Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерная (полоролевая) структура общества и стихийная социализацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная наука различает биологический репродуктивный пол (статус индивида как самца или самки) и социальный пол как совокупность социокультурных иповеденческих характеристик и ролей, определяющий личностный, социальный и правовой статус мужчины и женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером (от лат. gender— род) и все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических, называют не половыми, а тендерными (тендерные роли, тендерное разделение труда, тендерные стереотипы и т.д.). Однако слова «гендер» и «пол» (или «секс»), «тендерные роли» и «половые роли», «гендерная ориентация» и «сексуальная ориентация» часто употребляют как синонимы (И. С. Кон). На процесс социализации человека влияют и собственно половая (биологическая), и полоролевая структуры общества (вторая значительно существеннее, чем первая). Коротко скажем о количественном соотношении мужчин и женщин, которое и определяет половую (биологическую) структуру того или иного общества. В целом в мире соотношение мужчин и женщин практически равное (женщин в мире лишь на 1 % меньше, чем мужчин). Равенство достигается за счет большего количества мужчин в младших возрастных группах, ибо, хотя мальчиков обычно рождается больше, чем девочек, у мужчин выше смертность и меньше продолжительность жизни. В некоторых странах — дефицит женщин, в других — мужчин (и таких много). Неравномерно соотношение мужчин и женщин в различных возрастных группах. Так, в Китае, где поощряется однодетность, в младших возрастных группах больше мальчиков. В России, по данным переписи 2002 г., численность женщин на 10 млн превысила численность мужчин. Женщин значительно больше, чем мужчин как в старших возрастных группах, так и в продуктивных возрастных группах (20 — 60 лет). Это, главным образом, следствие значительно более ранней и более высокой смертности среди мужчин. Так, по данным Росстатагентства, в 90-е гг. XX в. число смертей среди молодых мужчин было более чем в четыре раза выше, чем среди их сверстниц (смертность мужчин лишь от убийств с 1990 г. выросла в 2,5 раза). Согласно прогнозам, в 2015 г. в России женщин будет по крайней мере на 7 млн больше, чем мужчин. Количественное соотношение женщин и мужчин влияет на жизненный сценарий членов общества и на их социализацию в ряде аспектов, наиболее явные из которых — невозможность создать семью для довольно большого количества представителей продуктивных возрастных групп, а также социально вынужденное замещение женщинами традиционно мужских профессиональных ролей (в тяжелых видах труда). Гендерная (полоролевая) структура общества характеризуется рядом показателей, отражающих некоторые качественные характеристики соотношения роли мужчин и женщин в жизни общества. В первую очередь нужно вести речь о социальном статусе мужчин и женщин в обществе. Он различен: матриархат — в некоторых архаичных обществах, патриархат — в ряде стран Азии и Африки, декларируемый биархат — в европейских странах. Важным показателем можно считать уровень образования мужчин и женщин. В среднем по всему миру мужчина проводит в школе 5,8 года, женщина — 4,3 года. Но в некоторых обществах эти различия могут быть совсем иными. В России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Перепись 2002 г. впервые зафиксировала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами. Немаловажно и участие в работе вне дома — в мире это 57 % мужчин и 33 % женщин. Но и здесь имеются существенные различия между конкретными обществами. Если в США количество работающих мужчин и женщин примерно равно (по 45%), то в развивающихся странах — лишь 31 % женщин заняты во внедо-машнем труде. Доля женщин, как правило, превышает долю мужчин среди работников неквалифицированного труда и малопрестижных профессий. В России во внедомашнем труде занято почти 32 млн мужчин и почти 30 млн женщин старше 15 лет. При этом неравенство мужчин и женщин в сфере занятости не только сохраняется, но и прогрессирует. Доля женщин превышает 80 % в наименее оплачиваемых образовании, здравоохранении, социальном обслуживании. В промышленности, где оплата труда выше, количество женщин за период с 1990 по 1998 г. сократилось почти в 2 раза. В традиционно женских сферах занятости — в торговле, финансово-кредитных и страховых учреждениях, где заработки довольно приличные, количество мужчин за тот же период увеличилось (в торговле и общественном питании мужчин стало в 3 раза больше, а женщин — лишь в 1,2 раза, в финансовых учреждениях соответственно в 5 и 1,5 раза). В 1998 г. зарплата женщины составляла 70 % от зарплаты мужчины (несмотря на то, что уровень образования у женщин выше). Низок удельный вес женщин среди тех, кто обладает высоким социально-экономическим статусом. Но здесь Россия обошла США. В начале 90-х гг. XX в. доля женщин в составе директорского корпуса США составила 4,5 %. А в России в 1996 г. их доля была 8 — 11 % и к 2000 г. она выросла до 15,1 %. Иначе обстоит дело с ролью женщин во властных структурах. Если в развитых странах руководящие посты занимают 24 % женщин и 76 % мужчин (в Норвегии и Дании женщины занимают треть мест в парламентах), то Россия по этому показателю соответствует развивающимся странам, где соотношение — 8 % и 92 % (в России в Думе созыва 1999 г. женщин было всего 7 %). В повседневной жизни, как показывают данные ВЦИОМ, российские мужчины и женщины практически с равной интенсивностью смотрят телевизор и слушают радио, ходят в продуктовые магазины, работают в садах и огородах, читают газеты и книги, слушают магнитофонные записи и грампластинки. При этом женщины значительно больше времени, чем мужчины, посвящают детям, тратят на приготовление пищи, стирку и уборку, почти вдвое чаще ходят в промтоварные магазины. Мужчины, в свою очередь, втрое чаще женщин занимаются ремонтом, что-то мастерят, делают по дому, в полтора раза чаще занимаются спортом и повышают свою профессиональную квалификацию, вдвое чаще играют в карты и шахматы и посещают спортивные зрелищные мероприятия. С учетом многих других показателей общий вывод делается такой: в российском обществе идет дальнейшее разграничение мужских и женских ролей. Женщины ориентированы на дом, семью, детей; мужчины — центробежно из дома на заработок, на друзей, на дело. Хотя появилась и набирает силу и другая тенденция — рост внедомашней занятости у женщин, повышение их статуса в семье, в бизнесе, в сфере управления. Гендерная структура общества влияет на социализацию человека, в первую очередь определяя характер усваиваемых им тендерных (полоролевых) ожиданий, представлений о статусном положении того и другого пола, формирующихся у него стереотипов полоролевого поведения. В связи с этим надо сказать о том, что гендерная роль — это определенная модель поведения, включающая некоторый набор видов деятельности, социальный статус, манеры держаться, критерии маскулинности и фемининности и соответствующий набор психических свойств, на основе которых данная культура дифференцирует мужчин и женщин и которую она предъявляет им в качестве некоторого норматива. Частной стороной гендерной роли является совокупность представлений и требований, относящихся к сексуальному поведению мужчин и женщин (И. С. Кон). Содержательно гендерные роли существенно различаются в зависимости от культуры конкретного общества. Так, американские исследователи заключили, что типично мужской образ — это набор черт, связанных с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. Типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитарность, излишняя рациональность, а женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам (В.С.Агеев). Совершенно очевидно, что приведенные выше гендерные стереотипы отличаются от реального полоролевого поведения американских мужчин и женщин, которое всегда не совпадает со стереотипами и обгоняет процесс стереотипизации. Но тем не менее общий контур социализации человека под влиянием гендерных стереотипов просматривается довольно ясно и во многом совпадает с ситуацией в Европе и в России (хотя у нас имеются важные различия как в сфере обыденного сознания, так и в обычном поведении мужчин и женщин).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.012 с.) |