Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субкультуры и относительно социально контролируемая социализацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субкультуры играют довольно существенную роль в относительно социально контролируемой социализации, т.е. они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различным видам воспитания, различным возрастным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций. На семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья, а также носителями которых являются старшие и младшие члены семьи. Это влияние проявляется, с одной стороны, в том, что ценности, нормы взаимодействия и поведения, порой и другие признаки субкультуры, носителями которой являются старшие члены семьи, могут в той или иной степени осознанно культивироваться ими в процессе семейного воспитания. С другой, поскольку старшие и младшие члены семьи являются носителями разных субкультур, постольку в семейном воспитании могут возникать конфликты по поводу несовпадения ценностей, а еще чаще — более явных субкультурных признаков (жаргона, эстетических пристрастий и др.). В социальном воспитании роль субкультур проявляется, во-первых, в том, что воспитатели и воспитуемые принадлежат к разным субкультурам и, соответственно, у них различные стили жизни, что накладывает отпечаток на их взаимодействие, взаимопонимание, взаимопринятие. Во-вторых, на социальное воспитание влияют особенности субкультур, характерные для той среды, в которой функционирует та или иная воспитательная организация. В-третьих, в процессе социального воспитания воспитатели сталкиваются, наряду с общей для всех подростков, юношей и девушек субкультурой, с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на про-социальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д. В связи с этим воспитателям полезно, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и о характерных чертах подростково-юношеской субкультуры. В-четвертых, в процессе организации жизнедеятельности воспитательных организаций педагогам полезно иметь в виду и принимать в расчет позитивные и негативные особенности детской и особенно подростково-юношеской субкультур. В идеале в каждой воспитательной организации педагогам полезно стремиться к созданию своеобразной субкультуры, которая, с одной стороны, интегрирует ряд черт подростково-юношеской или молодежной субкультур (не имеющих негативного характера), а с другой — продуцирует ряд позитивных ценностей, норм поведения и взаимоотношений. Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками. *** Завершая рассмотрение субкультуры как мезофактора социализации, следует признать, что проблема пока не получила полного освещения. С одной стороны, это связано с недостаточной изученностью такого довольно изменчивого феномена как субкультура. А с другой стороны, как писал Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес».
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные характеристики географического региона и административного региона. 2. Приведите примеры влияния региональных особенностей на стихийную социализацию человека. 3. Приведите основные признаки сельского и городского образов жизни. 4. Назовите основные направления влияния сельского и городского образа жизни на социализацию человека. 5. Что отличает социализацию в малом городе от социализации в сельских поселениях и более крупных городах? 6. Охарактеризуйте поселок как особую среду социализации. 7. Назовите основные признаки субкультуры. 8. Какова роль субкультуры в процессах приспособления и обособления человека в социуме? Задания для обсуждения 1. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации. 2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере воспитания, культуросообразные условиям региона своего проживания. 3. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке. 4. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления человеком выбора в различных сферах жизнедеятельности. 5. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в вашем городе. 6. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе. 7. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города. Темы для углубленного изучения 1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и в социализации человека. 2. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.
Литература для самостоятельной работы Гидденс Э. Социология. - М., 1999. - С. 516-543. Когай Е.А. Человек в городской среде // Социально-гуманитарные знания. — 2000. - № 1.-С. 116-131. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. — С. 149— 167. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. — М., 1989. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // СОЦИС. — 2002.-№ 10.-С. 79-87. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 96 — 138. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 1999. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 243-273.
ГЛАВА 4 МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Семья Современная семья Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве (например, мать и дети), либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), членыкоторой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Весьма распространенные на бытовом и даже научном уровнях суждения о всеобщей деградации и даже отмирании семьи на самом деле не подтверждаются данными специальных исследований. Так, в 1990 г. представителей 43 стран спрашивали, какая сфера жизни для них самая важная. На первое место (83 % всех ответов) вышла семья. За последние десятилетия почти во всех странах выросло количество людей, согласных с тем, что для счастливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец и мать. Граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идею отмирания брака и семьи. В настоящее время параллельно функционируют несколько различных типов семьи: патриархальная, или традиционная, дето-центристская, или современная, супружеская, или постсовременная («брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей, т.е. ребенок не рассматривается как цель создания семьи, а воспринимается скорее как партнер со своими правами и обязанностями). Все проблемы, существующие на Западе, характерны и для современной России. Прежде всего — это общее ослабление института брака. В 1999 г. почти 28 % всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегистрированного брака (за 10 лет внебрачная рождаемость выросла более чем вдвое). При этом половина внебрачных рождений признается отцами, что свидетельствует о неслучайном характере отношений между родителями. По данным крупных выборочных переписей в 1996 г., в незарегистрированных браках состояло 14% женщин от 20 до 24 лет а в 1999г.-уже 17,4%. В России, как и в Европе, типичны ранние разводы и частые повторные браки, а также широкое распространение незарегистрированных браков. Но, в отличие от Европы, в России практически полностью отсутствует окончательное безбрачие и велико количество ранних браков (А.А.Авдеев). Европейским реалиям близка и структура российских семей: велик процент неполных семей (как правило — мать и ребенок), большое количество семей однодетны (34 %) и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители и дети не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения (хотя применимость этого опыта часто проблематична), а кроме того, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблин-гами (братьями — сестрами), тетками, дядями и другими родственниками. Однако российская нуклеарная семья (состоящая только из детей и родителей), в отличие от европейской и американской, как правило, поддерживает довольно тесные связи с семьями родственников. Это характерно как для сельских, так и для городских семей. Родственные отношения в российских городах характеризуются двумя тенденциями. С одной стороны, они ослабевают, чему способствует территориальная разобщенность — в зависимости от величины города большая или меньшая; транспортные сложности и временные затраты на дорогу друг к другу. С другой стороны, родственные отношения удивительно живучи. Так, исследования показали общую направленность интересов на раздельное, но близкое проживание родственных семей, на прямые родственные контакты — их частота колеблется от одного раза в месяц до нескольких раз в день (С. И. Голод). Важной характеристикой современной российской семьи можно считать сохранение и даже рост за последние десятилетия экономической функции (что резко отличает ее от европейской и американской семей). Из порядка 40 млн семей около 38 млн семей (и сельских, и городских) занимаются сельскохозяйственным производством в личных подсобных хозяйствах и на садовых и огородных участках, создавая около или даже более половины валовой продукции сельского хозяйства. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX в., получил широкое распространение мелкий и средний семейный бизнес как в сфере торговли и услуг, так и в отдельных видах производственной деятельности. В хозяйственной жизни семьи сохраняется традиционное разделение «мужского» и «женского» труда. Мужчина по-прежнему «добытчик» — он работает большее количество часов и зарабатывает больше жены, поэтому его участие в домашнем труде в средних и более крупных городах сведено к минимуму (в 68 % случаев — это мелкий ремонт, в 36% — вынос мусора). Жена выполняет основную часть хозяйственных функций — покупает продукты, готовит еду, проводит уборку в доме, стирает и гладит белье. Это, наряду с сохранившимися матриархатными традициями, ведет к тому, что женщина нередко играет в семье руководящую роль, что отражается на повышении ее статуса (особенно в глазах детей). Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых столетий коренным изменением ее эмоционально-психологических функций. (Эмоциональная привязанность супругов, родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.) Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их эмоционально-психологической привязанности друг к другу, поэтому резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее, ибо резко повышает уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовывать которые очень многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества, усвоенного опыта родительской семьи и индивидуальных особенностей. Современные супруги подсознательно или осознанно, как правило, надеются, что в семейной жизни они найдут эмоционально-теплые отношения, характеризующиеся открытостью и доверительностью общения (т. е. получат возможность безболезненно обсуждать все волнующие их темы), высокий уровень эмпатии, взаимное уважение и принятие, наконец, полную интимность. На деле при отсутствии соответствующего опыта, подготовленности и определенных усилий достичь этого весьма непросто. То, сколь трудно установить желательные для супругов отношения, видно на примере достижения интимности в семье. Исследователи рассматривают интимность в семье в идеале как сочетание эмоциональной (сходство переживаемых чувств), социальной (общие друзья и социальные связи), сексуальной (степень сексуальной удовлетворенности), интеллектуальной (диапазон допустимых тем для обсуждения), рекреативной (схожие хобби, интересы, как минимум — неотвержение интересов партнера), конвенциональной (взаимопонимания) интимности. Естественно, что достичь хотя бы некоторых сторон интимности — дело довольно сложное. Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей. В то же время даже проблемные супружеские отношения могут быть довольно устойчивыми. И тому есть свои объяснения. Так, эстонский ученый Ю.Круусвалл на основе данных обстоятельного исследования (проведенного в том числе и в Северо-Западном регионе России) обнаружил, что даже когда отношения между супругами становятся конфликтными, многие предпочитают сохранить семью. Большое число внутренне противоречивых семей не распадаются, несмотря на утомительные ссоры и борьбу каждого из супругов за свои «права». Люди нуждаются в семье, в доме, а создать новую семью не так просто, даже тогда, когда имеется подходящий потенциальный партнер. Это связано с тем, что в новой семье надо будет заново строить семейные отношения, завоевывать себе позицию. Далеко не всем это по силам. И они предпочитают синицу в руках журавлю в небе. Иначе обстоит дело в тех случаях, когда происходят резкие изменения в жизни семьи — переезд, получение новой квартиры, рождение ребенка и т.д., которые требуют приспособления к ним, а супруги к этому уже неспособны. Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Вот как описывал русский историк Н.Костомаров атмосферу семьи в XVI — XVII столетиях: «Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений... Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм, без нравственной силы. Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже... Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они ни были... Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком»1. Сегодня авторитет родительской власти часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот долгий и трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители; они большую часть свободного времени проводят вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении этих занятий родителями. Наконец, в ряде семей дети уже с подросткового возраста зарабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей, делая иногда детей основными «добытчиками» в семье. Родительские запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми, а разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают то, что следует разрешать, от того, что разрешать не следует, что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию родителей в отношениях с детьми достаточно трудной. Герой романа французского писателя Э. Базена «Крик совы» рассуждает в связи с этим: «Ну и повезло же нашему поколению! Воспитанные во времена запретов, мы были последышами общества, где еще царила строгость, и в то же время первыми, кто вынужден разрешать! Не в этом ли причина нашего слабоволия и всех вытекающих из него недомолвок?» В то же время исследования показывают, что дети, подростки, юноши, девушки относятся к своим родителям в целом тепло и доброжелательно. Современные российские студенты, выросшие в эпоху перемен, предъявляют родителям лишь одну претензию — им не хватает «деловых родительских советов». Но они вполне удовлетворены «родительской добротой и лаской», «вниманием со стороны родителей» и их «умением сочувствовать». Это подтверждает тенденцию, выявленную еще в 60 —70-е гг. как в России, так и во Франции, ФРГ и других странах. Тогда на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» опрошенные мальчики и юноши на первое место поставили мать, на второе отца (а вот свободное время они предпочитали проводить с приятелями и друзьями) (И. С. Кон). Большинство московских мальчиков с V по X классы, отвечая на вопрос «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?», поставили на первое место родителей. И хотя 27 % опрошенных молодых людей «крайне раздражают устаревшие взгляды родителей», все же 49 % опрошенных и в 90-е гг. были готовы обратиться за помощью именно к ним (Г. Зборовский). Наконец, в современных семьях нарастает тенденция, о которой писал уже в 1969 г. американский исследователь Г. Рэйн-гольд: «Ребенок может выступать и как социализатор по отношению к родителям. Он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспечению его нормального роста и развития. Он является действенным членом общества в том смысле, что поручает своим родителям роль попечителей, из отдельных индивидуумов он организует семью». Иными словами, в современных семьях растет роль субъектно-сти и субъективности не только родителей, но и детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.01 с.) |