Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации



Субъективными предпосылками того,станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровнях. От этого во многом зависит и субъективное восприятиечеловеком себя жертвой.

Наиндивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятель­ствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняюще­муся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий со­циализации, зависит от многих характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать викти-мизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, разви­тость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориен­тации и т.д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противосто­ять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он стал­кивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слабо развитой рефлексией может стать жертвой индуцирования — прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тотали­тарные организации (политические, криминальные, квазирели­гиозные). Индуцирование лидерами этих организаций своих по­следователей ведет к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения «учитель — ученик» превращаются в от­ношения «господин — раб».

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность —интернальность, т.е. склонность человека при­писывать причины происходящего с ним внешним обстоятель­ствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Так, например, ветераны вьетнамской войны, кото­рые не испытывали трудностей с последующей адаптацией к мир­ной жизни и не страдали синдромом посттравматических стрес­совых нарушений, как правило, были интерналами.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е. то, ка­ким образом человек, реализуя особую форму активности, пере­живает критические жизненные ситуации. От этого зависит его способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыс­ливать свое существование, обретать благодаря переоценке цен­ностей осмысленность существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым не­посредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковы­ми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, а другие не считают, что и определяет самоотношение и поведение тех и других. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами-девиантами. Часть из них не считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и ок­ружающим людям. Третьи — вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презре­ния к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъектив­ного восприятия определяются не только индивидуальными осо­бенностями, но и отношением ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп, а также возрастными особенностями.

Так, изучение детей, подростков, юношей и девушек с физи­ческими опорно-двигательными дефектами показало следующее. Дошкольники, начиная с 4 лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и поэтому дефект не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведении. В 7 — 8 лет дети осознают, что у них есть физи ческий дефект, что может специфически проявляться в их пове­дении и в отношениях с окружающими. Если им предлагают ка­кое-либо приятное занятие, они о дефекте не вспоминают. Если же занятие им неприятно или от них хотят чего-то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания сделать это ссы­лаются на свой дефект (т.е. они не переживают в связи с его нали­чием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потери жиз­ненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков). То есть юноша или девушка осознает свою ущерб­ность по сравнению с окружающими, у них появляется самоощу­щение жертвы (что характерно для половины изученных эстон­скими исследователями школьников).

Индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне бла­гополучный в обыденном смысле слова человек тем не менее счи­тает себя неудачником, несчастным и т.д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что его поведение и отношения с окружающими определяются подоб­ным самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь, а как максимум, может привести к психическим и социальным отклонениям, т.е. превратить его в реальную жертву.

Коррекционное воспитание

Коррекционное воспитание — создание условий для приспособления к жизни в социуме,преодоления или ослабления недостатков и дефектов развития отдельных категорий лю­дей в специально созданных для этого организациях.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных орга­низациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий людей — жертв неблагопри­ятных условий социализации. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Попутно заметим, что ряд групп инвалидов, а также детей с задержками в развитии, не имеющих органических поражений моз­га, необходимо воспитывать в организациях социального воспи­тания, создавая специальные дополнительные условия для вы­равнивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии человека. В наи­более тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении его к жизни в ближайшем социуме.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация — это способность человека активно взаимодействовать с социальной сре­дой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил А.Адлер, «центрация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

В связи с этим необходима специальная работа по исрсорпсн тации отношения человека к своей судьбе. Это становится рсаш. ным, если у него формируются определенные социальные уста новки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружи ющих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком ве­ера позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важной стороной коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями, или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклю­чает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценностных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди правонаруши­телей немало людей с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочета­нии медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей, девушек, взрослых в различные сферы социальной практики.

Так, в последние десятилетия развернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортивные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т.д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в социальной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприят­ных условий социализации.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее время в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в обществе дополняется законодательными и экономическими мерами по при­способлению среды обитания к особенностям этих людей. Наибо­лее яркий пример — законы, принятые в ряде штатов США, сти­мулирующие создание и резервирование рабочих мест для инва­лидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-коля­сочников, создание специально приспособленных для этой кате­гории людей общественных средств транспорта и т.д. (кстати, ана­логичные решения приняты в 1993 г. в Москве).

Однако, если иметь в виду само социальное явление в целом — наличие в любом обществе многообразных типов людей —жертв неблагоприятных условий социализации, — то все, что делается в социальной практике, как правило, не имеет системного характе­ра. Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них мож­но считать отсутствие специальной отрасли знания, ориентирован­ной на исследование и решение проблем, характерных как для жертв неблагоприятных условий социализации в целом, так и специфи­ческих для каждого типа жертв в отдельности. На статус подобной отрасли знания может претендовать социально-педагогическая вик-тимология, контуры которой были намечены во второй половине 80-х гг. прошлого столетия автором настоящего пособия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.009 с.)