Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализирующие функции семьи

Поиск

Семья — важнейший фактор социализа-ции человека. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Демографический параметр — структура семьи (большая, вклю­чая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- и многодетная).

Социально-культурный параметр — образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества.

Социально-экономический параметр — имущественные характе­ристики и занятость членов семьи на работе.

Технико-гигиенический параметр — условия проживания, обо­рудованное^ жилища, особенности образа жизни.

Социализация человека в семье осуществляется, главным об­разом, благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосо­знаваемого некритического восприятия норм и ценностей, гос­подствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, соци­альным положением и психологической атмосферой.

Наиболее эффективно традиционный механизм социализации в семье действует по отношению к растущим детям. Американ­ский писатель Т. Уайлдер писал: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случаев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, ч то их родители действительно любят, а что действительно презирают».

Современные семьи различаются тем, какой персональной сре­дой развития ребенка они являются, каким содержанием напол­няется в них традиционный механизм социализации. Обобщая, можно заметить, что есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия.

Однако есть много других семей, в которых дети и подростки не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, кри­миногенной среде, которая и определяет их развитие. По некото­рым данным до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой де­генерацией, которая проявляется не только в психических забо­леваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной вы­холощенное™, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и проститутки образовалась семья Джю-ков. К 30-м гг. XX в. среди более чем 2 тыс. их потомков насчитыва­лось 55 % бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа — эмпирический факт.

И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать де­тей с рук. В редких случаях — родственникам, чаще — на попече­ние государства, порой детей просто выгоняют из дома, много случаев убийств нежелательного младенца. Все это — проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в об­ществе и государстве.

Семья — важнейший фактор социализации и для взрослых и стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмо­циональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характе­ром быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмо­сфера и отношения в семье, то, насколько она способна быть экологической нишей для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобре­ние, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на со­циальных притязаниях человека, помогают ему или мешают ис­кать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющих­ся социальных условиях.

В целом можно определить следующие функци и семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на про­тяжении всего жизненного пути человека.

В о-п е р в ы х, семья обеспечивает (или нет) физическое и эмо­циональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть ком­пенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями.

Так, когда мать отказывается забирать новорожденного, и он остается на попечении государства, ему обеспечивают полноцен­ное кормление и уход. Но несмотря на это, младенец постоянно находится в заторможенном состоянии. Он вял, плохо ест, плохо прибавляет в весе, не реагирует на внешние раздражители. Если спустя месяц мать взяла ребенка домой, картина резко меняется. Ребенок становится подвижным, реагирует на внимание матери, позднее — на игрушки. Но бывает, что спустя несколько месяцев матери надоедает возня с ребенком, и он вновь попадает в дет­ское учреждение. И вновь у него появляются те же признаки за­торможенности. После третьего возвращения в детское учрежде­ние или после сплошного трехмесячного «лишения любви» мате­ри ребенок, впав в состояние эмоциональной пассивности, обычно из него уже не выходит. В его психике, в его эмоциональной сфере происходят изменения, которые уже нельзя полностью устранить.

Это явление эмоциональной заторможенности у детей, отлу­ченных от матери и помещенных в детское учреждение, еще в 20-е гг. XX в. отечественные психологи назвали «госпитализмом» (позднее появился термин «депривация»). Что становится причи­ной госпитализма? Резкий дефицит общения со взрослыми. В семье 75 % времени бодрствования младенец общается с людьми и ак­тивно играет; лишь 25 % этого времени приходится на пассивное слежение за окружающими и на бездействие. В детских учреждениях это соотношение почти обратное (Й.Лангмейер, 3. Матейчек).

Почему же младенцу необходимы для нормального развития интенсивное общение со взрослыми, их ласки, слова, смысла которых он, казалось бы, не понимает? Очевидно потому, что он не остается пассивным объектом ласкового внимания. Эмоцио­нальность отношения взрослого пробуждает в младенце ответные реакции. В ответ на эмоционально окрашенные обращения к ре­бенку у него развиваются соответствующие отклики, происходит первоначальное превращение природных задатков в человеческие способности — к эмоциональному контакту, к со-радованию и со-печалованию.

По мнению известного американского психофизиолога Н.Мил­лера, дефицит родительского тепла в раннем детстве ведет не толь­ко к снижению интеллекта и аномалиям социального поведения, но и к повышению уязвимости, сильному нервному напряжению, агрессивности. Ретроспективное изучение 102 правонарушителей-рецидивистов в возрасте пятнадцати —восемнадцати лет, прове­денное в одной из английских исправительных школ, показало, что тревога, возникшая в раннем детстве вследствие дефицита общения с родителями, предопределила их склонность отвечать асоциальным образом на последующие события в их жизни (П.Си­монов). Некоторые данные свидетельствуют о том, что дефицит общения с родителями может стать одной из причин шизофре­нии у юношей и взрослых.

Однако целая серия исследований привела ученых к выводу о том, что когда родительская любовь проявляется преувеличенным образом, когда с ребенка не спускают глаз, результат бывает тоже отрицательный. В этом случае у ребенка также не формируются механизмы, позволяющие осуществлять эмоциональный контакт. Нередко случается, что у такого ребенка, когда он вырастает, не складываются отношения с людьми. Появляются такие черты лич­ности, как холодность чувств и эгоцентризм (К. Обуховский).

Содержание, эмоциональная глубина общения с родителями, тот «обмен» эмоциями, который при этом происходит, влияют на то, как воспринимает ребенок все окружающее, на глубину и окрашенность его эмоций.

В детском, младшем школьном и подростковом возрастах вли­яние семьи на эмоциональное развитие человека остается веду­щим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится домини­рующей.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию. Половая идентич­ность включает в себя: осознание индивидом своей половой при­надлежности; выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения; формирование соответствующих психосексуаль­ных установок (интерес к другому полу и пр.).

Межличностные отношения детей с родителями и родителей между собой играют кардинальную роль в процессе формирова­ния психологического пола ребенка (особенно в первые три года жизни), ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты при­писываемого ему пола. Эти атрибуты содержат личностные харак­теристики, особенности эмоциональных реакций, а также раз­личные установки и вкусы, поведенческие образцы, связанные с мужественностью или женственностью.

Формирование полоролевых, или тендерных, различий у де­тей в семье объясняется по-разному. Можно ограничиться двумя вариантами из почти десятка, приводимых И.С.Коном.

Первое объяснение. Родители обращаются с разнополыми деть­ми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожи­даниям, принятым для того или другого пола. Мальчиков поощ­ряют за энергию и соревновательность, а девочек — за послуша­ние и заботливость. Поведение, не соответствующее тендерным ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой негативные санкции.

Второе объяснение. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных половых различий, одно и то же родительское пове­дение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок «формирует» родителей больше, чем они его, и реальный стиль социализации складывается только в ходе конкретного взаимодействия, причем как требования ребенка, так и эффективность родительского воздействия изначально неоди­наковы для обоих полов.

Ряд исследований показал, что в процессе полоролевой или тендерной социализации в семье очень важную роль играет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери).

Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь фор­мальное наличие делают полоролевую социализацию проблема­тичной.

На последующих возрастных этапах на полоролевую социали­зацию влияет не только семья, но и другие факторы. Однако се­мья продолжает играть существенную роль в этом плане в подро­стковом и раннем юношеском возрастах, а затем от нее в боль­шой мере зависит сексуальная самореализация человека.

В-т р е т ь и х, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благо­получных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати бал­лов), а также влияет на отношение детей, подростков, юношей и девушек к учебе и во многом определяет ее успешность.

На всех этапах социализации образовательной уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стрем­лении к продолжению образования и к самообразованию.

Однако отсутствие семьи или низкий образовательный уровень родителей могут не иметь фатальных последствий для интеллек­туального развития ребенка, если у него складываются тесные межличностные отношения с другими взрослыми, которые ста­новятся для него субъективно значимыми. В подтверждение этого можно рассказать историю, которая произошла в 30-е гг. XX в. в одном из американских приютов, где воспитывались дети, от­ставшие в умственном развитии.

У директора возникла необычная идея — поселить часть своих пяти-шестилетних воспитанников в находившийся неподалеку женский приют для умственно отсталых, обитательницам кото­рого было от 14 до 70 лет.

Женщины, жившие по нескольку человек в комнате, ничем не занятые, кроме дрязг, получили объект приложения своей энер­гии, времени, наконец, нерастраченного человеческого тепла. С момента пробуждения и до отхода ко сну дети были в центре их внимания: их обихаживали, им рассказывали сказки, с ними иг­рали, разговаривали (так или иначе умственно отсталый взрослый обладает значительно большим запасом слов, знаний, чем умственно отсталый ребенок). Результаты были поразительны. В те­чение двух лет все малыши настолько продвинулись в развитии, что смогли пойти учиться в обычные школы.

Эффект был столь ошеломляющим, что доклад директора дет­ского приюта о проведенном им эксперименте имел самые не­ожиданные последствия. Заслушавший его ученый совет одного из высших учебных заведений счел все это шарлатанством и по­требовал освободить экспериментатора от работы, что и было сде­лано. Однако на этом история не закончилась.

Спустя примерно три десятилетия два журналиста случайно узнали о рассказанных здесь событиях. Они занялись «расследова­нием». Им удалось выяснить судьбу почти всех детей — как остав­шихся в детском приюте, так и поселенных в приют для умствен­но отсталых женщин.

Оказалось, что дети, чье воспитание продолжалось в детском приюте, так и остались умственно отсталыми. Они продолжали свое существование в соответствующих учреждениях, никто из них не получил нормального образования, большинство остались без профессии, никто не создал семьи.

Совсем по-иному сложились судьбы детей, отданных на воспи­тание в приют для умственно отсталых женщин. Все они получили полное или незаконченное среднее образование, все приобрели профессию, большинство создали семью. Двое из них получили дипломы о высшем образовании — по грустной иронии судьбы, в том самом колледже, ученый совет которого в свое время признал шарлатаном директора приюта для умственно отсталых детей.

Вот такая, почти рождественская, история, которая наводит на очень серьезные размышления о том, как следует эффективно выравнивать развитие детей.

Интеллект человека в среднем связан с социальным положе­нием родителей, но все-таки не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные условия развития. А есть такие, которые могут преодолеть неблагоприятные условия, бла­годаря а) усилиям родителей, которые ухитряются компенсиро­вать ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за их низкого социального статуса; б) сами дети изме­няют свой низкий социальный статус благодаря своим природ­ным задаткам и личностным особенностям (М.С. Егорова).

В четвертых, в семье формируются фундаментальные ценно­стные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющие его стиль жизни, направле­ния и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Так, американский исследователь С.Любелл выявил, что треть опрошенных им студентов вообще не видели существенных мировоззренческих различий между собой и родителями. Свыше поло­вины опрошенных сказали, что хотели бы дать своим будущим детям примерно такое же воспитание, какое получили они сами. Отечественные исследователи выявили, что в нестабильном российском обществе 90-х гг. XX в. росла роль семьи в восприятии и интерпретации подростками происходящих социальных изме­нений. Родительские представления и установки становились все более значимыми в ходе ценностной ориентации подростков, юношей, девушек и формирования их Я-концепции (Е. П. Белин­ская, О.А.Тихомандрицкая).

В-п я т ы х, семья играет большую роль в овладении человеком нор­мами и стилем исполнения им семейных ролей. В частности, исследо­вания показывают, что выбор супруга/супруги и характер обще­ния в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношения­ми в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пе­режили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

Как показали исследования, индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого семейного опыта мужчины и переда­ется из поколения в поколение. Причем индивидуальные свойства отца (маскулинность, интеллект и даже теплота) влияют на раз­витие ребенка меньше, чем характер взаимоотношений между ними. К тому же позитивное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей (особенно), так и для отцов (И.С. Кон).

Усвоение норм и ценностей в семье в детстве идет, как прави­ло, на неосознанном уровне с помощью импринтинга (запечат-ления). Дети многими нитями связаны с миром взрослых, испы­тывают на себе его различные воздействия, вырабатывают неодно­значное отношение к этому миру в целом и к отдельным его пред­ставителям. Их общение с миром взрослых идет и тогда, когда они просто видят жизнь взрослых, слышат их разговоры между собой, наблюдают их взаимоотношения. И это оказывает, как правило, более сильное воздействие на детское восприятие мира, чем об­ращенные к ним слова взрослых. Это естественно, ибо восприя­тие мира всегда, а в детстве особенно, идет не только на рацио­нальном уровне, но и на эмоциональном.

Межличностные отношения с родителями оказывают огром­ное влияние на то, какие нормы и ценности усваиваются детьми, ибо, подкрепляя, поощряя определенное поведение ребенка, на­казывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедря­ют в его сознание определенную систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Кроме того, ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или несозна­тельно) на их пример, т.е. идентифицирует себя с ними.

В-ш е с т ы х, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самореализации.

Опросы, проведенные в России на протяжении 90-х гг. XX в., показали, что большинство респондентов — представителей раз­личных половозрастных и социальных слоев населения — счита­ют, что семья играет в их жизни основную роль. И это вполне объяснимо.

Если иметь в виду детей, то объяснение дает австрийский пе­дагог Г. Гмайнер (создатель нового типа воспитания — прибли­женного к семейному — в детских деревнях): «Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Мно­гое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности. Ребенок без этого чувства гибнет. У него в таком случае развиваются каче­ства, которые делают трудным, а иногда и совсем невозможным нахождение своего места в обществе».

Однако очень велико количество семей, в которых дети не чув­ствуют себя защищенными. В этих семьях ненормальные отноше­ния между родителями, атмосфера напряженная, отношения де­тей и родителей обострены и бестактны. О таких родителях можно услышать следующее: «...а мои совсем не принадлежат к хорошим. Отца нет...вернее, он есть и даже живет с нами в одной квартире, но он пьяница. А мама настолько издергана, что с ней уже невоз­можно разговаривать».

В таких семьях неизбежен конфликт между родителями и взрос­леющими детьми, конфликт открытый или скрытый, периоди­чески прорывающийся наружу. У подростков, юношей, девушек из таких семей могут сформироваться стойкая враждебность к ро­дителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

Влияние таких семей на детей достаточно пагубно. Антисоци­альная атмосфера в семье — причина многих случаев преступле­ний подростков. Литовский исследователь В.Кояла выявил, что доля трудных подростков в семьях, где процветают эгоизм, чер­ствость, грубость, в десять раз выше, чем в семьях, где отноше­ния были заботливыми, дружелюбными, уважительными. Влия­ние плохой семейной атмосферы далеко выходит за рамки школь­ного возраста. Оно проявляется и у зрелых людей: около полови­ны злоупотребляющих алкоголем имели в детстве пьянствующих родителей, что в четыре раза превышает этот показатель среди умеренно пьющих.

Функция социально-психологической поддержки в семье по отношению к ее взрослым членам тоже весьма важна. Это связано с тем, что, как заметил американский исследователь Ф.Масгрейв, в современном обществе, для которого характерны многообраз­ные безличные контакты, личность чувствовала бы себя одино­кой и неспособной удовлетворительно разрешать испытываемые ею трудности, если бы она была лишена прочной базы, от кото­рой она могла бы отправляться и куда могла бы возвращаться. Семья и представляет собой тот источник удовлетворения любви и интереса, необходимых для поддержания личности среди мно­гих кратких и временных контактов с внешним миром. Человек часто бывает не в состоянии справиться со своими психологиче­скими трудностями, если ему не удается поделиться ими в семье.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразли­чие или осуждение сказываются на социальных притязаниях че­ловека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жиз­ненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятель­ствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Цен­ности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она спо­собна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результат которой определяются ее объективны­ми характеристиками: составом, уровнем образования, соци­альным статусом, материальными и прочими условиями, ценно­стными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семейное воспитание

Что же касается воспитания в семье как относительно соци­ально контролируемой социализации детей, подростков, юношей и девушек, то его в состоянии осуществлять относительно не­большой процент российских семей (по различным данным — разброс очень велик — от 20% до 60 %).

Воспитание в семье как более или менее осмысленное действие происходит, главным образом, по отношению к детям. Но предпринимают попытки вос­питывать друг друга и супруги (особенно в первые годы семейной жизни), на которых, в свою очередь, нередко стремятся влиять их родители (свекрови, тещи, свекры, тести).

Ограничимся, однако, краткой характеристикой семейного воспитания детей как более или менее осознаваемых усилий по взращиванию детей, предпринимаемых старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответ­ствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким дол­жен быть и стать ребенок, подросток, юноша, девушка.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются соста­вом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблин-гов — братьев и/или сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, — бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой стороны (и главным образом) — такими характеристика­ми старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уро­вень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, цен­ностные ориентации, социальные установки, уровень притяза­ний и пр.

Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репе­титоров и домашних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образования стар­ших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориента­ции, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейно­го воспитания.

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя при­витие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; куль­туры общения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подго­товку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или до­полняться определенными духовно-ценностными составляющи­ми. Характер целей семейного воспитания не обязательно соот­ветствует общественно одобряемым установкам (в семье, напри­мер, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.).

Важнейшей характеристикой семьи является стиль воспита­ния в ней, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жестко­сти-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пре­секать их инициативу, жестко добиваться исполнения своих тре­бований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что мо­жет вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, кото­рые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие про­являют инициативу лишь в случае необходимости получить санк­цию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преиму­щественно или исключительно от старших к младшим.

Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны, может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к ре­шению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо про­водя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Дове­рие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основ­ными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержа­ние взаимодействия определяется не только старшими, но млад­шими, при этом принимаются во внимание их интересы и про­блемы. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от стар­ших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспита­нию самостоятельности, ответственности, активности, друже­любия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспита­ния в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реа-лизовывать разные стили воспитания (например, отец — более ав­торитарен, мать — демократична). Так, есть семьи, в которых мать стремится к эмоциональной близости с ребенком, взаимопонима­нию, сочувствию. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материаль­ные ресурсы, доход на каждого члена семьи, затраты на воспита­ние, продуманное питание, наличие у младших персональной тер­ритории в жилище (отдельной комнаты, «угла», своих стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удов­летворения различных интересов предметов (музыкальных инст­рументов; столярных, слесарных наборов; этюдников и пр.).

Домашний очаг

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во мно­гом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасно­сти, в качественных эмоциональных отношениях, в идентифика­ции с семейными ценностями. То есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого М.Хейдметса показа­ли, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою персональную территорию в жилище, т.е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это может быть не обязательно отдельная комната, но и угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным сто­лом, свое кресло перед телевизором и т.д. В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста 9—10 лет) не было в квартире «сво­его места», т.е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущий­ся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стимулирует стремление к взаимодействию.

Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедо-машней. Так, в 1998 г. 90 % россиян ежедневно ели домашний суп, в 70-е гг. процент был в два раза меньше. Однако вряд ли этот показатель свидетельствует об удвоении количества домашних очагов. Скорее — об ухудшении материального положения многих семей (суп в столовой стал слишком дорогим для многих).

Важно и то, о чем и как разговаривают члены семьи за столом, на кухне и пр. Например, один из опросов отечественных иссле­дователей показал, что, с точки зрения мужчин, в подавляющем большинстве счастливых семей дела и отношения супругов на ра­боте обсуждаются часто (40 %) или хотя бы иногда (32 %).

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью — шить, вязать, мастерить (а этим увлекаются в 60 % семей), читать, слу­шать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в других — фактичес­ки индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринима­ется таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи — закры­тая система, которую не обсуждают с посторонними и даже с род­ственниками, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотно­шений. А с другой — именно в доме принято встречаться с друзья­ми, родственниками, отмечать праздники с приглашением гостей.

В таких семьях обычно очень близкие, дружеские отношения между и родителями и их с детьми. Атмосфера этих семей наибо­лее благоприятна для развития ребенка, подростка, юноши, де­вушки, ибо родители имеют возможность не только быть в курсе его (ее) дел, многих мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни подростка, юноши, де­вушки, о которых в других семьях только подозревают. Как иллю­страцию приведем завершение одним юношей неоконченного предложения. «Хорошие родители — это...»: «Хорошие родители — это те, кто умеет поставить себя на место детей, кто предъявляет не только разумные, но и единые требования... кто всегда логи­чен — хорошая логика покоряет и "отпетых", кто ничего не име­ет против формулы В + К = Л, кто помнит все слова.., те, кто ходит в кино, читает книги, решается пусть даже в 40 лет занять­ся музыкой или иностранным языком; по уши влюблен в свою (любую) профессию, кто честно рассказывает о своем детстве, кто просто рассказывает о своем детстве, кто предпочитает круп­ный комфорт мелкому (т.е. пусть у сына будет один хороший сви­тер и одна самодельная лодка, чем десять хороших свитеров и ни одной лодки), кто понимает юмор, кто мечтает и вообще впадает в детство».

Именно в подобных семьях проявляется любопытная тенден­ция, когда сын или дочь — обычно уже в ранней юности, а иног­да и будучи подростками — играют роль своеобразных лидеров мнений по вопросам моды, современной музыки и т.д., к кото­рым с уважением прислушиваются родители. Но и сами растущие дети в таком случае весьма внимательно прислушиваются к мне­нию родителей по другим, значительно более существенным вопросам. Подростки, юноши и девушки, воспитывающиеся в таких семьях, обычно активны, независимы, дружелюбны.

В завершение характеристики семьи и домашнего очага приве­дем слова Бернарда Шоу: «Какой первый вопрос мы задаем чело­веку? Как его фамилия. А второй? По какому адресу он живет. Человек без имени — никто. Человек без адреса — бродяга. Что такое брак? У двоих людей одна фамилия и один адрес. Не такая фамилия, которую можно поменять, а такая, которая корнями уходит в глубь истории, записана в приходской метрической кни­ге и чудесным образом воскресает в каждом новом поколении; и не такой адрес, который можно поменять, а домашний очаг, не­поколебимо вросший в родную почву,...как единственная твер­дыня среди шатких опор, единственная звезда среди планет и ме­теоритов, единственно нерушимое и неизменное, что есть и пре­будет вовек. Врасти корнями необходимо; этим определяется ко­рень всего и все в корне».

 

Соседство и микросоциум

Определение понятий

Определить микросоциум не всегда просто. В сельских поселе­ниях, в поселках, в малых городах его границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. Но уже в средних и в более крупных городах определение границ микросоциума становится проблематичным.

Пространство микросоциума в городе можно ограничивать дво­ром (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп). Обычно именно микрорайон рассматривается как микросоциум.

В некоторой мере условно микросоциум — это конкретные сель­ские поселения, поселки и малые города, а в средних и более крупных городах — микрорайон.

Микросоциум — это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитатель­ные и контркультурные организации, а также различные неформаль­ные группы жителей.

В небольших сельских поселениях и поселках микросоциум и соседство практически совпадают. Но уже в крупных сельских по­селениях и по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.017 с.)