье, закаливание свойствен­ны многим подросткам, юношам, девушкам. В то же время встре­чаются нередко случаи стремления болезненно заботиться о сво­ем здоровье, беречь себя от перегрузок и т.п. Как правило, оба эти стремления сочетаются друг с другом и одновременно ужи­ваются с бесшабашным отношением к собственной безопасно­сти.

По данным американских исследователей, в подростковом, раннем юношеском и в юношеском возрасте успешность решения естественно-культурных задач существенно влияет на социально-психологический статус человека. Во-первых, относительная зре­лость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответ­ствующие физические способности и возможности. Во-вторых, зрелость и внешность в этом возрасте, как ни в каких других, — социальная ценность для самого человека и его сверстников. В-третьих, зрелость и внешность в этом возрасте играют особо важную роль в оформлении «образа Я».

Социально-культурные задачипознавательные, морально-нрав­ственные, ценностно-смысловые — специфичны для каждого возра­стного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в це­лом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жиз­ни общества. От человека в соответствии с его возрастными воз­можностями ждут приобщенности к определенному уровню об­щественной культуры, владения некоторой суммой знаний, уме­ний, навыков, определенного уровня сформированности ценно­стей.

Например, от успешности решения ряда социально-культур­ных задач, по-видимому, зависит интеллектуальное развитие в детстве, отрочестве, юности. На этих этапах, по данным амери­канских ученых, интеллектуальные способности (легкость счета, быстрота восприятия, вербальные способности, индуктивное и дедуктивное мышление и т.д.) дифференцируются. У мальчиков эта дифференциация начинается раньше и выражена резче, чем у девочек. До 14 лет девочки в среднем опережают мальчиков по большинству тестов. К 16 годам различия в развитии уменьшают­ся, и заметно. К 19 годам девушки превосходят юношей лишь в скорости восприятия и вербальных способностях. По большин­ству других тестов юноши их обгоняют.

На старших возрастных этапах перед человеком стоят социаль­но-культурные задачи, связанные с его участием в семейной жиз­ни, в производственно-экономической деятельности и т.д. Успеш­ностью решения этих задач определяет, чего и как достиг человек в своей профессиональной карьере, удовлетворен ли он своим социальным статусом. Важную роль играет и то, как человек ис­полняет свои семейные роли: благополучна ли его супружеская жизнь, дал ли он обществу новых членов, родив и воспитав детей. Наконец, важная задача — нахождение способов преодоления трудностей и неудач на работе, в семье и др.

Социально-культурные задачи имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства. С другой — задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. При­чем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, тот и дру­гой слои могут не осознаваться человеком или осознаваться час­тично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологические задачи — это становление самосо­знания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перс­пективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, нали­чие относительно целостной «//-концепции» и определенного уров­ня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей и девушкой — тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т. п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре­деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель­ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации — ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отно­шений. В подростковом возрасте особое значение приобретает по­иск позиций среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола. В молодости надо найти свою позицию в семейной и трудовой сферах. И т.д.

Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач бли­жайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего, таких как вы­бор профессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши и особенно девушки имеют представления о своем будущем жили­ще, свободном времяпрепровождении и т.д.

Самореализация предполагает реализацию человеком активно­сти в значимых для него сферах жизнедеятельности и/или взаи­моотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой ре­ализации признавалась и одобрялась значимыми для человека ли­цами. Так, в подростковом возрасте особое значение приобретает самореализация через достижение автономии от взрослых. В ран­ней юности самореализация осуществляется через достижение оп­ределенной автономии от сверстников при сохранении связи с ними, а также через изменение характера связи со значимыми взрослыми. В зрелом возрасте — через обретение чувства продук­тивности, ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом — чувства удовлетворенности прожитой жизнью.

Самореализация личности может иметь разнообразные фор­мы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоци­альными.

Самоутверждение — достижение субъективной удовлетворен­ности результатом и/или процессом самореализации.

Различные задачи имеют разную меру настоятельности в зави­симости от половозрастной и социокультурной принадлежности человека. Причем эта мера различна с точек зрения общества, ближайшего окружения человека и его субъективной позиции.

Подчеркнем еще раз: возрастные задачи — объективны. Но если они осознаются человеком, то выступают таковыми и субъектив­но. Если же задачи не осознаются, то субъективно они восприни­маются человеком как проблемы.

В том и другом случае для решения задач или решения про­блем человек ставит или не ставит перед собой цели, достижение которых ведет к решению задач или проблем. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или почувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать лич­ностным ресурсам, необходимым для их достижения. Например, подросток, решая задачу естественно-культурного ряда — соот­ветствовать образу мужчины, ставит перед собой цель — значи­тельно увеличить свою мускульную силу, что в принципе вполне реально. Старшеклассница для решения задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы ее пережи­вания были приняты окружающими по их субъективной значимо­сти для нее самой, а не по степени значимости в реальной жиз­ни, что в принципе недостижимо.

Уровень развития, индивидуальные особенности человека и конкретные условия его жизни во многом определяют избира­тельные отношения к объективно стоящим перед ним возраст­ным задачам. Эти же обстоятельства влияют на меру активности человека в выдвижении перед собой целей, на настойчивость и последовательность в их достижении.

Важно отметить еще и следующее. Человек осознанно или не­осознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагиро­вать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения.

Решение задач всех трех названных групп является объектив­ной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются не решенными на том или ином возрастном этапе, то это либо за­держивает развитие человека, либо делает его неполным. Возмо­жен и такой случай, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии че­ловека, но через некоторый период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немоти­вированным поступкам и решениям, к дефектам социализации. В целом надо заметить, что поскольку человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни, ибо сам ставит перед собой те или иные цели, постольку человек может рассматриваться как субъект со­циализации.

В связи со сказанным уместно привести слова немецкого фило­софа XIX столетия Людвига Фейербаха: «...человек только там удов­летворяет самого себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.011 с.)