Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализированность: субъект-субъектный подход↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существенно иначе трактуют социализированность исследователи, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный подход. Они считают, что социализиро-ванный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии бытьсубъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированноегь, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценност.....х ориентации. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с саможепектациями (самоожиданиями) человека. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный человек стремится к изменению самоэкспектацин и умеет оставлять предшествующие роли. Американский исследователь Э. Келлн, используя понятие «полностью функционирующая личность», которое с некоторой долей условности можно рассматривать как синоним «социализированного человека», характеризует ее следующим образом: полностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего «само» в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает творческую роль. Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики человека, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. В рамках концепции социализации, раскрытой в данном пособии, социализированность — это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе. О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков: -степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.); - наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реалиями социальной среды); - необходимый на данном возрастном этапе уровень образования. В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие: - наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия); -наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия); - реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия); - мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни — креативность (поведенческая автономия). Мера сбалансированности приспособления и обособления человека в социуме и содержательные характеристики названных выше признаков приспособления и обособления во многом определяют систему временных связей человека как личности со всей социальной действительностью и с ее отдельными сегментами, которая складывается на каждой стадии социализации. Можно выделить четыре вида отношений человека, которые связывают его с действительностью (миром) в целом и с ее отдельными сегментами: отношение к себе и отношения с самим собой, отношение к миру и отношения с миром. Отношение к себе у человека определяется тем, каким он видит самого себя, т.е. тем, каков его образ Я. Образ Я — некое обобщенное представление о самом себе — с возрастом меняется, становясь дифференцированнее и глубже. Это происходит в процессе и в результате самопознания, которое связано с успешностью или неудачами самореализации, с соотнесением себя со сверстниками, старшими, младшими, а также героями литературы, кино и телеэкрана, звездами спорта, рока и т.д., с принятием оценок значимых лиц в ближайшем окружении, с различными жизненными обстоятельствами. С возрастом влияние внешних факторов на образ Я снижается, возрастает роль собственной жизненной позиции и самоанализа. Образ Я, успешность самореализации определяют меру самопринятия человека, уровень его самоуважения. Меру самопринятия, уровень самоуважения, иными словами, можно определить как отношения человека с самим собой. Нельзя недооценивать отношения человека с самим собой, ибо от него зависит весь процесс развития личности (ее интересы и привязанности в различных сферах жизнедеятельности, стремление и характер самоизменения, восприятие воспитывающих воздействий, отношение к миру и т.д.). Вспомним мысль Л. Фейербаха о том, что человек только там удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. Отношение к миру — это обобщенная система взглядов на природную и социальную среду, от которой зависит то, каким человек видит планету в целом, свою страну, общество, в котором живет, группы и коллективы, в которые входит, конкретных людей, его окружающих. Отношение к миру, образно говоря, играет роль своеобразного прожектора, высвечивающего те или иные стороны действительности и оставляющего в тени другие. Отношение к миру — компас, определяющий видение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, характерными для окружающей действительности. Это отношение возникает как в результате неосознанного восприятия мира, так и его систематизированного познания. Человек живет в мире, который многолик, разнообразен и неоднозначен. Мир не является ему раз и навсегда данным и не воспринимается им как нечто неизменное. С раннего детства человек осваивает окружающую его действительность, и у него формируется определенная картина мира. Она, естественно, весьма различна у ребенка и у взрослого. Она весьма различна не только на каждом возрастном этапе, но и в зависимости то того, в каких конкретных условиях живет и развивается человек. И естественно, с возрастом и в зависимости от обстоятельств и условий жизни меняется отношение человека к миру, определяя в конечном счете его отношения с миром. Отношения с миром проявляются в самореализации человека в определенных сферах его жизнедеятельности, в тех способах и формах, которые он для этого выбирает. Человеку свойственно стремление как к сущностной, так и к сугубо внешней реализации себя. Сущностная самореализация — это стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя. Стремление к внешней реализации наиболее рельефно проявляется, например, в юности в попытках выделиться и утвердиться с помощью экстравагантности внешнего облика, эксцентрического поведения и т.д. В зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы человека, в каких условиях, формах и насколько социально приемлемо, ценно и личностно значимо реализует он себя, можно судить о его отношениях с миром. О том, чем являются для него мир в целом и его сегменты — ареной самовыражения, полем сражения, завоевываемой территорией, тем, другим, третьим одновременно. Или чем-то еще... Важность самореализации для развития личности в целом и формирования отношений с миром неоднозначна в зависимости от ее субъективной ценности: «...то, чего достигаешь, формирует душу, а то, чего хочешь, но не достигаешь, только искривляет ее: для счастья совершенно неважно то, чего ты хочешь, а важно только, чтобы ты этого достиг». Система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой отражает обращенность человека на самого себя и одновременно его выход за пределы самого себя. Эти отношения формируются, с одной стороны, в стихийной социализации, во взаимодействии с окружающей средой, а с другой стороны, в ходе относительно социально контролируемой социализации, а также в результате самоизмснения человека как активного социального субъекта. Социализированность имеет мобильный характер, т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.25.226 (0.009 с.) |