Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поселение и относительно социально контролируемая социализацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, обеспечивающей позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях. Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей. В основе функционирования муниципальной системы воспитания лежат государственная и региональная политики в сфере воспитания, а сама она может рассматриваться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания. Муниципальная система воспитания в идеале должна иметь ряд характеристик (А.Ю.Тупицын): - открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую (например, в случае переезда из одного города (района) в другой); -доступность, что предполагает возможность системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку; - многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы. Муниципальная система воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию жителей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население. Формирование и развитие муниципальной системы воспитания в идеале предполагает реализацию комплекса процедур. Во-первых, анализ ситуации в муниципальном образовании. Во-вторых, анализ воспитательных проблем муниципии: определение и идентификация из списка социальных, производственных, управленческих и других проблем собственно воспитательных, т.е. тех, которые могут быть решены средствами воспитания. В-третьих, анализ ожиданий и запросов относительно сферы воспитания различных групп населения. В-четвертых, анализ возможностей удовлетворения выявленных ожиданий и запросов муниципальной системой социального воспитания. Муниципальная система воспитания наряду с некими компонентами и характеристиками, свойственными любой из них, обладает или должна обладать многочисленными неповторимыми чертами. Это связано с тем, что ее создают люди, а их дела всегда носят отпечаток индивидуальности. Это связано и с неповторимостью условий, сложившихся в конкретной муниципии. Как писал Ф.М.Достоевский: «Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми, даже и самыми хитрейшими, выводами отвлеченной мысли... Действительность стремится к раздроблению».
Субкультуры О понятии «субкультура» Субкультура (от лат. Sub — под и культура) — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура — это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентации; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Базой формирования той или иной субкультуры могут быть определенные номинальные группы — половые, возрастные, социальные и профессиональные слои населения, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (феминистки, эколо-гисты, антиглобалисты и др.), криминальные слои, любители определенных занятий (охотники, картежники, коллекционеры, геймеры-компьютерщики и др.). В рамках субкультур могут формироваться и формируются особенности, специфические для определенных слоев номинальной группы. Например, в субкультуре моряков явно просматриваются особенности, специфические для моряков торгового флота и моряков рыбопромыслового флота. В субкультуре военнослужащих заметны различия, специфические для офицеров, прапорщиков, солдат, а также для служащих в военно-морском флоте, военной авиации, в сухопутных войсках и пр. В подростково-юношеской субкультуре имеются особенности, свойственные ее носителям, проживающим в тех или иных реги онах, в сельских поселениях, в городах в зависимости от их типа и величины, в поселках. Кроме того, преимущественно в городах-гигантах и мегаполисах сформировались довольно автономные субкультуры хиппи, панков, металлистов, рэперов, футбольных фанатов, рокеров, байкеров, толкиенистов, экстремалов (роллеров, скейтбордистов и др.) и ряд других. Носители этих субкультур немногочисленны. Так, среди московских школьников в возрасте от 12 до 17 лет 21,8 % причисляют себя к одной из них. Но лишь 27,6 % из этих 21,8% постоянно участвуют в жизни реальных групп носителей этих субкультур (А.В.Федотова). То есть даже в Москве, где сосредоточено наибольшее количество носителей «экзотических» субкультур, лишь приблизительно 7 % подростков могут быть отнесены к их реальным носителям. Однако броское внешнее оформление и довольно экстравагантное поведение носителей этих субкультур приводят к тому, что они — заметное явление по преимуществу в очень больших городах (если же какие-либо из этих субкультур появляются в небольших городах, то их носители могут стать объектами травли). Следует отметить, что субкультуры существенно различаются по их «заметности». Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств, чьи условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих, субкультуры также более оформлены). Признаки субкультуры Ценностные ориентации носителей тойили иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальным, асоциальным, антисоциальным), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Например, можно констатировать, что в возникшей в последнее десятилетие субкультуре молодых бизнесменов существует своя система ценностей, не противоречащая общепризнанным, но специфичная именно для ее носителей. Это высокая ценность труда (среди них очень много «трудоголиков»), ценность индивидуализации в способах самореализации, раскованность и фантазия как в деле, так и на отдыхе. Стремление представителей этой субкультуры общаться с себе подобными привело к появлению системы закрытых клубов, где собираются люди, связанные одним кругом интересов, — например рекламщики, шоубизнесме-ны, нефтяники и пр. В клубе собираются люди, которые в целом разделяют набор относительно сходных ценностей. Свои «клубы» имеют и носители уголовно-лагерной или более широкой криминальной субкультуры, которых объединяют явно антисоциальные ценности. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно более простых ценностях. Есть общепризнанные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Например, нередко то, что значимо для детей, подростков, юношей, девушек взрослыми оценивается как безделица (увлечение музыкой, техникой или спортом). В таких случаях признание своих ценностей они находят в среде сверстников с присущей ей субкультурой. Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференциро-ванны. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них — те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами — панков, готов, металлистов, скейтистов, брейкистов, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. Наконец, многие ребята имеют интересы вполне позитивные, даже социально ценные. Но в классе, где они учатся, эти интересы не признаются ценностью: либо так считают их соученики, либо таково мнение педагогов. В результате класс для этих ребят — лишь место отбывания учебных занятий, а сферой реализации ценностей становится группа сверстников — носителей субкультуры. В номинальных, а особенно в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков. Они могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых — скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой — сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. В просоциальных субкультурах нормы содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и/или трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. Например, в армейской субкультуре нормы взаимоотношений во внеслужебной обстановке довольно жестко дифференцируются служебным положением ее конкретных носителей. С одной стороны, они довольно демократичны во взаимоотношениях офицеров, занимающих идентичные должности, а с другой — могут весьма отличаться в процессе взаимодействия младших офицеров со старшими и наоборот — старших с младшими. В то же время в субкультурах, менее явно оформленных (врачей, учителей, инженеров), нормы взаимодействия имеют определенную специфику скорее в связи с возрастом, характером и интенсивностью взаимодействия их носителей. В просоциальных подростково-юношеских субкультурах содержание норм определяется разделяемыми ценностями, характером лидерства в контактных группах, видом поселения, отчасти этно-конфессиональной и социально-культурной принадлежностью подростков, юношей и девушек. В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры. Например, возникшая сравнительно недавно субкультура готов, которую можно определить как асоциальную по принятым в их среде ценностям: нормы взаимодействия с окружающими (в целом вполне общепринятые) дополнились такими нормами, как готовность не нравиться людям своим внешним видом, безразличие к их мнению по этому поводу, стремление шокировать некоторыми повадками (вполне безобидными). В антисоциальных субкультурах нормы, как правило, прямо противоположны общественным, а кроме того, весьма четко делятся на нормы, принятые во взаимодействии со «своими» и «чужими». Характер субкультуры определяет и то, в каких сферах жизни поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются субкультурными нормами, а также меру настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах, нормативная регуляция жесткая и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во многих асоциальных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. Статусная структура существует в реальных (контактных) группах носителей той или иной субкультуры. Статус в данном случае — положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ее членов, но во многом и их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Попутно заметим, что статусная структура имеется и в некоторых номинальных субкультурных группах, как просоциальных (например, в шоу-сообществе), так и в антисоциальных («воры в законе» в криминальной субкультуре). Источники информации, используемые носителями субкультуры, хотя и могут существенно различаться по их виду, имеют иерархию, практически совпадающую в субкультурах различного характера. Обычно эта иерархия выглядит следующим образом: каналы межличностной коммуникации (в более оформленных субкультурах особую роль играет статус человека — источника информации); ТУ-программы, радиоканалы, газеты, журналы, сайты в Интернете, рассчитанные на носителей конкретной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов, представляющие интерес для носителей данной субкультуры. Информация, получаемая из этих источников, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, во многом определяет содержание общения ее носителей. Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями. На то, как проявляются те или иные особенности и реализуются возможности носителей субкультуры, особое влияние оказывает мода как социально-психологическое и культурно-экономическое явление. Мода — форма социальной регуляции, отражающая периодическую смену образцов массового поведения, дающая более или менее адекватное внешнее «оформление» постоянно меняющемуся содержанию жизни. Наиболее явно мода проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях. Мода — одна из знаковых систем, посредством которых происходят межличностная и межгрупповая коммуникации, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, что зависит от характера той среды, в которой она функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.), и в связи с этим можно говорить о модах тех или иных субкультур. «Индивид может подчеркивать эту принадлежность сознательно или бессознательно, активно или пассивно, но такой индикатор существует обязательно. И ирокез (хохолок) панка, и походка матроса вразвалочку, и наколка уголовника, и один грина (один доллар. — А. М.) фарцовщика, и старомосковская норма (произношения. — А. М.) профессора, и небрежно надетый шарф вольного художника, и широкие брюки любера... — все это сигналы принадлежности (или желания принадлежать к «гермосоциуму» (ограниченному социуму — субкультуре. — А.М.) (В. С. Елистратов). Так, например, мода в одежде, будучи в основных чертах всеобщей, имея почти равную значимость для обоих полов, может существенно трансформироваться в тех или иных возрастных и социальных группах. Это стало реальным, поскольку современная мода отказалась от извечного диктата длины, силуэта, деталей. Наоборот, она предоставляет свободу выбора. Поэтому появились вариации моды в одежде как групповые, так и индивидуальные. В просоциальных субкультурах взрослых мода влияет лишь на общий стиль одежды ее носителей, не имея, как правило, специфических особенностей и не предполагая особой скрупулезности в соблюдении ее норм. Так, если в моде мини, то большая часть взрослых женщин, которых можно отнести к массовым и не «выпуклым» субкультурам, укорачивает наряды. Когда эта мода проходит — удлиняет их. Но мало кто из них делает это утрированно. Иначе обстоит дело в экстремальных субкультурах. Например, сексменьшинства не только неукоснительно следуют веяниям моды (и не только в одежде), но и могут значительно их трансформировать, подчеркивая свою принадлежность к конкретной субкультуре. Кроме того, чем ниже культурный уровень и социальный статус носителей субкультуры, тем более следование моде может приобретать почти гротескные черты. Вот, например, как оценивает Виктор Астафьев гримасы моды в «исполнении» горожан первого поколения (а они, обычно, являются носителями довольно явно выраженной субкультуры): «...Клавочка (приехавшая в гости к дедушке и бабушке в деревню из города с родителями, одетыми примерно с таким же «шиком». — А. М.) разодета по всей моде по заграничной, по последнему крику ее, эхо которого, достигнув сибирских пределов, делается скорее похоже на хрип и обретает такие уж тона и формы, что те, кто породил моду в Европе, увидев, как тут, на наших необъятных просторах, все усовершенствовалось, махнули бы на свое ремесло рукой, убрали бы раскройные ножницы в сундук: ходите снова нагишом, люди, — нагишом приличнее...». Мода в одежде может иметь региональные особенности. Так, по наблюдениям журналистов «Комсомольской правды», в конце 90-х гг. стильная молодежь Воронежа предпочитала кричащего цвета майки и обтягивающие кофточки, клетчатые брюки и колготки, куртки «бондеры» и «пилоты», девушки носили обувь на платформе, а юноши — массивные ботинки с подошвой толщиной не менее 5 см и обязательно с большим количеством разводов. В Новосибирске среди студентов были популярны кофты, по цвету напоминающие неоновую рекламу, и водолазки «радуга» в яркую полосочку; брюки-клеш; молодые бизнесмены носили пиджаки с воротником-стоечкой а-ля Сталин или а-ля Мао Цзэ-Дун. А в Уфе приметами особой «крутизны» считались ботинки из темного ну-бука на толстой подошве, цветастая, но не яркая рубашка, джемпер с орнаментом, не очень широкие, но и не слишком узкие штаны или джинсы «Ьеу1§-630» (хуже, если «501»), на голове — бандана. Специфична одежда носителей автономных субкультур (она вообще может мало соотноситься с веяниями моды). Так, рокеры и металлисты носят черные кожаные куртки — «косухи», джинсы синего или черного цвета, «кенгурухи» (футболки с капюшоном) любого цвета. Рэперы предпочитают джинсы всех цветов фасона «хулиган», куртки-«аляски» или «клубные» куртки (куртки западных спортивных клубов), кроссовки; причем вся одежда должна быть размера на три больше. Одна из отличительных черт подростков и молодежи последних десятилетий — массовое увлечение музыкой: сначала эстрадной, а начиная с середины 60-х гг. — поп-, бит- и другими направлениями. Элементами субкультуры молодежи, условиями престижности в обществе сверстников стали компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографий и дискографий), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями. По данным различных исследований, ежедневно или почти ежедневно слушают музыкальные записи более 70% подростков, юношей и девушек, музыкальные радиопередачи — более 40%. Большинство предпочитают слушать музыку дома (около 80%) или в компании (более 40%). Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников «тяжелого рока», «хэви-металл» преобладают 14— 17-летние юноши — школьники, учащиеся ПТУ и молодые рабочие. «Битлома-ны» обычно значительно старше. Бардовская песня и джаз — увлечения более образованных слоев молодежи и старших возрастных групп. Журналисты утверждают, что есть и региональные различия в музыкальных пристрастиях молодежи. Так, в Воронеже в конце 90-х гг. особой популярностью пользовались среди отечественных групп «Иванушки», «Мумий тролль», «Руки вверх» и «Агата Кристи», из западных — «Спайс Гелз» и «Продиджи». А в Уфе в это же время увлекались «техно» (те, кто попроще), а прочие любили «Дорз», Хендрикса, «Металлику». Свободное времяпрепровождение носителей той или иной субкультуры имеет более или менее явные особенности в зависимости от меры ее оформленности, «выпуклости». В субкультурах взрослых свободное времяпрепровождение имеет явные особенности, если ее носители — любители определенных занятий. Именно этим занятиям они посвящают значительную часть своего свободного времени: охоте, рыболовству, коллекционированию и пр. В довольно «выпуклых» субкультурах военнослужащих, геологов и др. собственно субкультурные особенности свободного времяпрепровождения просматриваются с трудом. В то же время появляются довольно автономные взрослые субкультуры, существенно влияющие на свободное времяпрепровождение их носителей. На одном полюсе — субкультура бомжей и социального дна. На другом — «богемная буржуазия», большую часть досуга проводящая в закрытых клубах, кофейнях, в кинотеатрах, в Интернете, за чтением модных журналов, в занятиях пэйнт-боллом, картингом, дельтапланеризмом, горными лыжами и прочими «дорогими игрушками». В подростково-юношеских автономных субкультурах досуг в большой мере (а порой и полностью — например у геймеров) определяется характером увлечений их носителей — книгами Тол-киена, катанием на роликах или мотоциклах, а также характером их ценностей: агрессивный поиск антисоциальных приключений у панков и скинхедов, созерцательное ничегонеделание — у хиппи и пр. Наиболее распространенными способами свободного времяпрепровождения подростков, юношей и девушек, имеющими явный субкультурный характер, можно считать слушание музыки, регулярные прогулки в компании и танцы. О музыке уже говорилось, о прогулках речь пойдет далее, а здесь поговорим о танцах. Поговорим, предоставив слово журналистке В.Смагиной и профессионалам «от танцев». Вот что они рассказывают на страницах газеты «МК». «Нынешние тинэйджерские танцы, — отмечает В.Смагина, — можно р;и делить на три вида: клубные танцы, брейк-данс и латиноамериканские плж; ки в виде салсы и меренги (национальный кубинский фольклор, различаю щийся ритмом и шагами). Первые популярны повсюду, вторые в опрсдо ленных клубах, третьи только начали приживаться. Мода меняется так сгрс; мительно, что каждый год приходится учиться танцевать по-новому. О попу лярной в прошлые годы Макарене давно забыли. Почти изжил себя весе лый танец хип-хоп». В.Якушев, художественный руководитель танцшколы Мах1тит йапсе: «Что касается клубных танцев, их танцуют все, каких-то определенных названий они не имеют, сама музыка диктует движения. Из наиболее популярных дискотечных "фенечек", пожалуй, самое распространенное — ритмичное движение пятками вперед. При этом очень модно раскачивать корпусом вперед-назад под музыку. Другая манера танца под названием «ло-кинг» — хлесткие ритмичные движения рук и ног — взята из брейк-данса и адаптирована к хаус-музыке. Из брейк-данса также заимствованы всевозможные "волны", которые лучше всего удаются девушкам. Популярностью пользуются также латиноамериканские мелодии и афроджаз, ведь музыкальная культура цветных диктует и танцевальную моду». Никогда дискотечные движения за последние годы не были такими плавными, как сейчас. «По сравнению с танцами прошлых дискотек, движения стали более мягкими, появилась "пружиночка". Ушла "буратинистость" в танце. Сейчас резкость в движениях на танцполе считается признаком ло-ховатости, так танцевать не принято, — рассказывает А. Теслин из Мах'итшт с!апсе, — хотя кое-что сохранилось. По-прежнему, танцуя, модно выделять какие-то физиологические особенности (очевидно, имеются в виду телесные особенности. — А. М.): девочки демонстрируют свои, мальчики — свои. Это было и будет всегда, это красиво и естественно. Другой вопрос, в каких движениях это будет выражено, — тут уже диктует мода... Сейчас так много разнообразной музыки, что под каждый сингл можно придумать отдельный танец, было бы желание и умение импровизировать. Движения (и это ни для кого не секрет) приходят из западных клипов, их перенимают дискотечные танцоры и внедряют в массы. Дискотечные традиции отмирают и появляются. Когда-то танцевали в кружочек, теперь это считается верхом невежества. Танцуют либо вдвоем, либо поодиночке. Раньше одинокий танцующий смотрелся как-то странно. Теперь это самая популярная модель поведения на дискотеке. Такое всем известное на дискотеке явление, как "медляк", встречается все реже и реже. В отдельных клубах существуют сеты с медленной музыкой, но в целом "близкие танцы" уходят в прошлое. Современный танцпол уменьшается в размерах. В прогрессивных клубах прослеживается тенденция к минимализму. Остались огромные, размером со спортзал, площадки, но такая площадь, как правило, не заполняется, танцуют на клочке, и от этого создается ощущение, что в клубе никого нет. Неуютно и несовременно. Ну а если кому-то нужен простор и размах — пожалуйста, на школьную дискотеку. Дискотека изменилась не только внешне. Другой стала работа ди-джея, если раньше он или МС (ведущий дискотек времен хип-хопа) активно общались с публикой, то сегодня от него иногда и слова не дождешься. Пуб лика стала менее заводная, ди-джеи это чувствуют и перестают работать с массами. Сегодня для многих ди-джеев остается загадкой, как раскачать народ. Зато последние годы на дискотеках работают профессиональные танцоры, которые призваны зажигать танцующих и подавать пример». Одним из наиболее очевидных признаков той или иной субкультуры является жаргон. Жаргон — своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Он объединяет не замещающие, а становящиеся рядом — для специальных функций — элементы словарного мышления. Лексический состав жаргона обычно довольно подвижен, непостоянен. Слова появляются, исчезают, коверкаются, «скрещиваются». В течение определенного времени, как правило, относительно короткого, жаргон во многом обновляется. В рамках жаргона происходит постоянное пополнение синонимических рядов и замещение их элементов (например, в молодежном жаргоне — «балдеть», «тащиться», «запасть»). Словари разных жаргонов пересекаются, накладываются, перетекают друг в друга. Поэтому попытки группировать жаргонную лексику по словарям по большей части неудачны. Жаргон в любой субкультуре — явление многослойное, включающее в себя несколько групп слов и выражений. Так, профессиональный жаргон в обязательном порядке сочетает в себе три слоя (В.С.Елистратов). Во-первых, обязательный слой эзотерики (тайны от непрофессионалов), который, впрочем, не стоит преувеличивать. Во-вторых, слой собственно профессиональный, т.е. обозначение конкретных реалий, понятий, связанных с профессиональной деятельностью («дед» — старший механик, «рыбкин» — мастер по разделке улова — у моряков рыболовного флота; «охлажденка» — замороженное мясо, облитое горячей водой для увеличения веса; «спутник» — кусок чего-либо, который постоянно подбрасывается на весы во время взвешивания товара, а затем незаметно снимается — у рыночных продавцов). В-третьих, слой смеховой, направленный на клиента, на «чужого». Подростково-юношеский жаргон включает в себя, как правило, следующие ел о и. Первый — общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение («кекс» — парень, «париться» — беспокоиться, «предки», «шнурки» — родители; «упакован выше крыши» — очень модно одет). Второй — общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами («железно», «четко», «круто», «чумово», «грузить»). Третий — слова, бытующие только в жаргоне («салага», «клевый», «прикид» — одежда; англицизмы; слова из блатной лексики). Четвертый — слова и выражения, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах (так, в конце 90-х гг.: в Уфе — «попутал» — заболел, «хвост положить» — «снять» девушку; в Новосибирске — «круто, прикинь, да?», «как бы, затратил» — достал, надоел). Пятый — слова, употребляемые в автономных субкультурах (у байкеров, роллеров, металлистов и др.). Наконец, некоторые компании юношей и девушек используют слова и выражения, подлинный смысл которых понятен только им. Особняком стоит жаргон криминальных групп, который нередко настолько специфичен, что совершенно непонятен окружающим (неслучайно издано несколько словарей, которые используют в работе с «подопечными» сотрудники правоохранительных органов). Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, доминирующей экспрессивной окраске и интенсивности использования. (Эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах.) Во многих субкультурах рождается и бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества. Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и пр. Музыкальный фольклор — это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях в жизни ее носителей. Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные, карточные — в девиантных, подвижные — в детской и т.д.), гак и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), которые стали значимыми как признак принадлежности играющих к той или иной субкультуре. Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «ёгагТко» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, выцарапанных и выбитых) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Граффити — средство утверждения групповой идентичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, названий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культурных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответствующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А. А. Скороходова). Субкультурному фольклору присущи специфические признаки любого фольклора — коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей субкультуры к другим, вариативность формы и содержания. В той или иной конкретной субкультуре набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости. Так, в субкультурах детской, юношеской, религиозных сект, криминальных сообществ наличествуют все виды творчества. В то же время в фольклоре субкультур тех или иных социальных и профессиональных слоев, неформальных движений, самодеятельных и любительских объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое. Завершая характеристику основных признаков субкультуры, следует подчеркнуть, что в совокупности субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также маркирования (наглядного обозначения) социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных — их дезорганизации. Одни субкультуры выступают как контркультуры (уголовно-лагерная, хиппи и т.п.), а другие — порождают инновационные явления и способствуют включению этих явлений в культуру общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.105 (0.014 с.) |