Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции воспитательных социализации в процессе организаций

Поиск

В процессе социализации воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации.

С другой стороны, они, как вся­кие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культи­вируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в про­цессе социализации можно считать следующие:

- приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

-дифференциация воспитуемых в соответствии с их личност­ными ресурсами применительно к реальной социально-профес­сиональной структуре общества;

- автономизация подрастающих поколений от взрослых.

Социализация в воспитательных организациях происходит преж­де всего с помощью институционального механизма. Взаимодей­ствуя в различных организациях, человек накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Од­новременно он приобретает опыт имитации такого поведения, опыт относительно бесконфликтного избегания выполнения куль­тивируемых в воспитательных организациях общественных норм. Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь имитировать­ся, какие избегаться — зависит от характера жизнедеятельности и атмосферы тех коллективов, которые возникают в воспитатель­ных организациях.

Позитивная социализация в коллективе происходит тогда, когда жизнь коллектива настолько насыщенна и привлекательна, что создает возможности для удовлетворяющего общения с товари­щами и вызывает стремление общаться с ними. К сожалению, эти условия далеко не всегда имеются в реальности.

Так, жизнь школы, лагеря, ПТУ и пр. нередко неинтересна и формальна, а порой превращается в вереницу шумных и треску­чих мероприятий. В результате наблюдаются уменьшение роли кол­лективов в жизни многих ребят (особенно по мере их взросле­ния), стремление удовлетворить свои интересы и потребности, в том числе и в общении, вне воспитательных организаций.

Очень интенсивную роль институциональный механизм соци­ализации играет в летних и зимних лагерях. В лагере ребенок, под­росток, юноша, девушка попадают в совершенно новую ситуа­цию. Новое окружение, новые условия жизни требуют от челове­ка во многом заново строить общение с людьми, интенсивно про­являть себя, чтобы найти приятелей, друзей. В лагере жизнь не только ограничена во времени и пространстве, но и очень насы­щена общением в процессе весьма разнообразного взаимодействия. Концентрированное, разнообразное общение заставляет прояв­лять в одном и том же окружении свои самые различные личност­ные свойства. Неудачи в общении в лагере компенсировать негде. Поэтому, попав сюда, человек вынужден разбираться в самом себе, для того чтобы найти верные пути к контакту с окружающими. Не менее интенсивно идет здесь и узнавание других людей. А попутно и усвоение норм и эталонов поведения, а также овладение на практике способами имитации этих норм и эталонов.

Наряду с институциональным механизмом социализации в воспитательных организациях весьма эффективно проявляются межличностный и особенно стилизованный механизмы.

В процессе стихийной социализации воспитательная организа­ция как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее в ходе реальной практики взаимодействия ее чле­нов, которая по своему содержанию, стилю и характеру неиден­тична, а порой существенно расходится с декларируемыми уст­ремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, кото­рые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспи тательной организации с точки зрения ее основной функции — воспитания, но помогают приспосабливаться к жизни в обществе.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная орга­низация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые со­здают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В относительно социально контролируемой социализации вос­питательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институ-циализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуще­ствляется социальное воспитание.

Социальное воспитание

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспи­тательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы пове­дения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взра­щивание человека в ходе планомерного создания условий для его от­носительно целенаправленного позитивного развития и духовно-цен­ностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации соци­ального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Организация социального опыта осуществляется через:

- организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов);

- организацию взаимодействия и обучения ему; -стимулирование самодеятельности в формализованных груп­пах и влияния на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт — в широком смысле — единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных уста­новок, запечатленных ощущений и переживаний, опыта взаимо­действия с людьми, опыта приспособления и обособления, а так­же самопознания, самоопределения, самореализации и самоут­верждения.

Образование включает в себя:

-систематическое обучение (формальное образование, как ос­новное, так и дополнительное);

- просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование);

- стимулирование самообразования. Индивидуальная помощь человеку реализуется через:

- оказание содействия в решении проблем;

- создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспи­тательных организаций, в которых человек захочет и сможет по­зитивно раскрыться, реализоваться, утвердиться и т.д.;

- стимулирование позитивного самоизменения. Индивидуальная помощь — это сознательная попытка помочь

человеку: приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и аналогичных потребностей других людей; осознать свои ценно­сти, установки и умения; развить самознание, самоопределиться, самореализоваться и самоутвердиться; развить понимание и вос­приимчивость по отношению к себе и другим людям, к соци­альным проблемам; развить чувство причастности к группе и к социуму.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, ха­рактер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и в определенной мере от этнической и социо­культурной принадлежности воспитуемых. Они также специфич­ны в различных воспитательных организациях, соотношение и роль которых на каждом возрастном этапе различны в том или ином обществе.

Естественно также, что в различных типах воспитательных орга­низаций и в конкретных организациях объем и соотношение от­дельных составляющих (организации социального опыта, образо­вания и индивидуальной помощи) существенно различны. Разли­чия зависят как от типа организации, так и, главным образом, от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работаю­щие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представля­ет собой обмен между его субъектами информацией, типами и спосо­бами познания, игры, деятельности и общения, ценностными ориента-циями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательных характер.

Такое взаимодействие в значительной мере социально диффе­ренцировано, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами опреде­ленных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведе ния, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику (например, этнические особенности влияют на стиль взаимодей­ствия старших с младшими).

В целом взаимодействие — диалог воспитателей и воспитуе-мых, и его воспитательная эффективность определяется тем, ка­кие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное вос­питание в различных воспитательных организациях создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальны­ми, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеж­дениями, умениями, нормами, чувствами, образцами поведения и т.д.), а также для его позитивного самоизменения в ходе при­способления к социуму и обособления в нем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.74 (0.008 с.)