Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административные регионы и относительно направляемая социализацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Относительно направляемая социализа-ЦИя различных возрастных и социальныхкатегорий населения осуществляется в масштабах регионов — субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей,национальных округов). Влияние на относительно направляемую социализацию в масштабах административного региона зависит от того, насколько законодательная и исполнительная ветви власти целенаправленно решают, как минимум, несколько задач в рамках проводимой ими социально-экономической политики. В о-первых, осуществляют: анализ актуального состояния дел в регионе, а также долгосрочной и среднесрочной социокультурной и хозяйственно-экономической перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера (т.е. изучают запрос на кадры и уровень их квалификации). Иными словами, власти республики, области, края знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения. Во-вторых, анализируют и имеют относительно адекватное представление о состоянии отраслей и секторов жизнедеятельности региона, более или менее непосредственно влияющих на социализацию: образования, здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и др., на основании чего разрабатывают программы их развития во взаимодействии друг с другом в аспекте влияния на социализацию. В-т р е т ь и х, проводят диагностику систем управления в регионе и осуществляют меры по их совершенствованию, в том числе и в целях влияния на социализацию. Административные регионы и относительно социально контролируемая социализация Влияние административного региона — субъекта Федерации — на относительно социально контролируемую социализацию(воспитание) осуществляется в русле той политики, которую проводят в этой сфере региональные власти. Региональная политика в сфере воспитания включает в себя (или не включает), с одной стороны, адаптацию в соответствии с принципом культу-росообразности к условиям региона государственной политики в этой сфере. С другой стороны, она предполагает разработку нормативных документов, выделение ресурсов, привлечение различных государственных и общественных организаций, поддержку воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые и достаточно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации жителей региона, и в первую очередь подрастающих поколений в соответствии с интересами человека и запросами регионального сообщества. Эта политика может стать реалистичной и более или менее эффективной, если органы управления, как минимум, решают ряд задач: - знают ситуацию социализации в регионе, позитивные реалии и тенденции, опасности для развития различных возрастных и социально-культурных слоев населения, а также имеют намерение использовать в той или иной мере позитивные потенции, нивелировать, корректировать, компенсировать негативные потенции объективных условий социализации в регионе; - инвентаризируют и картографируют актуальные и потенциальные воспитательные ресурсы региона, соответствующие инфраструктуры, при этом анализируют и оценивают, что в них избыточно, а чего явно не хватает; - разрабатывают комплексные межведомственные программы и ведомственные подпрограммы, определяя в них региональные задачи и цели, меры по созданию и совершенствованию условий реализации государственных и региональных воспитательных задач и целей; -реализуя государственную и региональную политики в сфере воспитания, особое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания в определении его стратегии и тактики, а главное — внося в содержание, формы, методы воспитания позитивные элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона; - ищут способы стимулирования заинтересованности в работе с подрастающими поколениями и другими группами населения различных организаций и социально-профессиональных групп жителей региона и способы мобилизации их ресурсов; - разрабатывают меры по обеспечению безопасности и гарантии благополучия подрастающих поколений региона в целом и отдельных категорий детей, подростков, юношей и девушек — в частности; - предусматривают меры по подготовке и переподготовке кадров для воспитательных организаций всех типов; способы привлечения к воспитательной работе волонтеров. Более или менее успешное решение названных выше задач, а также их осознание и формулирование во многом зависят от уровня социально-культурного развития регионального сообщества жителей и его социально-психологического состояния. Важно, чтобы задачи были адекватны им или ненамного опережали то и другое. Это связано с тем, что, как писал французский писатель XIX в. Стендаль: «Идея должна быть на два или три градуса выше обшего умственного уровня, чтобы не быть скучной. Если она выше на восемь градусов, то у этого общества начинает болеть голова».
Вид поселения Поселение — ограниченная территория постоянного места жительства социально-структурированной общности людей, имеющей устойчивую пространственную организацию, сложившуюся в процессе более или менее длительного исторического развития. Поселение — непосредственная среда жизнедеятельности людей, выполняющая экономические, социальные, культурные и другие функции. Условия жизнедеятельности, складывающиеся в поселении, непосредственно предопределяют ситуацию социализации его жителей. Условия социализации человека в поселении зависят от того, к какому типу оно относится. Обычно выделяют сельские и городские поселения. Однако в российской реальности целесообразно рассматривать в качестве мезофактора социализации, т.е. условий, более или менее сходно действующих на социализацию больших групп людей, как минимум четыре вида поселений: сельские поселения, городские поселения, малые города и поселки. Каждому из этих видов поселений свойственны особенности территориальной организации, экономического уклада, социальной структуры, культурного развития и образа жизни, которые оказывают специфическое влияние на социализацию их жителей. Сельские поселения Сельские поселения — места сосредоточения населения, для которого характерен специфический образ жизни, исторически сложившийся в процессе занятия жителями селъскохозяйственным трудом. Село и сельский образ жизни Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % населения нашей страны живет в сельской местности (по данным переписи 2002 г. — около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуацией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России — его сравнительно мало. В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселений, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам: аул — горное селение в Северо-Кавказском регионе с различным количеством жителей обычно моноэтнического состава; деревня — небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западного и Уральского регионов; село — крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для ближайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, Поволжского и Сибирского регионов; станица — крупное поселение (исторически казачье) в Северо-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений; хутор — поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском регионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой); стойбище — становище кочевников Сибири; оседлое поселение малочисленных народов Приамурья и Сахалина. Для сельских поселений характерны относительно малая плотность населения и стабильность его состава; малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; плохо развитое общественное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культуры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел). Так, по данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации было почти 17 тыс. сельских поселений с количеством жителей до 6 человек, 13,2 тыс. — от 6 до 10 человек, а всего деревень с количеством жителей до 50 человек — 74,8 тыс. В таких деревнях нет ни магазина, ни клуба, ни отделения связи, ни фельдшерско-акушерского пункта. В них, как правило, функционируют начальные малочисленные школы. По данным на 1999 г., 34% сельских поселений не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, а также постоянно уменьшается и так не очень развитое транспортное обслуживание сельских жителей. Это наряду с ростом транспортных расходов и другими обстоятельствами ведет к общему снижению социокультурной мобильности селян и росту значения внутрисельского досугового пространства. Реально существующие сегодня сельские поселения можно рассматривать как мезофактор социализации большой части населения России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни. Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодействия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким образом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное пространство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов). Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно размерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохраняет элементы природосообразности. Время, как правило, не рассматривается ими как социальная ценность. В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчиненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально полжизни — в среднем 181 день в году). В-ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и интимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих. В-пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношениях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей. Стабильность состава жителей сельских поселений, как правило, этническая однородность, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины. Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или менее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения. Одно дело — небольшая деревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, другое — большое село, станица Ставрополья, Кубани. Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба,почты, медпункта и т.д., а также близость к городу — большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов. Сельский образ жизни и социализация Деревни и села как вид поселения влияют на социализацию своих жителей почти синкретично (нерасчлененно). То есть практически маловероятно дифференцировать их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. Наиболее явно это можно проследить в сельских поселениях, типичных для Центрального и Северо-Западного регионов России. Так, исследования, проведенные в деревнях Русского Севера, позволили А.С.Обухову сделать следующие выводы. В современной русской деревне продолжает превалировать принцип передачи культуры через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция в первую очередь общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений формируется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что также позволяет культуре быть более устойчивой. В системе традиционных нормативов в деревне проявление индивидуальности и личностной особенности не одобряется. Осознание и выражение себя в контексте традиционно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты в деревнях слабо выражены, так как они регламентируются рамками отношений между старшими, средними и младшими поколениями, которые задаются традицией. В деревнях сохранение традиций является ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение. Результатом этого является то, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. При этом чем меньше деревня или село, тем теснее и всеохватнее общение старших с младшими. В результате на селе довольно незначительны различия в нормах поведения старших и младших (одобряемого и неодобряемого). Свободное время принято проводить в сельском клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители или только молодежь. В разговорах или играх могут участвовать также дети и молодежь независимо от пола и возраста. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Для нее характерно, по мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, то, что причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие». Сами сельские жители, согласно данным Г. Г. Силласте, отмечают распространенность таких негативных явлений, как пьянство (92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое хулиганство (43 %). В селах, расположенных преимущественно на трассах, появились новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных сельских родителей и 24 % учителей), детская беспризорность (14 и 35%), проституция (12 и 20%). Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям все эти негативные явления влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирующую роль семьи и школы в сельских поселениях. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее значимые социальные связи человека. Так, по имеющимся данным, сельские ребята идентифицируют себя со своими родителями значительно в большей степени, чем городские школьники. Это, очевидно, связано с тем, что в селе не только ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. Влияние семьи идет, как правило, в том же направлении, что и деревни (села) в целом, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня ее членов. Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле принятых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская — своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной). Это связано с тем, что если она и не всегда единственный центр культурной жизни, то почти всегда — единственное воспитательное учреждение в поселении. Особенно нужно отметить, что у школьников, живущих в маленьких деревнях, обычно возникает своеобразное чувство «местного патриотизма», обособленность по отношению к ребятам из других деревень. В школах, где учатся дети из разных деревень, как правило, довольно слабы контакты между учениками в классах; гораздо важнее межвозрастные контакты живущих в одной деревне. Более того, нередко местные нормы предписывают конфронтацию школьников из разных деревень, которая периодически выливается в открытые столкновения, конфликты, драки, когда в полную меру действует принцип «наших бьют!». Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на село. Во-первых, средства массовой коммуникации благодаря широкому проникновению в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют образцы городского образа жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стандарты моды и другие элементы и черты жизни в городе. Влияние города идет и в результате миграционных процессов. В течение десятилетий ежегодно из сел в город переезжало по нескольку миллионов человек, но у них в селе оставались родственники, которых они навещают, которые ездят к ним в гости (так, на лето принимают родственников-горожан до 70% опрошенных ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие в результате распада СССР и других катаклизмов в сельских поселениях осело, по некоторым данным, несколько миллионов горожан. Часть жителей сел и деревень, расположенных неподалеку от городов, в них работают, хотя продолжают жить в селе и не планируют смены места жительства. Влияние идет и через сельскую молодежь, уехавшую на учебу или работу в близлежащие города, но на выходные и праздники приезжающую домой. Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремлений сельских детей, подростков, юношей, девушек, а также и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит определенная переакцентировка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и ценностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-мечтой, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город. В современных сельских поселениях под влиянием тех условий социализации, о которых шла речь выше, условно говоря, формируются два типа личности (Р.В.Рывкина): -личность, ориентированная на сельский образ жизни и имеющая положительное отношение к деревне. Очевидно, к этому типу можно отнести тех, кто на вопрос «если бы можно было выбрать, где бы вы предпочли жить?» отвечают «в деревне» (таковых 62% опрошенных ВЦИОМ в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет, чтобы их дети жили в деревне (28 %); - личность, урбанистически ориентированная, с отрицательным отношением к деревне и сельскому образу жизни. Это те, кто при возможности предпочел бы жить в городе (в основном в небольшом — 22 % и лишь 8 % — в крупном), а также те, кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе (и опять в основном в небольшом — 29 % и лишь 15 % — в крупном). Весьма интересные изменения могут произойти в процессе социализации сельских жителей в связи с распространением частной собственности на землю. Город Город как вид поселения Город — вид поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепрофессиональной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и, как правило, этническая структуры населения. В общественном сознании город зачастую воспринимался как некая аномалия, отклонение от естественной формы человеческого бытия — «здоровой и счастливой» сельской жизни (исключением, пожалуй, была лишь эпоха Возрождения). И сегодня у нас в стране целые группы населения сохраняют стереотипное представление о том, что деревня — источник добра, город — зла, он порочен и т.д. Этот стереотип усиливался в процессе урбанизации. С точки зрения психологии можно говорить о своеобразном феномене — общественное сознание проецирует на город разочарование и недовольство собственной историей, приписывает ему многие пороки и противоречия собственной этики и морали (О.Н.Яницкий). Но этот феномен, присущий довольно большим группам населения, если и влияет на их реальное поведение, то, как правило, лишь порождая стремление иметь дачный участок, а вовсе не изменить городское место жительства на сельское. В России и сегодня именно город воспринимается основной массой населения как символ прогресса, а проживание в нем — как признак социального успеха. Это свойственно не только для России. Неслучайно в одном из документов ООН отмечено: «Города способны облегчить жизнь людей, оказывать им больше услуг, ликвидировать бедность, увеличить продолжительность жизни и успешнее справляться с постоянным ростом населения нашей планеты». Большинство людей стремятся в города по той причине, что, как бы ни была трудна там жизнь, она все же лучше, чем сельская. Дом, где они поселятся, может оказаться жалкой конурой без отопления и водопровода, но город дает им шанс. Процесс переселения в города протекает естественным порядком и мало зависит от политики государства. В мире сейчас около 500 городов-миллионеров. Самые крупные из них всего несколько десятилетий назад были маленькими городками. (Это особенно характерно для стран Африки.) Но, как показывает практика, как только 70 —75 % населения страны концентрируется в городах (так уже произошло в Японии, в большинстве стран Европы и Северной Америки), рост городов замедляется и даже останавливается вовсе. Однако замедление роста городов не означаем, чт сим шипа, к'мпы урбанизации. Люди по-прежнему переезжают из сельской местности в города, просто теперь они выбирают города поменьше. Гак, например, Токио — самый крупный город мира (31,8 млн человек) — теряет привлекательность для возможных переселенцев. В Мексике многие переезжают из столицы в небольшие города, окружающие мегаполис, и даже еще дальше — в города-спутники. Все большее распространение приобретает идея создания городов-дублеров для борьбы со скученностью и перенаселенностью. В Токио давно уже обсуждаются такие крайние меры, как переезд всех правительственных учреждений в другое место. Уже создан так называемый Город Науки: в 60 —70-е гг. XX в. в 60 км к северо-востоку от центра Токио на пустом месте возвели Цуку-бу — тихий зеленый городок, где проживают около 156 тыс. человек, которые помимо прочих прелестей избавлены от токийских заторов и могут быстро добираться на работу. В России в соответствии с законодательством городом считается населенный пункт с числом жителей свыше 12 тыс. (хотя есть и значительно более малочисленные, например, Высоцк на Карельском перешейке насчитывает менее 1 тыс. жителей) и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 % самодеятельного населения. Города можно типизировать по ряду параметров. По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 100 тыс.), большие (до 250 тыс.), крупные (до 500 тыс.), крупнейшие (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн). По преобладающим функциям: промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); административно-культурно-индустриальные (Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск); портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток, Калининград) и специализированные (Ванино, Находка, Туапсе); курортные (Кисловодск, Сочи); наукограды (Обнинск, Саров); полифункциональные мегаполисы Москва, Санкт-Петербург. По длительности существования: древние (более 500 лет — Новгород Великий, Великий Устюг); старые (Воронеж, Елабуга); новые (менее 100 лет — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск). По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущино); моноэтнические (Мпенск), с двумя-тремя преобладающими этническим группами (Казань, Уфа), полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону); по стабильности населения — соот ношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов. Город (средний, большой, крупный, гигант) обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений. В о-п е р в ы х, современный город — средоточие человеческих ресурсов, обладающих множественными вариативными особенностями (генетическими, психофизическими, социокультурными и иными), и, соответственно, средоточие человеческого потенциала (физического, психологического, интеллектуального, эмоционального, социального и иного). Во-вторых, современный город объективно — сосредоточение культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город — средоточие позитивной информации, потенциально доступной его жителям. В-т р е т ь и х, современный город — средоточие контркультуры: политического и иных видов экстремизма; квазирелигиозных объединений; криминальных структур и групп. В средних и более крупных городах наблюдаются все виды отклоняющегося поведения; велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); распространены проституция и увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной. Эти обстоятельства влияют на жизнь всех возрастных групп: для младших — как соблазн, угроза, возможность девиантного самоутверждения; для старших — как требующие выработки: собственного отношения к ним, приемов предохранения и защиты от исходящих от них опасностей. В-четвертых, важнейшей характеристикой города как фактора социализации является специфический городской образ жизни, который исторически складывается в средних, больших и более крупных городах (поскольку малому городу он не свойственен, постольку малый город как фактор социализации будет рассмотрен отдельно). Городской образ жизни Городской образ жизни включает в себя следующие основные признаки (они имеютопределенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города): - преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время — высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях; - высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения; - небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слабо развитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.); - многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентации; - неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность; - слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности. Перечисленные характеристики городского образа жизни можно конкретизировать и проиллюстрировать некоторыми данными. В средних и в более крупных городах отмечаются некоторые общие особенности для норм общения. Так, здесь существенно различаются нормы одобряемого и неодобряемого поведения взрослых и молодежи вообще, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, подростков и юношества в частности. Общение между старшими и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции). Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные и социально-профессиональные особенности. У детей оно идет обычно в группах, возникающих во дворе, в классе. Но чем старше становится школьник, тем чаще он может искать и находить партнеров вне двора, класса, школы. Учащиеся ПТУ, рабочая молодежь, пенсионеры более включены в территориальные общности, в соседское общение, чем студенты, люди интеллигентных профессий. Определенное время человек, живущий в городе, может проводить среди людей, ему совершенно неизвестных (на улицах, в транспорте, в парках, в кино, магазинах и т.д.), получает возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаясь с незнакомыми людьми, оставаться неизвестным им. То, каким образом, сколь интенсивно и эффективно использует человек разнообразные возможности, предоставленные ему городом, во многом связано с субъективным восприятием им городского образа жизни, а также от того, в какой части города он живет — в центре, средней зоне, на старой окраине, в районе новостроек. Большую роль играет и мера укорененности человека в городе. Так, для горожан первого поколения тот район города, в котором они живут, может стать своеобразным субъективным гетто, близким по характеру восприятия к крупному селу или малому городу (особенно если они не вовлечены в вертикальную социальную мобильность в силу низкого уровня образования), а весь остальной город — это «другая планета», порой даже враждебная им. Мигранты из села (первого или порой и второго поколения) воспринимают город как антитезу привычному или более близкому им по духу сельскому образу жизни, им свойственно чувство «гостя», ощущение нестабильности своего бытия. Коренному горожанину чаще свойственно чувство «владельца» по отношению к своему городу (но совсем не обязательно «хозяина»), который воспринимается им как нечто органично присущее его жизни. Восприятие города и использование разнообразия его возможностей связаны и с возрастом человека. Во-первых, с возрастом у человека расширяется познаваемое, воспринимаемое и осваиваемое пространство: от двора (у дошкольников) через улицу, квартал (у младших школьников), микрорайон (у подростков) до других частей города в юности и взрослости. А в старости — это пространство может сузиться опять вплоть до квартала, двора (у части пенсионеров). Во-вторых, в подростковом или юношеском возрасте появляются интимно значимые места города, т.е. те, с которыми связаны наиболее субъективно значимые сферы жизни и общения, а позднее — и воспоминания. В-третьих, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах, интенсивность которой достигает пика в юности, а затем, как правило, идет на убыль.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.019 с.) |