Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализирующие функции группы сверстников

Поиск

В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть и традиционный, рефлексив­ный и механизм экзистенциального нажима.

Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение полороле-вому поведению (через предъявление образцов поведения, при­личествующего представителю каждого пола того или иного воз­раста и осуждения неодобряемого поведения); научение поведе­нию, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, от возраст­ных и социальных страт; создание условий своим членам для раз­вития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.

Эти функции реализуются по-разному и по степени эффектив­ности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенно­стей; от направленности группы и других ее характеристик, о ко­торых шла речь выше; от этнических, региональных и социокуль­турных условий, в которых существует группа.

В последние десятилетия группы сверстников стали одним из важнейших микрофакторов социализации подрастающих поколе­ний. Их роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, под­ростков, юношей и девушек живут в городах, Где имеют возмож­ность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой се­мьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорга­низация семьи повысили необходимость для младших ее членов искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефи­цита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства мас­совой коммуникации — привели к тому, что подрастающие поко­ления стали более однородными по среднему уровню образован­ности и вообще культурного развития. На консолидацию подрост­ков, юношей и девушек в группах сверстников существенно вли­яет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

Дети, подростки, юноши и девушки одновременно входят в несколько групп, общение в которых может иметь существенные различия.

Неформальные группы влияют на социализацию детей, под­ростков, юношей и девушек в зависимости от их состава, направ­ленности, стиля лидерства, а главное — от меры значимости для того или иного их члена.

Кратко раскроем ряд основных и несколько специфических социализирующих функций группы сверстников в детском, под­ростковом и юношеском возрастах.

В о-п е р в ы х, группа сверстников помогает своим членам обо­собиться в социуме, создавая условия для автономизации от взрос­лых и родительской семьи, с одной стороны, и от общества свер­стников и возрастной субкультуры — с другой.

Автономизация от взрослых и от родительской семьи в группах сверстников начинается уже в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется стремление играть со сверстниками, обмени­ваться с ними «секретами» и т.д. С возрастом роль группы сверст­ников в автономизации от взрослых и семьи увеличивается, дос­тигая пика в юности.

Автономизация в составе приятельской и/или дружеской груп­пы от общества сверстников и возрастной субкультуры проявля­ется по-разному.

Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничи­вая возможности присоединения к их группам другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секре­ты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.).

В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка, юноши и девушки складываются определенные взгля­ды, или усваиваются те или иные нормы и ценности. Это проис­ходит вследствие идентификации (отождествления) себя с груп­пой и некритического восприятия доминирующих в ней взгля­дов, отношений, норм.

Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, полученных одним из ее членов даже из компетентного источника, то очень часто этот человек может со­гласиться с мнением группы. В результате даже сведения, источ­ником которых является учебно-воспитательный процесс и сред­ства массовой коммуникации, воспринимаются и усваиваются ребятами не в «чистом», а в той или иной степени трансформиро­ванном виде.

Группа сверстников представляет собой специфическую (не­официальную, неформальную) социальную организацию, кото­рая воспринимается ее членами как экологическая ниша.

Во-вторых, важнейшей функцией группы сверстников яв­ляется научение детей, подростков, юношей, девушек полоролево-му поведению.

В группе сверстников познается, осваивается и проигрывается:

- как принято вести себя со сверстниками своего пола;

- как принято вести себя со сверстниками противоположного пола;

- как следует вести себя со старшими, младшими и взрослыми в зависимости от своей и их половой принадлежности.

Наконец, именно в группе сверстников в подростковом и юно­шеском возрастах, как правило, происходит сексуальный дебют и приобретается первоначальный сексуальный опыт.

В группе сверстников научение полоролевому поведению про­исходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

Это тем более существенно, что сверстники учат сверстников многим нормам жизни и общения, скрываемым от них взрослы­ми, компенсируя тем самым пробелы в познании жизни. Так, повторим, что, по зарубежным данным, независимо от социаль­ного происхождения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания, 90 % школьников наиболее достоверной информацией о различиях полов и сексуальности считают ту, которая получена ими от друзей (И. С. Кон).

В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс ста­новления мужественности и женственности как характеристик личности и поведения человека. И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и проти­воположного пола, от того опыта, который ребята из него вы­носят. Быть увлеченным, интересоваться лицами другого пола — с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взрослости. А с другой стороны — к этому побуж­дают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подро­стков и старшеклассников, например, предписывают необходи­мость общения с лицами другого пола, считают его высокопре­стижным. Поэтому даже когда семиклассники или десятикласс­ники и не стремятся к такому общению субъективно или боятся его, они вынуждены его искать, нередко просто выдумывать его, чтобы «соответствовать». Причем эта тенденция захватывает все более младшие возрастные группы. (Дописывая незаконченное предложение «Когда я вижу мальчика и девочку моего возраста, гуляющих вместе...», уже довольно давно около 7% третьекласс­ников отвечали «завидую им», а 4 % — «наводит на воспомина­ния». К девятому классу процент «завистников» возрастал до 25 % у девушек и 33 % — у юношей, а «обуреваемых воспоминаниями» — до 20 % среди юношей.)

Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще, в частности — эмоционального восприятия сферы сексуальных отношений. Раз­говоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) помо­гают ребенку, подростку, юноше, девушке адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в их организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие переживания, которые связаны с пробуждающейся сексуально­стью. Невозможность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым душевным переживаниям и травмам, особенно в стар­шем подростковом и раннем юношеском возрастах.

С подобной ситуацией столкнулся герой американского писа­теля Т. Уайлдера Теофил Норт. Родители его подопечного шест­надцатилетнего Чарльза Фенвика были весьма травмированы хо­лодностью, снобизмом, эгоцентризмом своего сына, не понимая их истоков и не зная, как себя вести с ним. Норт довольно быстро обнаружил, что причина — отсутствие субъективно значимых свер­стников-друзей. Это лишило Чарльза источника важнейших ас­пектов социального опыта, исказило его эмоциональное воспри­ятие окружающей жизни вследствие фиксированности на неиз­житых переживаниях, связанных с той сферой, которую другие мальчики познают и изживают, именно общаясь друг с другом. Проявилось это даже в неадекватной для его возраста реакции на весьма безобидные слова, которые вызывали у него ассоциации сексуального характера. Так, когда Теофил Норт случайно упо­требил в беседе название музыкального инструмента — пикколо, Чарльз совершенно неожиданно отреагировал крайним смуще­нием. Это и позволило Норту обнаружить причину трудностей и найти способ их преодоления: «... Для маленького мальчика слово «пикколо», благодаря простому созвучию, полно волнующе жут­ких и восхитительных ассоциаций с "запретным" —- с тем, о чем не говорят вслух; а всякое "запретное" слово стоит в ряду слов, гораздо более разрушительных, чем "пикколо". Чарльз Фенвик в шестнадцать лет переживал фазу, из которой он должен был выра­сти к двенадцати. Ну, конечно! Всю жизнь он занимался с препо­давателями; он не общался с мальчиками своего возраста, кото­рые "вентилируют" эти запретные вопросы при помощи смеш­ков, грубых шуток и выкриков. В данной области его развитие было замедленным».

Начиная, очевидно, со старшего дошкольного возраста, груп­па сверстников дополняет влияние семьи на полоролевую социа­лизацию детей. А в подростковом и юношеском возрастах — пери­оде половой идентификации — группа сверстников во многом заменяет семью (хотя роль последней остается значительной).

В-третьих, группа сверстников, с одной стороны, среда са­моопределения в актуальной жизни детей, подростков, юношей, девушек, а с другой — источник влияния на выбор аспектов и спо­собов их самоопределения «здесь и теперь».

В группе сверстников самоопределение в актуальной жизни ее членов происходит, как минимум, благодаря:

- освоению социальных реалий конкретного микросоциума, поселения, этноконфессионального ареала, региона проживания;

- научению способам приспособления к социуму и избегания его некоторых реалий;

- овладению и использованию определенных форм рекреатив­ного поведения.

Влияние группы на самоопределение в актуальной жизни мо­жет проявиться по-разному. Так, член группы может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны приятелей, друзей, укрепляться в своих склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок воз­никновению у одного из них интереса к той сфере, которая рань­ше не привлекала его внимания. Но в то же время общение в группе может разрушать, гасить уже имеющиеся у ребят интере­сы, склонности.

В группе сверстников могут формироваться и социально не­приемлемые, даже социально опасные интересы. Наиболее часто это может происходить в VIII и IX классах. Именно у восьми­классников и девятиклассников, по имеющимся данным, проис­ходит особенно частая смена интересов. И именно среди них наи­более велико число ребят, у которых появляются интересы с ан­тисоциальной направленностью. Общение в группе может прида­вать полезному познавательному интересу отрицательную направ­ленность или уродливую форму: когда, например, интерес к мар­кам трансформируется в стяжательство или увлечение техничес­ким творчеством сопровождается противоправными действиями с целью добыть деньги и пр.

Опыт рекреативного поведения, приобретаемый и реализуе­мый в группе сверстников, тоже весьма противоречив.

С одной стороны, в позитивно ориентированных группах рек­реативное общение может быть не только содержательным, но и весьма поучительным. Общаясь в таких группах, ребята могут стре­миться разрешить свои сомнения, утвердиться в правоте своих умозаключений. Как остроумно заметил Жан Пиаже, сами себе мы охотно верим на слово, и только в процессе общения возни­кает необходимость в проверке и подтверждении мысли.

С другой стороны, в очень многих группах ситуация совершен­но иная. Так, в группе все настроены друг к другу доброжелатель­но и с удовольствием проводят вместе много времени. Но в про­цессе этого времяпрепровождения время убивается на совместное ничегонеделание, смакование анекдотов и т.д. И тем не менее даже этот опыт оказывается нередко весьма полезным.

В-четвертых, взаимодействие в группе сверстников играет немалую роль в развитии самосознания человека. Естественно, что эта роль различна в связи с половозрастными, социокультурны­ми и индивидуальными характеристиками человека.

Весьма существенно взаимодействие в группе сверстников вли­яет на формирование образа Я ребенка, подростка, юноши, девушки, ибо группа для них своеобразное зеркало, которое с той или иной мерой адекватности или искажения отражает их свой­ства, проявляющиеся в процессе взаимодействия или ощущае­мые членами группы. Таким образом, растущий человек получает определенную информацию о самом себе (она складывается из результатов его действий, из реального и предполагаемого им от­ношения к нему других людей). На основе этой информации у ребенка, подростка, юноши или девушки формируется опреде­ленный образ самого себя. Попадая в самые различные ситуации общения в группе, пользуясь нормами и характеристиками, вос­принятыми от ее членов и из практики жизни группы, дети, под­ростки, юноши и девушки познают те или иные стороны своей личности. Общаясь в группе, они нередко получают о себе инфор­мацию в оценочных терминах.

Роль группы сверстников в становлении образа Я ее членов имеет некоторые возрастные особенности.

Если младший школьник, соотнося себя со сверстниками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товарищам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляю­щиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом, исходя из отношения к себе приятелей, дру­зей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами, спорт­сменами и др.).

На основании представления о себе, сложившемся под влия­нием группы, ребята нередко конструируют собственную линию поведения, строят отношения не только с группой, но и с окру­жающими. Искаженность сложившегося образа Сможет привести к тому, что растущий человек оказывается лишенным более или менее определенного представления о себе или это представление резко расходится с его реальным образом.

В-п я т ы х, группа сверстников — арена самореализации челове­ка, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

В группе растущий человек получает действительную или ил­люзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализо­вать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно — потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важ­ное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».

В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализа­ция себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я, как все?» Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убе­диться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно возникает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?»)

Группа сверстников создает разнообразные условия для само­реализации своим членам уже потому, что их общение нередко отличается психологической и содержательной многопланностью. В нем зачастую сочетаются такие казалось бы несовместимые ком­поненты, как философский диалог, высокая символика, аван­тюрная фантастика и трущобный натурализм (этот ряд определе­ний заимствован у М.Бахтина, который применял его, естествен­но, по отношению к другим предметам). Каждый из этих компо­нентов может иметь разный уровень содержательности, как раз подходящий для уровня развития членов группы.

В-шестых, группа сверстников играет ведущую роль в само­утверждении человека, особенно до наступления молодости.

Самое наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах. Группа — источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь непол­ной, себя — неудачником, свои возможности — нереализован­ными.

Позитивную роль в самоутверждении группа играет в том слу­чае, если взаимодействие в ней не только интенсивно, но и со­держательно, когда подросток, юноша или девушка не только чувствуют себя в ней принятыми на равных, но и имеют прияте­лей и друзей, когда их внегрупповые связи не воспринимаются товарищами и ими самими как нечто чуждое этой группе.

И наконец, еще одна социализирующая функция группы сверстников: взаимодействие в ней может стать стимулом самоизменения человека. Причем как позитивного — самосовершен­ствования и самостроительства, так и негативного — саморазру­шительного поведения. Последнее особенно часто встречается в подростковых и юношеских группах.

Стимулом к самоизменению могут стать как характер занятий в группе, так и стремление походить на ее лидера.

Самоизменение в группе сверстников может иметь глубинный характер, а может быть сугубо приспособительного свойства.

Можно назвать огромное количество ролей и масок, которые исполняют и носят в группе ее члены. Это «шуты» (печальный, язвительный, беспечный, подобострастный), «Чайльд-Гарольды», «Печорины», «Татьяны», «Дон-Жуаны» (в различных ипостасях, от вульгарных до изысканнейших). Подросток может находиться в группе в позиции «паршивой овцы», «мальчика для битья» и во многих других, к чему вынуждает его обстановка, сложившаяся в группе.

Все эти роли и маски предполагают определенный стиль кон­тактов с членами группы. В результате реализации подобного сти­ля происходит деформация личности, последствия которой могут сказаться на всей дальнейшей жизни человека. У некоторых ребят может и не происходить глубинных деформаций, а лишь развива­ется умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятель­ствам. У кого-то эти обстоятельства вызовут рано или поздно про­тест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стерео­типы отношений. Может даже случиться, что подросток, юноша, девушка уйдут из группы совсем, сохраняя себя как личность.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстни­ков реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости от пола и возрас­та членов группы и их индивидуальных особенностей; от направ­ленности группы и других ее характеристик.

Группа сверстников приобщает своих членов к культуре дан­ного общества, научая поведению, соответствующему этничес­кой, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

Группа сверстников существенно влияет на социальное и лич­ностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение воз­растных задач — развития самосознания, самоопределения, са­мореализации и самоутверждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.013 с.)