Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциация условий социализацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социализация человека сегодня происходит под влиянием как названных выше,так и других мировых, планетарных процессов — экологических, демографических, экономических, военно-политических. Можно констатировать существенную дифференциацию условий социализации в различных частях планеты, в богатых и бедных странах. Об этом свидетельствуют такие данные. Разрыв в доходах самых богатых стран (20 % населения Земли) и самых бедных стран (20% населения Земли) постоянно увеличивается: если в 1820 г. соотношение их доходов было 3: 1, то уже к концу XIX столетия в 1870 г. оно стало 11: 1. В XX в. разрыв стал неустранимым, составив в 1960 г. соотношение 30:1, а в 1997 г. 74: 1 (т.е. увеличился почти в полтора раза всего лишь за неполные 40 лет). Велик разрыв между богатыми и бедными практически во всех странах. Так, в России доходы 20 % богатых и 20 % бедных соотносятся как 11: 1 (а в Москве 47: 1). В глобальном мире, созданном информационной революцией, реальной силой стали не природные ресурсы и традиционные факторы производства в виде основных фондов и земли, а знания, информационные технологии, продукция с огромной куль-Iурно-информационнойсоставляющей. В целом современный мир распался на несколько зон, разделенных их временной приближенностью к «Будущему» (А. В.Усе). Развитые страны — футурозоны — те, что формируют образ будущего, определяют ценность информации и технологические способы ее создания и распространения, претендуют на роль образца для всего мира, образца «правильного» и «разумного» устройства общественной жизни. Прежде всего это Северная Амери-II, Западная Европа, Япония. Они, как гигантские пылесосы, имсасывают богатства всего мира, меняя их на «виртуальную ценность» знания. Зона копиистов, в которую входят страны и регионы, копирующие знание, созданное в футурозонах, технологически воплощающие это знание в материальные продукты. Не «копиисты» ' оздают технологии, основанные на передовом знании, но они исгко их воспринимают и транслируют, выступая тем самым «рабочими руками» и торговыми представителями футурозоны. Япония, Южная Корея, другие «восточные драконы», в Европе — IК пания и Италия, в Азии — Турция после Второй мировой войны продемонстрировали готовность воспринять и приспособить к своим нуждам западные ценности и систему управления. Часть них стран, прежде всего — Япония, выросли до такой степени, что сами стали образом Будущего для других стран и частью футу-роюны в глобальном мире. Зона источников сырьевых ресурсов. Во входящих в нее странах сконцентрированы сырьевые ресурсы, которые используются в современной глобальной экономике. Еще в 1970-е гг. казалось, что именно сырьевые доноры будут определять контуры будущего мира и, уж во всяком случае, будущее экономическое устройство планеты в силу грядущего тотального дефицита этих самых сырьевых ресурсов. Но 1980-е гг., а особенно 1990-е показали, что позволяя продуктивно использовать то или иное сырье, технология и конечном итоге определяет, что вообще должно считаться естественными ресурсами в мире. Поэтому за небольшим исключением стоимость природных ресурсов в современном обществе уже более десятилетия не растет либо растет темпами, гораздо меньшими, чем цены знаний и технологий. Зона источников сырьевых регурсов в своем экономическом, технологическом, а в конечном счете, и культурно-политическом развитии зависима от создающей технологии и образа конечного продукта футурозоны. Зоны отчуждения, которые представляют собой либо изоляци-"шктские сообщества, пытающиеся сформировать собственную систему ценностей и целей, отличную от системы ценностей и целей глобального общества, либо деморализованные и «отсталые» сообщества, не способные создать что-либо. Эти сообщества не представляют ценности для современного мира и поэтому вынуждены замыкаться внутри собственных границ, существенно не влияя на мировые экономические, политические и культурные процессы. К этим зонам можно отнести многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. Если образно современный мир можно представить в виде деревни, в которой обитает всего 100 человек, то становится наглядно видно, какие мы, земляне, кого среди нас больше, а кого меньше. Из этой сотни деревенских жителей 57 были бы азиатами, 21 — европейцами, 14 — выходцами из Восточного полушария и 8 — африканцами. Среди них было бы 52 мужчины и 48 женщин, 89 гетеросексуалов и 11 гомосексуалов, 30 были бы христианами и 70 — представителями других религий. Больше половины богатства деревни принадлежало бы 6 ее обитателям, и все они по национальности были бы американцами. 70 жителей деревни не умели бы читать, а 50 страдали бы от недоедания. Всего лишь один из 100 получил бы образование в колледже, а у другого был бы единственный в деревне компьютер. Автор английской газеты, придумавший этот образ, делает неутешительный вывод: что ни говори, а статистика — упрямая вещь, и даже жестокая. Выходит, большую часть жителей нашей планеты счастливыми не назовешь. Неравномерность развития стран, входящих в названные выше зоны, определяет объективные условия социализации их жителей от младенчества до старости. Эти условия оказываются весьма различными, ибо в зависимости от того, к какой зоне можно отнести ту или иную страну, находится не только величина валового национального продукта (т.е. ее богатства), но и его распределение между сферами производства, потребления и накопления. Когда же речь идет об условиях социализации жителей страны, то наиболее явно на них влияет то, какая часть национального богатства затрачивается на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт и т.п. Существует такое понятие «золотой миллиард». Это население благополучных стран. И это население практически не увеличивается. Раньше «золотой миллиард» окружало два миллиарда остальных жителей Земли. Потом их стало три, четыре, пять миллиардов. И сейчас на одного жителя развитых стран приходится пять жителей бедных и с большим трудом развивающихся стран. А если иметь в виду только подрастающие поколения до 20 лет, то уже семь на одного. Соотношение критическое (А. Вишневский). В целом, по некоторым прогнозам, разрыв между развивающимися и развитыми странами имеет тенденцию к увеличению. Это связано с тем, что в развитых странах Европы, США и Тихоокеанского кольца ожидается глобальный экономический бум, ренессанс в искусстве, глобализация стилей жизни, религиозное возрождение, триумф индивидуальности и тому подобные процессы. Для нас вопрос состоит в том, в какой мере Россия сможет и захочет идти в ногу с этими странами. Примеры глобального влияния на социализацию В ходе исторического развития населенияЗемли различные условия, складывавшиеся в различных частях планеты, определяли некоторые существенные особенности их жителей. Естественно, что длительное время это влияние зависело от природно-климатических условий, приспособление к которым привело, в частности, к различиям в цвете кожи различных народов. Так, исследования американского ученого Луки Кавалли-Сфор-сы проливают некоторый свет на происхождение светлокожих европейцев, которые заселили наш континент всего 35 тысяч лет назад. Цвет кожи у них, по мнению ученого, стал светлым под влиянием пигмента и недостатка витамина Д. Только бледная кожа способна была пропускать ультрафиолетовые лучи так глубоко что они помогали организму вырабатывать этот витамин. Другой пример. Весьма существенные различия во всех условиях развития человека на Азиатском и Европейском континентах дали в результате некоторые различия на психофизиологическом уровне. Так, у японцев и корейцев во многих видах деятельности правое и левое полушария головного мозга активны одинаково или доминирует правое, тогда как у европейцев и американцев те же виды работы связаны с четким доминированием левого полушария. Ученые объясняют это стратегиями переработки информации, исторически сложившимися в культурах западного и незападного типов, формировавшихся в существенно различных условиях, начиная с природно-климатических. В последнее столетие влияние планетарно-мировых глобальных процессов на жизнь жителей Земли, особенно в более развитых странах, стало довольно значительным и разнопланным. Можно привести примеры как опосредствованного, так и относительно прямого влияния. Опосредствованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию проявляется в различных планах. Так, хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других — меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране. Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что мир как планетарное сообщество может прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара (если, конечно, у него есть доступ к СМК). Тем самым раздвинулись границы действительности, которую он может познать. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии человеком жизни, существенное обогащение его потенциальных возможностей, расширение социокультурных представлений. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей и девушек в модернизированных обществах могут формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными. СМК влияют на большие группы населения планеты, транслируя образцы моды, унифицирующие в той или иной степени и музыкальные пристрастия, и силуэты костюма, и модели причесок, и в большей или меньшей степени стиль жизни того или иного возрастного, социального, профессионального слоя, к которым принадлежат люди, живущие в разных странах и на различных континентах. Особо можно отметить такое специфическое явление, как рост доли голливудской кинопродукции в мировом кинопрокате. В 1996 г. американское кино занимало около 70 % кинорынка Европы, 83 % — Латинской Америки, 50 % — Японии, приблизительно до 70 % кинорынка России. В 2003 г. премьера голливудской картины «Матрица: Революция» прошла одновременно в пятидесяти странах. Естественно, что потребление американской кинопродукции влияет не только на проведение досуга зрителей, но и в той или иной мере формирует их представления, внутренний мир, дает им образцы поведенческих сценариев, т.е. происходит некоторая глобализация отдельных сторон жизни или ее восприятия, или отношения к ней больших групп населения Земли. Дифференциация условий социализации весьма выпукло отражается в том, в какой степени население тех или иных стран приобщено к такому важному человеческому изобретению, как 1п1егпе1. В 1998 г. в развитых странах, в которых живет всего 15 % населения Земли, проживало 88 % пользователей этой всемирной «паутины» (только в США и Канаде — более 50 %). А в Южной Азии (20 % мирового населения) — менее одного процента. Учитывая роль Интернета в социализации современного человека (о чем речь пойдет в дальнейшем), можно считать, что эффективность социализации выше в развитых странах, а жители бедных и развивающихся стран социализируются в заведомо дефицитных информационных условиях. Осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле — другой пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков, юношей и девушек в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если не дополняется ориентацией на перспективу). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80 —90-х гг. XX в. В 90-е гг. XX в. появилось (а точнее возродилось) новое весьма страшное явление — терроризм, который к концу XX в. приобрел международный характер. Он стал одним из глобальных факторов социализации, породив страх и, порой, отчаяние у одних жителей охваченных террором стран; определив жизненный путь других — преимущественно молодых людей, — для которых терроризм стал образом жизни (пусть, как правило, недолгой), и оказав серьезное влияние на ценностные представления и поведенческие установки третьих. Терроризм — лишь одно из проявлений роста преступности в мире и ее глобализации. Ежегодно в мире регистрируется до 500 млн преступлений, реальная преступность по меньшей мере вдвое выше, а во многих странах, в том числе и в России — вчетверо и впятеро. При всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост в соотношении с численностью населения. Имеются серьезные основания считать, что за последнюю четверть века преступность в мире в расчете на население возросла примерно в 5 раз (самая низкая преступность — В странах с тоталитарными режимами — фашистскими, религиозно-фундаменталистскими, коммунистическими и т.п., которые борются с преступностью ее же методами). Основные субъекты преступлений — мужчины, особенно молодые. Вместе с тем давно нарастает процесс феминизации преступности (В. В.Лунеев). В ситуации тотальной бедности в одних странах и существенного разрыва в уровне жизни различных слоев населения — в других, глобализация преступности (не только ее количественный рост, но и унификация характеристик — рост организованности, вооруженности, защищенности от правоохранительных структур, интернационализации и транснационализации) ведет к вовлечению в ее ряды все большего количества людей разного пола, возраста, уровня достатка и образованности (об этом подробнее будет идти речь в разделе о контркультурных организациях). Глобализация как феномен конца XX в. породила другой феномен — движение антиглобалистов, объединившее в своих рядах довольно разношерстные группы (от кришнаитов до оголтелых праворадикалов и леворадикалов). Количественный рост этого движения позволяет считать, что это еще один пример влияния глобальных процессов на социализацию жителей разных стран (и в этом случае в первую очередь молодежи). В целом влияние глобальных процессов на социализацию изучено явно недостаточно, но их возрастающая роль вряд ли может вызывать сомнения. *** Характеристика мегафакторов социализации позволяет осознать императив нашего времени, сформулированный французским социологом Э. Морином: «В XIX веке гражданин Вселенной был человеком без корней. Сегодня корни — это сама Земля, на которой мы рождены. Помимо долгов сообществу, в котором рождается человек, население мира объединено общей судьбой».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.106.207 (0.011 с.) |