Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализирующие функции семьиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья — важнейший фактор социализа-ции человека. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Демографический параметр — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- и многодетная). Социально-культурный параметр — образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества. Социально-экономический параметр — имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе. Технико-гигиенический параметр — условия проживания, оборудованное^ жилища, особенности образа жизни. Социализация человека в семье осуществляется, главным образом, благодаря действию традиционного механизма, т.е. неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. Наиболее эффективно традиционный механизм социализации в семье действует по отношению к растущим детям. Американский писатель Т. Уайлдер писал: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случаев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, ч то их родители действительно любят, а что действительно презирают». Современные семьи различаются тем, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них традиционный механизм социализации. Обобщая, можно заметить, что есть семьи, в которых родители стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. Однако есть много других семей, в которых дети и подростки не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенное™, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и проститутки образовалась семья Джю-ков. К 30-м гг. XX в. среди более чем 2 тыс. их потомков насчитывалось 55 % бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа — эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях — родственникам, чаще — на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дома, много случаев убийств нежелательного младенца. Все это — проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве. Семья — важнейший фактор социализации и для взрослых и стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и отношения в семье, то, насколько она способна быть экологической нишей для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. В целом можно определить следующие функци и семьи в процессе социализации, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека. В о-п е р в ы х, семья обеспечивает (или нет) физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями. Так, когда мать отказывается забирать новорожденного, и он остается на попечении государства, ему обеспечивают полноценное кормление и уход. Но несмотря на это, младенец постоянно находится в заторможенном состоянии. Он вял, плохо ест, плохо прибавляет в весе, не реагирует на внешние раздражители. Если спустя месяц мать взяла ребенка домой, картина резко меняется. Ребенок становится подвижным, реагирует на внимание матери, позднее — на игрушки. Но бывает, что спустя несколько месяцев матери надоедает возня с ребенком, и он вновь попадает в детское учреждение. И вновь у него появляются те же признаки заторможенности. После третьего возвращения в детское учреждение или после сплошного трехмесячного «лишения любви» матери ребенок, впав в состояние эмоциональной пассивности, обычно из него уже не выходит. В его психике, в его эмоциональной сфере происходят изменения, которые уже нельзя полностью устранить. Это явление эмоциональной заторможенности у детей, отлученных от матери и помещенных в детское учреждение, еще в 20-е гг. XX в. отечественные психологи назвали «госпитализмом» (позднее появился термин «депривация»). Что становится причиной госпитализма? Резкий дефицит общения со взрослыми. В семье 75 % времени бодрствования младенец общается с людьми и активно играет; лишь 25 % этого времени приходится на пассивное слежение за окружающими и на бездействие. В детских учреждениях это соотношение почти обратное (Й.Лангмейер, 3. Матейчек). Почему же младенцу необходимы для нормального развития интенсивное общение со взрослыми, их ласки, слова, смысла которых он, казалось бы, не понимает? Очевидно потому, что он не остается пассивным объектом ласкового внимания. Эмоциональность отношения взрослого пробуждает в младенце ответные реакции. В ответ на эмоционально окрашенные обращения к ребенку у него развиваются соответствующие отклики, происходит первоначальное превращение природных задатков в человеческие способности — к эмоциональному контакту, к со-радованию и со-печалованию. По мнению известного американского психофизиолога Н.Миллера, дефицит родительского тепла в раннем детстве ведет не только к снижению интеллекта и аномалиям социального поведения, но и к повышению уязвимости, сильному нервному напряжению, агрессивности. Ретроспективное изучение 102 правонарушителей-рецидивистов в возрасте пятнадцати —восемнадцати лет, проведенное в одной из английских исправительных школ, показало, что тревога, возникшая в раннем детстве вследствие дефицита общения с родителями, предопределила их склонность отвечать асоциальным образом на последующие события в их жизни (П.Симонов). Некоторые данные свидетельствуют о том, что дефицит общения с родителями может стать одной из причин шизофрении у юношей и взрослых. Однако целая серия исследований привела ученых к выводу о том, что когда родительская любовь проявляется преувеличенным образом, когда с ребенка не спускают глаз, результат бывает тоже отрицательный. В этом случае у ребенка также не формируются механизмы, позволяющие осуществлять эмоциональный контакт. Нередко случается, что у такого ребенка, когда он вырастает, не складываются отношения с людьми. Появляются такие черты личности, как холодность чувств и эгоцентризм (К. Обуховский). Содержание, эмоциональная глубина общения с родителями, тот «обмен» эмоциями, который при этом происходит, влияют на то, как воспринимает ребенок все окружающее, на глубину и окрашенность его эмоций. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах влияние семьи на эмоциональное развитие человека остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола человека и его полоролевую социализацию. Половая идентичность включает в себя: осознание индивидом своей половой принадлежности; выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения; формирование соответствующих психосексуальных установок (интерес к другому полу и пр.). Межличностные отношения детей с родителями и родителей между собой играют кардинальную роль в процессе формирования психологического пола ребенка (особенно в первые три года жизни), ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола. Эти атрибуты содержат личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, а также различные установки и вкусы, поведенческие образцы, связанные с мужественностью или женственностью. Формирование полоролевых, или тендерных, различий у детей в семье объясняется по-разному. Можно ограничиться двумя вариантами из почти десятка, приводимых И.С.Коном. Первое объяснение. Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек — за послушание и заботливость. Поведение, не соответствующее тендерным ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой негативные санкции. Второе объяснение. Вследствие врожденных половых различий, проявляющихся уже в раннем детстве, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных половых различий, одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Иначе говоря, ребенок «формирует» родителей больше, чем они его, и реальный стиль социализации складывается только в ходе конкретного взаимодействия, причем как требования ребенка, так и эффективность родительского воздействия изначально неодинаковы для обоих полов. Ряд исследований показал, что в процессе полоролевой или тендерной социализации в семье очень важную роль играет отец, ибо именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делают полоролевую социализацию проблематичной. На последующих возрастных этапах на полоролевую социализацию влияет не только семья, но и другие факторы. Однако семья продолжает играть существенную роль в этом плане в подростковом и раннем юношеском возрастах, а затем от нее в большой мере зависит сексуальная самореализация человека. В-т р е т ь и х, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков, юношей и девушек к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательной уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Однако отсутствие семьи или низкий образовательный уровень родителей могут не иметь фатальных последствий для интеллектуального развития ребенка, если у него складываются тесные межличностные отношения с другими взрослыми, которые становятся для него субъективно значимыми. В подтверждение этого можно рассказать историю, которая произошла в 30-е гг. XX в. в одном из американских приютов, где воспитывались дети, отставшие в умственном развитии. У директора возникла необычная идея — поселить часть своих пяти-шестилетних воспитанников в находившийся неподалеку женский приют для умственно отсталых, обитательницам которого было от 14 до 70 лет. Женщины, жившие по нескольку человек в комнате, ничем не занятые, кроме дрязг, получили объект приложения своей энергии, времени, наконец, нерастраченного человеческого тепла. С момента пробуждения и до отхода ко сну дети были в центре их внимания: их обихаживали, им рассказывали сказки, с ними играли, разговаривали (так или иначе умственно отсталый взрослый обладает значительно большим запасом слов, знаний, чем умственно отсталый ребенок). Результаты были поразительны. В течение двух лет все малыши настолько продвинулись в развитии, что смогли пойти учиться в обычные школы. Эффект был столь ошеломляющим, что доклад директора детского приюта о проведенном им эксперименте имел самые неожиданные последствия. Заслушавший его ученый совет одного из высших учебных заведений счел все это шарлатанством и потребовал освободить экспериментатора от работы, что и было сделано. Однако на этом история не закончилась. Спустя примерно три десятилетия два журналиста случайно узнали о рассказанных здесь событиях. Они занялись «расследованием». Им удалось выяснить судьбу почти всех детей — как оставшихся в детском приюте, так и поселенных в приют для умственно отсталых женщин. Оказалось, что дети, чье воспитание продолжалось в детском приюте, так и остались умственно отсталыми. Они продолжали свое существование в соответствующих учреждениях, никто из них не получил нормального образования, большинство остались без профессии, никто не создал семьи. Совсем по-иному сложились судьбы детей, отданных на воспитание в приют для умственно отсталых женщин. Все они получили полное или незаконченное среднее образование, все приобрели профессию, большинство создали семью. Двое из них получили дипломы о высшем образовании — по грустной иронии судьбы, в том самом колледже, ученый совет которого в свое время признал шарлатаном директора приюта для умственно отсталых детей. Вот такая, почти рождественская, история, которая наводит на очень серьезные размышления о том, как следует эффективно выравнивать развитие детей. Интеллект человека в среднем связан с социальным положением родителей, но все-таки не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные условия развития. А есть такие, которые могут преодолеть неблагоприятные условия, благодаря а) усилиям родителей, которые ухитряются компенсировать ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за их низкого социального статуса; б) сами дети изменяют свой низкий социальный статус благодаря своим природным задаткам и личностным особенностям (М.С. Егорова). В четвертых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также определяющие его стиль жизни, направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Так, американский исследователь С.Любелл выявил, что треть опрошенных им студентов вообще не видели существенных мировоззренческих различий между собой и родителями. Свыше половины опрошенных сказали, что хотели бы дать своим будущим детям примерно такое же воспитание, какое получили они сами. Отечественные исследователи выявили, что в нестабильном российском обществе 90-х гг. XX в. росла роль семьи в восприятии и интерпретации подростками происходящих социальных изменений. Родительские представления и установки становились все более значимыми в ходе ценностной ориентации подростков, юношей, девушек и формирования их Я-концепции (Е. П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая). В-п я т ы х, семья играет большую роль в овладении человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей. В частности, исследования показывают, что выбор супруга/супруги и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь. Как показали исследования, индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого семейного опыта мужчины и передается из поколения в поколение. Причем индивидуальные свойства отца (маскулинность, интеллект и даже теплота) влияют на развитие ребенка меньше, чем характер взаимоотношений между ними. К тому же позитивное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей (особенно), так и для отцов (И.С. Кон). Усвоение норм и ценностей в семье в детстве идет, как правило, на неосознанном уровне с помощью импринтинга (запечат-ления). Дети многими нитями связаны с миром взрослых, испытывают на себе его различные воздействия, вырабатывают неоднозначное отношение к этому миру в целом и к отдельным его представителям. Их общение с миром взрослых идет и тогда, когда они просто видят жизнь взрослых, слышат их разговоры между собой, наблюдают их взаимоотношения. И это оказывает, как правило, более сильное воздействие на детское восприятие мира, чем обращенные к ним слова взрослых. Это естественно, ибо восприятие мира всегда, а в детстве особенно, идет не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном. Межличностные отношения с родителями оказывают огромное влияние на то, какие нормы и ценности усваиваются детьми, ибо, подкрепляя, поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Кроме того, ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или несознательно) на их пример, т.е. идентифицирует себя с ними. В-ш е с т ы х, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценки, уровень его самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самореализации. Опросы, проведенные в России на протяжении 90-х гг. XX в., показали, что большинство респондентов — представителей различных половозрастных и социальных слоев населения — считают, что семья играет в их жизни основную роль. И это вполне объяснимо. Если иметь в виду детей, то объяснение дает австрийский педагог Г. Гмайнер (создатель нового типа воспитания — приближенного к семейному — в детских деревнях): «Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности. Ребенок без этого чувства гибнет. У него в таком случае развиваются качества, которые делают трудным, а иногда и совсем невозможным нахождение своего места в обществе». Однако очень велико количество семей, в которых дети не чувствуют себя защищенными. В этих семьях ненормальные отношения между родителями, атмосфера напряженная, отношения детей и родителей обострены и бестактны. О таких родителях можно услышать следующее: «...а мои совсем не принадлежат к хорошим. Отца нет...вернее, он есть и даже живет с нами в одной квартире, но он пьяница. А мама настолько издергана, что с ней уже невозможно разговаривать». В таких семьях неизбежен конфликт между родителями и взрослеющими детьми, конфликт открытый или скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков, юношей, девушек из таких семей могут сформироваться стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Влияние таких семей на детей достаточно пагубно. Антисоциальная атмосфера в семье — причина многих случаев преступлений подростков. Литовский исследователь В.Кояла выявил, что доля трудных подростков в семьях, где процветают эгоизм, черствость, грубость, в десять раз выше, чем в семьях, где отношения были заботливыми, дружелюбными, уважительными. Влияние плохой семейной атмосферы далеко выходит за рамки школьного возраста. Оно проявляется и у зрелых людей: около половины злоупотребляющих алкоголем имели в детстве пьянствующих родителей, что в четыре раза превышает этот показатель среди умеренно пьющих. Функция социально-психологической поддержки в семье по отношению к ее взрослым членам тоже весьма важна. Это связано с тем, что, как заметил американский исследователь Ф.Масгрейв, в современном обществе, для которого характерны многообразные безличные контакты, личность чувствовала бы себя одинокой и неспособной удовлетворительно разрешать испытываемые ею трудности, если бы она была лишена прочной базы, от которой она могла бы отправляться и куда могла бы возвращаться. Семья и представляет собой тот источник удовлетворения любви и интереса, необходимых для поддержания личности среди многих кратких и временных контактов с внешним миром. Человек часто бывает не в состоянии справиться со своими психологическими трудностями, если ему не удается поделиться ими в семье. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она способна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов. Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результат которой определяются ее объективными характеристиками: составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными и прочими условиями, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семейное воспитание Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации детей, подростков, юношей и девушек, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным — разброс очень велик — от 20% до 60 %). Воспитание в семье как более или менее осмысленное действие происходит, главным образом, по отношению к детям. Но предпринимают попытки воспитывать друг друга и супруги (особенно в первые годы семейной жизни), на которых, в свою очередь, нередко стремятся влиять их родители (свекрови, тещи, свекры, тести). Ограничимся, однако, краткой характеристикой семейного воспитания детей как более или менее осознаваемых усилий по взращиванию детей, предпринимаемых старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша, девушка. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблин-гов — братьев и/или сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, — бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой стороны (и главным образом) — такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров. Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного воспитания. Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности. По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.). Важнейшей характеристикой семьи является стиль воспитания в ней, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов. Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться исполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны, может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но младшими, при этом принимаются во внимание их интересы и проблемы. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реа-лизовывать разные стили воспитания (например, отец — более авторитарен, мать — демократична). Так, есть семьи, в которых мать стремится к эмоциональной близости с ребенком, взаимопониманию, сочувствию. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям). Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы, доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», своих стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных наборов; этюдников и пр.). Домашний очаг Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями. То есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят. Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств. Так, исследования эстонского ученого М.Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою персональную территорию в жилище, т.е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это может быть не обязательно отдельная комната, но и угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, свое кресло перед телевизором и т.д. В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста 9—10 лет) не было в квартире «своего места», т.е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стимулирует стремление к взаимодействию. Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедо-машней. Так, в 1998 г. 90 % россиян ежедневно ели домашний суп, в 70-е гг. процент был в два раза меньше. Однако вряд ли этот показатель свидетельствует об удвоении количества домашних очагов. Скорее — об ухудшении материального положения многих семей (суп в столовой стал слишком дорогим для многих). Важно и то, о чем и как разговаривают члены семьи за столом, на кухне и пр. Например, один из опросов отечественных исследователей показал, что, с точки зрения мужчин, в подавляющем большинстве счастливых семей дела и отношения супругов на работе обсуждаются часто (40 %) или хотя бы иногда (32 %). Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью — шить, вязать, мастерить (а этим увлекаются в 60 % семей), читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в других — фактически индивидуальный. Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи — закрытая система, которую не обсуждают с посторонними и даже с родственниками, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой — именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать праздники с приглашением гостей. В таких семьях обычно очень близкие, дружеские отношения между и родителями и их с детьми. Атмосфера этих семей наиболее благоприятна для развития ребенка, подростка, юноши, девушки, ибо родители имеют возможность не только быть в курсе его (ее) дел, многих мыслей и переживаний, но и оказывать действенное влияние в тех сферах жизни подростка, юноши, девушки, о которых в других семьях только подозревают. Как иллюстрацию приведем завершение одним юношей неоконченного предложения. «Хорошие родители — это...»: «Хорошие родители — это те, кто умеет поставить себя на место детей, кто предъявляет не только разумные, но и единые требования... кто всегда логичен — хорошая логика покоряет и "отпетых", кто ничего не имеет против формулы В + К = Л, кто помнит все слова.., те, кто ходит в кино, читает книги, решается пусть даже в 40 лет заняться музыкой или иностранным языком; по уши влюблен в свою (любую) профессию, кто честно рассказывает о своем детстве, кто просто рассказывает о своем детстве, кто предпочитает крупный комфорт мелкому (т.е. пусть у сына будет один хороший свитер и одна самодельная лодка, чем десять хороших свитеров и ни одной лодки), кто понимает юмор, кто мечтает и вообще впадает в детство». Именно в подобных семьях проявляется любопытная тенденция, когда сын или дочь — обычно уже в ранней юности, а иногда и будучи подростками — играют роль своеобразных лидеров мнений по вопросам моды, современной музыки и т.д., к которым с уважением прислушиваются родители. Но и сами растущие дети в таком случае весьма внимательно прислушиваются к мнению родителей по другим, значительно более существенным вопросам. Подростки, юноши и девушки, воспитывающиеся в таких семьях, обычно активны, независимы, дружелюбны. В завершение характеристики семьи и домашнего очага приведем слова Бернарда Шоу: «Какой первый вопрос мы задаем человеку? Как его фамилия. А второй? По какому адресу он живет. Человек без имени — никто. Человек без адреса — бродяга. Что такое брак? У двоих людей одна фамилия и один адрес. Не такая фамилия, которую можно поменять, а такая, которая корнями уходит в глубь истории, записана в приходской метрической книге и чудесным образом воскресает в каждом новом поколении; и не такой адрес, который можно поменять, а домашний очаг, непоколебимо вросший в родную почву,...как единственная твердыня среди шатких опор, единственная звезда среди планет и метеоритов, единственно нерушимое и неизменное, что есть и пребудет вовек. Врасти корнями необходимо; этим определяется корень всего и все в корне».
Соседство и микросоциум Определение понятий Определить микросоциум не всегда просто. В сельских поселениях, в поселках, в малых городах его границы, как правило, совпадают с границами конкретного поселения. Но уже в средних и в более крупных городах определение границ микросоциума становится проблематичным. Пространство микросоциума в городе можно ограничивать двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп). Обычно именно микрорайон рассматривается как микросоциум. В некоторой мере условно микросоциум — это конкретные сельские поселения, поселки и малые города, а в средних и более крупных городах — микрорайон. Микросоциум — это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей. В небольших сельских поселениях и поселках микросоциум и соседство практически совпадают. Но уже в крупных сельских поселениях и по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.017 с.) |