![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субкультуры и относительно социально контролируемая социализацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субкультуры играют довольно существенную роль в относительно социально контролируемой социализации, т.е. они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различным видам воспитания, различным возрастным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций. На семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья, а также носителями которых являются старшие и младшие члены семьи. Это влияние проявляется, с одной стороны, в том, что ценности, нормы взаимодействия и поведения, порой и другие признаки субкультуры, носителями которой являются старшие члены семьи, могут в той или иной степени осознанно культивироваться ими в процессе семейного воспитания. С другой, поскольку старшие и младшие члены семьи являются носителями разных субкультур, постольку в семейном воспитании могут возникать конфликты по поводу несовпадения ценностей, а еще чаще — более явных субкультурных признаков (жаргона, эстетических пристрастий и др.). В социальном воспитании роль субкультур проявляется, во-первых, в том, что воспитатели и воспитуемые принадлежат к разным субкультурам и, соответственно, у них различные стили жизни, что накладывает отпечаток на их взаимодействие, взаимопонимание, взаимопринятие. Во-вторых, на социальное воспитание влияют особенности субкультур, характерные для той среды, в которой функционирует та или иная воспитательная организация. В-третьих, в процессе социального воспитания воспитатели сталкиваются, наряду с общей для всех подростков, юношей и девушек субкультурой, с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на про-социальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д. В связи с этим воспитателям полезно, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и о характерных чертах подростково-юношеской субкультуры. В-четвертых, в процессе организации жизнедеятельности воспитательных организаций педагогам полезно иметь в виду и принимать в расчет позитивные и негативные особенности детской и особенно подростково-юношеской субкультур.
В идеале в каждой воспитательной организации педагогам полезно стремиться к созданию своеобразной субкультуры, которая, с одной стороны, интегрирует ряд черт подростково-юношеской или молодежной субкультур (не имеющих негативного характера), а с другой — продуцирует ряд позитивных ценностей, норм поведения и взаимоотношений. Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками. *** Завершая рассмотрение субкультуры как мезофактора социализации, следует признать, что проблема пока не получила полного освещения. С одной стороны, это связано с недостаточной изученностью такого довольно изменчивого феномена как субкультура. А с другой стороны, как писал Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес».
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные характеристики географического региона и административного региона. 2. Приведите примеры влияния региональных особенностей на стихийную социализацию человека. 3. Приведите основные признаки сельского и городского образов жизни. 4. Назовите основные направления влияния сельского и городского образа жизни на социализацию человека. 5. Что отличает социализацию в малом городе от социализации в сельских поселениях и более крупных городах? 6. Охарактеризуйте поселок как особую среду социализации. 7. Назовите основные признаки субкультуры. 8. Какова роль субкультуры в процессах приспособления и обособления человека в социуме? Задания для обсуждения 1. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации. 2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере воспитания, культуросообразные условиям региона своего проживания. 3. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке.
4. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления человеком выбора в различных сферах жизнедеятельности. 5. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в вашем городе. 6. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе. 7. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города. Темы для углубленного изучения 1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и в социализации человека. 2. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.
Литература для самостоятельной работы Гидденс Э. Социология. - М., 1999. - С. 516-543. Когай Е.А. Человек в городской среде // Социально-гуманитарные знания. — 2000. - № 1.-С. 116-131. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. — С. 149— 167. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. — М., 1989. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // СОЦИС. — 2002.-№ 10.-С. 79-87. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 96 — 138. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 1999. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 243-273.
ГЛАВА 4 МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Семья Современная семья Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), членыкоторой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Весьма распространенные на бытовом и даже научном уровнях суждения о всеобщей деградации и даже отмирании семьи на самом деле не подтверждаются данными специальных исследований. Так, в 1990 г. представителей 43 стран спрашивали, какая сфера жизни для них самая важная. На первое место (83 % всех ответов) вышла семья. За последние десятилетия почти во всех странах выросло количество людей, согласных с тем, что для счастливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец и мать. Граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идею отмирания брака и семьи. В настоящее время параллельно функционируют несколько различных типов семьи: патриархальная, или традиционная, дето-центристская, или современная, супружеская, или постсовременная («брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей, т.е. ребенок не рассматривается как цель создания семьи, а воспринимается скорее как партнер со своими правами и обязанностями). Все проблемы, существующие на Западе, характерны и для современной России. Прежде всего — это общее ослабление института брака. В 1999 г. почти 28 % всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегистрированного брака (за 10 лет внебрачная рождаемость выросла более чем вдвое). При этом половина внебрачных рождений признается отцами, что свидетельствует о неслучайном характере отношений между родителями. По данным крупных выборочных переписей в 1996 г., в незарегистрированных браках состояло 14% женщин от 20 до 24 лет а в 1999г.-уже 17,4%. В России, как и в Европе, типичны ранние разводы и частые повторные браки, а также широкое распространение незарегистрированных браков. Но, в отличие от Европы, в России практически полностью отсутствует окончательное безбрачие и велико количество ранних браков (А.А.Авдеев).
Европейским реалиям близка и структура российских семей: велик процент неполных семей (как правило — мать и ребенок), большое количество семей однодетны (34 %) и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители и дети не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения (хотя применимость этого опыта часто проблематична), а кроме того, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблин-гами (братьями — сестрами), тетками, дядями и другими родственниками. Однако российская нуклеарная семья (состоящая только из детей и родителей), в отличие от европейской и американской, как правило, поддерживает довольно тесные связи с семьями родственников. Это характерно как для сельских, так и для городских семей. Родственные отношения в российских городах характеризуются двумя тенденциями. С одной стороны, они ослабевают, чему способствует территориальная разобщенность — в зависимости от величины города большая или меньшая; транспортные сложности и временные затраты на дорогу друг к другу. С другой стороны, родственные отношения удивительно живучи. Так, исследования показали общую направленность интересов на раздельное, но близкое проживание родственных семей, на прямые родственные контакты — их частота колеблется от одного раза в месяц до нескольких раз в день (С. И. Голод). Важной характеристикой современной российской семьи можно считать сохранение и даже рост за последние десятилетия экономической функции (что резко отличает ее от европейской и американской семей). Из порядка 40 млн семей около 38 млн семей (и сельских, и городских) занимаются сельскохозяйственным производством в личных подсобных хозяйствах и на садовых и огородных участках, создавая около или даже более половины валовой продукции сельского хозяйства. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX в., получил широкое распространение мелкий и средний семейный бизнес как в сфере торговли и услуг, так и в отдельных видах производственной деятельности. В хозяйственной жизни семьи сохраняется традиционное разделение «мужского» и «женского» труда. Мужчина по-прежнему «добытчик» — он работает большее количество часов и зарабатывает больше жены, поэтому его участие в домашнем труде в средних и более крупных городах сведено к минимуму (в 68 % случаев — это мелкий ремонт, в 36% — вынос мусора). Жена выполняет основную часть хозяйственных функций — покупает продукты, готовит еду, проводит уборку в доме, стирает и гладит белье. Это, наряду с сохранившимися матриархатными традициями, ведет к тому, что женщина нередко играет в семье руководящую роль, что отражается на повышении ее статуса (особенно в глазах детей).
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых столетий коренным изменением ее эмоционально-психологических функций. (Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.) Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их эмоционально-психологической привязанности друг к другу, поэтому резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее, ибо резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовывать которые очень многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества, усвоенного опыта родительской семьи и индивидуальных особенностей. Современные супруги подсознательно или осознанно, как правило, надеются, что в семейной жизни они найдут эмоционально-теплые отношения, характеризующиеся открытостью и доверительностью общения (т. е. получат возможность безболезненно обсуждать все волнующие их темы), высокий уровень эмпатии, взаимное уважение и принятие, наконец, полную интимность. На деле при отсутствии соответствующего опыта, подготовленности и определенных усилий достичь этого весьма непросто. То, сколь трудно установить желательные для супругов отношения, видно на примере достижения интимности в семье. Исследователи рассматривают интимность в семье в идеале как сочетание эмоциональной (сходство переживаемых чувств), социальной (общие друзья и социальные связи), сексуальной (степень сексуальной удовлетворенности), интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения), рекреативной (схожие хобби, интересы, как минимум — неотвержение интересов партнера), конвенциональной (взаимопонимания) интимности. Естественно, что достичь хотя бы некоторых сторон интимности — дело довольно сложное. Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей. В то же время даже проблемные супружеские отношения могут быть довольно устойчивыми. И тому есть свои объяснения. Так, эстонский ученый Ю.Круусвалл на основе данных обстоятельного исследования (проведенного в том числе и в Северо-Западном регионе России) обнаружил, что даже когда отношения между супругами становятся конфликтными, многие предпочитают сохранить семью. Большое число внутренне противоречивых семей не распадаются, несмотря на утомительные ссоры и борьбу каждого из супругов за свои «права». Люди нуждаются в семье, в доме, а создать новую семью не так просто, даже тогда, когда имеется подходящий потенциальный партнер. Это связано с тем, что в новой семье надо будет заново строить семейные отношения, завоевывать себе позицию. Далеко не всем это по силам. И они предпочитают синицу в руках журавлю в небе. Иначе обстоит дело в тех случаях, когда происходят резкие изменения в жизни семьи — переезд, получение новой квартиры, рождение ребенка и т.д., которые требуют приспособления к ним, а супруги к этому уже неспособны.
Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Вот как описывал русский историк Н.Костомаров атмосферу семьи в XVI — XVII столетиях: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм, без нравственной силы. Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они ни были... Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком»1. Сегодня авторитет родительской власти часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий и трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они большую часть свободного времени проводят вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении этих занятий родителями. Наконец, в ряде семей дети уже с подросткового возраста зарабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей, делая иногда детей основными «добытчиками» в семье. Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают то, что следует разрешать, от того, что разрешать не следует, что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию родителей в отношениях с детьми достаточно трудной. Герой романа французского писателя Э. Базена «Крик совы» рассуждает в связи с этим: «Ну и повезло же нашему поколению! Воспитанные во времена запретов, мы были последышами общества, где еще царила строгость, и в то же время первыми, кто вынужден разрешать! Не в этом ли причина нашего слабоволия и всех вытекающих из него недомолвок?» В то же время исследования показывают, что дети, подростки, юноши, девушки относятся к своим родителям в целом тепло и доброжелательно. Современные российские студенты, выросшие в эпоху перемен, предъявляют родителям лишь одну претензию — им не хватает «деловых родительских советов». Но они вполне удовлетворены «родительской добротой и лаской», «вниманием со стороны родителей» и их «умением сочувствовать». Это подтверждает тенденцию, выявленную еще в 60 —70-е гг. как в России, так и во Франции, ФРГ и других странах. Тогда на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» опрошенные мальчики и юноши на первое место поставили мать, на второе отца (а вот свободное время они предпочитали проводить с приятелями и друзьями) (И. С. Кон). Большинство московских мальчиков с V по X классы, отвечая на вопрос «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», поставили на первое место родителей. И хотя 27 % опрошенных молодых людей «крайне раздражают устаревшие взгляды родителей», все же 49 % опрошенных и в 90-е гг. были готовы обратиться за помощью именно к ним (Г. Зборовский). Наконец, в современных семьях нарастает тенденция, о которой писал уже в 1969 г. американский исследователь Г. Рэйн-гольд: «Ребенок может выступать и как социализатор по отношению к родителям. Он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспечению его нормального роста и развития. Он является действенным членом общества в том смысле, что поручает своим родителям роль попечителей, из отдельных индивидуумов он организует семью». Иными словами, в современных семьях растет роль субъектно-сти и субъективности не только родителей, но и детей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.184 (0.015 с.) |