Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализированность: субъект-субъектный подход

Поиск

Существенно иначе трактуют социализированность исследова­тели, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный подход. Они считают, что социализиро-ванный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии бытьсубъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.

Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированноегь, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценност.....х ориентации. Они считают, что

сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с саможепектациями (самоожида­ниями) человека. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный человек стре­мится к изменению самоэкспектацин и умеет оставлять предше­ствующие роли.

Американский исследователь Э. Келлн, используя понятие «пол­ностью функционирующая личность», которое с некоторой до­лей условности можно рассматривать как синоним «социализиро­ванного человека», характеризует ее следующим образом: полно­стью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего «само» в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает твор­ческую роль.

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики человека, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценно­стных ориентации; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требо­вания, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

В рамках концепции социализации, раскрытой в данном посо­бии, социализированность — это достижение человеком определен­ного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

-степень овладения знаниями, умениями и установками, необ­ходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, ха­рактерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

- наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-прием­лемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реа­лиями социальной среды);

- необходимый на данном возрастном этапе уровень образова­ния.

В качестве признаков обособления человека в об­ществе можно рассматривать следующие:

- наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

-наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологиче­ская автономия);

- реализация избирательности в эмоциональных привязанно­стях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

- мера готовности и способности самостоятельно решать соб­ственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореали­зации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни — креативность (поведенческая автономия).

Мера сбалансированности приспособления и обособления че­ловека в социуме и содержательные характеристики названных выше признаков приспособления и обособления во многом опре­деляют систему временных связей человека как личности со всей социальной действительностью и с ее отдельными сегментами, которая складывается на каждой стадии социализации.

Можно выделить четыре вида отношений человека, которые связывают его с действительностью (миром) в целом и с ее от­дельными сегментами: отношение к себе и отношения с самим собой, отношение к миру и отношения с миром.

Отношение к себе у человека определяется тем, каким он ви­дит самого себя, т.е. тем, каков его образ Я. Образ Я — некое обобщенное представление о самом себе — с возрастом меняется, становясь дифференцированнее и глубже. Это происходит в про­цессе и в результате самопознания, которое связано с успешно­стью или неудачами самореализации, с соотнесением себя со сверст­никами, старшими, младшими, а также героями литературы, кино и телеэкрана, звездами спорта, рока и т.д., с принятием оценок значимых лиц в ближайшем окружении, с различными жизнен­ными обстоятельствами. С возрастом влияние внешних факторов на образ Я снижается, возрастает роль собственной жизненной позиции и самоанализа.

Образ Я, успешность самореализации определяют меру само­принятия человека, уровень его самоуважения. Меру самоприня­тия, уровень самоуважения, иными словами, можно определить как отношения человека с самим собой. Нельзя недооценивать от­ношения человека с самим собой, ибо от него зависит весь процесс развития личности (ее интересы и привязанности в различ­ных сферах жизнедеятельности, стремление и характер самоизме­нения, восприятие воспитывающих воздействий, отношение к миру и т.д.). Вспомним мысль Л. Фейербаха о том, что человек только там удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то доби­вается, где он сам верит в свои силы.

Отношение к миру — это обобщенная система взглядов на при­родную и социальную среду, от которой зависит то, каким чело­век видит планету в целом, свою страну, общество, в котором живет, группы и коллективы, в которые входит, конкретных лю­дей, его окружающих. Отношение к миру, образно говоря, играет роль своеобразного прожектора, высвечивающего те или иные стороны действительности и оставляющего в тени другие. Отно­шение к миру — компас, определяющий видение причинно-след­ственных связей между явлениями и процессами, характерными для окружающей действительности.

Это отношение возникает как в результате неосознанного вос­приятия мира, так и его систематизированного познания. Человек живет в мире, который многолик, разнообразен и неоднозначен. Мир не является ему раз и навсегда данным и не воспринимается им как нечто неизменное. С раннего детства человек осваивает окружающую его действительность, и у него формируется опре­деленная картина мира. Она, естественно, весьма различна у ре­бенка и у взрослого. Она весьма различна не только на каждом возрастном этапе, но и в зависимости то того, в каких конкрет­ных условиях живет и развивается человек. И естественно, с воз­растом и в зависимости от обстоятельств и условий жизни меня­ется отношение человека к миру, определяя в конечном счете его отношения с миром.

Отношения с миром проявляются в самореализации человека в определенных сферах его жизнедеятельности, в тех способах и фор­мах, которые он для этого выбирает. Человеку свойственно стрем­ление как к сущностной, так и к сугубо внешней реализации себя. Сущностная самореализация — это стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя. Стремление к внешней реа­лизации наиболее рельефно проявляется, например, в юности в попытках выделиться и утвердиться с помощью экстравагантно­сти внешнего облика, эксцентрического поведения и т.д.

В зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности на­правлены интересы человека, в каких условиях, формах и насколь­ко социально приемлемо, ценно и личностно значимо реализует он себя, можно судить о его отношениях с миром. О том, чем являются для него мир в целом и его сегменты — ареной самовы­ражения, полем сражения, завоевываемой территорией, тем, дру­гим, третьим одновременно. Или чем-то еще...

Важность самореализации для развития личности в целом и формирования отношений с миром неоднозначна в зависимости от ее субъективной ценности: «...то, чего достигаешь, формирует душу, а то, чего хочешь, но не достигаешь, только искривляет ее: для счастья совершенно неважно то, чего ты хочешь, а важно только, чтобы ты этого достиг».

Система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой отражает обращенность человека на самого себя и одновременно его выход за пределы самого себя. Эти отношения формируются, с одной стороны, в стихийной социализации, во взаимодействии с окружающей средой, а с другой стороны, в ходе относительно социально контролируемой социализации, а также в результате самоизмснения человека как активного социального субъекта.

Социализированность имеет мобильный характер, т. е. сформи­ровавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.007 с.)