Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализирующие функции группы сверстниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть и традиционный, рефлексивный и механизм экзистенциального нажима. Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение полороле-вому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждения неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт; создание условий своим членам для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения. Эти функции реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик, о которых шла речь выше; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа. В последние десятилетия группы сверстников стали одним из важнейших микрофакторов социализации подрастающих поколений. Их роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств. Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей и девушек живут в городах, Где имеют возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для младших ее членов искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой коммуникации — привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков, юношей и девушек в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни. Дети, подростки, юноши и девушки одновременно входят в несколько групп, общение в которых может иметь существенные различия. Неформальные группы влияют на социализацию детей, подростков, юношей и девушек в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное — от меры значимости для того или иного их члена. Кратко раскроем ряд основных и несколько специфических социализирующих функций группы сверстников в детском, подростковом и юношеском возрастах. В о-п е р в ы х, группа сверстников помогает своим членам обособиться в социуме, создавая условия для автономизации от взрослых и родительской семьи, с одной стороны, и от общества сверстников и возрастной субкультуры — с другой. Автономизация от взрослых и от родительской семьи в группах сверстников начинается уже в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется стремление играть со сверстниками, обмениваться с ними «секретами» и т.д. С возрастом роль группы сверстников в автономизации от взрослых и семьи увеличивается, достигая пика в юности. Автономизация в составе приятельской и/или дружеской группы от общества сверстников и возрастной субкультуры проявляется по-разному. Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к их группам другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.). В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка, юноши и девушки складываются определенные взгляды, или усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм. Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, полученных одним из ее членов даже из компетентного источника, то очень часто этот человек может согласиться с мнением группы. В результате даже сведения, источником которых является учебно-воспитательный процесс и средства массовой коммуникации, воспринимаются и усваиваются ребятами не в «чистом», а в той или иной степени трансформированном виде. Группа сверстников представляет собой специфическую (неофициальную, неформальную) социальную организацию, которая воспринимается ее членами как экологическая ниша. Во-вторых, важнейшей функцией группы сверстников является научение детей, подростков, юношей, девушек полоролево-му поведению. В группе сверстников познается, осваивается и проигрывается: - как принято вести себя со сверстниками своего пола; - как принято вести себя со сверстниками противоположного пола; - как следует вести себя со старшими, младшими и взрослыми в зависимости от своей и их половой принадлежности. Наконец, именно в группе сверстников в подростковом и юношеском возрастах, как правило, происходит сексуальный дебют и приобретается первоначальный сексуальный опыт. В группе сверстников научение полоролевому поведению происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению. Это тем более существенно, что сверстники учат сверстников многим нормам жизни и общения, скрываемым от них взрослыми, компенсируя тем самым пробелы в познании жизни. Так, повторим, что, по зарубежным данным, независимо от социального происхождения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания, 90 % школьников наиболее достоверной информацией о различиях полов и сексуальности считают ту, которая получена ими от друзей (И. С. Кон). В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс становления мужественности и женственности как характеристик личности и поведения человека. И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и противоположного пола, от того опыта, который ребята из него выносят. Быть увлеченным, интересоваться лицами другого пола — с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взрослости. А с другой стороны — к этому побуждают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подростков и старшеклассников, например, предписывают необходимость общения с лицами другого пола, считают его высокопрестижным. Поэтому даже когда семиклассники или десятиклассники и не стремятся к такому общению субъективно или боятся его, они вынуждены его искать, нередко просто выдумывать его, чтобы «соответствовать». Причем эта тенденция захватывает все более младшие возрастные группы. (Дописывая незаконченное предложение «Когда я вижу мальчика и девочку моего возраста, гуляющих вместе...», уже довольно давно около 7% третьеклассников отвечали «завидую им», а 4 % — «наводит на воспоминания». К девятому классу процент «завистников» возрастал до 25 % у девушек и 33 % — у юношей, а «обуреваемых воспоминаниями» — до 20 % среди юношей.) Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще, в частности — эмоционального восприятия сферы сексуальных отношений. Разговоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) помогают ребенку, подростку, юноше, девушке адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в их организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие переживания, которые связаны с пробуждающейся сексуальностью. Невозможность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым душевным переживаниям и травмам, особенно в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах. С подобной ситуацией столкнулся герой американского писателя Т. Уайлдера Теофил Норт. Родители его подопечного шестнадцатилетнего Чарльза Фенвика были весьма травмированы холодностью, снобизмом, эгоцентризмом своего сына, не понимая их истоков и не зная, как себя вести с ним. Норт довольно быстро обнаружил, что причина — отсутствие субъективно значимых сверстников-друзей. Это лишило Чарльза источника важнейших аспектов социального опыта, исказило его эмоциональное восприятие окружающей жизни вследствие фиксированности на неизжитых переживаниях, связанных с той сферой, которую другие мальчики познают и изживают, именно общаясь друг с другом. Проявилось это даже в неадекватной для его возраста реакции на весьма безобидные слова, которые вызывали у него ассоциации сексуального характера. Так, когда Теофил Норт случайно употребил в беседе название музыкального инструмента — пикколо, Чарльз совершенно неожиданно отреагировал крайним смущением. Это и позволило Норту обнаружить причину трудностей и найти способ их преодоления: «... Для маленького мальчика слово «пикколо», благодаря простому созвучию, полно волнующе жутких и восхитительных ассоциаций с "запретным" —- с тем, о чем не говорят вслух; а всякое "запретное" слово стоит в ряду слов, гораздо более разрушительных, чем "пикколо". Чарльз Фенвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был вырасти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с преподавателями; он не общался с мальчиками своего возраста, которые "вентилируют" эти запретные вопросы при помощи смешков, грубых шуток и выкриков. В данной области его развитие было замедленным». Начиная, очевидно, со старшего дошкольного возраста, группа сверстников дополняет влияние семьи на полоролевую социализацию детей. А в подростковом и юношеском возрастах — периоде половой идентификации — группа сверстников во многом заменяет семью (хотя роль последней остается значительной). В-третьих, группа сверстников, с одной стороны, среда самоопределения в актуальной жизни детей, подростков, юношей, девушек, а с другой — источник влияния на выбор аспектов и способов их самоопределения «здесь и теперь». В группе сверстников самоопределение в актуальной жизни ее членов происходит, как минимум, благодаря: - освоению социальных реалий конкретного микросоциума, поселения, этноконфессионального ареала, региона проживания; - научению способам приспособления к социуму и избегания его некоторых реалий; - овладению и использованию определенных форм рекреативного поведения. Влияние группы на самоопределение в актуальной жизни может проявиться по-разному. Так, член группы может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны приятелей, друзей, укрепляться в своих склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок возникновению у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить уже имеющиеся у ребят интересы, склонности. В группе сверстников могут формироваться и социально неприемлемые, даже социально опасные интересы. Наиболее часто это может происходить в VIII и IX классах. Именно у восьмиклассников и девятиклассников, по имеющимся данным, происходит особенно частая смена интересов. И именно среди них наиболее велико число ребят, у которых появляются интересы с антисоциальной направленностью. Общение в группе может придавать полезному познавательному интересу отрицательную направленность или уродливую форму: когда, например, интерес к маркам трансформируется в стяжательство или увлечение техническим творчеством сопровождается противоправными действиями с целью добыть деньги и пр. Опыт рекреативного поведения, приобретаемый и реализуемый в группе сверстников, тоже весьма противоречив. С одной стороны, в позитивно ориентированных группах рекреативное общение может быть не только содержательным, но и весьма поучительным. Общаясь в таких группах, ребята могут стремиться разрешить свои сомнения, утвердиться в правоте своих умозаключений. Как остроумно заметил Жан Пиаже, сами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возникает необходимость в проверке и подтверждении мысли. С другой стороны, в очень многих группах ситуация совершенно иная. Так, в группе все настроены друг к другу доброжелательно и с удовольствием проводят вместе много времени. Но в процессе этого времяпрепровождения время убивается на совместное ничегонеделание, смакование анекдотов и т.д. И тем не менее даже этот опыт оказывается нередко весьма полезным. В-четвертых, взаимодействие в группе сверстников играет немалую роль в развитии самосознания человека. Естественно, что эта роль различна в связи с половозрастными, социокультурными и индивидуальными характеристиками человека. Весьма существенно взаимодействие в группе сверстников влияет на формирование образа Я ребенка, подростка, юноши, девушки, ибо группа для них своеобразное зеркало, которое с той или иной мерой адекватности или искажения отражает их свойства, проявляющиеся в процессе взаимодействия или ощущаемые членами группы. Таким образом, растущий человек получает определенную информацию о самом себе (она складывается из результатов его действий, из реального и предполагаемого им отношения к нему других людей). На основе этой информации у ребенка, подростка, юноши или девушки формируется определенный образ самого себя. Попадая в самые различные ситуации общения в группе, пользуясь нормами и характеристиками, воспринятыми от ее членов и из практики жизни группы, дети, подростки, юноши и девушки познают те или иные стороны своей личности. Общаясь в группе, они нередко получают о себе информацию в оценочных терминах. Роль группы сверстников в становлении образа Я ее членов имеет некоторые возрастные особенности. Если младший школьник, соотнося себя со сверстниками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товарищам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом, исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами, спортсменами и др.). На основании представления о себе, сложившемся под влиянием группы, ребята нередко конструируют собственную линию поведения, строят отношения не только с группой, но и с окружающими. Искаженность сложившегося образа Сможет привести к тому, что растущий человек оказывается лишенным более или менее определенного представления о себе или это представление резко расходится с его реальным образом. В-п я т ы х, группа сверстников — арена самореализации человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В группе растущий человек получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне. Сущностно — потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим». В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я, как все?» Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно возникает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?») Группа сверстников создает разнообразные условия для самореализации своим членам уже потому, что их общение нередко отличается психологической и содержательной многопланностью. В нем зачастую сочетаются такие казалось бы несовместимые компоненты, как философский диалог, высокая символика, авантюрная фантастика и трущобный натурализм (этот ряд определений заимствован у М.Бахтина, который применял его, естественно, по отношению к другим предметам). Каждый из этих компонентов может иметь разный уровень содержательности, как раз подходящий для уровня развития членов группы. В-шестых, группа сверстников играет ведущую роль в самоутверждении человека, особенно до наступления молодости. Самое наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах. Группа — источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя — неудачником, свои возможности — нереализованными. Позитивную роль в самоутверждении группа играет в том случае, если взаимодействие в ней не только интенсивно, но и содержательно, когда подросток, юноша или девушка не только чувствуют себя в ней принятыми на равных, но и имеют приятелей и друзей, когда их внегрупповые связи не воспринимаются товарищами и ими самими как нечто чуждое этой группе. И наконец, еще одна социализирующая функция группы сверстников: взаимодействие в ней может стать стимулом самоизменения человека. Причем как позитивного — самосовершенствования и самостроительства, так и негативного — саморазрушительного поведения. Последнее особенно часто встречается в подростковых и юношеских группах. Стимулом к самоизменению могут стать как характер занятий в группе, так и стремление походить на ее лидера. Самоизменение в группе сверстников может иметь глубинный характер, а может быть сугубо приспособительного свойства. Можно назвать огромное количество ролей и масок, которые исполняют и носят в группе ее члены. Это «шуты» (печальный, язвительный, беспечный, подобострастный), «Чайльд-Гарольды», «Печорины», «Татьяны», «Дон-Жуаны» (в различных ипостасях, от вульгарных до изысканнейших). Подросток может находиться в группе в позиции «паршивой овцы», «мальчика для битья» и во многих других, к чему вынуждает его обстановка, сложившаяся в группе. Все эти роли и маски предполагают определенный стиль контактов с членами группы. В результате реализации подобного стиля происходит деформация личности, последствия которой могут сказаться на всей дальнейшей жизни человека. У некоторых ребят может и не происходить глубинных деформаций, а лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства вызовут рано или поздно протест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стереотипы отношений. Может даже случиться, что подросток, юноша, девушка уйдут из группы совсем, сохраняя себя как личность. Все выделенные социализирующие функции группы сверстников реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик. Группа сверстников приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы. Группа сверстников существенно влияет на социальное и личностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач — развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.013 с.) |